Home page | Каталоги и базы данных

6. БИБЛИОТЕЧНОЕ, СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ
И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Общие вопросы библиотечного, справочно-информационного и библиографического обслуживания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

577. Золотарева В.И. Проблемы библиотечно-информационного обеспечения учебного процесса и научной деятельности на базе локальной вычислительной сети библиотеки МИФИ // Унив. кн. — 1997. — № 6. — С. 22—25: табл.

Анализируется опыт внедрения в библиотеке сетевой технологии и обеспечения доступа к удаленным информационным ресурсам. Рассказывается о предоставлении библиотечных ресурсов по институтской сети. Сообщается об опыте работы электронного читального зала на уровне современных информационных технологий.

 

Использование режима теледоступа

578. Веселаго В.Г. Internet как новый элемент культуры // Межотрасл. информ. служба. — 1997. — № 4. — С. 7—14.

Рассматриваются проблемы использования Internet. Приводятся доводы сторонников и противников передаваемой при помощи Internet информации. Перечисляются основные виды услуг, предоставляемых пользователям Internet. Затрагиваются проблемы охраны авторских прав.

579. Глушановский А.В., Каленов Н.Е., Пронина И.Б. Реальный Internet (Опыт БЕН РАН) // Межотрасл. информ. служба. — 1997. — № 4. — С. 18—20.

Перечисляются основные направления информационного обслуживания российских ученых при помощи Internet. Рассказывается о специфических особенностях получения информации через Internet.

580. Ионан Ю., Кельнер А. Когда мало денег? // Б-ка. — 1998. — № 2. — С. 78—79.

Описывается опыт работы по созданию и использованию электронного каталога. Подчеркивается необходимость создания региональных компьютерных сетей на основе единого формата. Рассматриваются основные этапы осуществления этого проекта.

581. Пученков О.В. Значение компьютерной сети Internet для интеграции российских ученых в мировое научное сообщество // Межотрасл. информ. служба. — 1997. — № 4. — С. 14—18.

Сообщается об опыте работы российских ученых в Internet. Подчеркивается необходимость перехода к использованию новейших технологий. Дается перечень информационных ресурсов российской науки, представленный в Internet.

582. Цыганков В. Технологии должны быть под контролем // Б-ка. — 1998. — № 2. — С. 49—50.

Говорится о необходимости планирования и координации в области автоматизации и внедрения новых технологий обслуживания читателей. Рассматривается локальная сеть областной библиотеки. Делается вывод о необходимости координации работы библиотек различного уровня подчиненности.

583. Internet шаг за шагом: Мультимедийн. обучающая программа. — СПб.: Питер, 1997. — 128 с.: ил. — ISBN 5—88782—125—6.

Предлагается учебный комплект, включающий CD-ROM и on-line поддержку. Предназначен для обучения пользователей Internet в целях получения практических навыков в работе — от выбора компьютера и способа подключения до поиска информации и создания собственной Web-страницы. Особое внимание уделяется вопросам, актуальным для российских пользователей Internet. На CD-ROM представлено программное обеспечение для просмотра и создания Web-страниц и гипертекстовый справочник по информационным ресурсам Internet.

См. также № 506, 507, 514—517, 534, 577.

 

Информационные потребности и запросы. Потребители информации

584. Скобелева Л.В. Изменение состава читателей ГПНТБ СО РАН в новых социально-экономических условиях // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 14—22. — Библиогр.: с. 22 (5 назв.).

На примере ГПНТБ Сибирского отделения рассматривается роль и место библиотеки в сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Определены основные направления поиска путей для разработки концепции обслуживания читателей в меняющейся системе общественных отношений.

585. Струкова Н.Л. Моделирование информационных потребностей предпринимателей // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 204—220. — Прил.: с. 211—220. Библиогр.: с. 220 (12 назв.).

Исследуется методика выявления и моделирования информационных потребностей (ИП) предпринимателей, доступная для использования библиотечными службами, которые в качестве приоритетного направления выбирают информационное обслуживание предпринимателей.

586. Федотова О.А. Читатели вузовской библиотеки: реалии и перспективы // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 77—86. — Библиогр.: с. 85—86 (7 назв.).

Приведены результаты исследования по проблемам вузовских библиотек.

Освещаются мероприятия по созданию системы информационного обеспечения как учебного, так и научно-исследовательского процесса.

См. также № 489, 516, 541, 587, 589, 590, 594.

 

Библиотечное обслуживание

587. Воронова М.А. Информационные издания в динамике потребностей научных работников: на примере библиотеки ИТПМ СО РАН
// Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 64—69: табл. — Библиогр.: с. 69 (2 назв.).

Приведены результаты исследований, в которых изучается как читательский спрос на библиотечно-информационные услуги, так и библиографическая продукция библиотек в переходный период, когда наблюдается кризис в информационной политике и технологии. Выделены три основные типа информационных потребностей. Предлагаются пути преодоления создавшейся ситуации.

588. Йохансен К.Г. Качество в сфере библиотечно-информационного обслуживания // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 150—156. — Библиогр.: с. 156 (8 назв.).

Обсуждается проблема качества в сфере библиотечно-информационного обслуживания. Дается объяснение серии ИСО «качество». Приведены сведения о стандартах: ИСО 9001, 9002, 9003, которые относятся к предприятиям всех типов, производящих материальный продукт и производящих нематериальные услуги, в форме совета, информации и т.п.

589. Лаптева Г.М. Гуманитаризация образования и возросшие потребности в изданиях общественной тематики // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 22—28. — Библиогр.: с. 28 (4 назв.).

Обоснована необходимость гуманитаризации технического образования. Отражена роль библиотеки, являющейся основным источником, обеспечивающим информационные потребности учебного процесса, научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения.

590. Яблочкина И.Р. Влияние факторов внешней среды на обслуживание специалистов технического профиля // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 50—64: табл. — Библиогр.: с. 64 (10 назв.).

Анализ существующих реалий свидетельствует сокращение занятости в сфере научной деятельности, ухудшение состояния материально-технической базы научных исследований. В связи с этим сократилось число специалистов технического профиля, обращающихся в библиотеку с научной целью. Приводится сопоставительный анализ основных показателей читального зала технических наук за последние 5 лет (1991—1995 гг.). Предложен обширный фактический материал, отражающий репертуар и количество выпускаемых изданий, указаны причины, породившие данную ситуацию. Показано удручающее положение с использованием иностранных источников. Определены основные задачи выхода из этого «пике» на ближайшую перспективу.

См. также № 497, 535, 539, 543, 550, 592.

 

Справочно-информационное обслуживание

591. Артамонов Г.Т. От информационного обслуживания к управлению информацией // Межотрасл. информ. служба. — 1997. — Вып. 1—2. — С. 3—7.

Обсуждаются проблемы управления информацией и технологиями информационного производства. Констатируется факт отставания отечественной индустрии средств информационного производства. Приводятся закономерности информационного производства, необходимые при организации управления любым информационным процессом. Доказывается необходимость формирования качественного управления информацией как в органах государственной власти России, так и на межведомственном уровне.

592. Карулева Т.В. Система информационно-библиотечного обслуживания специалистов исторической науки // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 70—77. — Библиогр.: с. 77 (3 назв.).

Анализируется система информационно-библиотечного обеспечения историков-исследователей.

593. Михайлов В.А. О совершенствовании информационного обеспечения деятельности по охране промышленной собственности с учетом территориальных особенностей использования патентно-информационных ресурсов регионов Российской Федерации // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 236—261: табл. — Прил.: с. 259—261.

Определены направления по осуществлению формирования единого патентно-информационного пространства. Представлены четыре типа влияния на производство и распространение патентной информации или информационных услуг. Рассмотрены возможности Центра «Информпатент». Разработаны методические рекомендации по комплектованию фондов патентной документации с применением современных систем коммуникационных связей и перспективных носителей информации. Считается необходимым продолжить исследование и провести анализ изобретательской активности с целью выявления их реальных информационных потребностей.

594. Струкова Н.Л. К вопросу о ресурсном обеспечении информационных потребностей бизнеса // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 221—231: табл. — Библиогр.: с. 230—231 (9 назв.).

Проанализирована тематическая структура и некоторые качественные и количественные характеристики информационных продуктов и услуг, предлагаемых на рынке электронных БД.

См. также № 521, 534, 547, 553, 566, 568, 585, 588.

 

Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание

595. Кукарцева Р.М. Классификация и учет справочно-библиографического обслуживания в научной библиотеке // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 86—95. — Библиогр.: с. 95 (11 назв.).

Показана роль справочно-библиографического обслуживания как хранилища знаний и информации, структуры, обеспечивающей доступ к ним. Анализируется организация учета библиографических запросов специалистов и качество выполненных справок.

 

Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

См. № 597.

 

Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

596. Арутюнов В.В. Психологические аспекты рекламы геологической научно-технической продукции // Науч.-техн. информ. Сер. 1. — 1997. — № 11. — С. 21—23. — Библиогр.: с. 23 (2 назв.).

Рассматривается влияние рекламы на формирование спроса и стимулирование сбыта товара, включая научно-техническую продукцию. Описываются основные задачи, решаемые ею, и этапы реализации рекламной кампании. Отмечаются психологические особенности рекламы геологической научно-технической продукции.

597. Заводовская В.Я. Организация рекламной деятельности в научной библиотеке // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 120—133: табл. — Библиогр.: с. 133 (9 назв.).

Приведена специфика библиотечной рекламы, ее определение и задачи.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России