Home page | Каталоги и базы данных |
6. БИБЛИОТЕЧНОЕ,
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ Общие вопросы библиотечного, справочно-информационного и библиографического обслуживания ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Использование режима теледоступа 306. Архипская О.И., Ярошенко Т.А. Библиотечный Web-site: шаг за шагом // Там же. – С. 502–503. Говорится о проблемах создания Web-страниц в Интернете в библиотеках Украины. 307. Бахмин А.В. Создание библиотечного Web-узла // Там же. – С. 500–501. Рассказывается о возможности создания библиотекой своего Web-узла. Какого рода информация о библиотеке должна быть представлена в Интернет на первых порах. Каким образом эту информацию нужно подготовить к публикации в Интернет: рассказ о языке разметки HTML и браузере Netscape Navigator Gold 3.9. Демонстрация возможностей Netscape Navigator как HTML редактора. Необходимость баланса между количеством полезной информации и сопутствующим дизайном. Варианты кодировок русских букв в Интернет и проблемы, связанные с перекодировкой. Выбор сервера для публикации Web-страниц и их рекламирование в поисковых системах Интернет и на других серверах. Дальнейшее развитие библиотечного Web-узла-списки обмена, каталоги, виртуальные выставки, электронные издания и пр. Анализ посещаемости Web-узла. Рассматривается путь становления телекоммуникационной системы, начиная от первого пункта теледоступа до организованной структуры Хост-центра и доступа в сеть Интернет ученых института. Описываются концептуальные принципы системы, особенности технического решения, топологии, основные компоненты (телефонная линия, недорогие модемы и т.д.). Подчеркивается оригинальность данного решения и своевременность создания системы, позволившей при минимальных средствах решить актуальные проблемы научной коммуникации, обеспечить ученых дальнего региона информационными ресурсами с учетом международного опыта (на примере сотрудничества ТОИ ДВО РАН с Middlesex University, Лондон). Характеризуется современное состояние компьютерных библиотечно-библиографических ресурсов Украины в Интернет, показаны основные черты развития украинских Web-серверов. Анализируется проблема формирования кадрового состава электронных библиотек современного уровня, способных эффективно работать с мировыми информационными ресурсами и услугами Интернет. 310. Панков А.Б. Библиотечно-информационный сервер Интернет – проблемы реализации // Там же. – С. 496–497. Рассмотрены основные проблемы построения библиотечно-информационного сервера Интернет. Уделено внимание проблемам множественности кодировок кириллической информации, выбору программно-аппаратного обеспечения библиотечно-информационного сервера Интернет. 311. Степанов В.К. Поисковые системы Internet: эволюция и перспективы // Там же. – С. 497–499. Анализ наиболее известных поисковых серверов (сетевого поиска), таких как: WWW Worm, WebCrawler, Lycos, Harvest, Galaxy, Jahoo!, а также новых Alta Vista, HotBot, UltraSeek, OpenText, Excite, Magellan, Meta Crawler. Детально рассматриваются тенденции эволюции поисковых средств Internet. См. также № 236, 238, 242, 297, 299, 302.
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации На основе проекта создания сети российских информационно-библиотечных и аналитических центров за рубежом сформулированы обобщающие задачи организации управления дистанционным обучением пользователей библиотек в системе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ГПНТБ России. Обсуждаются проблемы и современное состояние обучения пользователей в ГПНТБ России, в связи с активным ростом новых компьютерных технологий. Среди рассматриваемых вопросов: обслуживание в сети Интернет, создание специальной сетевой системы для обслуживания дисками CD-ROM, использование баз данных системы First-Search. В целях оптимальной организации доступа к информационным ресурсам Белорусская сельскохозяйственная библиотека сформировала систему обучения своих пользователей, которая предусматривает семинары, учебные курсы, индивидуальные консультации.
Библиотечное обслуживание Рассмотрены проблемы эффективности обслуживания «бизнес-информацией» на электронных носителях в Кабинете деловой информации при ГПНТБ России. Обращено внимание на проблемы обслуживания пользователей «бизнес-информацией» с помощью современных компьютерных баз данных. Также рассмотрены проблемы классификации этих систем. Статья содержит интересные материалы, описывающие практику работы с различными справочно-информационными и нормативно-правовыми системами, которые функционируют в КДИ. Рассказывается о новых направлениях в библиотечном обслуживании Национальной Библиотеки Грузии. Новым является создание кабинета правовой и бизнес-информации, а также переориентация читального зала технической литературы, спецвидов литературы и отдела информации по технике, медицине и сельскому хозяйству на обслуживание по бизнесу и правам человека. Дан анализ использования современных средств автоматизации библиотечно-библиографических процессов на примере одного из подразделений отдела обслуживания читателей ГПНТБ России. В современных условиях активного сотрудничества с Россией стран Запада важную роль играет качественное и оперативное информирование партнеров не только в области научно-технической, но и в области бизнес-информации. ГПНТБ России одна из первых поняла необходимость предоставления «business-information», результатом чего стало открытие в библиотеке «Кабинета деловой информации». В связи с этим рассматриваются основные цели Кабинета деловой информации, проблемы комплектования для новых социальных категорий. Выделены структуры, занимающиеся ресурсами бизнес-информации. Также перечислены дополнительные услуги, предлагаемые Кабинетом. Раскрыты особенности развития районных отделений ГПНТБ России, специфика обслуживания читателей, новые формы услуг, предоставляемые с учетом интересов территориальных потребителей информации. Рассматриваются перспективы развития отделений с учетом внедрения современных автоматизированных технологий. Говорится о внедрении автоматизированных библиотечных систем (АИБС) в библиотеки Республики Беларусь. Показана работа АИБС. См. также № 230, 264, 266, 303.
МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ 321. Гиоргобиани Э.П., Мелкадзе Н.В. Функционирование МБА Национальной Библиотеки Грузии в современных условиях // Там же. – C. 634. Службой МБА НБГ выполняются тематические заказы по всем отраслям знаний, ведется работа по координации библиотечно-библиографической деятельности.
Справочно-информационное обслуживание 322. Балке Р. Распространение информации внутри крупной финансовой организации // Там же. – C. 324–326. – Текст на англ. яз. Изложены сведения о целях и работе международной финансовой организации – Европейском банке реконструкции и развития (ERBD), действующем только в Центральной и Восточной Европе, включая СНГ. 323. Веселова Е.Н. Экономическая реальность и бизнес-информация // Там же. – С. 326–330. Освещены проблемы Архангельской области, в частности Северодвинска, в сложившихся экономических условиях. Рассматривается информационная поддержка преобразований, развитие деятельности библиотеки в области деловой информации, в частности, приведены сведения о создании Кабинета деловой информации в структуре Центральной библиотеки, с помощью которого осуществляется справочно-информационная поддержка новых направлений хозяйственной и экономической деятельности предприятий Северодвинска. Освещен опыт работы библиотеки Башкирского медицинского университета с библиографическими зарубежными и российскими БД по медицине. Приводятся данные проведенного анализа потребителей информации (ученых, аспирантов, студентов, практических врачей). Выработаны рекомендации по формированию и рациональному использованию справочно-информационного фонда медицинской библиотеки, включающему в себя традиционные носители информации и машиночитаемые носители (в частности БД CD-ROM). Рассматриваются вопросы взаимодействия библиотеки университета с другими организациями. Описан процесс подготовки обзоров на базе компьютерной технологии, что позволяет получить не только высококачественный оригинал-макет, но и информационный продукт для распространения и использования в электронной среде. Обзоры могут быть переданы (полностью или фрагментами) на дискете, через Интернет по FTP или MIRC. Предусматривается подготовка информационного продукта «по индивидуальному заказу» пользователей, состоящего из фрагментов различных обзоров. Пользователи могут получить обзор различными методами, на любом носителе, послав заказ, в том числе и по электронной почте. Рассказывается о специфике научно-информационного обеспечения исследовательских процессов в геологии. Говорится о необходимости перехода на новую форму обслуживания потребителей – электронное обеспечение, что значительно сократит сроки и увеличит число потребителей научно-исследовательских разработок института минеральных ресурсов в Симферополе. Освещены основные проблемы и недостатки информационного потока с целью сокращения разрыва между спросом и предоставлением информации как ее производителям, так и пользователям. Делается попытка определить потенциальные источники промышленной и технической информации и рассматривается возможность создания информационных органов, отвечающих за удовлетворение потребностей пользователей, путем создания связей между информационными органами и другими информационными системами. Изучается возможность разработки группы средств информационного менеджмента для взаимовыгодного сотрудничества между агентствами по развитию малых и средних предприятий. Прослеживается создание центров бизнес-информации в областных и муниципальных библиотеках. Обобщен опыт их работы, анализируются проблемы, трудности, перспективы развития. Рассказывается об одной из наиболее авторитетных российских организаций, работающих на рынке аудиторских услуг – Аудиторско-консалтинговой фирме «ФБК». Освещено значение справочно-информационного обслуживания специалистов и информационного менеджмента. Показано функционирование и ведение всего комплекса информационной и библиотечной работы, необходимой для обеспечения специалистов необходимой документацией, литературой и осуществления информационного менеджмента. Отмечены результаты, проблемы и перспективы.
Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний 330. Балясников И.А., Книжникова Н.П. Рождение «экологического резонанса» // Там же. – С. 562–563. Освещается значение и опыт совместной работы госкомэкологии Брянской области с библиотеками по экологическому просвещению населения. По результатам первого всероссийского смотра-конкурса библиотек по экологическому просвещению населения в 1996 году Брянская областная библиотека им. Ф.И. Тютчева была признана победителем. См. также № 254.
Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания Рассмотрены факторы, влияющие на результативность тематического поиска, а также приведены рекомендации, позволяющие повышать эффективность поискового процесса. Материал является обобщением опыта отработки более 300 тематических запросов информационно-поисковой службой, обслуживающей широкий спектр запросов различного профиля по отечественным и зарубежным источникам информа |
![]() Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |