Home page | Каталоги и базы данных

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
И БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация информационной и библиотечной деятельности в СНГ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, СЛУЖБЫ,
СИСТЕМЫ, СЕТИ

243. Жукова Т.Д., Ильина В.В. Центры информационной, документальной и социологической поддержки образования в учреждениях образования и культуры // Там же. – С. 413–415.

Для решения задач обеспечения единого информационно-образовательного пространства предлагается объединить различные разработки: электронный каталог «Книга в образовании», аналитическую программу «ДА-система», справочную фактографическую систему «Инновационное образование» в единую информационно-аналитическую систему.

См. также218, 219, 234, 241, 247, 315, 318, 323.

 

БИБЛИОТЕКИ, БИБЛИОТЕЧНЫЕ СЕТИ

244. Акилина М.И. Областная библиотека как центр региональной библиотечно-информационной системы // Там же. – С. 354–356.

В региональных библиотечно-информационных системах, появляющихся благодаря новым информационным технологиям, областная библиотека в силу своих типологических особенностей исполняет роль центрального звена. Ее функции (комплектование, обслуживание читателей, библиографическая, методическая, научно-исследовательская и другие) осуществляются с учетом задач системы. В случае необходимости областная библиотека берет на себя так называемую восполняющую функцию, обеспечивая целостность системы.

245. Андреева З.В. Роль и место библиотек в разработке республиканских программ развития культуры (на примере Чувашской Республики) // Там же. – С. 587–590.

Показана роль Национальной библиотеки Чувашской Республики в изучении и выявлении потребностей в библиотечном обслуживании чувашского населения.

246. Белугина Е.А., Коптяева М.В. Опыт исследования эффективности деятельности областной научной библиотеки методами статистики // Там же. – С. 370–371.

Говорится о проведении системного статистического анализа работы отделов Свердловской областной научной библиотеки с помощью персональных компьютеров и более современных программ электронных таблиц. Наглядно сопоставлена картина читательского спроса по отраслям знания, состав фонда и текущее комплектование фонда; проанализирована эффективность структурных и организационных преобразований в библиотеке; установлена стационарность потоков читателей.

247. Дубовенко В.А. Создание Информационно-библиотечного центра в Новосибирском Академгородке на базе Отделения как Центральной библиотеки: проблемы и перспективы // Там же. – С. 415–419: ил.

Рассказывается об истории создания и этапах деятельности Отделения ГПНТБ СО РАН в Академгородке. Представлена схема сети Internet в Академгородке, этапы подключения институтов Новосибирского научного центра, проблемы, связанные с взаимоиспользованием информационно-библиотечных ресурсов институтов Академгородка. Подчеркивается перспективная роль создания Информационно-библиотечного центра, который способен обеспечить общедоступность национальных и зарубежных информационно-библиотечных ресурсов и максимальное их использование.

248. Еременко Т.В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) // Там же. – С. 364–366.

Изложены проблемы библиотек региональных вузов, связанные с необходимостью удовлетворения информационных потребностей нового уровня.

249. Зверевич В.В., Кармишенская Г.Д. Типологическая модель современной университетской библиотеки и ее реализация в Европейском Университете в Санкт-Петербурге // Там же. – С. 404–406. – Библиогр.: с. 406 (5 назв.).

Рассказывается о процессе создания Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Говорится об учебной деятельности ЕУСП, о задачах его Библиотеки. Приводятся данные по созданию в Библиотеке общедоступного электронного каталога, и полной рекаталогизации книжного фонда с использованием коммуникативного формата USMARC. Освещены планы на перспективу.

250. Калинина Г.Г. Программа «Память Удмуртии» и пути ее реализации // Там же. – С. 361–364.

Определены цель и конечные результаты программы «Память Удмуртии», являющейся составной частью программы «Память России». Рассмотрены этапы реализации поставленных задач.

251. Колганова А.А. Адаптация библиотек искусств в современной культурной и экономической ситуации // Там же. – С. 540–542.

Стремительное развитие новых информационных технологий ставит специалистов искусствоведческих библиотек перед задачами преодоления информационной замкнутости, внедрения новых технологических решений во все процессы. Отмечено отставание библиотек по искусству в создании информационных ресурсов. Подчеркнута необходимость новых подходов к взаимодействию библиотек. Обозначены направления, способные помочь библиотекам преодолеть объективные трудности.

252. Кукатова Г.Н. Роль библиотек в социальной реабилитации инвалидов. Состояние проблемы и пути ее решения // Там же. – С. 367–370.

Рассматривается роль и деятельность библиотек в помощь социальной интеграции инвалидов. Освещаются мероприятия по реализации программы «Милосердие», которая предусматривает обеспечение доступности социокультурной информации для различных групп инвалидов и престарелых, совершенствование механизмов социализации и образования инвалидов, организацию досуга, формирование позитивно-заинтересованного отношения общества к инвалидам и престарелым.

253. Чхенкели Т. Национальная библиотека Грузии становится Парламентской Национальной Библиотекой // Там же. – С. 639–640.

В конце декабря 1996 года Президентом Грузии подписан указ, согласно которому Национальная Библиотека Грузии стала Парламентской Национальной Библиотекой. Намечены пути реорганизации и определены новые функции: расширение информационных функций; введение ИРИ; усиление комплектования и обслуживания юридическими изданиями и т.п.

См. также208–211, 213, 219, 221, 234, 240, 270, 271, 286, 305, 315, 317, 328.

 

Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

254. Бауман И.А. Специальные фонды и их пропаганда // Там же. – С. 555–558.

Рассматриваются вопросы пропаганды специальных фондов, представляющих интерес для пользователей библиотек учебных медицинских центров и потенциальных потребностей информации по истории медицины. Под специальным фондом понимается собрание библиотечных материалов, требующее отдельного хранения и особого обращения, отличного от того, которое применяется к стандартным фондам книг и журналов. Даны рекомендации, направленные на привлечение внимания к своим фондам и увеличение числа пользователей, а именно: рекламирование библиотекой своих фондов и услуг.

255. Бухард М. Сводный файл авторитетных записей академических библиотек: от первых работ с авторитетными файлами до их использования в академических библиотеках Польши // Там же. – С. 467–469. – Текст на англ. яз.

Рассматривается файл авторитетных записей, обеспечивающий: эффективный поиск в атоматизированных каталогах, контроль данных, обмен данными. Совместные усилия по созданию подобного файла предпринимаются библиотеками ряда университетов. С 1993 года эта работа проходит под наблюдением отдела каталогизации библиотеки Варшавского Университета. 1 июня в этой библиотеке был создан специальный Центр по форматам и авторитетным файлам.

256. Ворстер М.Е. Обучение пользователей с перспективой на будущее: проект UNISA // Там же. – С. 573–577. – Текст на англ. яз.

Описывается деятельность самой крупной библиотеки на Африканском континенте – Библиотеки Университета Южной Африки, Претория, ЮАР.

257. Кампаниле А.М. Библиотечное дело: новые критерии для старой профессии // Там же. – С. 505. – Текст на англ. яз.

Описаны координирующие функции Центральной библиотеки Национального совета по исследованиям (Рим, Италия) в области библиотечного дела. Описана роль современного библиотекаря в электронном обслуживании потребителей информации.

258. Кессельман М. Обучение за пределами университетов: выход на читателей в сетевой среде // Там же. – С. 570–573. – Текст на англ. яз.

Рассмотрен опыт Библиотеки Университета Рутгерс, Нью Джерси, США.

259. Снайман М.М. Сравнительный анализ форматов UNIMARC и USMARC: перспектива использования в Южной Африке // Там же. – С. 457–460. – Текст на англ. яз.

Рассмотрен опыт работы Библиотеки Техников, Претория, Южная Африка.

260. Хари Н.М., Цуи С.Л. OhioLINK: Библиотечная и информационная сеть штата Огайо // Там же. – С. 358–361. – Текст на англ. яз.

Представлены преимущества библиотечных и информационных сетей штата для организаций и пользователей. Основной акцент сделан на крупнейшую совместную работу американских научных библиотек – OhioLINK. Создание электронной системы позволило библиотекам штата Огайо обмениваться своими ресурсами, она предоставляет доступ к локальным каталогам, а также доступ к 40 базам данных по различной тематике.

261. Хейес Р.М. Кадровые модели библиотек // Там же. – С. 531–534. – Текст на англ. яз.

Доклад включает данные анализа кадровых моделей академических и публичных библиотек, как в США, так и Западной Европе, России и других странах.

262. Холт Б. USEMARCON // Там же. – С. 444–446. – Текст на англ. яз.

Рассматриваются технические аспекты написания программ преобразования USEMARCON из записей в одном формате в формат UNIMARC и наоборот. Описаны данные, которые могут быть предоставлены потенциальным пользователям.

263. Хопкинсон А. CDS/ISIS и UNIMARC // Там же. – С. 452–455. – Библиогр.: с. 455 (1 назв.). – Текст на англ. яз.

Рассказывается о преимуществах UNIMARC. Рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении формата UNIMARC на CDS/ISIS.

264. Хьюрик Й. Новые разработки в медицинских библиотеках и их влияние на качество медицинского обслуживания // Там же. – С. 551–554. – Библиогр.: с. 554 (13 назв.).

В связи с «открытием и распространением нового знания для улучшения здоровья» определены задачи медицинской библиотеки, а также рассматривается новая роль сотрудников медицинских библиотек.

См. также212, 269.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России