Home page | Каталоги и базы данных

6. БИБЛИОТЕЧНОЕ, СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ
И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Общие вопросы библиотечного, справочно-
информационного и библиографического обслуживания

Использование ЭВМ и других средств информационной техники

Использование режима теледоступа

416. Гребениченко В.Т. Internet в системе отраслевой информации // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 42—45.

Перечислен ряд обстоятельств, указывающих на необходимость применения Internet в системе отраслевой информации в условиях рыночных отношений. Обсуждаются наиболее острые проблемы развития системы Internet на рынке отраслевой информации.

417. Жмайло С.В., Лебедева О.В. Возможности российских ресурсов Internet для информационного обеспечения НИОКР // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 57—59.

Анализируются возможности использования российских ресурсов Internet при информационном обеспечении НИОКР, а также при работе с объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынке. Рассматриваются основные направления работы Ассоциации государственных научных центров.

418. Савельева О.О. Internet как маркетинговая научная коммуникация // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 36—42. — Библиогр.: с. 42 (5 назв.).

Представлены основные задачи научно-технического маркетинга в сфере исследований и разработок. Обсуждаются достоинства сетевого маркетинга и его особенности. Приводятся результаты анализа российского опыта виртуальных магазинов.

См. также № 353, 386, 388, 396, 400, 414, 422, 428.

Информационные потребности и запросы. Потребители информации

419. Лопатина В.А. Студент технического вуза как читатель // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 48—60: табл. — Библиогр.: с. 60 (5 назв.).

Сравниваются некоторые личностные и читательские характеристики студентов 80-х и 90-х гг. Основными целями исследования было выявление мотивов выбора профессии, источников получения информации о будущей профессии, приоритетов в области проведения досуга и чтения литературы. В исследовании 1995—1996 гг. приняло участие 112 первокурсников энергетического факультета Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

420. Нестерович Н.Н. Информационно-интеллектуальная культура специалиста-пользователя крупной научной библиотеки // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 60—66. — Библиогр.: с. 66 (6 назв.).

Говорится о важности интеллектуальной культуры специалиста в его профессиональной деятельности. Раскрыты проблемы интеллектуальной культуры личности. Отмечена значимость привлечения достижений социальной психологии в изучении и повышении уровня интеллектуальной культуры пользователей библиотек.

421. Струкова Н.Л. К изучению информационных потребностей предпринимателей // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 88—106. — Библиогр.: с. 96—98 (20 назв.). Прил.: с. 98—106.

Рассказывается о важности информационного обеспечения различных предпринимательских структур, создании и развитии систем библиотечно-информационного обслуживания предпринимателей.

Библиотечное обслуживание

422. Глушановский А.В., Каленов Н.Е. Система информационной поддержки научных исследований в библиотеке по естественным наукам РАН // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 45—48.

Определены основные направления работы БЕН РАН, связанные с информационной поддержкой научных исследований на базе современных технологий. Подробно освещается каждое из представленных направлений. Делается вывод о том, что сочетание традиционных и компьютерных форм обслуживания является оптимальным в современных условиях.

423. Васильчик Л.Р. Современное состояние библиотечного обслуживания // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 36—48. — Библиогр.: с. 46—48 (33 назв.).

Рассматривается важный аспект деятельности библиотек — организация обслуживания читателей. Указаны проблемы, возникающие в процессе обслуживания читателей в библиотеке. Рассмотрены современные формы обслуживания потребителей информации: использование электронных источников информации, сеть RELCOM, позволяющая получить информацию торговой сети WTC, а также фирменную информацию. Приведены примеры обслуживания предпринимателей в США, Великобритании, Германии.

424. Митрофанова С.В. Модель обслуживания читателей официальными документами на базе взаимодействия библиотек и Центров правовой информации // Библиотека и закон. — 1998. — Вып. 5. — С. 376—380. — Библиогр.: с. 380 (9 назв.).

Рассматриваются проблемы обслуживания читателей библиотек официальными документами. Излагается порядок взаимодействия библиотек и центров правовой информации на основе законодательства. Предложена разноуровневая модель организации обслуживания читателей официальными документами.

См. также № 351, 352, 362, 387.

Межбиблиотечный абонемент

425. Власова С.А., Каленов Н.Е. Использование современных технических средств в службе межбиблиотечного абонемента БЕН РАН // Библиотечные компьютерные технологии. — М., 1997. — С. 17—20. — Библиогр.: с. 20 (4 назв.).

Изложены требования к оперативности и полноте предоставления информации о фондах и к оперативности обслуживания по МБА.

426. Красильникова И.Ю. Тенденции развития МБА России и Запада // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 149—174. — Библиогр.: с. 171—174 (44 назв.).

Анализируется современное состояние службы МБА, указаны проблемы, влияющие на развитие библиотек всего мира и службы МБА. Подчеркнута роль координации, взаимодействия, сотрудничества различных библиотек, служб и библиотечных сетей. Отмечена система МБА США OCLC — Online Computer Library Center, устраняющая дублирование в дорогостоящей каталогизации книг, журналов и других изданий. Рассмотрены новые технологии и новые формы сотрудничества в нашей стране и за рубежом.

Справочно-информационное обслуживание

427. Бабушкин Л., Богданов И., Поспелова Н. Деятельность ЦНТИ по обеспечению потребителей документами федеральных и отраслевых органов НТИ // Информ. ресурсы России. — 1999. — № 1. — С. 15—16. — Библиогр.: с. 16 (5 назв.).

Излагаются задачи информационного обеспечения российских ученых и специалистов всеми видами информации и документации. Обсуждаются возможности обслуживания в режиме избирательного распространения информации при помощи Российской автоматизированной системы поиска и распространения информации (РАСПРИ—1)

428. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Вторая Международная конференция экспертов и аналитиков России, стран СНГ и зарубежных фирм. — М., 1999. — С. 1—6.

Рассматриваются цели, задачи и примеры информационно-аналитического обеспечения, информационная структура Intranet-сервера и Internet-сервера Совета Федерации.

429. Нечипоренко В.П. Информационное обеспечение науки и техники // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 21—30.

В свете 30-летнего юбилея ВИМИ поэтапно рассматривается создание автоматизированной обработки научно-технической информации. Подчеркивается значение ВИМИ в информационном обеспечении оборонных отраслей промышленности. Освещена работа ВИМИ по маркетингу и товаропродвижению гражданской продукции оборонных предприятий при переходе страны к рыночной экономике. Показана роль института в научно-технической пропаганде и выставочной деятельности, а также формирование редакционно-издательского комплекса ВИМИ. Рассматривается правовая база развития информатизации Москвы. Освещаются основные задачи и структуры ГСНТИ в целях централизованной обработки мирового информационного потока документов в области науки и техники. Обоснована необходимость координации работы в государственной системе научно-технической информации. Освещаются мероприятия по международному сотрудничеству в области НТИ. Представлены основные задачи в области научно-технической информации на 1998—2000 гг.

430. Цукерблат Д.М. Состояние и перспективы обеспечения деловой информацией предпринимателей Новосибирска // Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1997. — С. 107—117. — Библиогр.: с. 116—117 (6 назв.).

Характеризуются главные цели совершенствования информационного обеспечения потребителей деловой информации. Подчеркивается роль ГПНТБ СО РАН в исследовании состояния и перспектив обслуживания предпринимателей.

См. также № 359, 398, 417.

Избирательное распространение информации

Дифференцированное обеспечение руководства научно-технической информацией

См. № 427.

Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

431. Мигин В.А. Научно-техническая пропаганда и выставочная деятельность // Межотрасл. информ. служба. — 1998. — Вып. 4. — С. 14—15.

Анализируется работа ВИМИ по пропаганде научно-технических достижений оборонной промышленности. Рассказывается об организации и проведении межотраслевых выставок, конференций и семинаров. Освещается опыт проведения конференций и семинаров совместно с иностранными фирмами по различным направлениям науки и технологиям.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России