Периодические издания: что читают наши дети

И. Соловьева,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки имени Н. А. Некрасова
г. Ижевска

Вот уже второй год инновационно-методический отдел ЦГБ имени Н. А. Некрасова работает по маркетинговой программе "Изучение эффективности использования периодических изданий в ЦБС г. Ижевска". В рамках этой программы проведено социологическое исследование по изучению чтения и информационных потребностей читателей в периодических изданиях.

Предлагаемая статья посвящена изучению использования газет и журналов в чтении детей и подростков.

Репертуар детских журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Большой популярностью и любовью пользуются журналы и газеты местных издательств. Все больше читателей становится у изданий, рассчитанных на семейное чтение. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издана на хорошей бумаге. Юные читатели часто предпочитают книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. Тоже самое можно сказать о подростковой периодике.

На вопросы анкеты отвечало 500 детей. Это читатели детских библиотек и детских отделений библиотек г. Ижевска в возрасте от 8 до 14 лет. Одна из задач исследования состояла в том, чтобы определить наиболее предпочтительные (или реальные на сегодня) источники получения необходимой периодики.

В таблице отражены ответы на вопрос "Где ты берешь необходимые для чтения газеты и журналы?".

Источники Кол-во ответов Процент ответов от общего кол-ва опрошенных
Читаю в библиотеке 411 82,2
Читаю в библиотеке 411 82,2
Покупка в магазине или киоске 163 32,6
Домашняя подписка (выписывают родители) 123 24,6
Предлагают знакомые и друзья 101 20,2

Как видно из таблицы, большинство детей и подростков берут и читают необходимую периодику в библиотеке (82,2%). Это достаточно высокий процент среди других источников получения информации. Если говорить о покупке периодики, то не каждый из родителей сможет сейчас выделить деньги на покупку журнала, да и сами дети предпочитают потратить деньги на что-то другое. Следующий очень важный и удобный источник общения детей с периодикой - домашняя подписка. Но за последние 5-7 лет он настолько истощился, что назвать его "источником" трудно. Да, 64 процента опрошенных детей и подростков ответили, что в их семьях выписывают газеты и журналы. Но что сейчас выписывают в семье? Есть ли в подписке место детскому журналу или газете? Тем более такому изданию, которое бы удовлетворяло разнообразные вкусы и интересы детей? Результаты опроса показали, что только 37 процентов детей видят необходимую периодику. Хорошо, если малыши называют среди выписываемых дома изданий "Мурзилку", "Мишу", "А почему?"; дети среднего возраста - "Юный натуралист", "Пионер"; подростки - "Квант", "Бумеранг" и т. п. Но это даже не десятки, а считанные единицы из общего количества опрошенных детей. Сейчас родители выписывают в лучшем случае такие популярные издания, как "Очаг", "Семья", "Работница", "Здоровье", "Спид-инфо", "Плейбой", "Скандалы" и т. п.

В целом же вырисовывается типичная для сегодняшнего времени картина, когда ввиду большой стоимости печатной продукции и почтовых услуг подписка на периодические издания в семье либо совсем отсутствует, либо ограничена одним-двумя названиями центральных или местных газет. К тому же содержание этих газет и журналов не соответствует интересам ребенка. Результаты анкетного опроса выявили проблему домашней подписки на примере читателей библиотек города еще в одном ракурсе: в одних микрорайонах она несколько выше, чем в других, в третьих ее нет совсем. Искренне жаль детей микрорайонов Машиностроитель, Культбазы, Металлургов, Буммаша. В более выгодном положении находятся дети и подростки центра, района Аэропорта, городка Строитель. Социальное расслоение общества отражается и в таком маленьком примере: одни родители могут выписать своему ребенку журнал, другие нет.

Если нет необходимых журналов и газет дома, значит, они должны быть в библиотеке, причем на любые вкусы и интересы. А интересы детей и подростков очень и очень разные. В ходе опроса юным читателям предлагалось ответить на вопрос: "Что ты больше всего любишь читать? Напиши названия газет и журналов". Подразумевалось изучение интересов детей. Из названных периодических изданий стало возможным составить таблицу популярности журналов и газет у детей разного возраста.

Младшие школьники (1-й-3-й кл.)

Журналы

1. Комиксы
2. "Мурзилка"
3. "Миша"
4. "Веселые картинки"
5. "Трамвай"

Газеты

1. "Жили-были"

Школьники среднего возраста (5-й-7-й кл.)

Журналы

1. "Юный натуралист"
2. "Друг"
3. Комиксы
4. "Юный техник"
5. "Крокодил"

Газеты

1. "Кот и пес"
2. "Жили-были"

Подростки (8-й-9-й кл.)

Журналы

1. "Маруся"
2. "Ровесник"
3. "Бумеранг"
4. "Мы"
5. "Крестьянка"

Газеты

1. "Спид-инфо"
2. "АиФ в Удмуртии"
3. "Скандалы"
4. "Неделя Удмуртии"
5. "Панорама"

Всего в числе любимых изданий было названо 105 журналов, 46 газет. Среди них 32 журнала и 6 газет имеют конкретный адрес: для детей и подростков. Остальные издания из общего списка должны быть "любимы" скорее взрослыми людьми. Но тем не менее они популярны и у нашего подрастающего поколения. Бесспорно, есть периодические издания для читателей разного возраста - "Очаг", "Работница", "Крестьянка", "Здоровье" и др.; есть издания с популярным изложением интересного материала - "Вокруг света", "Гороскоп", "Эхо планеты", "Наука и жизнь" и т. п.; есть просто красиво изданные и иллюстрированные издания - "Сандра", "Домовой", "Бурда". Но не рановато ли нашим детям иметь в списке "любимых" журналов "Космополитен", "Андрей", "Плейбой"? А тот факт, что самой популярной газетой у подростков (да и у многих школьников среднего возраста) является "Спид-инфо", не только удивляет, но и пугает. Почему сейчас "Спид-инфо" читает 12 процентов всех опрошенных детей и почти все участвовавшие в опросе подростки? Почему нашим детям нравится читать "Скандалы", "Экспресс-газету", "Тет-а-тет", "Совершенно секретно", "Тайную власть" и т. п.? Раскрепощение общества, свобода во всем - в выборе поведения, образа жизни приводит к раннему "развитию" детей, когда неминуемое приходит намного раньше, чем хотелось бы.

Присутствие в списке популярных у детей изданий местных газет: "АиФ в Удмуртии", "Неделя Удмуртии", "Панорама" и др. - тоже настораживает. Объяснение дают сами дети: "Я читаю убийства в газете "АиФ в Удмуртии", программу и продажу". И этим многое сказано. А разве взрослые не читают то же самое? Разве не обсуждается это часто в семье?

В рамках анкетного опроса была сделана попытка изучить цели, ради которых дети обращаются к периодическим изданиям (по предлагаемым вариантам ответов). На вопрос: "С какой целью ты читаешь журналы и газеты?" - были получены следующие ответы:

Цели и мотивы чтения Кол-во ответов Процент к кол-ву опрошенных детей
Для своих увлечений 291 58,2
Хочу все знать 258 51,6
Готовлюсь к школьным урокам 118 23,6
Другое 25 0,05

Анкетный опрос показывает, что дети и подростки редко называют только одну причину обращения к периодическим изданиям. И это правильно, ведь в принципе все указанные цели можно обозначить одним словом - "развитие". И каждый ребенок характеризует его по-своему, в различных взаимосвязях. Поэтому не случайно больше половины опрашиваемых детей указали одновременно две причины: "Для своих увлечений" и "Хочу все знать". Что же касается того, что мотив "Готовлюсь к школьным урокам" (в опросе 23,6 процента ответов) значительно ниже последующих, можно объяснить так: за долгие годы в области чтения выработался стереотип, что для школьной учебы в первую очередь необходимы учебник и книга, а журналы и газеты существуют как чтение развлекательное. Только сейчас при дефиците различного рода информации для людей всех возрастов и разных видов деятельности, в том числе в школах для осуществления образовательных программ, начинают по достоинству оценивать роль прессы как огромного информационного источника, причем часто не только дополнительного, но и основного.

Юные респонденты самостоятельно называют другие причины и цели чтения журналов и газет. Их можно разделить на группы. Первая группа целей формулируется детьми очень просто: "От нечего делать", "Приятное времяпровождение". Другая группа мотивов привлекательна - "Для самовоспитания, самообразования и самосовершенствования", "Повышаю свой уровень начитанности", "Получаю новую полезную информацию", "Хочу быть в курсе всех событий", "Я считаю, что обращение к журналам и газетам просто необходимо" и т. д. Многие подростки связывают чтение журналов и газет с будущим: "Хочу быть бизнесменом", "Хочу быть политиком", "Собираю необходимые мне заметки", "А вдруг пригодится?".

Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки, как наиболее популярного и доступного хранилища информации. Библиотека сейчас, к сожалению, не может максимально комплектовать свои фонды журналами и газетами, даже если это касается детей нашего "привилегированного" класса. Это очень дорого, нерационально, а относительно отдельных изданий иногда и принципиально не нужно. А некоторые библиотеки отказываются от подписки на какие-то журналы или газеты, считая, что содержание изданий не только не развивает ребенка, но и может нанести вред. Поэтому при постоянно растущем рынке периодических изданий как никогда нужен разумный подход. Здесь снова встает вопрос о руководстве чтением. Действительно, наши дети могут познакомиться с различными журналами и газетами вне стен библиотеки, школы, дома. Но, придя в библиотеку, ребенок должен встретиться с квалифицированным библиотекарем, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Впервые в рамках анкетного опроса юные читатели смогли опосредованно принять участие в изучении состава периодики в библиотечных фондах и в определении перспектив их развития. На вопрос: "Каких журналов и газет не хватает, по-твоему, в библиотеке?" - ответили все 500 юных респондентов. К сожалению, среди названных журналов и газет большую часть составляют издания, имеющиеся в фонде, но о которых дети не информированы. Отсутствие соответствующей рекламы - главная причина возникновения данной ситуации. Не называются среди желаемых и новинки журнально-газетной продукции, а ведь сейчас печатается так много интересных познавательных изданий, например "Муравейник", "Светлячок", "Игрушечка" и др. О них иногда не знают даже сами библиотекари, не говоря уж о читателях, т. е. налицо плохое знание газетно-журнального рынка.

Большой интерес у детей вызывает особый род литературы, который они относят к журналам, - это комиксы. Они действительно издаются в виде журналов и чаще всего выходят серийно или по выпускам. 48 процентов участвующих в опросе детей назвали комиксы в числе желаемых для чтения в библиотеке изданий. Об этом стоит задуматься серьезнее. И если обратиться к опыту зарубежных библиотек, можно узнать, что в некоторых странах существуют даже специализированные библиотеки комиксов.

Респонденты дети достаточно основательно подошли к ответам на вопрос о недостающих в библиотеке газетах и журналах. Они называют не только конкретные издания, но и темы: "о животных", "для девушек", "юмор и сатира", "об автомобилях", "про фантастику", "о компьютерах" и т. д. Некоторые хотят видеть в библиотеке зарубежные журналы, в том числе журналы на иностранных языках.

Юные читатели активны, когда им предоставляют возможность участвовать в определении библиотекой не только содержания фонда периодических изданий, но и содержания работы с ними. Применяя в практике пропаганды журналов и газет различные формы, разнообразя мероприятия, библиотекари часто не задумываются, что больше всего нравится детям и подросткам, почему они одно предпочитают другому? На вопрос-предложение: "Наша библиотека приглашает тебя на разные мероприятия, посвященные журналам и газетам. Что ты выберешь?" - были получены такие ответы:

Форма пропаганды Кол-во ответов Процент к общему числу респондентов
Выставка новых журналов и газет 272 54,4
Обзор по журналам и газетам 79 15,8
День детских журналов и газет 101 20,2
День молодежной прессы 165 33,0
Премьера журнала или газеты 64 12,8

Самый высокий показатель получила традиционная книжная выставка (54,4%). Этот показатель легко объясняется доступностью, когда читатель может сам, без посредников, познакомиться с содержанием газет и журналов. Привлекательны для детей и такие формы пропаганды периодики, как день детских журналов (20,2%), день молодежной прессы (33%). Сами же юные читатели предлагают организовать в библиотеках встречу с редактором какого-либо журнала; тематические выставки по журналам и газетам (например, по биологии, о музыке, о животных, по спорту и т. п.); выставку журналов мод; встречи с героями журнальных публикаций; игры "Поле чудес" и "Звездный час" по журналам; литературные утренники и праздники; ретроспективные выставки по конкретным журналам или газетам. Насколько велика любовь юных читателей к журналам и газетам, сколько приятных минут приносит общение с ними, говорит ответ юной читательницы: "Я бы сделала день журналов "Маруся" и "Бумеранг", чтобы поближе познакомиться с редакциями и поблагодарить их за такие прекрасные журналы".

Изучение проблемы чтения и использования детской и подростковой периодики так же важно, как и изучение книжного чтения. Поток различных журналов и газет с каждым годом возрастает и игнорировать его нельзя, тем более если это касается детей. Большая роль здесь отводится библиотекам и библиотекарям.