Этика использования компьютерных систем в школе

Ethical Issues of Using Computer Systems at Secondary Schools

Етика використання комп’ютерних систем у школі

Волченко В.Н., Гладков Ю.А.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия

Vladimir N. Volchenko, Yuri A. Gladkov

N.Bauman Moscow State Technological University, Moscow, Russia

Волченко В.Н., Гладков Ю.А.

Московський державний технічний університет ім. М.Е.Баумана, Москва, Росія

На примерах работы учителя информатики в компьютерных классах лицея показаны главные опасности системы ЭВМ – школьник. Даны примерные рекомендации того, как избежать или уменьшить роль отрицательных воздействий компьютерных систем на сознание учеников.

The major dangers of the "computer – student" system are discussed from the point of view of information science teacher. A model behavior to avoid, or reduce the negative impact of computer systems upon students mentality is recommended.

 

Введение

Известно такое парадоксальное явление, что чем кардинальней какое то научно-техническое новшество, тем непредсказуемее и опаснее его возможный отрицательный результат. В жизнь школы все стремительнее входит компьютер, а компьютерные сети и Интернет в школах развитых стран стали обычным явлением. Какие же трудности ожидают учеников и учителя при освоении курса информатики? В первую очередь, это этические трудности [1, 2], а также возможное отрицательное воздействие компьютера на здоровье учащихся [3, 4].

Вот перечень главных этических проблем в системе компьютер-школьник.

Школьные компьютеры могут быть более или менее мощными, могут быть объединены в локальную вычислительную сеть, что повышает производительность информационных технологий в образовании. Кроме этого может присутствовать выход в Интернет, что, в свою очередь, неизмеримо увеличивает доступ к информации и повышает эффективность вычислительной техники. В силу технократической направленности использования ЭВМ существует та же проблема “ножниц” между вредом и пользой, что и в технике [2]. То есть, чем больше производительность информационной системы, тем с большим количеством этических проблем нам приходится сталкиваться.

Ниже приводятся наиболее интересные примеры из школьной жизни и некоторые пути их положительного усвоения.

Деструктивные поступки учащихся при работе с ЭВМ

Причины деструктивного поведения учащегося.

Нарушение работоспособности вычислительной техники, написание компьютерных вирусов и другие действия подобного типа – все это можно считать проявлением деструктивного поведения школьника, требующего анализа и ответных действий учителя. Ключевым моментом при анализе является определение скрытой цели действий учащегося.

По нашему мнению здесь вполне применима классификация мотивов деструктивного поведения, данная американским педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом [5]. Он пишет, что в 90% случаев присутствует один из четырех мотивов: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Написать вирус, наносящую вред резидентную программу, в принципе, не очень сложно. Увлеченным информатикой учащимся это вполне по силам. Приведем несколько примеров.

Учащийся девятого класса написал серию резидентных программ, выводящих бранные выражения и затрудняющую обмен информацией с ЭВМ. Скопировав программы на большинство компьютеров в классе, он организовал автоматический их запуск при включении компьютера. В результате был сорван урок в другом классе. Несмотря на то, что впоследствии работоспособность компьютеров была восстановлена, это действие ученика еще долго приносило вред: периодически другие учащиеся, из любопытства или по другим причинам, запускали его программы. Анализ его поведения показал, что за поступком, вероятно, стоит цель привлечения внимания.

Другой учащийся постоянно ограничивал доступ к ресурсам компьютера в операционной системе Windows NT, что периодически приводило к необходимости вводить пароль. Он ставил защиту с намереньем уберечь компьютер от заражения вирусами, однако эта защита была, по сути, почти так же вредна как сам вирус. В результате ребятам, да и учителю довольно часто приходилось просить одиннадцатиклассника, чтобы он ввел необходимый пароль и помог справиться с его компьютером. Этот пример может иллюстрировать действия ученика, реализующие такую скрытую цель, как власть.

У Андрея и Александра взаимоотношения не ладились. Андрей написал программу, портящую WIN.COM – стартовый файл Windows 3.1. В отсутствие Александра, Андрей записал программу на компьютер, на котором первый занимается, и предусмотрел, что бы созданная программа автоматически запускалась при загрузке ЭВМ. Действия Андрея, скрытой целью которых являлась месть, привели к тому, что Александру пришлось потратить много часов на выявление неисправности.

Учащийся девятого класса отлично разбирается в программировании, а оценки по физике, биологии, русскому языку у него крайне плохие. Казалось бы, ему необходимо уделять больше времени предметам, по которым он отстает, но в место этого он пишет сложные программы, изучает языки программирования и особенности функционирования ЭВМ. При этом самооценка знаний по тем предметам довольно высока. Он говорит, что в любой момент времени может сесть, поучить и сдать на хорошую оценку любой из этих предметов. Подобное поведение в работе [6] классифицируется, как направленное на избегание неудачи.

Компьютерное хулиганство, совершение действий по частичному или полному нарушению работоспособности вычислительной техники.

На собственном опыте мы убедились, что вывод учениками из строя вычислительных систем, на сегодняшний момент, доставляет наибольшие трудности для учителя информатики. Напомним, здесь мы не рассматриваем постепенный естественный выход из строя информационной системы, а также случайные ошибки учеников.

Андрей и Павел сформировали загрузочную дискету, заражающую компьютер вирусами One Half, Defo. Затем специально заразили все компьютеры в классе. Подобных примеров достаточно в практике любого учителя информатики. Восстановление работоспособности в этих случаях часто требует больших затрат времени.

Осознанные действия учащихся по заражению ЭВМ компьютерными вирусами, несанкционированная установка паролей, удаление необходимых программ направлены на достижение тех же скрытых целей, что и обычное деструктивное поведение в классе. Однако последствия такого поведения могут быть более значительными.

Написание вредоносных программ.

Компьютерные вирусы – сегодня настоящий бич. Интересно, что часто вирусы пишут студенты или учащиеся старших классов образовательных школ. Если мы посмотрим, на лозунги, стихи и другую информацию, которую выводят на экран вирусы, то мы встретим там названия практически всех российских ВУЗов. Кстати, появились специальные программы, облегчающие создание собственных вирусов, например, VIRUSLAB, в которых написать вирус может человек, не имеющий практически никаких знаний в области программирования. Продаются специальные лазерные диски, содержащие набор программ для вирусописания, взлома защит.

Учащимися школ так же часто пишутся вредоносные программы не являющиеся вирусами. Это могут быть резидентные и не резидентные программы, которые выводят ложную информацию на экран, мешают работе других систем и т. п. По словам учащихся, почти каждый увлекающийся программированием школьник писал вредоносные программы. Например, в одном одиннадцатом классе лицея научно-инженерного профиля, по оценкам самих учащихся около 20% учащихся разрабатывали вредоносные программы. Кстати, часто мотивом написания таких программ и другого компьютерного хулиганства становится соревнование в “профессионализме” и “остроумии” между школьниками.

Например, Андрей написал программу, которая имитировала на экране запуск популярной игры. Пользователь отвечал на запросы программы стандартными ответами “Y” или “N” думая, что запускает компьютерную игру, но вместо этого начинался процесс форматирования жесткого диска компьютера. Не смотря за запрет игры на уроках информатики, другой учащийся, Максим, попытался запустить эту “игру” и оказался как бы виновен в выводе из строя ЭВМ. Не разобравшись, учитель мог бы наказать Максима и за игру на уроке, и за вывод компьютера из строя, хотя в последнем виноват Андрей.

Написание вредоносных программ – интересная задача в плане программирования и подчас требует хороших знаний архитектуры компьютера и принципов работы операционных систем. Написание таких программ не приносит вреда, вред может принести намеренное их использование для достижения упомянутых целей деструктивного поведения. Кстати, некоторые преподаватели специально дают задания написать вирус, то есть используют стратегию разрешающего поведения или “разрешенной квоты” [6]. Этот подход может оказаться эффективным, особенно, если целью деструктивного поведения является привлечение внимания.

Использование вычислительной техники для изучения негативной, безнравственной информации, получение и использование ложной, искаженной, вредоносной информации.

Открытый доступ к любым данным через сеть Интернет создает этическую проблему бесконтрольного получения ребенком информации, которая может нанести ему вред.

Широко рассматривается проблема доступа детей к безнравственной информации. Очевидно ее негативное влияние на воспитание учащегося. Интернет можно сравнить с улицей, на которой школьник может научиться и хорошему, и плохому. Для снижения подобного негативного влияния необходимо обучить школьника владению Интернетом не только в техническом плане, но и сформировать понимание существа этой этической проблемы.

Критическое отношение к информации в Интернете, не только полезно, но и может предотвратить возможный прямой вред здоровью. Известен случай массового отравления людей, которые попытались применить рецепт похудения, размещенный на страницах Интернета.

В нашей практике мы столкнулись со следующим случаем. Павел в Интернете натолкнулся на “Пособие для террориста”. Сам Павел увлекается химией, поэтому его очень заинтересовала технология создания взрывчатого устройства на основе нитрата аммония, алюминия, угля. В детонаторе бомбы использовалось взрывчатое вещество – перекись ацетона.

Павел достал реактивы и уже собирался из любопытства выполнить указания, почерпнутые из анонимного пособия, но на свое счастье он проконсультировался с опытным химиком. Оказалось, что по предложенной технологии получения перекиси ацетона практически не возможно избежать взрыва, который мог нанести увечия и даже лишить жизни Павла. О моральном аспекте вреда подобной информации говорить не будем, но ясно, что вряд ли вообще школьнику “Пособие для террориста” могло принести что-либо полезное.

Неосознаваемый учеником переход компьютера из состояния инструмента обучения в состояние “хозяина”, как бы поглощающего не созревший интеллект школьника.

Общение с компьютером для многих школьников довольно интересно не только в плане компьютерных игр, но и как бы само по себе. Заново переустановить Windows, изучить новые программы, другая деятельность по изучению и совершенствованию ЭВМ – все это вроде носит позитивный характер и это нельзя назвать игрой. Однако в конечном плане этот интерес не всегда оказывается положительным.

Из опыта преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана известно, что наиболее, казалось бы, знающие и способные в области программирования студенты-первокурсники часто не могут сдать первые экзамены и вылетают из университета. Это случается с теми студентами, которых компьютер интересует до такой степени, что они не могу заставить себя сделать домашние задания и выучить предметы, не требующие для изучения ЭВМ. То есть, можно сказать, что они стали фанатиками компьютера. Или другими словами, что компьютер подчинил их сознание, превратился из состояния инструмента в состояние хозяина. К подобным результатом может привести мотив избегания неудачи [6], тот же что и при увлечении компьютерными играми.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми, виртуальной реальностью с целью самоизоляции и отказа от решения проблем обучения, общения, воспитания.

Эта форма деструктивного поведения, имеющая под собой скрытый мотив избегание неудачи сегодня довольно распространена. Это естественно, так как виртуальный мир можно ощущать почти как настоящий, и при этом управлять им так, чтобы в нем не приходилось решать сложных нравственных, социальных, других проблем и парадоксов жизни.

Сергей, когда играет за неодушевленным компьютером, кажется более живым и интересным, чем когда он общается с другими людьми. Это и понятно: в компьютерной игре все правила ясны и логичны, совсем не как в жизни. Создается ощущение, что не компьютер – это инструмент, повышающий производительность труда Сергея, а сам Сергей является инструментом, который нужен компьютеру для собственного “одушевления”.

Знает ли Сергей о своих проблемах в общении со сверстниками? Решает ли их? Да, знает, да решает. Но пока не понимает, что путь решения он выбрал неверный. Не понимает, что вместо того, что бы найти в себе качества, нужные для нормального общения с миром, он нашел мир, который из-за своей простоты не требует этих качеств.

В той или иной степени этот этап проходят все дети и подростки. Глубина интеграции сознания ребенка в виртуальную реальность игры, более какого-то предела, вот что может являться сигналом деструктивного поведения. Последствия такого поведения по сравнению с описанными выше проблемами вирусописания, компьютерного хулиганства и др. могут быть еще более опасны. Известны случаи, когда подростки убивали школьных товарищей, как бы продолжая в реальном мире игру, начатую в виртуальном пространстве.

Кстати, по нашему мнению, шансы стать компьютерным преступником в основном имеют “люди-компьютеры”, скрывающиеся в виртуальном мире от решения своих реальных проблем.

Заключение

Приносят вред или пользу компьютерные средства при обучении?

Такая постановка вопроса, нам кажется, не совсем верной. ЭВМ является инструментом, которым уже человек может нанести вред или использовать его во благо. Тем самым проблема вреда от компьютера – это проблема его использования человеком, т.е. проблема морали и нравственности.

Однако эффективность действий человека, вооруженного столь мощными современными информационными технологиями чрезвычайно высока. Это создает угрозу как обществу, так и самому человеку [1, 2]. Понимание всеми школьными учителями и, в первую очередь, учителями информатики этой угрозы необходимо.

По нашему мнению при построении базового курса “основы информатики и вычислительной техники” необходимо учитывать потенциальную опасность использования во вред современных вычислительных средств. Необходимо ввести темы, освещающие экоэтические вопросы владения вычислительными системами, опасности использования Интернета. Необходимо учить школьников самостоятельно оценивать качество электронной информации по критериям нравственности, достоверности, полезности.

К решению этой задачи можно подойти, раскрыв учащимся концепцию информационно-энергетической модели эволюции систем по закону номогенеза (как развития не случайного, а по закону природы) [1, 2]. В этой модели заложены представления о нравственных критериях в системе информация-сознание. Включить эту тему в курс “основы информатики и вычислительной техники” можно расширив понятие информации, приняв за основу определение, данное в [1].

Так же весьма полезно ознакомить школьников с возможными негативными последствиями деструктивного поведения как для общества, так и для самих учащихся. Познакомить их с примерами деструктивного поведения, которые, в первую очередь, имеют негативный итог для самого школьника.

Литература

  1. Волченко В.Н. Экоэтика использования компьютерных сетей и виртуального пространства // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Материалы 5-й международной конференции “Крым 98”. Том 2. Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 6–14 июня 1998. -с. 725–730.
  2. Волченко В.Н. Экоэтика электронной информации // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Материалы 6-й международной конференции “Крым 99”. Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 6–14 июня 1999.
  3. Гладков Ю.А., Сергеева З.М. О некоторых вопросах построения курса владения мировой сетью Internet и организации самообразовательного процесса с ее использованием./Материалы IX Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”, 30 июня – 3 июля 1998г., Троицк.- Фонд новых технологий в образовании “Байтик”, 1998. с. 253-255.
  4. Yu. Bocharov. Educational Technology Selection and Threats of Misuse in CEE, Proceedings 7th WCCEE, Tourino, Italy, 1998.
  5. Dreikurs, Rudolf’ and Vicki Soltz. Children: The Challenge. New York: Dutton, 1964.

Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 1997. 287 с.



Copyright © 1995-99 ГПНТБ России. Все права защищены.