Учет автоматизированных информационных услуг:
опыт работы библиотеки университета

Control of Automated Information Services: Experience of University Library

Автоматизований облік інформаційних послуг:
досвід роботи бібліотеки університету

Зеленина Г.Н., Ефимов А.В., Агафонов Е.О.

Южно - уральский государственный университет, научная библиотека,Челябинск, Россия

Zelenina G.N., Efimov A.V., Agafonov E.O.

South Urals State University Scientific Library, Chelyabinsk, Russia

Зеленіна Г.Н., Єфимов А.В., Агафонов Е.О.

Південно-уральський державний університет, наукова бібліотека, Челябiнск, Росiя

В докладе представлены статистические данные использования автоматизированной информационной системы библиотеки в сети университета. Полученные данные позволяют сделать конкретные рекомендации для дальнейшей работы по повышению качества информационной системы библиотеки и учета показателей ее работы.

Presented are statistical data on the use of the Library’s automated information system within the University network. Given are the recommendations to ensure the efficiency of the system operation and its control.

В доповіді наведено статистичні дані використання автоматизованої інформаційної системи біблотеки в мережі університету. Отримані дані дозволять розробити конкретні рекомендації для подальшої роботи по підвищенню якості інформаційної системи бібліотеки та обліку показників її роботи.

Библиотеки всегда вели учет своей работы, собирая различные статистические данные. Основными показателями работы библиотеки являются количество обслуженных читателей, объем книговыдачи, коэффициенты эффективности использования книжных фондов.

С внедрением в традиционные библиотечные технологии компьютеров, организации комплексов автоматизированных услуг для читателей появляется необходимость оценки этих видов работ. Традиционные показатели работы библиотеки претерпевают изменения, дополняются другими, имеющие немаловажное значение для характеристики деятельности библиотек.

В настоящее время не существует методики сбора и учета таких показателей, но необходимость в подобного рода данных очень велика. С внедрением автоматизированных технологий растут не только финансовые вложения библиотек в приобретение компьютерного оборудования, увеличиваются трудозатраты на создание машиночитаемых баз данных, повышается стоимость этих услуг. Какова же эффективность этих затрат ? Для ответа на этот вопрос необходимо выработать систему новых показателей, например, каковы виды и объемы информационных услуг, предоставляемые библиотекой в автоматизированном режиме, кого считать пользователями автоматизированных услуг, на какие категории их подразделять и т.п.

Структура информационных услуг, предоставляемых в автоматизированном режиме Научной библиотекой Южно-Уральского государственного университета, следующая.

1. Свободный доступ читателей к системам библиографических баз данных с помощью аппаратно-программно-информационного комплекса "ЭЛЕКАТ" из залов библиотеки. В настоящее время читателям предоставлено 29 рабочих мест для доступа к электронному каталогу библиотеки. 16 из них находятся в читальных залах главного корпуса библиотеки, 13 - в отделе младших курсов библиотеки главного здания университета. Доступ к терминальному комплексу главного здания осуществляется через оптоволоконную линию связи между корпусами университета. Время работы комплекса - с 9.00 до 19.00.

В систему баз данных "ЭЛЕКАТ" включены 9 библиографических баз данных, создаваемых и приобретенных библиотекой, доступные пользователям в едином программном интерфейсе /1/. Это базы данных основного электронного каталога библиотеки, насчитывающего более 146 тыс. описаний книг фонда библиотеки с 1975 года издания, каталог новых поступлений, обновляемый ежемесячно, каталоги периодических изданий с 1996 поступления, полный фонд авторефератов диссертаций (более 3 тыс. названий), база данных официальных материалов с 1995 года (более 12 тыс. описаний законов и нормативных документов органов власти Российской федерации и Челябинской области), а также база данных аналитической росписи периодических изданий экономической тематики (более 4 тыс. описаний с 1997 года). Некоторые из этих баз данных обновляются ежедневно, некоторые, например, периодики и авторефератов - еженедельно. Из приобретенных библиотекой баз данных читателям доступны база данных каталога МГУ (более 130 тыс. названий), а также "Books in print", конвертированные в программную среду системы "ЭЛЕКАТ".

2. Доступ к информационной системе библиотеки через локальную сеть университета. В настоящее время 165 рабочих станций из 21 подразделения университета зарегистрированы для возможности пользования автоматизированной информационной системой.

Комплекс информационных услуг в сети университета, помимо доступа к системе "ЭЛЕКАТ", включает в себя также доступ к 9 ба- зам данных на CD-ROM, комплектам технической и программной документации по вычислительной технике, коллекции фантастики в машиночитаемой форме, методическим материалам по пользованию автоматизированной библиотечной информационной системой.

Сервер библиотеки предоставляет свои услуги для проведения практических занятий студентов по пользованию локальной сетью университета.

Различия в комплексе услуг для читателей из залов каталогов и внешней сети университета объясняются несовершенством терминального комплекса, предоставляющего возможность читателям получать доступ к системе баз данных "ЭЛЕКАТ", и не имеющего возможности доступа к системам баз данных на CD-ROM.

3. Доступ к WEB-серверу библиотеки. Кроме общих сведений о библиотеке - режимах работы, правилах пользования, структуре и услугах отделов - пользователи имеют возможность доступа к базам данных через Web-интерфейс. В отдельных разделах представлен материал о наиболее интересных адресах в интернет по профилю университета.

С октября 1997 года в НБ ЮУрГУ ведется сбор статистических данных обслуживания пользователей в автоматизированном режиме, сопоставление их с традиционными системами учета библиотечного обслуживания.

Все станции сети университета, желающие получить доступ к информационной системе библиотеки, регистрируются в специальной базе данных, где фиксируются данные о подразделении университета, их расположении в пределах 9 корпусов университетского городка, адреса сетевых станций, сведения об администраторах сетей подразделений, адреса их электронной почты. Эти сведения позволяют на- ладить обратную связь с пользователями информационной системы библиотеки, оперативно информировать их обо всех изменениях, персонально фиксировать возможные нарушения прав доступа к серверу. Данные регистрационные сведения можно считать аналогом традиционных читательских билетов.

Для обработки данных использования информационных ресурсов локальной сети библиотеки создано специальное программное обеспечение, обрабатывающее системные журналы сервера. Сведения группируются хронологически, по категориям пользователей внутри сети библиотеки и вне ее, по подразделениям университета. Есть возможность получить полные данные о времени работы конкретного клиента, объемах считанной и записанной им информации, количестве регистраций - входов в систему, выданных запросов серверу библиотеки. Эти же сведения группируются и по видам пользователей. Мы считаем, что эти данные можно представить аналогами статистических данных, собираемых традиционными способами на пунктах выдачи литературы: количестве посещений, книговыдачи, справок, выданных посетителям библиотеки.

Анализ данных за полгода выявил устойчивые тенденции в использовании информационной системы библиотеки и позволяет сделать выводы, предлагаемые ниже.

Всех пользователей информационной системы библиотеки можно разделить на 2 большие группы: внутренние, работающие непосредственно в локальной сети библиотеки, и внешние - осуществляющие доступ извне.

"Внешних" пользователей можно разделить во видам протокола доступа к серверам библиотеки. Внешние пользователи, работающие в локальной сети университета и имеющие доступ к NOVELL-серверу библиотеки по протоколу IPX, и тех, кто обращается к интернет-серверу библиотеки по IP-протоколу. По правам доступа к ресурсам сервера локальной сети библиотеки пользователи делятся на тех, кто только читает информацию автоматизированной системы, так называемые "читатели" (группы READER, GUEST) и тех, кто эту систему создает, актуализирует и поддерживает в рабочем состоянии (группы библиотекарей, администраторов баз данных, автоматического копирования и обновления баз данных).

Непосредственных пользователей информационной системы - "читателей" - мы разделяем на зарегистрированных (группа READER), которые имеют права пользования системой "ЭЛЕКАТ" и базами данных на CD-ROM, и незарегистрированных (группа GUEST), которые имеют права доступа только к информационным каталогам сервера библиотеки. Информационный каталог содержит общие сведения о режимах работы библиотеки, методические инструкции по пользованию ее автоматизированной системой, инструкции администраторам сетей по настройке серверов и станций для удобного режима работы. Мы предоставляем также комплекты технической и программной документации, а также собрание фантастики в машиночитаемом виде, которое нам помогли собрать наши активные пользователи, в основном студенты; с ними мы поддерживаем связь с помощью электронной почты.

Сведения о зарегистрированных пользователях (группе READER) сортируются по подразделениям университета.

"Читатели" интернет-сервера библиотеки ограничений в правах доступа к информационной системе web-сервера не имеют. Для анализа эффективности ее использования мы собираем и анализируем только непосредственное обращение к базам данных, представленных на отдельной странице. Средства учета обращений к базам данных встроены в программу доступа к каталогам. Обработка данных производится специальными утилитами.

В таблице 1 представлены временные характеристики работы внутренних групп пользователей с информационной системой библиотеки, которых мы условно разделили по видам выполняемых работ.

Группа БИБЛИОТЕКАРИ выполняет все работы по формированию и редактированию баз данных библиотеки. Группа АДМИНИСТРАТОРЫ - весь комплекс работ по отладке новых программных средств на реальных информационных массивах, а также диспетчерские функции с базами данных. В функции группы BUCKUPER входят обязанности автоматического обновления читательских вариантов баз данных и копирования исходных - библиотечных каталогов.

Таблица 1.

-----------------------------------------------------------------

| Вид работы с инф.сист|месяц| Nws | To | Tw | |

| Группа пользователей | год |кол-во|предоставл|использов.| K |

|информационной системы| |станц.|раб.время |раб.время | |

-----------------------------------------------------------------

| Создание баз данных, |10-97| 10 | 277 час.| 805 час. |0.29 |

| их редактирование. |11-97| 10 | 244 час.| 558 час. |0.23 |

| |12-97| 10 | 281 час.| 842 час. |0.35 |

| БИБЛИОТЕКАРИ. |01-98| 10 | 239 час.| 824 час. |0.35 |

| |02-98| 12 | 244 час.|1145 час. |0.40 |

| |03-98| 12 | 255 час.|1251 час. |0.41 |

-----------------------------------------------------------------

|Администрирование, |10-97| 2 | 744 час.| 220 час. |0.15 |

|диспетчерская работа |11-97| 2 | 720 час.| 124 час. |0.09 |

|с БД библиотеки. |12-97| 2 | 744 час.| 308 час. |0.20 |

| |01-98| 2 | 744 час.| 171 час. |0.12 |

| АДМИНИСТРАТОРЫ. |02-98| 2 | 672 час.| 171 час. |0.13 |

| |03-98| 2 | 744 час.| 117 час. |0.08 |

-----------------------------------------------------------------

| Резервное копирование|10-97| 1 | 279 час.| 66 час.|0.24 |

| баз данных. |11-97| 1 | 270 час.| 44 час.|0.16 |

| |12-97| 1 | 279 час.| 52 час.|0.19 |

| BUCKUPER. |01-98| 1 | 279 час.| 62 час.|0.22 |

| |02-98| 1 | 252 час.| 93 час.|0.37 |

| |03-98| 1 | 279 час.| 51 час.|0.19 |

-----------------------------------------------------------------

Время То - это время, предоставленное для работы данной группе пользователей, исходя из их бюджета. Например, библиотекарям предоставляется возможность работы с 8.00 до 19.00 ежедневно, а администраторам системный бюджет позволяет работать 24 часа в сутки. Время работ на копирование данных также ограничено: с 21.00 до 6.00.

Tw - это фактически отработанное время данной группой пользователей, заносимое в системный журнал при работе сервера.

Коэффициент К в последней строке таблицы рассчитывался как фактически отработанное время данной группы пользователей, поделенное на предоставленное ему время для работы и количество рабочих станций. Он показывает эффективность использования рабочей станции внутри библиотеки при выполнении данной группы работ.

К = To / (Tw * Nws)

Поскольку виды работ этих групп пользователей в основном являются взаимоисключающими, то очевидны следующие выводы.

30-40 % времени работы сети библиотеки направлено на создание и редактирование баз данных библиотеки. От 10 до 20 % времени уходит на администрирование сети, диспетчерскую работу с база- ми данных. Это же время включает в себя работу программистов по доработке готовых программных средств по требованию библиотека- рей, а также создание новых задач. От 20 до 35 % времени уходит на резервное копирование данных, которое обычно выполняется в ночное время, автоматически. Этой работе уделяется особое внимание, поскольку создание информационной системы библиотеки происходит вручную и потеря данных недопустима.

Таким образом, эффективность использования сети библиотеки составляет от 60 до 95 %.

В таблице 2 представлены данные по использованию информационной системы библиотеки пользователями. Это могут быть как внешние по отношению к локальной сети библиотеки пользователи, так и внутренние, т.е. те, кто обращался к серверу из отделов библиотеки.

Таблица 2.

----------------------------------------------------------------------

| В и д ы р а б о т |месяц| Рабочее время |к-во|Запрос.к серверу|

|с информац. системой |работ|--------|--------|реги|----------------|

| Группа пользователей | - |предост.|фактичес|стр.|пакетов| считано|

|информационной системы| год | To-час.| Tw-час.| L | P-тыс.| W - Мб |

----------------------------------------------------------------------

| Доступ к системам БД |10-97| 277 | 103 | 460| 2300 | 1014 |

| библиотеки. |11-97| 244 | 106 | 289| 881 | 647 |

| Зарегистрированный |12-97| 281 | 108 | 352| 1004 | 515 |

| пользователь. |01-98| 239 | 58 | 243| 670 | 365 |

| |02-98| 244 | 125 | 354| 1218 | 783 |

| READER |03-98| 255 | 213 | 372| 1642 | 1224 |

----------------------------------------------------------------------

| Доступ к информацион-|10-97| 744 | 244 | 328| 520 | 523 |

|ной системе библиотеки|11-97| 720 | 148 | 242| 337 | 323 |

| Незарегистрированный |12-97| 744 | 270 | 323| 632 | 497 |

| пользователь. |01-98| 744 | 121 | 133| 318 | 522 |

| |02-98| 672 | 120 | 139| 232 | 199 |

| GUEST |03-98| 744 | 169 | 251| 358 | 222 |

----------------------------------------------------------------------

To и Tw, также как и в предыдущей таблице, - предоставленное для работы время и фактически отработанное. Для зарегистрированного пользователя оно рассчитывается с 9.00 до 19.00 ежедневно, т.е во время работы библиотеки, а незарегистрированные пользователи могут обращаться к серверу библиотеки круглосуточно.

L - количество регистраций на сервере библиотеки данного клиента за месяц. Аналогом этого показателя может являться число посещений читателями библиотеки. P - количество запросов-пакетов к серверу библиотеки. W - количество считанной информации с сервера (в Мб).

Запросы-пакеты обращений к серверу нельзя сравнивать с традиционными информационными запросами читателей, а количество считанной информацией не имеет смысла суммировать с книговыдачей, но эти показатели дают картину использования представленных на сер- вере библиотеки информационных ресурсов.

Как видно из таблицы 2 показатели обращений пользователей к целенаправленной и систематизированной информации - системам баз данных библиотеки - выше, чем к несистематизированной. Количество - регистраций и объем считанной информации у них больше, чем у незарегистрированных пользователей.

Время работы пользователей с несистематизированной информацией больше, чем с систематизированной. А количество считанной информации - пакетов данных и их объемы в Мб - наоборот, меньше.

Таким образом, целенаправленный отбор информации для предоставления ее пользователям, создание удобного справочного аппарата к автоматизированной системе экономит время для получения необходимых сведений. Это говорит в пользу создания автоматизированных информационных систем, необходимости концентрации машиночитаемых информационных ресурсов именно в библиотеке университета, так как профессиональный отбор и систематизированное представление информации гарантирует ее эффективное использование.

В таблице 3 представлены относительные характеристики работы пользователей с автоматизированной информационной системой библиотеки.

Таблица 3.

-----------------------------------------------------

| В и д ы р а б о т |месяц| Эффект. использ. ИПС |

|с информац. системой |работ|-----------------------

| Группа пользователей | - | K | Vp | Wср. |

|информационной системы| год | |(*1000)| |

| | |Tw/To| P/Tw | W / P |

-----------------------------------------------------

| Доступ к системам БД |10-97| 0.37| 22.3 | 0.45 |

| библиотеки. |11-97| 0.43| 8.3 | 0.73 |

| Зарегистрированный |12-97| 0.38| 9.3 | 0.53 |

| пользователь. |01-98| 0.24| 11.6 | 0.52 |

| |02-98| 0.52| 9.7 | 0.64 |

| READER |03-98| 0.84| 7.7 | 0.75 |

-----------------------------------------------------

| Доступ к информацион-|10-97| 0.33| 2.1 | 1.01 |

|ной системе библиотеки|11-97| 0.21| 2.3 | 0.96 |

| Незарегистрированный |12-97| 0.36| 2.3 | 0.79 |

| пользователь. |01-98| 0.16| 2.6 | 1.64 |

| |02-98| 0.18| 1.9 | 0.86 |

| GUEST |03-98| 0.23| 2.1 | 0.62 |

-----------------------------------------------------

Здесь, как и в таблице 1, K - коэффициент эффективности использования предоставленного времени для работы с информационной системой. Параметр Vp показывает скорость работы пользователя с информацией в единицу времени. Эта величина показывает насколько быстро читатель получает доступ к необходимой ему информации. Провести здесь аналогию с традиционными статистическими показателями трудно, так как они просто не фиксируются - никто не считает время, которое затрачивает пользователь от момента входа в библиотеку до момента получения необходимого ему количества изданий. Значение Wсp показывает как быстро меняется объем информации в пакете на станции. Это так называемая средняя величина запроса. Технически она не может быть больше 1.8. Значения этой величины можно сравнить, например, с количеством книг или полученных читателем справок за единицу времени. Но реально количество пакетов нельзя сравнивать с количеством книг: пакет - это минимальное количество информации, обрабатываемое сервером при обращении к нему со стороны внешней станции.

Относительные данные также показывают более эффективную работу с систематизированной информацией, чем с несистематизированной. Пользователи баз данных более эффективно используют предоставленное им время и быстрее получают необходимый им объем информации - коэффициенты K и Vp у них больше, чем у пользователей не- систематизированной информации. Большие значения коэффициента Wср у пользователей несистематизированной информации говорит о том, что они за один запрос к информационной системе получают больший объем информации. Сравнивая данный параметр с традиционными показателями, можно эту ситуацию сравнить с читателем, который очень часто ходит в библиотеку, берет много книг на непродолжительное время. Успевает ли он их все прочесть? Как показывают визуальные наблюдения за работой таких пользователей, они либо бессистемно исследуют предоставленные им информационные каталоги, либо занимаются "перекачкой" информации на свои станции, где, по-видимому, потом уже и исследуют ее, покинув информационную систему библиотеки.

В таблице 4 представлены данные зарегистрированных пользователей информационной системы, сгруппированные по подразделениям университета.

Таблица 4.

----------------------------------------------------

| Название сервера, | Раб. |Кол-во|Кол-во | Прочит.|

| позразделение уни-|время |регис-|запрос.| информ.|

| верситета, назва- | час |траций|пакетов| Мб |

| ние кафедры. | Tw | L | P*1000| W |

----------------------------------------------------

| LIB |212.8 | 726 |4543.1 | 3020.7 |

| Научная библиотека| | | | |

----------------------------------------------------

| IS-1 - арх-строит.|128.5 | 286 | 810.0 | 188.6 |

| факультет | | | | |

----------------------------------------------------

| AK1-аэрокосимческ.| 48.4 | 225 | 519.4 | 114.1 |

| факультет | | | | |

----------------------------------------------------

| ECONOM - каф.экон.| 63.5 | 144 | 290.6 | 177.2 |

| и управления | | | | |

----------------------------------------------------

| ICC_MAIN - кафедра| 49.8 | 132 | 466.6 | 196.9 |

| гидравлики | | | | |

----------------------------------------------------

| AM2 - автоматно- | 19.6 | 147 | 267.8 | 55.8 |

| механический ф-т | | | | |

----------------------------------------------------

| INSTR2 - кафедра | 18.8 | 127 | 147.7 | 71.9 |

|станки и инструмен.| | | | |

----------------------------------------------------

| DM - каф. основ | 18.7 | 91 | 229.8 | 236.7 |

| проектир. машин | | | | |

----------------------------------------------------

| PS1 - приборостро-| 32.4 | 61 | 148.6 | 59.4 |

| ительный факультет| | | | |

----------------------------------------------------

| DPM - каф. сопрот.| 3.7 | 51 | 166.7 | 44.7 |

| материалов. | | | | |

----------------------------------------------------

| ACC_MAIN | 48.2 | 44 | 121.5 | 106.2 |

| фак-т коммерции | | | | |

----------------------------------------------------

| PRIMA - кафедра | 54 | 24 | 4.4 | 385.0 |

| прикладной матем. | | | | |

----------------------------------------------------

| ACCOUNTING - каф. | 13.8 | 12 | 30.2 | 29.1 |

| бухучета и финанс.| | | | |

----------------------------------------------------

| ВСЕГО: |712.2 | 2070 |7746.5 | 4322.7 |

| | | | | |

----------------------------------------------------

В этой таблице все параметры представлены только для фактически отработанных станций; данные суммированы за полгода. Подразделения университета расположены в порядке убывания количества регистраций-входов на сервер для пользования информационной системой библиотеки.

Анализ итоговых данных дает представление об эффективности использования автоматизированной информационной системы библиотеки. Ее услугами пользуются не менее 4.6 часов в день из представ- ленных 10 часов. За день происходит примерно 13 "посещений" библиотеки из внешней сети университета. Если учесть, что пользователям сети предоставлено для чтения на сервере около 2.2 Гб информации, то можно предположить, что за 3 месяца этот объем полностью считывается. Таким образом, коэффициент обращаемости ин- формации на сервере составляет 4 за год, т.е. эффективность использования электронных ресурсов выше, чем традиционных.

Учет использования автоматизированных ресурсов дает представление о том, какие подразделения университета активно используют информационную систему библиотеки, а какие совсем не используют. С администраторами серверов таких подразделений мы ведем индивидуальную работу, выясняем причины низкой активности их работы. Некоторые просто не могут настроить свои сервера на работу с системой баз данных - для них мы разрабатываем методические рекомендации; некоторых не устраивает качество работы сети университета - это информация для вышестоящих руководителей. По существу, это одна из форм привлечения читателей в нашу библиотеку. Конкретный анализ работы пользователей того или иного подразделения позволит оценить уровень их информационной культуры.

В таблице 5 представлены данные обращения к базам данных библиотеки, представленных на WWW-сервере. Мы только начали эти сведения собирать, думаем как их обрабатывать и анализировать. Но первые сведения уже интересны.

Например, с 18 февраля по 8 апреля было 1899 обращений к ба- зам данных WWW-сервера библиотеки. Из них 1696 обращений удалось идентифицировать по адресам. География обращений выглядит следующим образом.

Таблица 5.

--------------------------------------------------------

| Название региона | кол-во обращений | % обращений |

--------------------------------------------------------

| Челябинск | 609 | 35.9 % |

| Университет | 484 | 28.5 % |

| Другие города России| 363 | 21.4 % |

| Зарубежные страны | 127 | 7.5 % |

| Ближнее зарубежье | 38 | 2.2 % |

--------------------------------------------------------

Система учета обращения к конкретным базам данных и их поисковым элементам встроена в программный комплекс доступа к базам анных и показывает следующее.

Например, к базе основного каталога библиотеки - из 1899 обращений было - 76.2% обращений, к базе "АВТОРЕФЕРАТЫ" - 13.9% обращений, к базе данных "ПЕРИОДИКА" - 10.0% обращений.

В базах данных статистика распределений обращений по поисковым полям выглядит следующим образом:

Таблица 6.

---------------------------------------------------------------

| Название БД | Поисковый элемент | % обращений |

---------------------------------------------------------------

| " ЭЛЕКАТ " | " Авторы" | 37 % |

| | " Ключевые слова" | 29.9 % |

| | " Заглавие" | 22.1 % |

| | " Тематич. рубрики" | 16.1 % |

| | " Год издания" | 9.7 % |

| | " Каталож. индексы" | 1.7 % |

| | " Название серии" | 1.3 % |

---------------------------------------------------------------

| "АВТОРЕФЕРАТЫ" | " Тема диссертации" | 45.6 % |

| | " Номер спец-ти" | 31.5 % |

| | " Автор" | 25.0 % |

| | " Дата защиты" | 9.8 % |

| | " Назв. диссертации" | 4.3 % |

| | " Назв. учреждения" | 1.6 % |

---------------------------------------------------------------

| " ПЕРИОДИКА " | " Название издания" | 78.2 % |

| | " Год издания" | 22.6 % |

| | " Предметные рубрики" | 13.5 % |

| | " Страна издания" | 6.8 % |

| | " Вид издания" | 5.3 % |

| | " Индекс ISSN" | 1.5 % |

| | " Название серии" | 0.75% |

---------------------------------------------------------------

Как видно из представленных данных, наибольшим спросом у читателей пользуются поисковые элементы тематического характера, что указывает нам на необходимость глубокой предметной и тематической обработки документов перед внесением информации о них в базы данных. Система учета обращений к поисковым элементам конкретных баз данных помогает анализировать эффективность деятельности библиотеки по созданию автоматизированных поисковых систем и конкретных баз данных, обеспечивает оперативное выявление тенденций запросов, ценность отдельных информационных ресурсов.

Работа по определению эффективности использования автоматизированной библиотечной системы только начата. Первые попытки сбора и анализа подобной информации показывают актуальность и необходимость этой новой формы работы, выводы из нее очевидны:

1. Автоматизированная информационная система библиотеки на- ряду с традиционными формами библиотечного обслуживания пользуется постоянно растущим спросом.

2. Необходимо разрабатывать унифицированную систему показателей этого направления работы библиотек, методику обработки собранных данных.

3. Предлагаемая технология сбора и анализа данных обеспечивает учет работы автоматизированной библиотечной системы, которая может быть отражена в традиционных библиотечных отчетах как новая форма работы. Для углубленного изучения возможностей информационных библиотечных систем требуется проводить систематический "опрос" пользователей в автоматизированном режиме, что позволит наладить устойчивую обратную связь с ними и оперативно реагировать на их потребности. В конечном счете этот комплекс работ поможет отслеживать динамику информатизации общества и уровень информационной культуры потребителей.

Использованная литература

1. Гальцева Т. Е. , Зеленина Г.Н. Электронный каталог в библиотеке // Научно-технич. б-ки.-1995.- N 10-11, с. 68-71.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России