Изучение запросов пользователей автоматизированной 
информационно-поисковой системы

Investigation into User Requests of Automated Data Retrieval 
System.

Гальцева Т.Е.
Научная библиотека Челябинского государственного технического университета, 
Челябинск, Россия

Galtseva T.E.
Chelyabinsk State Technical University Scientific Library, Chelyabinsk, Russia

Приводятся результаты анализа читательских запросов, полученных путем 
анкетирования, наблюдения и интервьюирования с целью выработки 
рекомендаций для создателей электронных каталогов.

Results of a user demand analysis are described. The analysis carried out on the 
basis of questionnaires, observation and interviewing makes possible to work out 
recommendations for electronic catalog designers.

В научной библиотеке Челябинского государственного технического 
университета с 1993 года организован открытый доступ к АИПС "ЭЛЕКАТ" /1/. В 
течение всего периода идет постоянное изучение эффективности ее 
использования читателями библиотеки, изучается контингент пользователей, 
неудовлетворенные запросы. Осенью 1995 и зимой 1996 г. были проведены 
исследования более глубокого плана: опросы, интервьюирования. В 
предлагаемой статье излагаются некоторые итоги этой работы. 
Активными пользователями библиотеки являются студенты 3-5 курсов 
приборостроительного, автоматно-механического и архитектурно-строительного 
факультетов (всего в вузе 16 факультетов). Небольшое количество студентов 1-2 
курсов объясняется несколькими причинами: отделы библиотеки, 
обслуживающие эту категорию читателей, территориально отделены от здания 
библиотеки; в них отсутствуют коммуникации к сети университета, через 
которую возможен доступ к электронному каталогу; недостаточна компьютерная 
грамотность и адаптация студентов младших курсов. Эти же причины 
обусловили и низкий показатель среди пользователей-студентов других 
факультетов. Из 200 опрошенных пользователей только 10% составили 
преподаватели и сотрудники университета. 
В сентябре 1994 года АИПС "ЭЛЕКАТ" была подключена к сети 
университета, что обеспечило многим сотрудникам возможности пользоваться 
электронным каталогом библиотеки со своих рабочих мест. Однако мы отметили 
также, что освоение компьютерных технологий болезненно проходит для людей 
среднего возраста. Приобретение навыков работы с АИПС проходит успешнее 
при индивидуальном обучении в читальном зале для научных сотрудников, где 
отсутствует студенческая аудитория. 
Студенты предпочитают работать с АИПС, отмечая сложность традиционных 
поисковых библиотечных систем, хотя используют при этом традиционный 
алгоритм поиска в алфавитном каталоге (50% опрошенных). Только 1% 
опрошенных использует при поиске поле "Каталожный индекс". Поисковые поля 
"Предметная рубрика" и "Ключевые слова" используют 20%. Именно поиск в 
этих двух полях дает наибольшее количество неудовлетворенных запросов. 12% 
принявших участие в опросе постоянно пользуются услугами консультанта. 
Основная цель поиска — найти литературу по теме курсовой и дипломной 
работы, подготовка к семинарам. Только 1% опрошенных пользовался АИПС для 
удовлетворения потребности в самообразовании. В тематическом аспекте 
запросы распределились следующим образом: техника — 46.1%, естественные 
науки— 6.3%, экономические науки— 15.5%, философские науки— 32.2%. 
Большое число тематических запросов нуждается в корректировке: 
определении границ поиска, уточнении предметной области поиска с 
использованием соответствующего рубрикатора, оперативность, с какой 
пользователь хочет получить информацию. Консультант при формировании 
поискового предписания учитывает содержание баз данных и фондов 
библиотеки, объем имеющейся в библиотеке литературы по этой теме. В 
обязанность консультанта входит постоянный сбор и анализ неудовлетворенных 
запросов с обязательной информацией индексаторов и предметизаторов 
библиотеки. 
Ежедневно с помощью АИПС только из залов библиотеки около 250 
читателей самостоятельно удовлетворяют свои запросы. Сведений о 
ежедневном количестве пользователей системы "ЭЛЕКАТ" из сети университета 
нет. Достаточно отметить, что адреса 178 станций официально 
зарегистрированы для получения доступа к информации с сервера библиотеки. 
За период с ноября 1995 г. по февраль 1996 г. зарегистрировано 380 
письменных запросов читателей, которые самостоятельно не могли найти 
информацию в справочно-поисковом аппарате библиотеки. С помощью 
консультанта релевантная библиографическая информация найдена и 
представлена по 285 запросам. 28% запросов читателей необходимо было 
подвергнуть тщательной корректировке, которая включала в себя не только 
определение предметной области запроса, его границ, но и передачу для 
включения в АПУ и словари предметных рубрик, ключевых слов с 
предварительной сверкой с нормализованной отраслевой лексикой. 
45.7% запросов составили запросы по темам гуманитарных и общественных 
наук, количество неудовлетворенных среди которых составляет 65%. 12% 
неудовлетворенных запросов составили запросы на информацию о деятелях 
науки, техники, искусства. Располагая такими данными с 1995 года, научно-
библиографический отдел совместно с отделом автоматизации работают над 
созданием автоматизированной картотеки персоналий, которая будет связана с 
основной базой библиографических данных. 
В процессе изучения неудовлетворенных запросов выявлена и 
недостаточная глубина индексирования раздела 681 таблиц УДК. Для 
редактирования этого раздела библиотека собирается привлечь к совместной 
работе специалистов кафедр приборостроительного факультета. 
Формирование запроса на предпоисковом этапе предопределяет 
эффективность поиска. Эту функцию должен выполнять "навигационный" 
словарь ИПС и ее интерфейс. В настоящее время большая часть этой работы 
выполняется консультантами. При наличии фамилии автора и названия книги 
поиск удовлетворяет пользователя с первого раза. 
При отрицательном результате поиска начинается поиск по другим полям. И 
здесь чаще всего возникают у пользователя сложности. Добиться адекватности 
поискового предписания и поискового образа документа архисложно. "Сленг" 
будущих специалистов чаще всего не совпадает с нормализованной лексикой 
предметизаторов по многим причинам. 
Что делается для решения этой задачи в нашей библиотеке? Индексаторы и 
предметизаторы при формировании ПОД используют рубрикатор ГАСНТИ, УДК, 
ББК, различные энциклопедические справочники. К этим источникам мы 
добавили нормализованную лексику государственных образовательных 
стандартов высшего профессионального образования и ключевые слова из 
содержания учебных программ. Так же стали использовать поисковые 
предписания читателей, сверенные с рубрикаторами ВИНИТИ, которые, кстати, 
оказывают большую помощь при включении в рабочие словники новой научной 
терминологии, т.к., к нашему сожалению, электронные рубрикаторы ВИНИТИ 
нам не по карману. 
К сожалению, и эти меры недостаточны. Необходимы глубокие исследования 
как в изучении процесса формирования поисковых предписаний пользователей, 
так и формирования ПОД при библиотечной обработке документа. Этот процесс 
очень близок исследовательскому процессу в общественных науках, и мы в 
будущем надеемся в поиске решений на сотрудничество с кафедрами 
социологии и культурологии, психологии нашего университета. Такое 
сотрудничество должно помочь в разработке дружественного обучающего 
интерфейса ИПС, который должен учесть и психологические мотивы в общении 
пользователя с компьютером. 
При создании интерфейса необходимо учитывать и особенности поведения 
пользователя университета, уровень образования и культуры, цели поиска. Ддя 
неподготовленного пользователя интерфейс должен выполнять функции 
обучающей минипрограммы, помочь ему не только формировать поисковое 
предписание, но и дать информацию о структуре отрасли, ее логические и 
дополнительный связи, подсказывать возможные пути поиска. База данных 
библиографических описаний должна быть соориентирована на студентов с 
учетом структуры получаемых им знаний. Такому пользователю полезно будет 
ознакомиться с взаимосвязями лексических единиц баз данных и АИБС. 
Поисковые таблицы баз данных должны систематически подвергаться 
актуализации: внесению новых терминов, удалению малоэффективных. Сама 
база данных должна обладать высоким качеством и свойствами, 
отсутствующими у традиционных каталогов и, конечно же, представить 
пользователю возможность получать информацию из внешних баз данных. В 
организации "навигационной службы" должны быть учтены все требования 
практиков. 
Для проверки истинности сделанных нами выводов аналогичный опрос будет 
проведен в библиотеках вузов города в рамках методического объединения 
осенью 1996 года. 
Пока для помощи нашим пользователям мы решили пересмотреть 
содержание лекций по библиотечно-библиографической грамотности, включить 
в них элементы культуры общения с АИПС, правила пользования новыми 
носителями информации, навыки работы со справочными поисковыми 
системами и т.д. 


Литература

1. Гальцева Т.Е., Зеленина Г.Н. Электронный каталог в библиотеке. // 
Научно-технич. б-ки, 1995, N 10-11, c.68-71.