Формирование информационной культуры современного
университетского сообщества: опыт проектного развития
Developing Information Culture of Modern University
Community: Projects Experience
Формування інформаційної культури сучасного
університетського співтовариства: досвід проектного розвитку

Еременко Т. В.

Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина, Рязань, Россия

Tatyana V. Eryomenko

S. A. Esenin State Pedagogical University, Ryazan, Russia

Єременко Т. В.

Рязанський державний педагогічний університет ім. С. О. Єсеніна, Рязань, Росія

Информационная культура университетского сообщества влияет на качество образования, получаемое силами этого сообщества. В российской высшей школе развитием информационной культуры не занимается целенаправленно ни одна структура как на уровне страны или региона, так и в рамках отдельно взятого университета. Вузовские библиотеки решают эту задачу частично и неэффективно. Выход в комплексном подходе к формированию информационной культуры в рамках отдельного вуза, и здесь одним из перспективных направлений становится проектное развитие. Анализируется опыт двух проектов по развитию информационной культуры на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина: “Интернет-культура преподавателя” и “Электронные учебные материалы в современном университетском образовании ”.

The information culture of the university community has an influence on the quality of education obtained by this community. In Russia, neither federal and regional institutions, nor universities pay serious attention to the issue of information culture. University libraries accomplish this objective partially and ineffectively. The use a complex approach to this problem within the framework of a single university is considered as a good solution. Project development is one of the perspectives. Useful experience gained as a result of conducting two projects at Esenin State Pedagogical University in Ryazan, Russia is analyzed. The projects Internet Culture of Tutors and Electronic Teaching Materials in Contemporary University Education are presented.

Інформаційна культура університетського співтовариства впливає на якість освіти, яку надає це співтовариство. У російській вищій школі розвитком інформаційної культури не займається цілеспрямовано жодна структура як на рівні країни чи регіону, так і в рамках окремо взятого університету. Вузівські бібліотеки вирішують це завдання частково та неефективно. Вихід базується на комплексному підході до формування інформаційної культури в рамках окремого вузу, і тут одним з перспективних напрямків стає проектний розвиток. Аналізується досвід двох проектів з розвитку інформаційної культури на базі Рязанського державного педагогічного університету ім. С. О. Єсеніна: “Інтернет-культура викладача” та “Електронні навчальні матеріали у сучасній університетській освіті”.

Понятие “информационная культура университетского сообщества”

Cодержание понятия “информационная культура” (ИК) является предметом интереса ряда российских ученых. В учебно-методическом пособии, изданном в 2002 г. и посвященном формированию информационной культуры личности, последняя определяется как “совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий”. Такая трактовка ИК может быть использована применительно к университетскому сообществу с некоторыми оговорками, а именно: 1) следует отказаться от ограничения сферы ИК рамками только самостоятельной деятельности, т. к. культура работы с информацией пронизывает в вузе все виды деятельности — от учебной в аудитории и самостоятельной в библиотеке или дома до управленческой и воспитательной; 2) необходимо понимать под целями ИК обеспечение эффективного динамичного развития университетского сообщества как некоего целого, в свою очередь состоящего из групповых и индивидуальных пользователей информации. Таким образом, под ИК университетского сообщества в настоящем докладе понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих деятельность университетского сообщества по оптимальному удовлетворению его информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий в целях эффективного развития этого сообщества .

Уровень ИК университетского сообщества непосредственно влияет на качество получаемого в этом сообществе и силами этого сообщества образования. Существует прямая связь между ИК и результатами деятельности университетского сообщества. Данная связь постепенно осознается в российской высшей школе. Новая модель активного и интегративного обучения, основанная на информационных ресурсах реального мира, заставляет обращать пристальное внимание на знания и умения, входящие в сферу ИК. Стремительное развитие новых информационных технологий выступает мощным фактором роста значимости ИК в образовании, как и в целом в любой сфере деятельности в информационном обществе. В высшей школе России количество и разнообразие информационных ресурсов быстро увеличивается, и вместе с ними растут объем и уровень сложности знаний и умений ИК. В то же время развитием ИК университетского сообщества не занимается целенаправленно ни одна структура как на уровне страны или региона, так и в рамках отдельно взятого университета.

Частично задачу формирования ИК берут на себя вузовские библиотеки, однако их усилия по решению этой задачи далеки по своей результативности от настоящей эффективности. Библиотеками не охватываются все группы пользователей информации (удачей для библиотеки считается, если ее библиографы смогли провести по 4—6 часов занятий по основам библиотечно-библиографических знаний со всеми первокурсниками). Вузовские библиотеки преимущественно фокусируют свою работу по развитию ИК на использовании собственных информационных ресурсов и часто не способны научить работать со всем комплексом образовательных материалов и средств, входящих в арсенал современной высшей школы. В их прерогативу лишь по касательной входит задача обучить методике применения новых информационных технологий в процессе преподавания, и трудно себе представить, что российские вузовские библиотеки смогут взять на себя роль тренинговых центров, к примеру, по созданию электронных учебных пособий, или разработке курсов дистанционного обучения, или дизайну персональных веб-сайтов преподавателей, или хотя бы по овладению навыками электронной презентации в PowerPoint. Единичные примеры подобной работы в вузовских библиотеках, которые могут быть приведены, лишь подтверждают сегодняшнюю ситуацию — ни с позиции кадрового обеспечения, ни по уровню материально-технической базы, ни психологически вузовские библиотеки в общей своей массе взять на себя функцию главного центра по формированию ИК университетского сообщества не готовы. Вместе с тем без перечисленных умений работы с информацией, к которым можно добавить еще и многие другие, ИК университетского сообщества, идущего в ногу со временем, немыслима. Выход видится в объединении усилий, в комплексном подходе к формированию ИК в рамках отдельного вуза, и здесь одним из перспективных направлений становится проектное развитие.

Проектное развитие как перспективное направление работы
по формированию ИК университетского сообщества

Наиболее часто встречаемое определение проекта сводится к следующему: проект есть сочетание последовательных и управляемых целенаправленных действий, позволяющих достигать результатов в условиях ограниченных ресурсов и жестких сроков. Часто проекты реализуются с помощью грантов, полученных на конкурсной основе. Грант — безвозмездная целевая субсидия, предоставленная по итогам конкурса для реализации проекта в той или иной сфере деятельности. В сфере высшего образования грантовая поддержка разнообразна как по целям и формам, так и по источникам финансирования. Широко распространены гранты на исследования, организацию конференций, публикации, поездки по обмену или с целью стажировки, и т. д. Вузовские библиотеки уже хорошо знакомы с возможностями получения грантовой помощи в комплектовании, в автоматизации библиотечных процессов, в открытии доступа к электронной информации, в организации повышения квалификации своих сотрудников. В то же время не столь широко распространены проекты, целью которых является развитие ИК университетского сообщества во всей его целостности и многообразии; поэтому представляется интересным познакомить с опытом нескольких подобных проектов, реализованных на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина.

Главной целью данных проектов было развитие ИК нашего университета в том значении ИК, которое было сформулировано выше. Проекты основывались на понимании современного университетского сообщества как неоднородного по структуре, и, соответственно, на идее его сегментации как условия для успешного формирования ИК. Именно такой маркетинговый подход является основой целенаправленного и ориентированного на пользователя развития рынка услуг по развитию ИК. Сегментация может быть проведена по признаку рода деятельности в университетском сообществе, и тогда это будут такие группы, как студенты, аспиранты и докторанты, профессорско-преподавательский состав, администрация, учебно-вспомогательный персонал (с собственной достаточно сложной дифференциацией). Деление также можно проводить по возрастному признаку: молодые, среднего возраста, пожилые; по признаку мотивов обращения к информации: учебные, исследовательские, для целей управления, для повышения квалификации, рекреационные, для расширения кругозора, и т. д. Идея сегментации стала исходной при написании заявок на проекты. Базой проектов выступил Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина — одно из старейших педагогических учебных заведений Центральной России, в 2002 г. отметившее свое 70-летие как педагогического вуза, а изначально ведущее свою историю от образования в 1877 г. Рязанского епархиального женского училища. В настоящее время в РГПУ обучается около 8 тысяч студентов по 28 специальностям. В университете 9 факультетов, 45 кафедр, аспирантура и докторантура, ряд научных лабораторий и исследовательских центров. В университете работает около 500 преподавателей и свыше 400 сотрудников, среди которых 48 сотрудников вузовской библиотеки. Библиотека РГПУ — вторая по величине в регионе — насчитывает 760 тыс. единиц хранения и обслуживает около 9 тыс. читателей по единому читательскому билету.

Проект “Интернет-культура преподавателя”

Первый проект — 9-дневный цикл семинаров-тренингов “Интернет-культура преподавателя” — был поддержан Управлением образовательных и культурных программ Государственного Департамента США в рамках Программы “Обучение и доступ в Интернет”, реализуемой на территории Российской Федерации Представительством некоммерческой корпорации “Прожект Хармони, Инк. “ (США). Проект был реализован в мае-июле 2001 г. с группой из 20 молодых преподавателей РГПУ. При составлении программы проекта ее авторы исходили из хорошо известной мысли о том, что наиболее эффективным является обучение, ориентированное на “трансляторов” знаний, то есть в условиях вуза на самих преподавателей . Именно через них в дальнейшем обеспечивается максимально широкое распространение полученных навыков и умений использования Интернета среди основной массы студентов университета. В качестве целевой группы были взяты молодые преподаватели, по возрасту не старше 30 лет. Проект реализовывался на базе Центра телекоммуникаций и технологий дистанционного образования РГПУ совместно с учебно-методическим управлением РГПУ в рамках системы повышения квалификации преподавателей. Последовательность проведения семинаров-тренингов и их содержательное наполнение разрабатывались составителями программы с учетом специфики профессиональных потребностей группы обучаемых и общей цели проекта.

Проект “Интернет-культура преподавателя” был первым такого рода в университете. Он помог сформировать жизнеспособную команду тренеров из состава сотрудников и преподавателей РГПУ и наладить продуктивные связи с учебно-методическим управлением университета. Успешное завершение проекта было подтверждено как мнениями его участников, так и положительной оценкой учебной программы семинаров-тренингов в “Прожект Хармони, Инк. “. С нашего разрешения программа в электронном виде была распространена среди учебных центров “Прожект Хармони, Инк. “, организованных в ряде городов России. Программа включала описание тем, раскрывавшихся в теоретической части занятий, разработки практических заданий для слушателей, а также систему тестов, проводившихся на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения с целью оценки результативности занятий и корректировки программы. Проект вызвал большой интерес в РГПУ, и после его завершения необходимость в постоянном повышении информационной культуры стала осознаваться в нашем вузе более отчетливо. Каждый специалист хорошо понимает необходимость регулярного повышения квалификации в рамках своего предмета, или, используя принятый сейчас термин, необходимость образования в течение всей жизни. Но к этому “предметному” образованию конец ХХ и начало ХХ I вв. добавили не меньшую по значимости составляющую: образование в течение всей жизни в сфере новых информационных технологий. Эта вторая составляющая играет тем большую роль, чем уверенее вуз выходит на дорогу информатизации всей своей деятельности. Опираясь именно на этот тезис, уже сложившаяся в ходе первого проекта команда стала инициатором еще одного образовательного проекта, продолжившего “дело формирования ИК” в нашем университете.

Летний семинар
“Электронные учебные материалы в современном университетском образовании ”

4-дневный летний семинар “Электронные учебные материалы в современном университетском образовании” был проведен в РГПУ в августе 2002 г. под эгидой Программы поддержки университетского преподавания и общественных инициатив и Проекта гражданского образования ( SCOUT/CEP). В данном проекте группа участников формировалась по мотиву обращения к информации, а именно для использования электронной информации в учебной деятельности. Поэтому состав группы из 20 человек было достаточно разный по роду деятельности: кроме преподавателей, составивших ядро группы, были представители университетского издательства, университетской библиотеки, международного отдела, учебно-методического управления. Группа включала как молодых, так и пожилых людей, от преподавателей-ассистентов до заведующих кафедрами и профессоров. Программа семинара формировалась как сочетание разнообразных способов обучения: обзорные и проблемные лекции, лекции-демонстрации, практические работы, “круглые столы”. Стремясь показать возможности современных электронных учебных материалов, мы постарались максимально насытить программу показами как существующих коммерческих продуктов, так и разработок, сделанных силами преподавателей нашего университета. Продуктивной оказалась идея выстроить практические занятия со 2-го дня семинара под знаком решения одной конкретной задачи — создания каждым участником собственной гипертекстовой учебной программы. В результате за 8 часов работы в компьютерном классе участники смогли своими руками создать небольшой законченный продукт; наиболее увлекшиеся языком гипертекстовой разметки текста продолжали оставаться после занятий в классе и работали самостоятельно. На завершавшем семинар “круглом столе” наиболее удачные работы были показаны всем участникам.

Перспективы и выводы

В ближайшей перспективе в РГПУ планируется проведение весеннего семинара-тренинга; на этот раз его целевыми группами будут вузовские библиотекари и аспиранты. Семинар будет посвящен современным проблемам качества каталогизации и классификации; для библиотекарей он станет средством повышения их профессиональной информационной культуры, а для аспирантов — возможностью расширить их знания и умения по работе с традиционными и электронными каталогами и по библиографическому описанию документов. На осуществление проекта также получен грант от Программы поддержки университетского преподавания и общественных инициатив и Проекта гражданского образования ( SCOUT/CEP).

Проектное развитие представляет собою способ консолидации усилий различных вузовских структур по развитию ИК, что особенно ярко проявляется в работе команды проекта, как правило состоящей из представителей разных кафедр и отделов. Финансовое обеспечение реализации проекта через получение гранта снимает проблему “добровольно-принудительной” бесплатной работы тренеров и менеджера, дает возможность снабдить участников проекта комплектами распечатанных или размноженных в электронном виде материалов, провести семинар с привлечением современных обучающих средств. В то же время существуют объективные трудности, с которыми приходится сталкиваться при работе в образовательных проектах подобного рода. Это, во-первых, большая предварительная работа над написанием заявки на получение гранта, далеко не гарантирующая получение финансовой поддержки; во-вторых, сложность организации занятий по режиму полного рабочего дня для людей работающих и неизбежно связанных графиком учебного процесса; в-третьих, необходимость ограничения числа участников в связи с жестко прописанным бюджетом и, отсюда, неполнота охвата всех желающих принять участие в проекте. Реализованные в РГПУ проекты доказали, что в университетском сообществе ощущается настоятельная необходимость в постоянно действующей системе формирования ИК. Такая система должна иметь регулярную поддержку, как финансовую, так организационно-методическую. Проекты же, подобные описанным выше, должны стать элементом более обширного целого, и их вклад в это целое будет действительно уникален.