Тематико-типологическое (структурное) моделирование учебного фонда университетской библиотеки с помощью системы “УФД/Библиотека”
Subject and Typological (Structural) Modeling of Academic Collection
at the University Library Using UFD/Biblioteka System
Тематико-типологічне (структурне) моделювання навчального фонду університетської бібліотеки за допомогою системи “УФД/Бібліотека”
Верещагина Н. А., Нестеренко В. Г.
Научная библиотека им. М. Максимовича Киевского национального
университета им. Тараса Шевченко, Киев, Украина
Natalia A. Vereshchagina, Valentina G. Nesterenko
T. G. Shevchenko Kiev National University Scientific Library, Kiev, Ukraine
Верещагіна Н. А., Нестеренко В. Г
Наукова бібліотека ім. М. Максимовича Київського національного університету ім. Тараса Шевченка
Для проведения анализа обеспеченности литературой учебного процесса в библиотеке Киевского национального университета используются средства системы “УФД/Библиотека” и разработанная в Системе технология тематико-типологического моделирования учебного фонда.
Это предполагает создание электронного тематико-типологического плана комплектования, куда на основе учебных планов заносится информация об учебных дисциплинах вуза, кафедрах, специальностях, количестве студентов. Документы прикрепляются к дисциплинам, факультетам и к местам распределения литературы. На основании этих данных проводится статистический анализ книгообеспеченности, прогнозируется комплектование и списание литературы.
To perform the analysis of academic process book support at Kiev National University Library we use UFD/Biblioteka system and the technology of subject and typological modeling of academic collection designed within the System.
This presupposes design of electronic the subject and typological acquisition plan. This plan contains information on academic disciplines, divisions, specialties and students quantity. On the basis of this data we perform statistical analysis of provision of the academic process by books, forecast acquisition and literature exclusion out off the collection.
Для проведення аналізу забезпеченості літературою навчального процесу в бібліотеці Київського національного університету використовуються засоби системи “УФД/Бібліотека” та розроблена у Системі технологія тематико-типологічного моделювання навчального фонду.
Це передбачає створення електронного тематико-типологічного плану комплектування, куди на основі навчальних планів заноситься інформація про навчальні дисципліни вузу, кафедри, спеціальності, кількість студентів. Документи прикріплюються до дисциплін, факультетів і до місць розподілу літератури. На підставі цих даних проводиться статистичний аналіз книгозабезпеченості, прогнозується комплектування і списання літератури.
Тематико-типологический план (ТТП) комплектования
Тематико-типологический план комплектования учебного фонда вуза включает информацию “Учебного плана вуза” и дополнительные поля, необходимые для решения задач моделирования фонда, а также расчетные поля:
цикл дисциплин,
название дисциплины,
вид дисциплины (нормативная, специальная),
факультет/институт,
специальность,
специализация (кафедра),
образовательно-квалификационный уровень,
курс,
семестр,
форма обучения,
норма комплектования,
количество студентов, изучающих дисциплину,
количество экземпляров документов,
всего на сумму,
количество экземпляров в среднем на одного студента,
на сумму в среднем на одного студента.
Тематико-типологический план представлен в виде таблицы, где упомянутые выше поля размещаются в колонках соответствующих типов. Состав и порядок размещения колонок в таблице может меняться динамически в соответствии с решаемой задачей.
Для таблицы предусмотрены возможность выборки и сортировки результата по заданным критериям. Такими критериями могут быть: цикл дисциплин, название дисциплины, факультет, форма обучения и др. Например, выбрав данные по названию дисциплины “Эконометрика” можем получить следующий результат:
Нормы комплектования утверждаются в тематико-типологическом плане комплектования, который формируется на год или семестр. Например, для нормативной дисциплины норма составляет 1 книга на 2-х студентов стационара, для спецкурса: 1 книга на 4-х студентов, для факультатива — 1 книга на 5-х студентов.
Колонка “Забесп. “ отражает книгообеспеченность в процентах с учетом нормы комплектования и является расчетной.
Важной особенностью данной таблицы является возможность группировки отобранных данных по определенным полям. Так, например, результатом группирования приведенной выше выборки по полям “Назва диципліни” и “Факультет” будет следующая таблица:
Результаты отбора можно передать в офисное приложение, например, электронную таблицу MS Excel или распечатать в соответствии с заранее предусмотренным шаблоном.
По каждой строке таблицы, как с группировкой, так и без группировки можно отобразить перечень документов, которые вошли в расчеты (колонка “Книг”), в одном из трех режимов:
перечень названий с указанием количества экземпляров по каждому названию,
перечень названий с разбивкой по местам распределения с указанием количества экземпляров по каждому месту распределения,
перечень экземпляров с указанием количества для многоэкземплярных документов
Так, например, по отобранной информации по обеспеченности физического факультета документами по дисциплине “Основы экономической теории” можно отобразить перечень этих документов:
Удобной формой отображения ТТП является его представление в виде иерархии:
Эта форма используется для ввода и анализа информации соответствия документов дисциплинам.
Статистический анализ — основа моделирования учебного фонда
Для определения потребностей в литературе проводится статистический анализ фонда. Он позволяет определить основные направления комплектования: фиксировать недостаток литературы по циклам дисциплин, отдельным дисциплинам или факультетам. После определения потребностей делается вывод о необходимости перераспределения фонда или закупки новой литературы.
Анализ проводится с учетом наличия литературы, объема средств, выделяемых на пополнение фонда и других критериев на основе справок, различные примеры которых приведены ниже.
Стратегические показатели состояния и динамики развития фонда
Динамика пополнения фонда (приобретения) учебной литературы по факультетам:
Факультет |
Студентів |
Примірників документів |
|
2001 |
2002 |
||
Економічний |
1623 |
4583 |
3202 |
Механіко-математичний |
820 |
598 |
841 |
Радіофізичний |
630 |
645 |
1312 |
Динамика затрат на приобретение учебной литературы по выбранным факультетам:
Факультет |
Студентів |
Витрати на літературу, грн. |
|
2001 (грн.) |
2002 (грн.) |
||
Економічний |
1623 |
79383 |
59660 |
Механіко-математичний |
820 |
11270 |
16980 |
Радіофізичний |
630 |
13965 |
27760 |
Меняя признаки параметров, можно получить практически любую статистическую справку, в том числе и по расходу денежных средств по факультетам, затраты на приобретение литературы по видам изданий (периодика, книги и т. д.), по типам (учебная, научная, художественная и пр.).
Оперативные показатели состояния и динамики развития фонда
Книгообеспеченность нормативных дисциплин по всем местам распределения берется из ТТП путем группирования информации по названию дисциплины с отображением определенных колонок. Состав и порядок размещения колонок в таблице может меняться динамически в соответствии с решаемой задачей.
При необходимости подготовки соответствующих документов, данные из таблицы передаются в офисное приложение, например, MS Word, OpenOffice Writer:
Данные по обеспеченности студентов учебной литературой, изданной на украинском языке, за последние пять лет, выбираются из ТТП путем отбора документов по году издания (с 1997 по 2002), языку (“Украинский”) и группирования информации по названию дисциплины с отображением определенных колонок:
Назва дисципліни |
Студ. |
Книг |
Забезп. |
Авторське право |
412 |
200 |
97, 00% |
Аграрне право |
810 |
183 |
45, 10% |
Адміністративне право |
1163 |
537 |
92, 30% |
Актуальні проблеми економічної теорії |
671 |
834 |
100, 00% |
Алгебра |
244 |
99 |
81, 00% |
Аналітична геометрія |
316 |
30 |
13, 00% |
Аналітична хімія |
381 |
169 |
83, 70% |
Анатомія рослин |
684 |
220 |
75, 30% |
Антропологія |
140 |
115 |
100, 00% |
Археологiя |
344 |
40 |
23, 00% |
Атомна фізика |
267 |
285 |
100, 00% |
Аудит |
729 |
495 |
100, 00% |
Економічна інформатика |
163 |
0 |
0, 00% |
Економічна історія |
373 |
171 |
91, 00% |
Економічна психологія |
416 |
34 |
15, 00% |
Економічна соціологія |
133 |
0 |
0, 00% |
Економічна статистика |
233 |
127 |
100, 00% |
Економічний аналіз |
335 |
130 |
77, 00% |
Електродинамика |
209 |
91 |
87, 00% |
Етнополітологія |
128 |
53 |
84, 00% |
Обеспеченность студентов украинской учебной литературой по нормативным курсам цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки берется из ТТП путем отбора документов по языку (“Украинский”), циклу дисциплин (гуманитарная и социально-экономическая подготовка) и группирования информации по названию дисциплины с отображением определенных колонок:
Назва дисципліни |
Студ. |
Книг |
Забезп. |
Історія україни |
4000 |
3540 |
100, 00% |
Ділова українська мова |
3287 |
1486 |
90, 30% |
Українська та зарубіжна культура |
2388 |
1013 |
84, 60% |
Основи економічної теорії |
4545 |
1937 |
85, 20% |
Філософія |
4671 |
2150 |
84, 70% |
Релігієзнавство |
4255 |
1517 |
71, 30% |
Соціологія |
3286 |
1582 |
96, 00% |
Політологія |
5078 |
1794 |
70, 70% |
Основи психології та педагогіки |
2522 |
1066 |
84, 50% |
Основи права |
1998 |
920 |
92, 00% |
Логіка |
2367 |
1882 |
100, 00% |
Інформатика |
1854 |
591 |
63, 00% |
Естетика |
1471 |
542 |
73, 74% |
Етика |
2249 |
388 |
34, 50% |
Безпека життедіяльности |
2632 |
199 |
15, 19% |
Менеджмент |
1150 |
473 |
82, 26% |
Вища математика |
2 334 |
1398 |
100, 00% |
В начале 2003 года проведен анализ книгообеспеченности украинскими учебниками по 240 нормативным учебным курсам, в результате которого определены 40 малообеспеченных и необеспеченных дисциплин. Литература к ним уже приобретена или заказана в нужном количестве.
Учет книгообеспеченности при комплектовании документом
Процедура комплектования библиотечного фонда конкретным документом на этапе анализа потребностей предполагает автоматический подсчет и отображение данных книгообеспеченности всех дисциплин, соответствующих данному документу. Так, например, получена информация об издании учебника “Эконометрика”. Получены соответствующие заявки на приобретение этого учебника для экономического факультета и института международных отношений, что отражено на соответствующем листе формы комплектования. Переходим на лист книгообеспеченности и видим, что соответствующие дисциплины полностью обеспечены для экономического факультета и лишь частично для института международных отношений. Таблица показывает, что дисциплина “Эконометрика” изучается в институте как нормативная для 60 студентов. Норма обеспеченности составляет 2 книги на студента. В наличии 10 книг. Следовательно, нужно заказать 20 экземпляров. Переходим на лист заказов и видим, что кафедра заказала 40 экземпляров. Если средства ограничены, имеются все основания заказать 20 экземпляров.
Ведение информации по книгообеспеченности
Данные книгообеспечености играют основную роль при определении потребностей библиотеки в конкретном документе. Корректность этих данных зависит, прежде всего, от:
правильного определения дисциплин в тематико-типологическом плане,
правильности соотнесения документа с дисциплинами,
правильности соотнесения факультетов с местами распределения документов.
Тематико-типологический план описан выше. На остальных факторах следует остановиться подробнее.
Перечень дисциплин
В перечне дисциплин по каждой дисциплине задается ее название, код и соответствующие коды классификаторов УДК и ББК. Название дисциплины используется в дальнейшем в ТТП, а коды классификаторов позволяют автоматизировано соотносить дисциплины с документами.
Соотнесение документов с дисциплинами
Предусматривается несколько путей соотнесения документов с учебными дисциплинами. Первый и наиболее эффективный — явное указание, для какой дисциплины приобретается книга. Это делается при формировании потребностей, когда обеспечение определенной учебной дисциплины литературой является мотивацией приобретения. Второй путь — указание соответствия документа учебной дисциплине при составлении или корректировке библиографического описания, когда этап определения потребностей пропущен или дисциплина не указана. При этом определение дисциплины может рассматриваться как дополнительная классификация наряду с определением рубрики или темы предметного каталога. Для удобства в Системе предусмотрены дополнительные средства, позволяющие по кодам рубрикатора, введенным в соответствующие поля библиографического описания, найти и отобразить все дисциплины, которые относятся к этим рубрикам. Отмечая все или некоторые из этих дисциплин, задается нужное соответствие.
Следует особо отметить, что установление соответствия между дисциплинами и документами через классификаторы (ББК и/или УДК) представляется единственным эффективным способом для ретрокаталогов, где невозможно точно установить, к какому учебному курсу приобреталась литература.
Соотнесение документов с местами распределения
Наличие документов в библиотеке в общем случае еще не означает обеспеченность соответствующих дисциплин. Дело в том, что в большом университете учебная литература распределяется по факультетам (институтам). Поэтому наличие книг, например, на юридическом факультете не обеспечивает дисциплину, которая читается на экономическом. Поэтому обеспеченность дисциплины рассчитывается не по всему фонду библиотеки, а с учетом мест ее распределения. При этом факультет соотносится с местом распределения литературы, а при подсчете числа экземпляров, обеспечивающих конкретную дисциплину, Система ищет документы, соответствующие данной дисциплине, а затем по каждому документу — все экземпляры, которые переданы в места распределения, соотнесенные с факультетом, на котором читается эта дисциплина.
Предлагаемый Системой “УФД/Библиотека” модуль “Книгообеспеченность” позволяет быстро и точно проводить анализ состояния ученого фонда вузовской библиотеки, правильно определять стратегические показатели комплектования и списания литературы. С его внедрением решается основная задача моделирования учебного фонда: определение количества книг, отобранных по различным критериям, в расчете на одного студента.