Методологические подходы и принципы стратегического управления информационной деятельностью библиотеки в условиях рынка
Methodological Approaches and Principles of Strategic Management
of Information Activity of Libraries in the Conditions of Market Economy
Методологічні підходи та принципи стратегічного управління
інформаційною діяльністю бібліотеки в умовах ринку

Бобров Л. К.

Новосибирская государственная академия экономики и управления, Новосибирск, Россия

Leonid K. Bobrov

Novosibirsk State Academy of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

Бобров Л. К.

Новосибірська державна академія економіки і управління, Новосибірськ, Росія

Доклад посвящен рассмотрению библиотеки как субъекта мирового информационного рынка. Подчеркивается важность задач разработки стратегий управления информационной деятельностью библиотеки. Дается рабочее определение стратегии. Формулируются основные методологические подходы и принципы стратегического управления информационной деятельностью библиотеки.

The paper examines libraries as subject of the global information market. The importance of tasks of developing the strategy of library information activity management of is emphasized. The working definition of strategy is given. The basic methodological approaches and principles of strategic management of information activity of library are formulated.

Доповідь присвячена розгляду бібліотеки як суб’єкта світового інформаційного ринку. Підкреслюється важливість задач розробки стратегій управління інформаційною діяльністю бібліотеки. Дається робоче визначення стратегії. Формулюються основні методологічні підходи та принципи стратегічного управління інформаційною діяльністю бібліотеки.

Управление информационной деятельностью библиотеки в части производства и реализации на свободном рынке информационных продуктов и услуг требует:

ориентации на запросы потребителей информации и производство таких продуктов и услуг, которые обладают высоким спросом и приносят необходимую прибыль;

анализа состояния рынка и постоянной адаптации производственной и сбытовой политики к текущей рыночной ситуации;

постоянной работы по повышению рентабельности производимой продукции и услуг;

свободы принятия решений лицами, несущими ответственность за конечные результаты деятельности библиотеки или ее подразделений;

использования современных технологий, моделей и методов для принятия обоснованных (или оптимальных) управленческих решений.

Перечисленные аспекты управления составляют сущность менеджмента как профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленной цели в рыночных условиях. Основная задача менеджмента — обеспечение прибыльности как результата производства и реализации платных информационных продуктов и услуг. В зависимости от видов управленческой деятельности менеджмент подразделяется на три стадии [1]:

стратегическое управление;

оперативное управление;

контроль достигнутых результатов.

Центральным пунктом стратегического управления является разработка стратегических управленческих решений. По мнению А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда “Совершенство организации — это совершенное исполнение совершенной стратегии” [2, с. 12]. Президент Бостонской Консалтинговой Группы Марк Федин подчеркивает, что по американской статистике около 40% компаний, входивших 20 лет назад в список “Fortune 500”, прекратили свое существование из-за отсутствия собственной стратегии или ее наличия только на бумаге [3].

Современные крупные библиотеки являются сложными социально-экономическими и производственно-техническими системами, функционирующими в непрерывно меняющейся внешней среде. Для того, чтобы эта среда являлась не только источником угроз, но и давала новые возможности повышения общей устойчивости библиотеки, последняя должна иметь четкую глобальную стратегию, определяющую общую направленность действий, и набор локальных стратегий развития применительно ко всему набору производимых информационных продуктов и услуг.

Термин “стратегия” относится к трудноопределимым ввиду многогранности самого понятия стратегия.

О стратегии можно сказать, что она [2, 4]:

средство достижения конечного результата;

объединяет организацию в единое целое;

охватывает все основные аспекты организации;

является долгосрочным планом организации;

обеспечивает совместимость всех частей планов организации;

дает ответы на ключевые вопросы:

каков наш бизнес сегодня;

каким он должен стать завтра;

каковы наши товары, функции, рынки;

что необходимо сделать, чтобы достичь поставленных целей;

является результатом анализа сильных и слабых сторон организации;

есть спланированная заранее реакция на изменения внешней среды (по мнению Томпсона и Стрикленда “Хороший разработчик стратегии больше ориентирован на изменения внешней среды, чем на изучение внутренних проблем фирмы” [2, стр. 21]);

является комбинацией запланированных действий и поправок в случае непредвиденных обстоятельств;

состоит из действий и подходов управленцев к достижению заданных показателей;

представляет собой деятельность, которой присущи азарт и риск.

Несмотря на трудность дефиниции, попытаемся дать рабочее определение стратегии.

Под стратегией будем понимать рассчитанную на перспективу внутренне не противоречивую систему действий, охватывающую производство и сбыт всех видов платной информационной продукции и услуг, консолидирующую библиотеку в единое целое и направленную на достижение устойчивого развития библиотеки с учетом ее внутренних возможностей и текущего состояния, тенденций развития и возмущающих воздействий внешнего окружения.

Сформулируем базовые методологические подходы при разработке стратегий информационной деятельности на рынке платных продуктов и услуг.

Системный подход предписывает рассматривать объект управления как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность. При этом библиотека как система имеет вход, выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь [5]. Согласно системному подходу, аналитическая деятельность по выработке стратегии должна начинаться с четкого формулирования целей, при этом глобальная стратегическая установка рассматривается как единая система, включающая набор частных стратегий. Отсюда вытекает необходимость прогнозирования последствий реализации и взаимосвязей частных (локальных) стратегий, а также анализа возможных альтернативных стратегий. При этом локальные стратегии не должны противоречить друг другу и глобальной стратегии.

В приложении системного подхода к маркетингу информационных продуктов и услуг библиотек сначала следует определить выходные параметры системы — какие продукты и услуги следует производить, для каких категорий пользователей и т. п., что предполагает проведение тщательного предварительного анализа внешней среды. Далее определяются входные параметры. На основе анализа внутреннего потенциала библиотеки и параметров внешней среды прогнозируется потребность в ресурсах, необходимых для производства новых (модернизации существующих) продуктов и услуг. Наличие обратной связи позволяет своевременно реагировать на изменения потребностей пользователей, параметров внешней среды (например, изменений конъюнктуры рынка), появление новых продуктов и технологий, и т. п., и переопределять входные параметры системы с целью ее адаптации к изменениям.

Применение комплексного подхода предполагает учет экономических, социальных, политических, демографических, психологических и др. последствий реализации выбранных стратегий. Например, коммерциализация всех сфер деятельности библиотек чревата негативными социальными последствиями, которые, в свою очередь, могут негативно отразиться и на общем экономическом положении библиотек.

Динамический подход позволяет рассмотреть изменения ситуации во времени, и на основе ретроспективного анализа спрогнозировать будущую ситуацию.

Функциональный подход дает возможность проследить цепочку развития библиотеки как системы согласно следующей схеме:

<потребности> à <функции> à <характеристики продуктов, удовлетворяющих потребности> à
<структурные изменения>.

Маркетинговый подход* предполагает выработку стратегий на основе анализа настоящих и будущих потребностей в конкретном продукте/услуге, проведения сегментации рынка, анализа и прогнозирования вида кривой жизненного цикла продуктов/услуг, конкурентного анализа и др.

Воспроизводственный подход позволяет ориентироваться на постоянное обновление производства конкретного продукта/услуги с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей путем своевременного предложения им все более совершенных и экономичных продуктов/услуг.

Ситуационный подход предписывает обязательный и всесторонний анализ сложившейся ситуации и учет этой ситуации в процессе выработки управленческих решений.

Количественный подход предполагает перевод качественной шкалы измерений в количественную, что создает благоприятные предпосылки для использования формальных методов анализа, прогнозирования и оптимизации с целью выбора наилучших стратегий.

Модельный подход позволяет проанализировать варианты и последствия управленческого решения не на реальном объекте управления, а на специально созданной модели объекта.

Нормативный подход состоит в обязательном учете нормативных документов, регламентирующих деятельность библиотеки со стороны внешней среды (например, правовые нормативы), учете и анализе внутренних нормативных документов и установлении строгих нормативов по важнейшим параметрам функционирования библиотеки и ее подразделений, а также по качеству, ресурсоемкости и др. показателям производимых продуктов и услуг.

Как следует из вышеизложенного, качественный процесс выработки стратегий должен предусматривать использование комплекса описанных методологических подходов. При этом решение вопроса целесообразности использования конкретного подхода определяется анализируемой ситуацией.

С учетом сказанного сформулируем наиболее важные на наш взгляд методологические принципы выбора стратегий информационной деятельности библиотеки.

Системный анализ, составляющий методологическую основу процесса выработки стратегий, должен охватывать внешнюю среду и внутренний потенциал библиотеки. При этом анализу должна подвергаться как библиотека в целом, так и производимые библиотекой информационные продукты и услуги.

Во избежание концентрации на внутрибиблиотечных проблемах, и, как следствие, получения стратегий, где решение внешних проблем приносится в жертву урегулированию внутренних противоречий, разработка стратегий должна больше принимать во внимание изменения внешней среды, нежели внутренние проблемы. Это вытекает из разницы в степени влияния руководства библиотеки на внутренние проблемы и проблемы, вызываемые возмущающим воздействием внешней среды.

Процесс выработки и реализации стратегий должен находиться в ведении руководителя библиотеки. В приложении к задачам создания автоматизированных систем управления предприятиями данный принцип носил название “принципа первого лица”.

Недопустимо рассмотрение процесса выработки стратегий как разового мероприятия. Необходимо соблюдать принцип непрерывности развития стратегий, что обеспечивает устойчивость библиотеки к внешним и внутренним возмущающим воздействиям.

Не следует упускать из вида того обстоятельства, что реализация локальных стратегий должна быть направлена на реализацию глобальной стратегии, в связи с чем должна быть обеспечена согласованность всех локальных стратегий (например, продуктовых стратегий).

При выработке стратегий производства платных информационных продуктов и услуг необходимо учитывать социальный статус и социальную роль библиотеки, а также возможные социальные последствия реализации принимаемых стратегий.

Вырабатываемые стратегии должны быть ориентированы на удовлетворение существующих и прогнозируемых информационных потребностей с учетом динамики изменения рынка и мировой тенденции к его глобализации.

Процесс выработки стратегий должен базироваться на преимущественном использовании количественных оценок, качественные оценки должны быть по возможности переведены в количественную шкалу.

Вырабатываемые стратегии должны отвечать сильным сторонам и конкурентным возможностям библиотеки, но они не должны замыкаться на использование исключительно внутреннего потенциала библиотеки. В каждой из ситуаций целесообразно рассмотрение возможностей создания партнерских сообществ и интеграции ресурсов партнеров в процессе совместного производства информационных продуктов и услуг.

Выработка стратегий должна базироваться на использовании принципов моделирования реальных ситуаций и процессов.

При выработке стратегий следует придерживаться принципа минимизации усилий, когда для получения требуемого результата используются наиболее простые и наглядные модели и методы.

Исходя из принципа минимизации усилий и с целью недопущения непроизводительных затрат ресурсов, в процессе выработки стратегий целесообразно использовать опыт развитых стран, значительное время существующих в условиях рынка и наработавших за это время богатый инструментарий рыночного анализа в приложении к промышленной сфере.

Стратегии играют важнейшую роль в управлении библиотекой. Тщательно продуманное стратегическое видение дает возможность определить долгосрочные направления развития библиотеки, позволяющие ей занять конкретные позиции в рыночном пространстве. Разработка стратегий является одним из основных направлений менеджмента, готовящим организацию к будущему. Именно стратегии определяют степень устойчивости развития библиотеки и в наибольшей степени влияют на ее общее благополучие. Чем лучше проработаны стратегические решения, тем больше шансов на занятие сильных позиций на рынке. Отличное выполнение отличной стратегии является не только залогом рыночного успеха, но и индикатором совершенства всей системы управления библиотекой.

Литература

Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.

Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М. : Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

Федин М. Вы готовы планировать стратегически? // http: //www. exmar. ru/articles/strategy

Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М. : “Финпресс”, 1998. — 192 с.

Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева Л. Ф. и др. — М. : Сов. Энциклопедия, 1983.