Некоторые тенденции в работе по экологическому воспитанию
и просвещению в условиях детских библиотек Москвы
Several Trends in Ecological Education
Provided by Moscow Children Libraries
Деякі тенденції роботи з екологічного виховання
й освіти в умовах дитячих бібліотек Москви
Колоскова Н. Е.
Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара, Москва, Россия
Nina E. Koloskova
А. P. Gaidar Central City Childr en Library, Moscow, Russia
Колоскова Н. Є.
Центральна міська дитяча бібліотека ім. А. П. Гайдара, Москва, Росія
Подведены некоторые итоги реализации Программы по воспитанию экологической культуры детских библиотекарей Москвы. Освещены перспективы работы по экологическому воспитанию и просвещению читателей-детей и руководителей детского чтения в условиях московских детских библиотек.
The paper sums up the effects of the Program for Ecological Education of Moscow Children Librarians. The prospects for ecological education of children users and specialists in children reading at Moscow libraries are discussed.
Підведено деякі підсумки реалізації Програми з виховання екологічної культури дитячих бібліотекарів Москви. Висвітлено перспективи роботи з екологічного виховання й освіти читачів-дітей і керівників дитячого читання в умовах московських дитячих бібліотек.
“Научиться и научить мыслить экологически” под таким девизом в 1996 году начал выходить журнал “Экология и жизнь”. Эти слава стали и девизом для детских библиотекарей Москвы, которые прекрасно понимают, что от уровня экологической культуры библиотекаря полностью зависит успех в работе по экологическому воспитанию и просвещению читателей.
В минувшем учебном году завершена реализация Программы “Детские библиотеки Москвы в системе непрерывного экологического образования” (2000-2003 гг.). На данном этапе идет работа по изучению эффективности проделанной работы (на основе анализа планов и отчетов детских библиотек).
Нельзя сказать, что все пункты Программы выполнены одинаково успешно. Оставляет желать лучшего работа по формированию баз данных на литературу экологического и природоохранного характера. Это связано, в первую очередь, с отсутствием в детских библиотеках библиографов. Как показала практика работы, в условиях Москвы наиболее эффективно используются банки данных фактографической информации. В дальнейшем мы предполагаем больше внимания уделять созданию дайджест-папок по экологическим проблемам. Пользуются популярностью и небольшие тематические дайджесты, например, по датам экологического календаря. В минувшем году один из таких дайджестов был посвящен Всемирному дню водно-болотных угодий (отмечается ежегодно 2 февраля). Наибольшую полноту он приобрел благодаря материалам, предоставленным Московским координационным центром Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий Wetlands International.
Одним из положительных моментов в ходе реализации программы явилось создание на базе Центральной детской библиотеки №1 им. А. И. Герцена (ЦБС “Волгоградская” ЮВАО г. Москвы) эколого-краеведческого центра. Эта библиотека является базой опыта для детских библиотек Москвы, Московской области и регионов России по экологическому воспитанию и просвещению читателей.
Но с завершением деятельности по реализации Программы, работа по формированию экологической культуры детского библиотекаря, естественно, не заканчивается. Мы говорим о непрерывности, системности и целенаправленности экологического воспитания и образования библиотекаря. Поэтому важно двигаться вперед, ставить новые цели, намечать пути их достижения. Наиболее интересно и действенно то, что происходит в развитии.
Уровень необходимых экологических знаний и экологической культуры постоянно растет. Продолжая работу по воспитанию экологической культуры детских библиотекарей, мы несколько сместим акценты. Разработана Целевая Программа “Воспитание экологического сознания в условиях детской библиотеки”, которая включает комплексный спецкурс “Формирование экологической культуры читателя средствами литературы и искусства” для работников детских библиотек г. Москвы. Для проведения спецкурса планируется привлечение специалистов НИИ художественного воспитания. Это сориентирует детских библиотекарей на комплексный подход к работе по воспитанию и просвещению читателей-детей. Позволит уделить более пристальное внимание воспитанию экологического чувства у юных читателей.
Предполагается также более активно использовать одну из традиционных форм работы по повышению квалификации — выявление, изучение и распространение опыта работы детских библиотек Москвы по экологическому воспитанию и просвещению читателей-детей.