Современное состояние информационно-библиотечного
обеспечения экологической сферы крымского региона
The State of the Art in Information and Library Support
of the Ecology Field in the Crimea
Сучасний стан інформаційно-бібліотечного
забезпечення екологічної сфери кримського регіону
Лучанская В. В.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина
Valentina V. Luchanskaya
Tauric National University, Simferopol, Ukraine
Лучанська В. В.
Таврійський національний університет ім. В. І. Вернадського, Сімферополь, Україна
На сегодняшний день библиотеками Крыма наработан богатый опыт деятельности по информационно-библиотечному обеспечению экологической информацией, экологическому просвещению населения. С каждым годом данная работа библиотек получает новое развитие. Библиотеки осознали свою роль в экологическом просвещении населения, нашли свое место в системе всеобщего экологического образования.
As of today, Crimean libraries provide the wide access to ecological information and support ecological education of the population. Each year the work of the libraries gets new development. The libraries have realized their role in ecological education of the population and found their own place in the system of general ecological education.
На сьогодні бібліотеки Криму накопичили багатий досвід діяльності з інформаційно-бібліотечного забезпечення екологічною інформацією, екологічної освіти населення. З кожним роком ця робота отримує новий розвиток. Бібліотеки усвідомили свою роль в екологічній освіті населення, знайшли своє місце у системі загального екологічного виховання.
Чтобы выявить наиболее важные и перспективные направления работы библиотек Крымского региона по экологическому просвещению, экологическому образованию населения, была исследована работа библиотек системы высшего образования Крыма и библиотек централизованной библиотечной системы Крыма. Большое значение имело также участие в библиотечных мероприятиях, благодаря которым был выявлен лучший опыт работы по информационно-библиотечному обеспечению экологической информацией.
На сегодняшний день библиотеками Крыма наработан богатый опыт деятельности по информационно-библиотечному обеспечению экологической информацией, экологическому просвещению населения. С каждым годом данная работа библиотек получает новое развитие. Библиотеки осознали свою роль в экологическом просвещении населения, нашли свое место в системе всеобщего экологического образования. Некоторые библиотеки наладили целенаправленную совместную работу по формированию экологической культуры у населения Крыма с природоохранными органами, общественными организациями, учреждениями образования. Благодаря этому возросла социальная значимость библиотеки в Крымском регионе. Однако комплексная система информационно-библиотечного обеспечения сферы экологии на сегодняшний день не сформирована. Изучение опыта крымских библиотек по экологическому просвещению и экологическому образованию позволило сделать вывод, что составляющей формирования системы информационно-библиотечного обеспечения экологической сферы является создание электронных библиотек, как подсистем формирующейся системы. С целью достижения оптимального природопользования в Крыму, качественного информационно-библиотечного обеспечения экологических проблем, определяется информационный аспект каждой экологической проблемы и формируется ряд отраслей знаний, которые связаны с экологической информатизацией. Библиотеки региона осуществляют поиск, подбор и обработку экологической информации, изучают информационные потребности потребителей экологической информацией различных категорий и эффективные пути их обеспечения, используя для этого не только традиционные библиотечные технологии, а и активно внедряют информационные системы и базы данных, информационные ресурсы, сервис международной сети Интернет. С целью усовершенствования комплексной системы информационно-библиотечного обеспечения региона изучаются обратные связи с потребителями информации для дальнейшего корректирования информационных запросов. Важное значение для этого имеет подготовка библиотекарей-специалистов, которые умеют работать с экологической информацией, владеют предметной терминологией для дальнейшей обработки и поиска информации.
Интересен опыт работы вузовских библиотек по экологическому образованию и информационно-библиотечному обеспечению экологической информацией. Практически на всех факультетах высших учебных заведений введены специализации экологического направления. Это дает возможность акцентировать внимание студенческой молодежи на проблемы экологии и возможные пути их решения. На основании исследования запросов пользователей экологической информацией в библиотеке Таврического национального университета сделан вывод, что новая информационная среда требует большой активности университетских библиотек в отношении с пользователем.. При тематическом поиске необходимо знание предметной терминологии. Это означает, что библиотекарь обязан не только знать особенности информационных ресурсов в конкретной предметной области, но и терминологию, применяемую в соответствующих базах данных. Знание предметной терминологии также необходимо, как и навыки с информационно-поисковыми системами по экологии.
Таким образом, решение заботливого, рационального использования лечебных пляжей, озер, минеральных вод, лесопарковых комплексов является важным делом ученых, экологов, научных и публичных библиотек, которые используют в своей работе комплекс информационно-библиотечных мероприятий по экологическому воспитанию, экологической образованию населения.
Литература