Экологическая информация и роль библиотек
в экологическом образовании в вузе
Ecological Information and the Role of Libraries
in Ecological Education Provided by Universities
Екологічна інформація і роль бібліотек в екологічній освіті у вузі
Мурзаханова Ф. М.
Научная библиотека Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати,
Тараз, Казахстан
Farida M. Murzakhanova
M. Kh. Dulati State University Scientific Library, Taraz, Kazakhstan
Мурзаханова Ф. М.
Наукова бібліотека Таразького державного університету ім. М. Х. Дулаті, Тараз, Казахстан
Рассматриваются проблемы экологического состояния Жамбылской области, приведены конкретные примеры мероприятий, проводимых Научной библиотеки совместно с кафедрами по экологическому информированию студентов ТарГУ.
The paper describes the ecological problems in Zhambyl Region of Kazakhstan. The experience of joint activities by the Scientific Library and University faculties to provide ecological information to the students, are discussed.
Розглядаються проблеми екологічного стану Жамбильської області, наведено конкретні приклади заходів, які проводить Наукова бібліотека разом з кафедрами з екологічного інформування студентів ТарДУ.
Особенности расположения Республики Казахстан в центре Евразийского материка и связанные с этим особенности климата позволяют отнести ее к числу экологически уязвимых стран.
В Казахстане в настоящее время существует проблемы Арала, Каспийского моря, проблема ухудшения состояния водных ресурсов страны, а также выбросы в воздушный бассейн вредных продуктов деятельности промышленных предприятий и выхлопных газов автотранспорта — таковы лишь некоторые печальные последствия к бездушной экспансии человека в отношении к окружающей природе. Поэтому, возрастает общественное беспокойство.
Острота современной экологической ситуации привела к пониманию необходимости формировать новое экологическое мышление и сознание.
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати является Центром по изучению экологических проблем в Жамбылской области. Университет выпускает специалистов — экологов по двум направлениям: Прикладная экология водного сельского хозяйства, география и экология. Кроме того, в университете функционирует Диссертационный совет, который готовит ученных по специальности — 25. 00. 36 — “Геоэкология”. За период с1998-2002 г. по этой специальности защитились 5 докторов наук. На факультете создана магистратура, которая готовит специалистов экологов, где обучаются 5 студентов. С 2001 года ежеквартально выходят выпуски научного журнала Вестник ТарГУ “Природопользование и проблемы антропосферы”. В университете действует научный кружок “Экос”, работающий по 4 направлениям :
Студенты принимают активное участие в научных студенческих конференциях по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам проводимых в рамках университета, а также на Республиканском и Международном уровнях.
В условиях вузовского образования решать задачи экологического направления сложно, но необходимо. Среди многообразия задач наиболее важными считаются:
Особую роль в формировании экологического сознания у пользователей играет Научная библиотека, обладающая следующими информационными ресурсами: фонд литературы по экологии насчитывает 1997 экз. Книгообеспеченность на одного студента составляет 1: 10; периодических изданий — 12 наименований издании России и Казахстана; БД “Экологическое образование”; фонд на электронных носителях и т. д.
Проблема экологического просвещения требует высокого профессионализма, умения использовать все возможности библиотеки при решении этой очень сложной задачи. В этом направлении в Научной библиотеке в рамках городской экологической общественно-политической акции проводились “Дни Экологии”, совместно с Кафедрой “Экология и география” за 2000-2003 учебный год проведены ряд мероприятий по экологическому образованию. Ежегодно, 5 июня студенты — экологи и библиотекари участвуют в проведении Международного дня “Охрана окружающей среды”, совместно с Областным управлением охраны окружающей среды (Городской парк культуры и отдыха им. К. Рыскулбекова). Библиотекой проведена акция на тему: “Экологи против наркомании”, где приняли участие областное телевидение и пресса. В программу была включена презентация выставки книжных, периодических изданий и видеокассет “Экология и цивилизация”, “Экология. Нетрадиционная энергетика”, “Экологические системы”. По заявкам кафедр проводились беседы: “SOS! Планета земля в опасности”, “Экологом должен быть каждый”.
“Быть или не быть человечеству”, “Как научиться жить в гармонии с природой?” — этот круг вопросов был основным в беседах, сопровождающих демонстрацию экологических видеофильмов: “Жить или не жить?”, “Женщины Арала”, “Экология Жамбылской области”.
Библиотечный клуб “Дидар” и научный кружок “Экос” проводили семинары для студентов факультета “Природообустройства и строительства” по проблемам экологии с участием ученых — мелиораторов областного управления охраны природы с приглашением областного телевидения.
Цель семинаров — изучение научно-технической информации из фонда библиотеки. В программу семинаров были включены выставки, обзоры литературы и документации, информационные сообщения библиографов.
Библиотекой также проведен анкетный опрос среди пользователей экологической информацией и определен степень удовлетворенности.
При этом половину ответивших на вопросы анкеты вполне удовлетворяет количество и качество получаемой ими информации. А четвертая часть принявших участие в опросе полагают, что “экологической” информации много, но качество ее совершенно неудовлетворительное.
Рис. Степень удовлетворенности экологической информацией
На основе анализа опроса ведется большая работа по комплектованию фонда литературы по различным экологическим проблемам. В последние годы фонд пополняется современными носителями информации: компакт-дисками, видеофильмами. Оперативный поиск необходимых данных студент осуществляет в электронном каталоге по ключевым словам и карточном систематическом каталоге, построенном по таблицам ББК и УДК.
Мы, библиотекари, должны научить студентов мыслить глобально, а действовать — локально, чтобы каждый из них в будущем чувствовал ответственность за состояние природы и боролся в своей деятельности за рациональное использование и улучшение экологической обстановки в своем регионе. От подготовки специалиста с высшим образованием будет зависеть будущее природы и ее сохранение.
Литература