Экологическое просвещение и “устойчивое развитие”
Ecological Education and Stable Development
Екологічна освіта і “стійкий розвиток”
Дунаева Н. В.
Центральная научная библиотека им. Н. И. Железнова
Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Москва, Россия
Natalia V. Dunaeva
K. A. Timiryazev Agricultural Academy N. I. Zheleznov Central Scientific Library, Moscow, Russia
Дунаєва Н. В.
Центральна наукова бібліотека ім. М. І. Железнова Московської
сільськогосподарської академії ім. К. А. Тимірязєва, Москва, Росія
Рассмотрены вопросы возникновения и развития концепции Устойчивого развития, вопросы стратегии экологического образования, роли библиотек в реализации задач экологического просвещения в рамках программы “Информация для всех”.
The history and progress of the “Stable Development” concept are discussed. The strategy of ecological education and the role of libraries in providing ecological education within the UNESCO Information for All Program are examined.
Розглянуто питання виникнення і розвитку концепції Стійкого розвитку, стратегії екологічної освіти, ролі бібліотек у реалізації завдань екологічної освіти у рамках програми “Інформація для всіх”.
Практически любая из острейших проблем современности, затрягивающая все без исключения жизненные интересы человека, так или иначе связана с экологическим состоянием среды в глобальном масштабе. Цивилизация оказалась перед лицом экологического вызова. Научно-технический прогресс, новые технологии сами по себе не в состоянии преодолеть эту грозную проблему. Необходима новая философия, новая политика, новые моральные императивы. Для обозначения этих изменений был введен термин Устойчивое развитие .
Проблемы Устойчивого развития выходят на передовые позиции в современной сельскохозяйственной науки и созвучны парадигме современного сельскохозяйственного образования. Поэтому создание контента по устойчивому развитию для сельскохозяйственных библиотеке и, в частности, для Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Российской сельскохозяйственной академии (ЦНСХБ) и Центральной научной библиотеки Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева (ЦНБ МСХА) весьма актуально. Проблемами экологического просвещения, в силу своей специфики, сельскохозяйственные библиотеки занимаются уже давно и успешно. А поскольку проблема экологизация общественного сознания является одной из основополагающих составляющих Устойчивого развития, возникла идея объединения этих направлений работы, используя уже имеющуюся методическую канву.
Позвольте напомнить историю возникновения концепции Устойчивого развития.
1-я Конференция ООН по окружающей среде состоялась в Стокгольме — 1972г. Была принята программа ООН по окружающей среде ЮНЕП.
2-я конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2) состоялась в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро. Наибольшим достижением конференции был сам процесс, признание того факта, что проблемы окружающей среды и развития не могут более рассматриваться раздельно. КОСР-2 убедительно продемонстрировала все аспекты глобальной и региональной экологии, независимо от уровня экономического развития (проблемы нищеты, глобального потепления климата, усиливающегося давления растущего населения на природу, опустыневания и т. д.).
Документы КОСР-2
Но самое главное — впервые была сформулирована концепция Устойчивого развития, которая включает следующие основные положения:
Основные положения Устойчивого развития состояли из противоречий, для преодоления которых предлагались разнообразные рецепты, в основном носящие утопический характер. И скорее всего поэтому обе конференции потерпели неудачу в плане реализации проектов. Но, несмотря на это, решения, принятые на этих конференциях имели глобальное значение в развитии сотрудничества по вопросам экологического вызова.
Уместно вспомнить Конференцию в Киото 1997года, известную как “Киотский протокол”, который является единственной глобальной системой решения проблем изменения климата. Протокол предполагает заметное снижение выброса в атмосферу вредных газов, приводящих к парниковому эффекту. На сегодняшний день более 100 стран ратифицировали его, США приняли решение не ратифицировать Протокол, Россия же должна ратифицировать Протокол к концу 2003г. и тогда “Киотский протокол” вступит в силу.
3-я Конференция ООН по проблемам климата Земли проходила в Бонне в 2001 году. Государствам впервые удалось прийти к согласию в отношении совместных обязательств, направленных на предотвращение дальнейших климатических изменений. Тем самым глобализация приобрела экологическое измерение.
4-я Конференция ООН известна как Саммит в Йоханнесбурге в 2002г.
Встреча на высшем уровне заложила фундамент и подготовила почву для действий. На Саммите было признано непрекращающееся ухудшение состояния окружающей среды. Встреча на высшем уровне не предложила каких-либо чудодейственных решений, а лишь дала понимание того, что для разрешения целого ряда самых насущных проблем человечества надо непрерывно принимать практические меры. Устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной отдельно взятой стране, для этого необходимы координируемые усилия всех стран, системы соглашений, взаимное уважение, тесная кооперация, формирование международной системы финансовой поддержки устойчивого развития.
Исходные положения Устойчивого развития:
Т. о., во всех основных исходных положениях Устойчивого развития речь идет о переходе от стихийности к управляемости, которая предполагает трансформацию социосферы в ноосферу. Еще раз необходимо подчеркнуть, что окружающая среда функционирует на основе своих собственных законов, изучение которых запоздало, но которым человечество в процессе своего развития будет вынуждено подчиниться.
Факторы Устойчивого развития:
1. Экологический фактор (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация),
2. Экономический фактор (преобразование рыночной системы),
3. Социальный фактор (с.-х. производство, права человека, демография).
Главное условие работы факторов — необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления, содействие широкой информированности населения, которое является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения.
Мировая стратегия развития образования в области окружающей среды формулируется следующим образом:
Расширяя деятельность в этом направлении, необходимо:
Просвещение, повышение информированности населения следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения сознания и культуры людей, с целью принятия решений в области устойчивого развития, для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, преодоления информационной и функциональной неграмотности.
Осознание остроты и масштабности экологических проблем, выявления их глобального и регионального характера, развитие системы образования, просвещения и информации создают предпосылки для формирования экологической культуры, в рамках которой взаимоотношения человека и природы предстают как духовно-нравственная проблема. Другими словами, экологическая культура является такой совокупностью материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обуславливает соответствия социокультурного процесса сохранению природной среды, т. е. экологическую культуру можно рассматривать в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа. Таким образом, информационная политика, ориентированная на человека, на развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний, новые способы доступа, обработки и защиты информации создают проблемы этического и нравственного характера, решение которых должно быть найдено международным сообществом. Всем этим задачам полностью отвечает другая международная программа ЮНЕСКО “Информация для всех”.
Программа “Информация для всех” является основой для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также обеспечивающая доступ к информации. Она должна сыграть ключевую роль в осуществлении мандата ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию “образование для всех”, “свободному обмену информацией и знаниями” и увеличению средств коммуникации между людьми, как на международном, так и региональном уровне. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными, тем самым, способствуя развитию чувства причастности к глобальным проблемам. А для экологического просвещения программа “Информация для всех” является тем инструментом, с помощью которого возможно достичь необходимого уровня понимания населением Земли проблем окружающей среды. С другой стороны, образование, опирающееся на культуру, широкий доступ к информации, формирует основу духовности и нравственности человека, которые позволят воспитать новое поколение людей с правильными экологическими ориентирами и новой этикой управления. И главенствующую роль в этих направлениях принадлежит библиотекам, которые обладают уникальными возможностями приобщения населения к уже имеющемуся контенту. Библиотеки являются одним из основных самостоятельных звеньев системы экологического просвещения. Огромный положительный опыт экологического образования, просвещения и воспитания населения от дошкольников, школьников, студентов, учителей и преподавателей до лиц, принимающих управленческие решения, накопленный нашими библиотеками трудно переоценить. У библиотек довольно большой арсенал приемов и методов пропаганды и информирования, причем у каждой категории библиотек — свои приоритеты. Но особый акцент делается на информационную роль библиотек, на достоверность предоставляемой информации. Это связано с большим потенциалом, заложенным в их информационных ресурсах, многолетним опытом работы с информацией и пользователями, высокой квалификацией библиотечных работников, постоянным анализом деятельности, обобщением работы, сотрудничеством и взаимодействием библиотек, проведением семинаров, совещаний, круглых столов, смотров-конкурсов.
В. И. Вернадский говорил, что мерилом национального и индивидуального богатства должны стать духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. И только библиотеки, руководствуясь принципами общедоступности и бесплатности, являются истинно демократическим институтом, пользоваться которым может каждый, независимо от пола, возраста, этнической и социальной принадлежности. Следовательно, именно библиотеки способны реализовать систему непрерывного повсеместного экологического просвещения с целью реализации концепции Устойчивого развития мирового сообщества.
Адреса сайтов Устойчивого развития:
http: //www. un. org/esa/susdev
www. esstu. ru
www. vsgtu. ru
www. undp. ru
www. iisdl. iisd. ca
www. zubr. ru
www. riolo. cislead. org/report
www. wri. org
www. postindustrial. ru
www. vernadsky. ru
www. Ipur. tsu. ru
www. muctr. edu. ru
Литература