Ноосферный императив пайдейи XXI в.
The Noospheric Imperative of Paedea in the 21st Century
Ноосферний імператив пайдейї XXI ст.

Гирусов Э. В.

Институт Философии, Москва, Россия

Eduard V. Girusov

Institute of Philosophy, Moscow, Russia

Гірусов Е. В.

Інститут Філософії, Москва, Росія

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития. Все эти вопросы требуют глубокого философского осмысления, поскольку возникла пограничная ситуация неординарного порядка. Человек, который до сих пор заселяет Землю, при всей его разумности, тем не менее, не обладает главным свойством, обязательным для любого живого организма, — свойством экологического самообеспечения. Без этого свойства человек не имеет будущего, а обретя это свойство, он настолько изменится по своим взглядам, системе ценностей, по своему отношению к природе и к себе подобным, что это будет уже другое существо, лишь внешне напоминающее прежнее. Вот почему для этого нового существа потребуется новое название. Жизненно актуальной становится задача формирования у людей мировоззрения биосфероцентрической направленности, а это потребует переоценки всей системы традиционно сложившихся духовных ценностей, и, прежде всего, адекватного понимания людьми места и роли общества в биосфере как одной из частей этой сложной и уникальной природной системы.

The ecological problem put the humankind before the choice: either remain oriented toward unlimited production growth or conclude that this growth should be correlated with real opportunities of nature and human organism, comparable not just with closest, but with distant purposes of social development as well. This situation requires deep philosophical analysis as this boundary situation is an unordinary one. Still populating the Earth human being with all his/her reasonability does not possess the main feature required for any live organism — the feature of ecological self-sufficiency. With the lack of this feature the human being does not have a future. And having obtained this feature he/she would change would change his/her viewpoints, system of values and attitude to alike so dramatically that this already would be another being just looking like previous ones. For this particular reason new being will require new name. The task of human world outlook oriented toward biosphere becomes vitally important. This will require re-evaluation of traditional spiritual values, and mostly adequate understanding of the position and role of society in biosphere as a part of this complicated and unique natural system.

Екологічна проблема поставила людство перед вибором подальшого шляху розвитку: чи орієнтуватися йому, як і раніше, на безмежне зростання виробництва, чи це зростання повинно відповідати реальним можливостям природного середовища і людського організму, не тільки найближчим, але й віддаленим цілям соціального розвитку. Всі ці питання вимагають глибокого філософського осмислення, оскільки виникла гранична ситуація неординарного порядку. Людина, що дотепер заселяє Землю, якою б вона не була розумною, проте, не має основної властивості, притаманної будь-якому живому організму, — властивості екологічного самозабезпечення. Без цієї властивості людина не має майбутнього, а оволодівши нею, вона настільки змінить свої погляди, системи цінностей, своє ставлення до природи і до себе подібних, що це вже буде інша істота, яка лише зовні нагадуватиме колишню. Ось чому для цієї нової істоти буде потрібна нова назва. Життєво актуальним стає завдання формування у людей світогляду біосфероцентричної спрямованості, а це вимагатиме переоцінки всієї системи духовних цінностей, що традиційно склалися, і, насамперед, адекватного розуміння людьми місця і ролі суспільства у біосфері як однієї зі складових цієї складної й унікальної природної системи.

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития. Все эти вопросы требуют глубокого философского осмысления, поскольку возникла пограничная ситуация неординарного порядка.

Во-первых, она касается не отдельных людей или человеческих коллективов, а всего человечества в целом.

Во-вторых, необычны темпы развития событий; они явно опережают возможности их познания не только на обыденном уровне, но даже на уровне научно-теоретического мышления.

В-третьих, проблема не может быть решена простым применением силовых средств, как это зачастую было прежде; во многих случаях решение экологических проблем требует не столько наращивания технической мощи, сколько воздержание от таких видов деятельности, которые, не будучи обязательным условием существования людей, могут быть прекращены или существенно ограничены экологически допустимыми рамками, если они связаны с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Виды деятельности, обязательные для существования людей, должны быть тщательно продуманы с учетом экологически щадящего режима в отношении как природных ресурсов, так и человеческого здоровья.

Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знания и духовной культуры, которые их обслуживают. Новизна ситуации состоит в том, что впервые такой пересмотр должен быть сделан людьми с позиции тех требований, которые им предъявляет биосфера. Этими требованиями являются:

Все эти требования предполагают движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и поддержания новой планетной оболочки, которую В. И. Вернадский называл ноосферой. Эта оболочка должна вписаться обменными процессами в структуру биосферы и составить в единстве с ней социоприродную систему с присущими ей законами самосохранения. Разумеется, что и сам человек с его сознанием, мировоззрением, культурой и привычками должен претерпеть столь радикальные изменения, что речь может идти о формировании нового человека, который, в отличие от нынешнего, относящегося к виду homo sapiens, может быть причислен к виду homo ecologus.

Человек, который до сих пор заселяет Землю, при всей его разумности, тем не менее, не обладает главным свойством, обязательным для любого живого организма, `- свойством экологического самообеспечения. Без этого свойства человек не имеет будущего, а обретя это свойство, он настолько изменится по своим взглядам, системе ценностей, по своему отношению к природе и к себе подобным, что это будет уже другое существо, лишь внешне напоминающее прежнее. Вот почему для этого нового существа потребуется новое название .

В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. От того, сумеет ли человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть.

Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственность чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи. Приобщение к социально — экологическим знаниям—обязательное условие новой системы образования и просвещения так как нужно прежде всего знать, что делать человеку и как вести себя в новых условиях. Но и этого недостаточно, так как преобразованием должна быть охвачена вся эмоциональная сфера человека вплоть до формирования у него высокого чувства ответственности природой и теми последующими поколениям, которые придут ему на смену и которым он должен оставить Землю в пригодном для жизни состоянии. Современное поколение несет особую ответственность в обеспечении перехода к новому состоянию общества, поскольку только он еще располагает временем для выполнения подобной задачи. Возникшая историческая ситуация действительно напоминает экзамен. Только в роли экзаменатора выступает прежде всего биосфера. Она делает отбор тех вариантов и решений, которые подбирает человек. Поэтому нужно очень хорошо знать, что собой представляет биосфера по своей структуре и функционированию, каковы основные законы ее эволюции и самосохранения. Обеспечивая свою биосферосовместимость, люди в то же время будут способствовать формированию качественно новой системы социоприродного единства, в которой общество и природная среда, будучи противоположностями, должны находиться в оптимальном соответствии друг другу, что и является основным признаком перехода общества к ноосферному состоянию. В. И. Вернадский подчеркивал, что ноосфера формируется людьми как дальнейшее продолжение организованности биосферы и как доразвитие основных процессов, обеспечивающих ее сохранение. Следовательно, формирование ноосферы одновременно предстает как способ решения экологической проблемы и средство предотвращения экологической катастрофы. В этом плане ноосфер является, реализацией объективной необходимости общественного развития и в то же время антропогенного развития природной среды соответственно целям ее сохранения как важнейшего условия существования общества. Научная теория общества теперь немыслима без такой составляющей как ноосферная ориентация. Таким образом, в свете идей, о биосфере и ее эволюции в ноосферу существенно по — новому осознаются место и роль человека на Земле. Чем более масштабной становится деятельность, человека, тем в большей степени он должен брать на себя роль фактора, поддерживающего природную среду не только непосредственно окружающую общество, но и в масштабах всей биосферы, вплоть до взаимодействия ее с космосом. При этом законы целостности биосферы должны стать, образно говоря, той “матрицей”, на основе которой может быть построена средоподдерживающая деятельность людей. Практика показывает, что уже начавшаяся под давлением современной экологической ситуации деятельность, идет, как правило, в том направлении, которое “подсказывается” принципами организации биосферы. На основе исследования системой организованности биосферы предстоит разобраться в том, какие законы саморегуляции этой системы должны быть использованы в процессе формирования людьми ноосферы. Необходимо принять во внимание, что законы сохранения биосферы отрабатывались не один миллиард лет, а такой длительный срок сам по себе заслуживает серьезного отношения. Так, в использовании людьми вещества планеты объективной необходимостью (закономерностью) становится внедрение малоотходной и в идеале безотходной технологии производства. В этом проявляется биосферный “принцип” использования вещества планеты в круговороте. Далее, состоянием биосферы допускается масштабное использование людьми только возобновляемых источников энергии, которые, в свою очередь, обусловлены главным образом притоком солнечной радиации к земной поверхности. Наконец, в использовании информации важнейшим условием осуществления человеком новой планетарной роли является изучение и использование биосферных законов.

Взятые в таком наиболее общем виде законы саморегуляции биосферы достаточно просты и очевидны: круговорот в использовании веществ, возобнавляемость в получении энергии, системность в использовании информации. Они сложны в реализации, поскольку современное производство настолько далеко ушло в направлении, разрушительном для биосферы, что переход его на биосферные принципы будет стоить теперь больших трудов.

Тем не менее, главную трудность перехода к ноосфере составляет даже не замена технологии производства, а преодоление социально — политической разобщенности народов планеты. Чтобы справиться с этой трудностью, необходимо преодолеть устоявшиеся и давно существующие в сознании людей взгляды, представления, установки, которые в свою очередь, коренятся в сложившейся системе материальных отношений, и, прежде всего, отношений собственности. Нужно новое мышление, новая система ценностей и ориентаций на выживание человечества, на становление нового типа глобальной общности людей, способных переступить через то, что их разделяет ради достижения общей цели — сохранения жизни на планете, как социальной, так и биологической. Это и будет началом перехода человечества в ноосферу с одновременным утверждением нового типа межчеловеческих отношений как отношений, основанных на доверии, уважении и взаимопомощи. Немалую роль в переходе человечества к новому состоянию общества и новому типу межчеловеческих отношений должна сыграть соответствующая научная теория, которая теперь обретает функцию сохранения человека на планете и реализации новой исторической необходимости социального развития. В свете этой необходимости важно дать переоценку многих представлений, понятий и теорий, которыми руководствовались люди в доэкологическую эпоху, что будет означать не только переворот в науке, но и переход к новой философской теории.

Современная социально-экономическая ситуация во много крат усиливает необходимость учета диалектического принципа универсальной взаимосвязанности и взаимовлияния всех в мире явлений. Пожалуй, наиболее примечательной чертой этой ситуации является нарастающий динамизм изменения природных явлений под воздействием человека. Можно с полным основанием сказать, что темпы изменения природных явлений на земной поверхности стали в последнее время вполне сопоставимы с темпами изменения общественных явлений. Происходит стремительное стирание граней между природным и естественным. Уже одно это обстоятельство заставляет принципиально менять многие представления, казавшиеся незыблемыми в области естественных наук, а что касается прежнего понимания процессов взаимодействия общества и природы, то оно претерпевает изменение по многим положениям самым радикальным образом. По сути дела, совершается переход от упрощенной модели в понимании этой проблемы, когда природная среда рассматривалась как инвариант, а роль динамического фактора во взаимодействии отводилась лишь обществу, к модели более сложной и диалектической, где не только общество, но и природная среда находятся в состоянии взаимного изменения и подвижного равновесия. Если взять такую модель взаимодействия, то становится обязательным системное понимание проблемы единства общества и природы, как находящихся в состоянии функциональной взаимозависимости при определяющей в конечном счете роли социального фактора в обеспечении управляющего воздействия на параметры системы. Законы целостности этой системы являются законами ее сохранения и одновременно важнейшей основой социального развития в единстве с окружающей природной средой. Таким образом, неотъемлемой стороной и условием социального прогресса является отныне обеспечение обществом также и прогресса в отношении к природной среде жизни. Это означает преодоление в теории и на практике того непосредственного (наивного) антропоцентризма, который был осью всей прежней культуры. Современный антропоцентризм возможен только как опосредованный приоритетом сохранения природных ценностей и, в первую очередь, биосферы. Таким образом жизненно актуальной становится задача формирования у людей мировоззрения биосфероцентрической направленности, а это потребует переоценки всей системы традиционно сложившихся духовных ценностей, и, прежде всего, адекватного понимания людьми места и роли общества в биосфере как одной из частей этой сложной и уникальной природной системы.