Способы организации экологической информации
в доступном для читателя виде
Ways of Ecological Information Organization
in the Forms Users are Used To
Способи організації екологічної інформації
у доступному для читача вигляді
Дандыбаева К. Д.
Централизованная библиотечная система, Бишкек, Кыргызстан
Kulsaira Dandybaeva
Centralized Library System, Bishkek, Kyrgyzstan
Дандибаєва К. Д.
Централізована бібліотечна система, Бішкек, Киргизстан
Излагаются основные направления информационной деятельности библиотеки ЦБС г. Бишкек для различных категорий читателей. Рассказывается об основных направлениях этой работы:
Major directions of information activities of Bishkek Centralized Library System (CLS) for users of various categories are presented. These activities are:
Викладено основні напрями інформаційної діяльності бібліотеки ЦБС м. Бішкек для різних категорій читачів. Розповідається про основні напрями цієї роботи:
Разнообразная природа Кыргызстана представляет огромную ценность не только для людей, проживающих на его территории, но и для людей, которые живут за его пределами. Высочайшие горные системы Тянь — Шаня и Алая обеспечивают пресной водой обширные районы Центральной Азии.
Уникальные ландшафты, растительные и животные сообщества представляют собой неисчерпаемый рекреационный ресурс и концентрируют богатство естественного генетического фонда, обеспечивающего экологическую устойчивость горных экосистем.
Несмотря на множество социально-экологических проблем, захлестнувших республику в последнее время, Кыргызстан остается обладателем уникальных экосистем.
С вхождением Кыргызстана в новую экономическую систему изменилось количество и качество потребляемых ресурсов, что неминуемо приведет к возникновению конфликта человека и окружающей среды. Ситуация осложняется другой важной проблемой, связанной со снижением уровня благосостояния населения, многие стремятся воспользоваться доступными природными ресурсами, что может вскоре привести к изменению и обнищанию уникального природного наследия Кыргызстана.
Государственные, общественные и научные организации КР уже давно осознают важность и необходимость объединения усилий в решении вопросов экологического образования для последующего устойчивого развития нашего общества. Экологическое воспитание формирует личностные, социально — психологические установки активной гражданской позиции по отношению к окружающей среде и ко всему обществу.
Решение проблем экологии — это общегражданское дело. Экология и культура, экология и здоровье, экологическая культура — понятия неразделимые,
взаимосвязанные, определяющие сущность миропонимания человека, у которого есть главное предназначение — сохранение планеты и жизни на ней. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что экологическая культура — одно из приоритетных направлений в деятельности централизованной библиотечной системы г. Бишкека. Библиотеки, обладающие большими возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, играют главенствующую роль в экологическом просвещении и воспитании у населения экологического сознания и культуры.
В состав Бишкекской ЦБС входят 30 структурных подразделений: библиотеки — филиалы, библиотечные пункты. Центральная библиотека имеет 9 отделов, часть из которых работает на всю систему. Фонд ЦБС насчитывает 940 тыс. экз. книг.
Осуществляемая в республике реформа образования влечет за собой качественные изменения в характере читательских запросов, расширения их спектра. В связи с этими запросами меняется и политика комплектования книжных фондов, вся система библиотечного обслуживания, прежде всего накопление и поиски информационных ресурсов.
Творчество и инициатива помогают библиотекам не просто выжить, но и стать необходимыми обществу в наше непростое время. Повышается ориентация библиотек на выполнение функций центров духовного межлистного общения и досуга. Значительную роль при этом играет специализация библиотек по отдельным направлениям работы.
Формирование фонда экологической литературой было признано одной из важнейших задач. Несмотря на отсутствие планового бюджетного комплектования в последние 10 лет, работники ЦБС приспособились к условиям рыночных отношений и находят альтернативные внебюджетные источники пополнения книжных фондов. Приобретенная литература позволяет в какой-то степени уменьшить диспропорцию между качественным составом книжного фонда и современными потребностями пользователей библиотек, в том числе и по вопросам экологии.
Большую спонсорскую помощь оказывает ЦБС Книжная палата ЦБ. Во все структурные подразделения поступает бесплатно целевым назначением печатная продукция РО “СПИД” и городского центра здоровья.
Фонд “Сорос-Кыргызстан” не только безвозмездно передает книги, но и оказывает грантовую помощь. По выигранному гранту Института “Открытое общество” — Мегапроект “Пушкинская библиотека” получены книги, оплату за которые частично произвел Фонд “Сорос-Кыргызстан”, частично — Мэрия города. По гранту получили компьютер и магнитофон.
Помогали нам и другие общественные объединения: Фонд согласия и толерантности, Фонд “1000-летие Манаса”, Славянский фонд, фонд Рериха, Посольство России, Казахстана, Пакистана, США, Китая и других государств в Кыргызстане.
В соответствии с Законом “Об обязательном экземпляре документов в КР” ЦБС получает издания, в том числе по экологии, выходящие в КР.
Используем и другие пути получения помощи: дарения читателей, спонсоров, Всемирного Банка книги, библиотечные марафоны. Постоянный источник пополнения фондов — средства, поступающие от оказания платных услуг населению.
К сожалению, должны отметить, что литературы по вопросам экологии поступает в книжную торговлю из России и издается в Кыргызстане в недостаточном количестве. Тем не менее, за последние годы мы приобрели свыше 1 тыс. экз. книг данной тематики.
Наибольшим спросом у читателей пользуется литература по охране природы Кыргызской Республики.
Благодаря Закону об обязательном экземпляре документов, ЦБС получает по одному экземпляру газет и журналу, выходящие в столице. Нашли отклики и наши обращения в редакции газет, многие из которых в порядке спонсорской помощи представляют свои издания библиотекам города. Естественно, что на страницах периодики мы находим экологическую информацию.
Традицией в ЦБС стало проведение смотров — конкурсов на звание “Лучшая библиотека года”, Городская Мэрия награждает победителя премией в размере 30 тыс. сомов. Основная часть премии расходуется на приобретение литературы и технических средств. (куплены аппарат “Ксерокс”, принтер, видеомагнитофон, видеокамера и др.)
Характерной чертой последних лет стало увеличение читательского спроса на информацию по экологии и охране окружающей среды, расширилась тематика запроса. В результате активизировалась информационно-справочная, информационно — библиографическая работа. Используются следующие формы обслуживания:
Еще в 1998 году, осознав значимость экологической проблемы для жителей Бишкека, ЦБС разработала проект “Информационный центр экологической культуры”, который реализовался на базе библиотеки — филиала №5.
Были поставлены следующие задачи: заинтересовать читателей, особенно молодых, экологическими вопросами, пополнить книжный фонд библиотеки литературой по экологии, заключить договора содружества с заинтересованными организациями.
Встала перед нами задача оформления соответствующего интерьера. Был создан микроландшафт, зеленые уголки из комнатных растений, информационный стенд “Сохраним природу Кыргызстана”. На стенде разместили рисунки, планшеты, списки литературы, макеты книг.
В ходе эксперимента мы осознали необходимость изучения читательского спроса на экологическую литературу и предоставляемые библиотекой услуги. Анкетирование “Библиотека и изучение информационных потребностей читателей по проблемам экологии” выявило, что фонд экологической литературы не в полной мере удовлетворяет читательские запросы. Респондентами стали учащиеся, студенты, преподаватели.
Также библиотекари провели анализ программ, в соответствии с которыми построен учебный процесс по экологии в образовательных учреждениях города. На основе полученных результатов выделены темы, для изучения которых необходима дополнительная информация, создана картотека тематических запросов по экологической проблематике.
Обработкой полученных данных занялись библиографы центральной библиотеки и работники отдела комплектования. Они изучили качественный состав и содержание фондов как экологической библиотеки, так и всей централизованной системы.
На основе полученных данных была составлена экологическая картотека “Земля у нас одна”, ежеквартально готовятся списки новинок, информ-листки по актуальным проблемам: “Кыргызстан- проблема экологии”, “Экология и здоровье”, “Экономика природопользования”, “Экологические проблемы Иссык — Куля” и др. В “Зеленой” библиотеке оформили на стенде “Экологический дайджест”. Во всех библиотеках ЦБС оформляются тематические папки, досье из газетно- журнальных вырезок и ксерокопий статей, глав из книг.
Выполняя функции информационно- библиографического центра ЦБ ежеквартально выпускает бюллетень “Новые книги”, где есть раздел “Экологические проблемы КР”.
Систематически анализируется выполнение справок, спрос и отказы на экологическую литературу.
Для читателей — детей регулярно оставляется и предлагаются читателем информационные списки, листовки, малые формы рекомендательной библиографии: “Земля- наш общий дом”; “Сохраним природу Кыргызстана “; “Лекарственные растения Кыргызстана” и др.
В ЦБ и экологической библиотеке индивидуальной информацией пользуется 36 человек. Среди абонентов- учителя, воспитатели детских садов, преподаватели ВУЗов.
В Фонд “Сорос-Кыргызстан” мы подали заявку на подключение компьютера к сети “Интернет”, за счет этого надеемся расширить информационные ресурсы центра.
В структуру центра входит “зеленый зал” — отдел экологической информации со специализированными фондом, в настоящее время включающим около полутора тысяч изданий справочной, учебной, научной литературы экологической тематики, научно- популярные и учебные видеофильмы, аудио-кассеты с записью голосов птиц, художественные альбомы с иллюстрациями о природе. Ежемесячно осуществляется пополнение новой литературой. Сюда же были переданы дублетные экземпляры книгохранения ЦБ.
В этом зале ежедневно обслуживаются десятки учащихся, студентов, преподавателей. Особенно часто сюда приходят студенты из находящегося поблизости института туризма и менеджмента.
Постоянные индивидуальные и коллективные абоненты центра получают данные в режиме “запрос-ответ”, сведения о новинках передаются по телефону.
Большой популярностью пользуются проводимые библиотекой дни экологических знаний, дни информации для преподавателей: “Экология Кыргызстана”, “Взаимоотношения человека и окружающей среды”.
В последнее время центр стал более тесно работать не только с институтом туризма, но и с другими высшими и средними учебными заведениями: КГНУ КР, БГУ, КТУ, средними учебными заведениями. Среди посетителей увеличилось число студентов и преподавателей. Для оценки содержания некоторой литературы специалисты отдела комплектования и экологической библиотеки обращаются к профессиональным экологам, преподавателям.
Свою деятельность библиотеки ЦБС и прежде всего информационный центр тесно координируют с общественными и государственными организациями: Министерством охраны окружающей среды, Национальным центром экологической стратегии и политики Фондом развития НБ и библиотек республики, кафедрой биологии КГПУ им. И. Арабаева, центром “Экобилим”, НПО “Биом”, Домом гор, СМИ и другими организациями.
Формы сотрудничества разнообразные: участие в научно — практических конференциях, семинарах преподователей, проведение дней специалиста, дней информации, открытых просмотров.
Библиотеки и образовательные учреждения города стали партнерами. Преподователи университетов постоянно выступают в роли ведущих семинаров-тренингов, круглых столов и экологических уроков.
Информационно-просветительская деятельность библиотек по вопросам экологии наиболее широко развернулась в 2002 году, который по инициативе Президента КР Аскара Акаева Организацией Объединенных Наций был объявлен Международным годом гор.
Изменяется подход к экологическому образованию. Все чаще используются синтезированные формы. Во многих библиотеках экологическое образование совмещается с эстетическим воспитанием: осуществляется знакомство с произведениями композиторов, художников- пейзажистов, писателей и поэтов, отразивших природу в своем творчестве, тем самым усиливая воспитательное воздействие. Впервые библиотеки ЦБС организовали городской конкурс на тему “Горы Кыргызстана”совместно с детской газетой “Ай —данек “. Было собрано и передано на конкурс более 100 рисунков.
“Природа в искусстве” — тема лекции — концерта, который организовали для учащихся работники библиотеки №5. Поэтический вечер “Мое сердце с горами”, посвященный Международному Году Гор, провели в библиотеке № 8.
Фонд аудиоматериалов ЦБС содержит записи экологической тематики (музыке — звуки природы, произведения музыкальных классиков о природе). Планируем создать фонд видеоматериалов.
Массово- просветительская работа отличалась в 2002 году большим разнообразием форм и видов мероприятий.
В библиотеках проводили как большие комплексные мероприятия, так и камерного характера.
Все библиотеки в 2002 году использовали выставочную деятельность. Спектр тем выставляемых материалов был широк. Акцент был сделан на информацию об экологии и охраны окружающей среды, прежде всего экспонировались новые издания. Выставки сопровождались информационными обзорами, вопросами, заданиями, анкетами.
Особенно популярными среди молодежи стали нетрадиционные библиотечные мероприятия, организованные на базе наиболее интересных выставок.
Например, выставка природных минералов Кыргызстана и книг о них сопровождалась рассказом геолога А. Голеева и обзором литературы “Богатства Тянь- Шаньских гор”.
Цветоводов и просто любителей природы привлекла выставка сюрприз “Цветы и травы Кыргызстана”, к проведению которой привлекли сотрудников Ботанического сада.
При оформлении выставок использовали наглядный материал (камни, цветы, плакаты), работы детей (рисунки, поделки). Выставки сопровождались проведением конкурсов “Разгадываем лесные загадки”, турниром “Путешествие по Кыргызстану”, проведением викторины “Что мы знаем о горах ?”.
Пользуется успехом у читателей и такая форма работы, как премьера новой книги. В библиотеке №12, на премьеру книги известного журналиста и фотохудожника
А. Ермолова “На Туюке, на леднике” пришли не только молодые читатели, студенты БГУ, но и люди старшего поколения. встреча с автором и знакомство с фотовитражом “По заповедным тропам Кыргызстана” оставила у присутствующих неизгладимое впечатление. Здесь же была оформлена выставка природных полудрагоценных камней, у которой был проведен информационный обзор. Чтобы привлечь детей к чтению экологической литературы, работники этой библиотеки апробировали такую форму работы как детская туриада; посещение зоо — музея, экскурсия в горы сбор лекарственных трав.
К Году Гор в ЦБ провели для студентов мед. академии экологический тренинг с участием представителей молодежного экологического движения “Биом”, участники тренинга получили в дар информационные листовки;
В Фил. №13 — урок природы “Горы Ала- Тоо”;
В Фил. № 15 — викторину “Путешествие по моему городу”, в фил. №8 — вечер викторину “Туристические зоны Кыргызстана”, в фил. №2 — диалог с читателями у выставки “Кыргызстан — мой горный край”.
Цикл мероприятий “2002 год- Год Гор” провели в экологической библиотеке: в него вошли познавательный урок для учащихся СШ: 2 о пике Хан — Тенгри, урок экологии, игра-викторина “Знаешь ли ты свой край?”, книжная выставка “Радуга над горами Кыргызстана”, конкурс “Читаем, думаем, рисуем”.
Библиотека №4 организовала и провела вместе с местным самоуправлением День птиц. Дети прослушали информационный обзор, сопровождавшийся с записью голосов птиц, читали стихи, а затем установили скворечники.
В работе с детьми библиотеки используют такую информационно — просветительскую форму, как экологические уроки, часы, игры, конкурсы, аукционы знаний, турниры знатоков природы.
Так, в течении нескольких лет в библиотеке №16 проходили занятия детского клуба “Почемучка”. Экологические часы и уроки прошли по темам: “Кошкин дом”, “Твой лучший друг” (о собаках), “Лесные загадки”, “Красная книга КР” и др.
Игровые формы как фактор более глубокого усвоения материала, одновременно дают возможность сделать его занимательным, эмоционально — красочным и привлекательным.
С большим интересом была воспринята учащимися СШ№29 игра “Слабое звено”, организованная библиотека №7 по теме горы Кыргызстана. Проведению игры предшествовала выставка и обзор. При проведении мероприятия используем и элементы игры “Поле чудес”.
Особым успехом у читателей — детей пользуются игры — путешествия по родному краю, на которых разрабатываются маршрут путешествия, исполняются туристические песни, проходит экологический турнир команд, звучат рассказы о горах, реках и озерах Кыргызстана. Обязательный элемент подготовки такого путешествия — информационный обзор, выставка.
Для более результативной работы в этом направлении библиотечным работникам нужна соответствующая подготовка.
Участие в экологических конференциях, семинарах, совещаниях существенно влияют на повышение экологической культуры самих библиотечных работников. Так, сотрудники библиотек приняли участие в семинаре “Библиотеки и экологическое просвещение”, организованном Национальной библиотекой и Министерством охраны окружающей среды, родном семинаре “Иссык — Куль — 2002”, конференции кафедры охраны окружающей среды университета им. И. Арабаева и др.
Хороший импульс для работы по экологическому образованию читателей был дан на Международной Конференции “Крым — 2000”, в которой приняло участие директор ЦБС г. Бишкек К. Аманалиева.
В Год Гор мы провели два семинара для библиотекарей системы на тему “Библиотека как центр экологической культуры”. В программу первого из них вошла встреча с представителями молодежного экологического движения “Биом”, обмен опытом работы, показательной экологический урок “Лечат, кормят, украшают” (лекарственные травы), обзор информационных источников и др.
Второй семинар был выездным с посещением национального парка “Ала — Арча” и расположенного в нем музея флоры и фауны Кыргызстана.
В дальнейшем предстоит найти новые формы работы с различными категориями читателей — учащимися и более зрелым населением. С помощью организаций — грантодателей расширить свою компьютерную базу, использовать в экологическом просвещении новейшие информационные технологии.