Экологическое образование и воспитание
в контексте информационно-библиотечного обеспечения
экологической информацией
Ecological Education and Providing Access to Ecological Information
Екологічна освіта та виховання у контексті інформаційно-бібліотечного забезпечення екологічною інформацією
Лучанская В. В.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина
Valentina V. Luchanskaya
Tauric National University, Simferopol, Ukraine
Лучанська В. В.
Таврійський національний університет ім. В. І. Вернадського, Сімферополь, Україна
Необходимость создания системы информационно-библиотечного обеспечения экологической информацией науки, образования диктуется самой жизнью. Информационные потоки по экологии возросли многократно. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и природной среде. Поэтому владение информационной ситуацией в экологии — условие нормального процесса развития общества. Роль библиотек — обеспечение своевременной, достоверной и актуальной информацией по экологии, использование новейших библиотечных технологий в распространении экологических знаний.
The necessity for building the system of access to ecological information is determined by the life itself. The flows ecological information have significantly increased due to changing society and environment. Therefore, controlling the situation in ecological information is the major condition of normal social development. The role of libraries is providing access to timely, reliable and actual ecological information and using modern library technologies for ecological knowledge distribution.
Необхідність створення комплексної системи інформаційно-бібліотечного забезпечення екологічною інформацією науки та освіти диктує саме життя. Інформаційні потоки з екології значно зросли. Це пов’язано зі змінами, які відбуваються у суспільстві і природному середовищі. Тому володіння інформаційною ситуацією в екології — умова нормального процесу розвитку суспільства. Роль бібліотек полягає у забезпеченні своєчасною, вірогідною, актуальною інформацією з екології, використанні новітніх бібліотечних технологій у поширенні екологічних знань.
Одной из функций формирующейся системы информационно-библиотечного обеспечения экологической сферы является образовательная и воспитательная [6-8]. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде [3]. Экологическое образование направлено на: профессиональную экологическую подготовку, методологию и получение фундаментальных экологических знаний, экологическое просвещение, экологизацию специальных дисциплин.
В последние годы на форумах Украины и международных форумах рассматриваются вопросы о роли библиотек в распространении знаний об охране окружающей среды, о системе информационно-библиотечного обеспечения экологических проблем, экологического воспитания различных категорий населения, обосновывается необходимость общего экологического образования. Важнейшая задача экологического образования — “Научить управлять собой в отношениях с природой” (Вернадский В. И.). Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) рекомендовала следующее: обеспечить просвещение по вопросам развития общества и природы и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов; разработать учебные программы для выпускников школы и университетов, которые помогут им получить стабильные средства к существованию; поощрять все секторы общества, включая промышленность, университеты, правительственные, неправительственные общественные организации к подготовке кадров в области рационального использования окружающей среды; обеспечить местные общины подготовленными на местах техническими специалистами из числа местных жителей для решения стоящих перед ними задач, и прежде всего проблем охраны окружающей среды; разработать со средствами массовой информации, театральними группами, представителями развлекательной и рекламной индустрии программы для поощрения более активного участия населения в обсуждении проблем окружающей среды; использовать опыт и понимание проблем устойчивого развития коренными народами в системе образования и подготовки кадров”[2].
Советом Национальной безопасности и обороны Украины, Украинским институтом исследований окружающей среды и ресурсов, Национальной академией наук Украины, Советом по изучению продуктивных сил Украины рассмотрены концептуальные подходы относительно улучшения системы экологической безопасности в Украине. Также предложены пути усовершенствования этой системы и дальнейшего развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, рассмотрены вопросы экологического сознания общества и экологического образования, гласности и информации; разработаны этапы реализации положений концепции. Национальная система экологического образования требует усовершенствования в направлении повышения эффективности и интегрированности на основе глубокого философского и психолого-педагогического осмысления проблемы с учетом социально-культурных функций экологии в обществе, целостной структуры экологических знаний, современного уровня развития экологической науки, традиций, обычаев и исторического опыта украинского народа, особенностей экономической и экологической ситуации в стране [4].
Значительное место в работе библиотек региона занимает информационно-библиотечная поддержка экологического образования. В программу учебных заведений включены дисциплины по экологии и это повлекло за собой изменения, перестройку в организации информационно-библиотечного обеспечения экологического образования. Возникает необходимость в формировании информационных ресурсов по экологии, как на бумажных носителях информации, так и на электронных, в подготовке методико-библиографических пособий, а также необходимо пересмотреть все формы библиотечной работы с учетом новых информационных технологий [6-8].
Экологическое образование также охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды, является частью общей системы образования. Экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования в целом. Потому большое значение имеет роль библиотек различных видов подчинения в целостной системе экологического воспитания и образования Крымского региона. Для улучшения информационно-библиотечной деятельности необходимо: создать единую систему массовой экологической информации для всех слоев населения, обеспечить население исчерпывающей экологической информацией по месту жительства, добиться максимальной гласности в проведении природоохранных работ в каждом городе и населенном пункте, использовать все возможности для привлечения населения к природоохранительной работе во всех формах [6-8].
Основной проблемой экологического образования и воспитания в контексте информационно-библиотечного обеспечения экологических проблем региона является то, что на сегодняшний день комплексная система информационно-библиотечного обеспечения экологической информацией в регионе не сформирована. Отсутствует Программа по информационно-библиотечному обеспечению экологической сферы Крымского региона. На основании изучения роли информационно-библиотечных технологий в информационно-библиотечном обеспечении экологической информацией сделан вывод, что главным критерием работы, функционирования самой системы информационно- библиотечного обеспечения экологической сферы будет являться результативность в работе, т. е. насколько виды и критерии информационного поиска будут совпадать с запросами пользователей экологической информации [6-8].
Эти важные задачи, которые стали перед библиотеками Крыма, вызвали необходимость развития комплексной системы информационно-библиотечного обеспечения экологической информацией Крымского региона. Комплексная система, на наш взгляд, может охватить комплекс организаций и субъектов, которых объединяет единая цель — обеспечение экологической информацией Крымского региона. Основными среди них есть библиотеки и информационные центры, главными функциями их деятельности в обозначенном направлении должны стать: информативная и воспитательная [6-8].
Для формирования комплексной системы информационно-библиотечного обеспечение экологической сферы Крымского региона необходимо решить многие вопросы, главными среди которых являются: изучение информационных запросов и потребностей специалистов-экологов и разработка содержательного профиля (отраслевых, тематических структур) предметной области системы, которая формируется; изучение информационно-документных потоков, которые отвечают этим информационным запросам; организация и управление информационно-библиотечными потоками в границах системы, которая формируется; разработка библиотечного компонента как составной этой системы; комплексирование и интеграция информационных и библиотечных потоков с целью развития системы; расширение экологических знаний и экологического образования информационно-библиотечными методами и средствами [6-8].
Последний вопрос требует особого внимания, для его успешного решения нужно объединить информационно-библиотечную работу и воспитание экологической культуры население Крыма с такими учреждениями, как: природоохранные органы, органы государственного управления, общественные, образовательные, научные организации. Кроме этого необходимо сделать глубокий анализ деятельности библиотек Крыма, выявить и распространить наилучший опыт библиотечной работы по экологическому воспитанию населения региона. В этом направлении следует активизировать деятельность библиотеки как помощника для природоохранных служб Крыма в деле распространения экологической информации, экологических знаний, пропаганды природоохранных действий. Также системе образования, просвещения Крымского региона необходимо полнее использовать возможности библиотеки для дальнейшего экологического воспитания населения (подготовка методических и библиографических пособий, списков литературы по проблемам экологии и обеспечение учебного процесса), шире использовать новейшие информационные технологии, прежде всего — Интернет, разработать справочно-информационную систему по проблемам экологии в каждой библиотеке, глубже изучать запросы конкретных пользователей информации, нарабатывать обратные связи с ними с целью более эффективного информационно-библиотечного обеспечения запросов, постоянно повышать профессиональный уровень библиотекарей — информационных посредников, включая проведения семинаров, курсов повышения квалификации и других форм обучения с целью выполнения библиотекой главных функций методического и библиографического центра в системе высшего образования [6-8].
Литература