Областная библиотека как зеркало экологических проблем региона
Regional Libraries as a Mirror of Regional Ecological Problems
Обласна бібліотека як дзеркало екологічних проблем регіону

Королева Л. И.

Тульская областная универсальная научная библиотека, Тула, Россия

Larisa I. Koroleva

Tula Regional Universal Scientific Library, Tula, Russia

Корольова Л. І.

Тульська обласна універсальна наукова бібліотека, Тула, Росія

Освещается опыт работы муниципальных библиотек Тульской области по экологическому просвещению, институциональному участию в системе непрерывного экологического образования населения Российской Федерации, основные проблемы экологического краеведения.

The experience of Tula region municipal libraries in ecological tuition and institutional participation in continuous education system of the Russian Federation is discussed. The major problems of ecological regional studies are highlighted.

Висвітлюється досвід роботи муніципальних бібліотек Тульської області з екологічної освіти, інституціональної участі в системі безперервної екологічної освіти населення Російської Федерації, основні проблеми екологічного краєзнавства.

Два года назад в ходе визита в Канаду, отвечая на вопросы журналистов, Президент России В. В. Путин сказал, что, если бы его судьба сложилась иначе, он, возможно, стал бы не политиком, а экологом, ибо считает дело охраны природы чрезвычайно важным для человечества.

Проблема взаимодействия природы и человека в настоящее время стала весьма актуальной. Над ней работают многие национальные и международные организации, научные центры и лаборатории. В результате их деятельности общественность и широкие народные массы были привлечены к проведению крупнейших акций — Международного гидрологического десятилетия, Международной биологической программы, Программы ООН “Движение к экологической культуре мира”, Программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера”.

Повышенный интерес к проблемам биосферы вызван тем, что локальное воздействие человека на биосферу, характерное для всей истории человечества, сменилось в XX веке глобальным влиянием людей на состав, структуру и ресурсы биосферы. На планете нет участка суши или моря, где бы ни были обнаружены следы деятельности человека. Один из ярких примеров — глобальные выпадения радиоактивных осадков — продуктов ядерных взрывов. В атмосфере, океане и на суше повсеместно присутствуют продукты сгорания нефти, угля, газов, отходы химической и другой индустрии, ядохимикаты и удобрения, сносимые с полей в процессе водной и ветровой эрозии.

Интенсивное и нерациональное использование ресурсов биосферы — водных, газовых, биологических и др., усугубляемое гонкой вооружений, испытаниями ядерного оружия и т. д., развеяло миф о бесконечности и неисчерпаемости этих ресурсов. Многочисленные примеры разрушительной деятельности человека свидетельствуют об актуальности разумного ведения земных дел разумным человечеством.

Регионы центральной России, к которым относится и Тульская область, являются старо-промышленными районами, насыщенными сотнями предприятий и производств химической, металлургической, машиностроительной, нефтеперерабатывающей, энергетической и других отраслей промышленности.

Добавим к этому “устрашающему” перечню сложившуюся тяжелую эколого-радиологическую обстановку, в которой далеко не последнюю роль сыграли последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Всё это “привело” Тульскую область в список районов с очень высокой экологической напряженностью, приведенных в документе “Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации”.

Губернатор Тульской области В. А. Стародубцев считает экологическую безопасность основой позитивного развития Тульского региона. Вместе с тем он высказал тревожную мысль о том, что “большинство людей не имеет экологических знаний, достаточных для того, чтобы включить Природу в сферу духовных ценностей человечества и руководствоваться ими в жизни при постоянном взаимодействии с нею”.

Органы государственного управления на всех уровнях власти не могут игнорировать негативные тенденции в ухудшении экологического состояния окружающей среды, и обязаны при осуществлении своих функций и принятии административных и хозяйственных решений в приоритетном порядке обеспечивать реализацию мероприятий по охране среды обитания и здоровья населения, снижать риски возникновения экологических аварий и катастроф на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, объектах социальной и жилищно-коммунальной сферы.

Природоохранная деятельность эффективна тогда, когда она осуществляется в условиях полномасштабного нормативно-правового обеспечения. Свою деятельность библиотеки строят, используя программно-целевой метод, органично входя в систему информационного сопровождения действующих на территории области федеральных, региональных и муниципальных программ.

С 1993 года в регионе действует Федеральная целевая программа “Оздоровление экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области”, главной задачей которой является решение острых экологических проблем с последующим распространением полученного опыта в других субъектах России. Природоохранная деятельность на территории Тульской области осуществляется также на основе четырех других комплексных федеральных программ со сроком действия до 2005-2010 года.

Федеральные целевые программы стимулируют разработку и принятие аналогичных программ на областном уровне. Начиная с 2001 года, областные экологические программы оформляются в виде закона Тульской области.

В настоящее время в Российской Федерации обсуждается состояние местного самоуправления в свете реформы муниципальных органов власти.

Сегодня руководители муниципальных образований Тульской области работают в условиях измененного порядка финансирования программ, когда прекратилась деятельность федерального и целевых региональных экологических фондов, и финансирование стало осуществляться по казначейской схеме; когда ухудшилась система управления природоохранной деятельностью в связи с реорганизацией соответствующих служб и структур на федеральном и региональном уровнях.

Вместе с тем самые дальновидные и заинтересованные руководители муниципальных образований смогли принять собственные муниципальные экологические программы, в реализации которых участвуют муниципальные библиотеки, так как в программах экологическое воспитание и образование относятся к числу важнейших природоохранных мероприятий.

Сегодня мы говорим о реализации в субъектах Российской Федерации системы непрерывного экологического образования и просвещения населения, составными компонентами которой являются библиотеки различных уровней.

О серьезности подхода библиотек к работе в области экологического образования и просвещения свидетельствует массовое участие тульских (равно российских) библиотек во Всероссийских экологических смотрах-конкурсах. Мне хочется отметить работу экспертов во главе с Российской государственной юношеской библиотекой и выразить уверенность в том, что традиция проведения конкурсов будет продолжаться, а опыт работы библиотек выходить за пределы региона.

Анализ конкурсных материалов областных туров смотров-конкурсов позволил нам сделать следующие выводы. Библиотеки определили экологическую деятельность в качестве приоритетной. Они мобилизовали имеющиеся информационные ресурсы, создали на своей базе эколого-информационные центры, объединили вокруг себя общественные экологические организации, установили партнерские отношения с государственными природоохранными и контролирующими исполнение экологического законодательства организациями.

Разработанная Тульской областной универсальной научной библиотекой с помощью тульских ученых Концепция экологического просвещения и образования населения, позволила перейти от “стихийности и фрагментарности” к последовательной деятельности, развивать корпоративное партнерство с природоохранными структурами, общественными организациями, что, в конечном счете, не только способствует росту престижа библиотеки, но и создает условия для увеличения, как самих информационных ресурсов, так и доступа пользователей к информации.

Библиотеки Тульской области в экологическом просвещении руководствовались тем, чтобы сделать экологическую информацию и экологические знания доступными для всех, с конечной целью преодоления разрыва между информационно насыщенными и информационно бедными учреждениями, увеличению средств коммуникаций между людьми.

Количество и качество информационных ресурсов библиотек разного уровня существенно разнятся. На состояние информационных ресурсов библиотек влияет комплектование традиционными и электронными носителями информации.

Для многих российских библиотек за последние четыре года заказ литературы по каталогам мегапроекта “Пушкинская библиотека” был единственным источником пополнения фонда. Анализ 11 250 наименований изданий восьми каталогов мегапроекта дал такую картину. Из 66 книг по экологии 32 издания — это учебные пособия, остальные — словари, справочники, монографии. Популярная экологическая литература вовсе не вошла в каталоги.

Добавим для полноты картины общее недостаточное издание экологической литературы, быстрое устаревание юридической литературы природоохранной направленности.

На уровне муниципальных библиотек информационная напряженность возрастает в связи с недостатком средств на приобретение периодических изданий, отсутствием электронных носителей и доступа к ресурсам Интернет.

Большим подспорьем для библиотек глубинки могли бы стать ресурсы Российской государственной юношеской библиотеки, если бы они были выставлены на её сайте. В свою очередь областные библиотеки стали бы промежуточным звеном, информационным и коммуникационным посредником между РГЮБ и центральными районными библиотеками, либо городскими и сельскими филиалами, оснащенными техникой и каналами связи.

Более благополучной выглядит ситуация по организации доступа населения к местной экологической информации посредством библиотек. Вместе с тем, в связи с реорганизацией на федеральном и областном уровнях системы управления природоохранной деятельности из неё практически “выпало” информационное звено, осуществлявшее, в том числе, ведение своеобразного регистра государственных, общественных, хозрасчетных природоохранных организаций.

Выполнять эту “учетную” функцию могут библиотеки, укрепляя тем самым партнерские отношения, пополняя библиотечные фонды издаваемой организациями литературой — бюллетенями, ежегодными отчетами, материалами региональных конференций и т. п.

В данной аудитории, очевидно, что перечисление форм корпоративного сотрудничества, массовой работы позволило бы мне зрелищно, эмоционально и доступно осветить работу библиотек Тульской области. Я назову только одно — участие ТОУНБ в Движении к экологической культуре мира.

Для Тульской ОУНБ, как методического центра, актуальной остается проблема повышения квалификации библиотечных работников в сфере экологической культуры.

Мы поняли, что надо уходить от традиционных форм организации методической работы, шире использовать и развивать с одной стороны активно-диалоговые формы обучения, с другой стороны — технические средства и возможности. За последние три года нами были проведены несколько мастер-классов, организованы кустовые видеоконференции с теми библиотеками, в районах которых есть технические возможности.

Экологизация общественного сознания — важнейшее условие и основа дальнейшего устойчивого развития Тульского региона при сохранении баланса интересов общества и ресурсов природы.