Экологическое образование библиотечных кадров
Ecological Education of Library Professionals
Екологічна освіта бібліотечних кадрів

Кузнецова Т. Я.

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Москва, Россия

Tatyana Ya. Kuznetsova

Academy for Retraining in Arts, Culture and Tourism, Moscow, Russia

Кузнецова Т. Я.

Академія перепідготовки працівників мистецтва, культури і туризму, Москва, Росія

Освещается опыт РГЮБ и АПРИКТ по реализации образовательных программ повышения квалификации библиотечных кадров, работающих в сфере экологического просвещения, культуры и информации. Предлагается комплекс мер по совершенствованию подготовки кадров, ориентированных на выполнение всего комплекса профессиональных задач, связанных с развитием экологической направленности в деятельности библиотек.

The experience of the Russian State Juvenile Library (RSJL) and the Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism (ARACT) in realization of educational programs on retraining library staff working in ecological education, culture and information is discussed. The complex of measures ained at the accomplishment of the professional tasks related to the libraries' ecological activities is proposed.

Висвітлюється досвід РДЮБ і АППМКТ з реалізації освітніх програм підвищення кваліфікації бібліотечних кадрів, які працюють у сфері екологічної освіти, культури та інформації. Пропонується комплекс заходів з удосконалювання підготовки кадрів, орієнтованих на виконання всього комплексу професійних задач, пов’язаних з розвитком екологічної спрямованості у діяльності бібліотек.

Создание на базе публичных библиотек общедоступных эколого-информационных центров, начатое в середине 90-х годов при поддержке трех государственных ведомств: Министерства культуры РФ, Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства общего и профессионального образования РФ позволило библиотекам не только стать частью системы экологического образования и просвещения, но и активно включиться в сферу профессиональной природоохранной деятельности в качестве ее информационной инфраструктуры.

Библиотеки ищут и находят новые результативные формы и методы работы в области распространения экологических знаний среди различных слоев населения, совершенствуют информационно-ресурсную базу и справочно-поисковые системы экологического профиля, используют электронные технологии, тесно увязывая при этом библиотечную практику с конкретной экологической ситуацией различных регионов страны.

Результаты этой многогранной и очень важной деятельности были представлены на трех Всероссийских смотрах-конкурсах работы библиотек по экологическому просвещению населения, которые проходили под эгидой вышеназванных государственных ведомств.

Смотры-конкурсы показали, во-первых, развитие партнерских отношения между библиотеками и комитетами по охране окружающей среды, органами местного самоуправления, общественными организациями, промышленными предприятиями, средствами массовой информации в организации и проведении различных экологических акций.

Во-вторых, работа библиотек по экологическому просвещению принимает все более системный, комплексный характер. В этой деятельности начинает использоваться инструментарий менеджмента и маркетинга. Она все чаще строится на основе концептуальных разработок и долгосрочного программирования. Об этом свидетельствует опыт Брянской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской и др. областей. Экологическая проблематика получает организационное оформление: в структуре центральных региональных библиотек создаются отделы и сектора экологической культуры, в ЦБС — филиалы экологического профиля.

В связи с этим весьма остро встал вопрос о кадровом обеспечении данного направления деятельности библиотек. Итоговые документы смотров-конкурсов подчеркнули необходимость решения данной проблемы. Библиотекарю, работающему в области экологической проблематики, необходимо хорошо ориентироваться в документальном потоке по данной отрасли, владеть методикой изучения и удовлетворения соответствующих информационных потребностей, а также деятельности в области экологического просвещения, знать Интернет-ресурсы по экологии. Однако в рамках базового библиотечного образования дается лишь минимум знаний о принципах охраны природы и рационального природопользования. Но этого библиотекарю-экологу в его практической деятельности сегодня явно недостаточно. Тем более, что учебные планы почти всех профильных вузах не отвечают даже указанным требованиям. В сложившейся ситуации основная нагрузка по адаптации библиотекарей к новому направлению их содержательной и функциональной деятельности ложится на систему дополнительного профессионального библиотечного образования.

Учитывая это, Российская государственная юношеская библиотеки (РГЮБ) как Всероссийский научно-методический центр по проблемам экологического просвещения и Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) — головное учебное заведение в области дополнительного профессионального библиотечного образования, четыре года назад приступили к реализации оригинального учебного проекта — создание постоянно действующей Всероссийской школы-семинара “Библиотека как центр экологической информации и культуры”. Проект был активно поддержан Министерством культуры РФ и Госкомэкологии РФ, Комитетом по экологии Государственной Думы РФ.

Школа-семинар начала работу с осени 1999 г. В настоящее время обучение в ней прошли представители различных типов библиотек системы МК РФ из 50 регионов России.

Организация и содержание учебного процесса направлены на получение слушателями всего комплекса знаний, необходимых для овладения технологией эколого-библиотечной деятельности на основе обобщения ее наилучших достижений. При этом серьезное внимание уделяется освоению научных и организационных основ работы библиотеки как центра экологической информации, культуры и просвещения, а также эффективных механизмов ретрансляции лучшего опыта в библиотечную практику.

Учебная программа включает темы, составляющие основу профессиональной деятельности библиотекаря-эколога: экологическая политика Российской Федерации и проблемы устойчивого развития, природоохранительное законодательство России, экономические аспекты природоохранной деятельности, экологическая культура и образование в современном мире, социальная экология, общественное экологическое движение, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Специальный учебный модуль посвящен особенностям документального потока по проблемам экологии, методам изучения информационных потребностей соответствующей направленности и их удовлетворения, ознакомления с рынком информационных продуктов и услуг в сфере экологии и охраны окружающей среды, экологическим ресурсам Интернет.

В процессе обучения широко используются интерактивные формы освоения знаний: деловые игры, творческие дискуссии, круглые столы, обмен опытом работы, презентации реализованных и намечаемых проектов. С 2001 г. в рамках учебной программы Школы открылась творческая мастерская по инновационному проектированию в той сфере библиотечной деятельности. Занятий строятся на принципиально новых основаниях: учебная группа выступает как временный творческий коллектив, разрабатывающий наиболее эффективные формы и методы формирования экологической культуры и информационного обеспечения природоохранной деятельности с учетом региональных особенностей.

Обязательным для слушателей является посещение Экологического центра Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) — признанного лидера в области высшего экологического образования, а также Центральную научную библиотеку им. Н. И. Железнова Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, имеющую значительные достижения в работе по экологической проблематике. С большим интересом они познакомились с деятельностью Информационного Центра ООН в Москве и направлениями международного природоохранного сотрудничества.

В 2002 г. Школа-семинар проходила на базе Вологодской ОУНБ им. И. В. Бабушкина и библиотек Вологодской области. Это позволило слушателям познакомится с интересным опытом интеграции экологической проблематики в библиотечной работе с краеведческой, историко-культурной деятельностью, что характерно для библиотек этого региона. Особое место в образовательной программе было уделено сотрудничеству библиотек, музеев, школ и вузов в области формирования экологической культуры, а также методике проведения массовых мероприятий экологической направленности.

Новый подход к формированию учебной программы школы-семинара, базирующийся на сочетании освоения теоретических знаний и практического опыта с приоритетом инновационной компоненты и интерактивных форм обучения был высоко оценен слушателями. Реализация учебной программы на базе РГЮБ и других библиотек-новаторов с привлечением широкого круга видных специалистов-экологов, а также видных философов, социологов, географов, ответственных работников Министерства природных ресурсов РФ, Минкультуры России обеспечили высокий научный и стратегически ориентированный уровень школы-семинара.

Всероссийская школа-семинар заложила основы экологического образования библиотечных кадров и является важной компонентой современной библиотечной образовательной политики, реализуемой Отделом библиотек Минкультуры России.

Однако она не может решить все проблемы кадрового обеспечения деятельности библиотек в области экологии. На наш взгляд, необходима определенная содержательная реорганизация учебного процесса в системе среднего и высшего профессионального библиотечного образования с целью расширения не только общего экологического кругозора выпускников, но и овладения ими основами библиотечно-информационной работы в области экологической проблематики.

Одно из главных профессиональных требований в той сфере деятельности заключается в том, что библиотекарь должен сохранить предельную объективность в информационном освещении различных вопросов экологии. Ведь известно, что вокруг природопользования зачастую возникают, с одной стороны, демогогические спекуляции, а с другой — сокрытие и фальсификация сведений о нарушениях техногенного характера. Вот почему так важен не только высокий уровень экологической грамотности библиотекаря, но и его умение выявлять, накапливать, осваивать и распространять проверенную и достоверную в научном отношении информацию.

В связи с этим необходимо в рамках нового государственного стандарта по специальности “Библиотечно-информационная деятельность” предусмотреть открытие новой квалификации, ориентируемой на подготовку библиотекарей-экологов с учетом всего комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, требующихся сегодня библиотекам в этой сфере деятельности.

Что касается дополнительного профессионального образования библиотекарей, то очевидно, что его следует дополнить еще одним звеном — профессиональной переподготовкой по программе “Библиотекарь-эколог”, которая, безусловно, будет востребована практикой и позволит сформировать кадры, ответственные за информационное обеспечение экологической деятельности в условиях конкретных регионов.

Следует также налаживать творческое сотрудничество в области переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров образовательных учреждений и федеральных библиотек, имея в виду РГБ, БЕН РАН, ГПНТБ России, обладающие огромными информационными ресурсами экологического содержания, что будет способствовать повышению уровня предлагаемых образовательных программ.

Дальнейшему развитию этого важного направления образовательной деятельности помогло бы формирование государственного заказа на подготовку библиотекарей-экологов с учетом федеральных и региональных потребностей библиотечной и экологической отраслей в специалистах данного профиля. Финансовая поддержка государственного заказа возможно могла бы строиться на паритетных началах двух министерств: Минкультуры России и Министерства природных ресурсов РФ при активном участии соответствующих региональных органов как наиболее заинтересованных в подготовке соответствующих кадров.

Мы убеждены, что только на корпоративной основе можно решать задачу кадрового обеспечения библиотек в этой жизненно важной сфере деятельности.