Деятельность Министерства культуры Российской Федерации
по развитию экологического просвещения в библиотеках России
Ministry of Culture of the Russian Federation Supporting
Ecological Education at Ru s sian Libraries
Діяльність Міністерства культури Російської Федерації
з розвитку екологічної освіти у бібліотеках Росії

Мельникова Л. П.

Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия

Lidia P. Melnikova

Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, Russia

Мельникова Л. П.

Міністерство культури Російської Федерації, Москва, Росія

Дается высокая оценка Ежегодной Международной конференции “Крым”. Упоминается, что в ее рамках четвертый год работает секция “Библиотека как центр экологической культуры и информации”, а в 2003 году будет работать специальная секция “Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры”. Перечислены тематические направления, по которым намечается провести обсуждения. Отмечается, что работа секции “Организация экологической информации... “ проходит при поддержке Комитета по экологии Государственной Думы РФ и под эгидой Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Рассказывается о III Всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2000-2001 гг., по итогам которого решением коллегии Минкультуры России создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ЦЭК) на базе Российской Государственной юношеской библиотеки. Дается информация о деятельности ЦЭК. Сообщается о проектах в области экологии в рамках Федеральной целевой программы “Культура России” Минкультуры РФ, о международных и всероссийских конференциях, которые будут проходить по этому направлению деятельности в 2003 году при поддержке Минкультуры РФ.

The paper glamorizes the Crimea Annual International Conference. For fourth years, the Section: Access to Ecological Information. Library as a Center of Ecological Culture” worked within its framework. Since 2003, a special Section: Organization of Ecological Information, Library Monitoring of Ecological Culture will operate. The Section subject scope is specialized. The Section is organized due to support of the Committee for Ecology of the RF State Duma and under the aegis of UNESCO's Information for All Program. The paper reports on the 3d All-Russian Contest of Libraries Providing Ecological Education of Population in 200-2001. One of the Contest results was the decision made by the Ministry of Culture to set up the All-Russian Library Research and Methodological Center for Ecological Culture (CEC) based at Russian State Juvenile Library. CEC activity is described. The ecological projects realized within the framework of the Federal Target Program “Culture of Russia” of the RF Ministry of Culture are characterized, the information on international and all-Russian conferences supported by the Ministry of Culture and to be held in 2003 is provided.

Високо оцінюється Щорічна Міжнародна конференція “Крим”. Підкреслюється, що в її рамках вже четвертий рік працює секція “Бібліотека як центр екологічної культури й інформації”, а в 2003 році працюватиме спеціальна секція “Організація екологічної інформації. Бібліотечний моніторинг екологічної культури”. Перераховуються тематичні напрями, за якими планується проведення обговорення. Зазначається, що робота секції “Організація екологічної інформації... “ проходить за підтримки Комітету з екології Державної Думи РФ і під егідою Програми ЮНЕСКО “Інформація для всіх”. Повідомляється про III Всеросійський огляд-конкурс роботи бібліотек з екологічної освіти населення у 2000-2001 рр., за підсумками якого рішенням колегії Мінкультури Росії створено Всеросійський бібліотечний науково-методичний центр екологічної культури (ЦЕК) на базі Російської Державної юнацької бібліотеки. Подається інформація про діяльність ЦЕК, проекти у галузі екології в рамках Федеральної цільової програми “Культура Росії” Мінкультури РФ, про міжнародні і всеросійські конференції, які відбудуться за цим напрямом діяльності у 2003 році за підтримки Мінкультури РФ.

Ежегодная Международная конференция в Крыму “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”, получила наивысший авторитет в библиотечно-информационной и издательской среде. Сегодня она является одной из крупнейших в мире и самой значительной из проводимых на территории СНГ. Вот уже четвертый год подряд здесь проводятся заседания секции “Библиотека как центр экологической культуры и информации”, в которых принимают участие библиотекари, видные ученые, специалисты в области охраны окружающей среды.

В 2003 г. в рамках X Юбилейной конференции будет работать специальная секция “Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры”, где будут обсуждаться проблемы экологии и охраны окружающей среды по следующим направлениям:

Секция “Организация экологической информации. Библиотечный мониторинг экологической культуры” проходит при поддержке Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации и под эгидой Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”.

Программа Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) “Информация для всех” создана в качестве базы для международных дискуссий о политических, правовых, экологических, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации. И конечно, вопросы экологии, экологической безопасности, экологического просвещения и образования в этой программе будут занимать одно из важных мест.

В последнее десятилетие интерес к экологии, к экологической литературе возрастает со стороны общества и, конечно, библиотеки тоже не стоят в стороне. Ошибочно мнение тех, кто считает, что библиотеки не должны заниматься экологией, ведь для этого существуют природоохранные органы, международные и российские общественные экологические организации и т. д. Но кто же будет заниматься формированием экологического сознания и экологическим просвещением граждан?

Известно, что библиотеки обладают такими информационными ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Но сегодня библиотека — это такая универсальная структура в сфере культуры, которая способна не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Это показал анализ итогов III Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2000-2001 гг., в котором участвовало более 20 тысяч библиотек из 67 субъектов Российской Федерации. Смотр-конкурс выявил высокую активность библиотек, разнообразие направлений, форм и методов их работы по формированию экологического сознания граждан, направленного на защиту окружающей среды. Заслуга в том, что смотр-конкурс состоялся, принадлежит отделу экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) Минкультуры России, взявшему на себя работу по организационно-методическому и техническому обеспечению смотра-конкурса.

По итогам Всероссийского смотра-конкурса была проведена коллегия Минкультуры России с участием представителей Министерства природных ресурсов Российской Федерации, природоохранных региональных органов, научных и академических институтов, экологических изданий, региональных библиотек и других. Одним из важных решений коллегии было создание Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры (ЦЭК) на базе РГЮБ.

Создание ЦЭК означает решение на более высоком уровне содержательных и организационных задач по экологическому просвещению населения. При ЦЭК образован Научный совет, который способствует доведению информации о научных достижениях в области экологии до библиотек России. В этом совете апробируются и все наиболее важные наработки ЦЭК.

Центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки является моделью для подобных центров в регионах страны. В настоящее время политика ЦЭК направлена на установление и укрепление прочных связей между библиотеками, участвующими в экологическом просвещении. Центр постоянно нуждается в информации о деятельности не только продвинутых в области экопросвещения библиотек, но и тех, кто лишь приступает к такой работе. Такая информация — основа для анализа их деятельности. А анализировать есть что. Почему, например, отдельные библиотеки, прекрасно заявившие о себе в первом смотре-конкурсе, впоследствии ослабили свою активность, показали худшие результаты? Почему библиотеки, ставшие несколько лет назад центрами экологической культуры, до сих пор чётко не определили свой статус? Проанализировать эти и другие причины, оценить объективно деятельность новых центров экологической культуры — сегодня одна из важных задач ЦЭК.

В ЦЭК формируется не только база данных о существующих и создающихся центрах экологической культуры, но и о фондах этих центров. В этой базе должны содержаться и методические пособия по экологии, издаваемые самими региональными библиотеками. Новым явится и выпуск Центром собственных справочных и информационных материалов, в частности, дайджестов, которые также будут базироваться на материалах, поступающих с мест.

В 2003 г. ЦЭК готовит к изданию справочник “Экологическое просвещение в библиотеках России” при участии Минкультуры России, МПР России.

Востребованность актуальной экологической информации стимулирует модернизационные процессы в библиотеках, в частности внедрение в их повседневную практику новых информационных и социальных технологий.

Еще одна задача, к решению которой пора приступать объединёнными усилиями, — это определение групп читателей в библиотеках, которые нуждаются в нашей методической помощи. Имеются в виду, прежде всего, научные сотрудники, аспиранты, педагоги, которым нужна консультация в выборе и соответствующих изданий, и методических пособий.

Экологическое направление деятельности библиотек находится постоянно в поле зрения Минкультуры России. Это выражается и в регулярной подготовке аналитических справок руководителям Министерства, и в поддержке системы всероссийских и региональных мероприятий, число которых год от года растёт, а содержание углубляется.

В рамках Федеральной целевой программы “Культура России” (2001-2005 гг.) Минкультуры России финансирует различные проекты региональных библиотек субъектов Российской Федерации в области экологии (Ямало-Ненецкий АО, Республика Чувашия, Республика Бурятия, Тверская область и др.).

Получила развитие система повышения квалификации библиотекарей, работающих в сфере экологического просвещения, в виде школ-семинаров, стажировок, научно-практических конференций на базе Центра экологической культуры РГЮБ и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).

В 2003 г. при поддержке Минкультуры России также будут проходить крупнейшие международные и всероссийские конференции, где будут обсуждаться вопросы этого важного направления деятельности.

Одной из главных задач Центра экологической культуры, планируемых в 2003 г. было создание сайта “Экокультура” на базе Российской государственной юношеской библиотеки. 7 феврале 2003 г. в Минкультуры России на заседании Российского комитета Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” состоялось торжественное подписание договора на создание сайта “Экокультура”. На очередном заседании Научного совета ЦЭК была рассмотрена его концепция и структура. Презентация сайта “Экокультура” будет проходить в рамках секции Международной конференции в Крыму.

И в заключении хочется сказать, что не “за горами” IV Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения, который будет проходить в 2004—2005 гг. Да, у нас еще есть время, но к смотру-конкурсу надо уже готовиться. Мы все с нетерпением ждем от библиотек, которые примут участие в нем, много интересных работ и инновационных решений.

Библиотеки страны прошли солидный отрезок времени в этом направлении. Более чем 20-летний период новаторских начинаний РГЮБ, дал в целом неплохие результаты и в количественном, и в качественном отношении. Но как еще много надо сделать! Хочется выразить пожелания:

При решении этих задач нам всем надо учитывать, что, как и сама экологическая проблема, так и экологическое просвещение находятся в процессе развития, что требует от нас творческого подхода в реализации этого направления деятельности.