Создание веб-сайта библиотеки:
вопросы методологии и технологии
Design of the Library Web-site:
Issues of Technology and Methodology
C творення веб-сайту бібліотеки:
питання методологіі та технологіі

Ермаков С . Г., Стахевич А . М.

Московский автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет), Москва, Россия

Sergei G. Ermakov, Andrei M. Stakhevich

Moscow Institute of Automotive and Highway Engineering
(State Technical University), Moscow, Russia

Єрмаков С. Г., Стахевич А. М.

Московський автомобільно-дорожній інститут
(Державний технічний університет), Москва, Росія

Рассматриваются подходы к формированию веб-сайта библиотеки, принципы образования его основных разделов и прочие предпосылки для формирования стандартов в этой области веб-дизайна.

Approaches to design of the library web-site, principles of its basic sections formation and other preconditions for formation of standards in this area of web-design are considered.

Розглядаються підходи до формування веб-сайту бібліотеки, принципи створення його основних розділів та інші передумови для формування стандартів у цій галузі веб-дизайну .

Веб-сайт не только важный элемент имиджа библиотеки, говорящий о её продвинутости в плане освоения современных информационных технологий. Он шаг в направлении создания электронного клона бумажной библиотеки, её виртуального образа в интернете. Поэтому, формируя его, очень важно заранее предвидеть основные тенденции развития как бумажной, так и электронной (цифровой, виртуальной) библиотеки. При этом важно также учитывать, что и отрасль веб-дизайна (создания веб-сайтов) переживает в настоящее время небывалый подъём: развиваются подходы к веб-дизайну, браузеры, интернет-технологии. Поэтому актуален вопрос: как в эпоху перемен не потерять правильные ориентиры? Что выбрать за отправную точку при создании веб-сайта библиотеки ?

Анализ существующих веб-сайтов библиотек показывает, что все они, в целом, придерживаются следующего набора веб-страниц:

общая информация о библиотеке, включающая её историю, основные направления деятельности и перспективные задачи развития, основные количественные показатели (объём фонда, число читателей, книговыдачи, посещений, справок, культурно-массовых мероприятий и т. п.), физический и юридический адрес организации;

информация о структуре библиотеки, в которую входит перечисление всех подразделений библиотеки с указанием фамилий основных руководителей;

информацию о периодике, получаемой библиотекой;

электронный каталог библиотеки;

страница ссылок на сайты других библиотек, представленных в интернете.

информация со списками “вопрос-ответ” ( F. A. Q .) и иногда правовыми документами, на основе которых библиотека осуществляет свою деятельность;

информация о платных и бесплатных услугах, которые производятся в библиотеке;

форумы, чаты, гостевые книги для наиболее активных пользователей библиотеки.

На веб-сайтах крупных библиотек, таких, как www. gpntb. ru , можно найти разделы, имеющие отношение к мировому библиотечному сообществу. Но мы здесь на них не будем останавливаться.

Как правильно организовать структуру веб-сайта, чтобы вышеприведённые разделы были эргономично скомбинированы и легко доступны, просты в обращении и вместе с тем привлекательны по оформлению? Для того, чтобы ответить на эти и подобные им вопросы, рассмотрим структуру недавно созданного нами сайта научно-технической библиотеки МАДИ ( http: //lib. madi. ru).

На первой его странице — “Общей структуре сайта” приводится краткое описание всех его основных разделов, что даёт пользователю возможность легко в них сориентироваться. Отсюда, например, можно получить мгновенный доступ ко всем разделам сайта библиотеки. Эта страница удобна также для размещения на ней экстренной информации, например, о каком-то важном для библиотеки мероприятии или событии. Благодаря ей, поисковые машины быстро и эффективно индексируют сайт НТБ, обеспечивая ему высокую релевантность поиска.

Навигационная карта сайта, расположенная вверху страницы, содержит логотип нашей библиотеки и последние её новости. Статическое меню сайта сознательно разделено нами не на три, и тем более не на четыре, а на два уровня, что обеспечивает к нему лёгкий доступ значительного круга пользователей. В меню первого уровня, необходимость которого была рассмотрена нами выше, вынесены следующие ссылки, конкретизированные затем в меню второго уровня:

Главная — Структура — Подписка — Ссылки — Каталог
— Информация — Публикации — Мероприятия

Нижняя часть каждой страницы сайта снабжена счетчиками посещений наиболее популярных серверов статистики интернета ( Mail. Ru, HotLog, SpyLog, Rambler Top  100), а также ссылкой на “Яндекс цитирования”. Кроме того, там установлен наш собственный счетчик, который позволяет пользователям сайта видеть популярность просматриваемой страницы. Счетчики позволяют нам отслеживать статистику посещения сайта, делать выводы о его наиболее часто посещаемых страницах. Кроме того, с помощью “Яндекса цитирования” мы получаем полезную информацию о тех организациях, которые ссылаются на наши страницы. Эта информация при желании может быть представлена в форме красивых графиков и сводных таблиц, что позволяет нам избежать самостоятельной разработки подобных информирующих систем.

Необходимость раздела сайта “Структура”, редко встречающаяся на веб-сайтах других библиотек, была продиктована следующим. Здание института спланировано так, что студенты-первокурсники часто не могут самостоятельно найти некоторые подразделения библиотеки, например, читальный зал научно-технической литературы. К тому же они ещё не имеют правильного представления обо всех отделах библиотеки и поэтому не пользуются всеми её ресурсами. Чтобы исключить это, мы сделали маршрутную карту библиотеки, выполнив в AutoCAD упрощённый чертёж здания библиотеки. С помощью табличной верстки мы поместили эту карту на веб-сайте НТБ. Каждый её раздел подписан и к нему имеется подробная информация не только о содержании работы каждого отдела библиотеки, но и расписании его работы с фамилией ответственного лица — заведующего этого структурного подразделения библиотеки.

Так как библиотека расположена в двух корпусах университета, мы сделали две маршрутные карты. Кроме них есть ещё и таблица, в которой приведён краткий перечень всех подразделений библиотеки, в том числе и тех (например, филиал библиотеки в общежитии МАДИ), которые на карте не указаны.

В раздел сайта “Подписка” вошла информация о всех названиях газет и журналов, выписываемых библиотекой в текущем году. К каждой выписываемой единице мы присоединили информацию о месте её хранения и названии отдела библиотеки, в котором она может быть ему выдана на руки. Для этого мы ввели систему аббревиатур, единую для всего веб-сайта. В будущем мы планируем создание архива этой информации, которая бы позволила пользователю выяснить не только наличие данного наименования журнала в библиотеке, но и перечень его статей по оглавлению.

Раздел “Ссылок”, строго говоря, не имеет прямого отношения к нашей библиотеке и её веб-сайту, но он актуален, т. к. позволяет пользователю перейти на ресурсы других библиотек, расположенных с ней в одной тематической группе. К примеру, НТБ МАДИ имеет автомобильно-дорожный профиль комплектования. Значит и ссылки мы должны давать в первую очередь на библиотеки этой отрасли. Кажется, что это очевидно, но редко кто из библиотек идёт по этому пути. Чаще наши коллеги идут по линии наименьшего сопротивления: дают ссылки на всё, что есть в сетях интернета. Почему так происходит? С одной стороны, видимо, сказывается отсутствие должного сетевого чутья и культуры отражения информации на веб-сайте. С другой стороны, по понятным причинам требуются значительные усилия для поиска и отбора нужной информации, а затем кропотливый анализ (фильтрация) найденного с составлением собственных сводных таблиц ссылок. Времени на это как раз и нет. Но хочется-то сделать всё как можно быстрее! Вот и получается, вместо логически осмысленной структуры — набор непонятных ссылок.

На веб-сайте НТБ МАДИ мы даём наш раздел ссылок в виде четырех страниц: ссылки на библиотеки автомобильно-дорожного профиля, ссылки на наиболее информационно насыщенные библиотечные порталы (зачем копировать эту информацию у себя, если можно просто дать на них ссылку?), ссылки на библиотечно-поисковые сервера (на разного рода консорциумы и корпоративные электронные каталоги), а также ссылки на наиболее известные зарубежные библиотеки. Нам представляется, что важным атрибутом этих ссылок должно стать краткое описание их содержания с указанием целевых функций и выполняемых ими задач.

Раздел сайта “Каталог” содержит электронный каталог НТБ МАДИ. На этой странице приводится информация, которая, как правило, отсутствует на веб-сайтах большинства библиотек, хотя, по мнению ведущего “каталоговеда страны” Э. Р. Сукиасяна (Пришло ли время “закрывать” систематический каталог? // Науч. и техн. б-ки. — 2002 — № 12. — С. 18-29), она является крайне важной для читателей. К ней относятся: количество библиографических записей, принципы их отбора и период (годы) отражения, форма представления этих записей и последовательность (алгоритм) их вывода на экран и др.

К тому же наш каталог фиксирует все поступающие запросы в журнале, который мы регулярно просматриваем и таким образом составляем небольшую статистику о ресурсах, пользующихся у нас популярностью и спросом.

НТБ МАДИ не обладает большими ресурсами полнотекстовых материалов, поэтому пока для нас не стоит остро проблема осуществления доступа к ним. В то же время нам кажется, что наиболее верным способом представления таких ресурсов является их статическое, не привязанное к базам данных, расположение. Так, например, решается этот вопрос в известной библиотеке Максима Мошкова ( http: //lib. ru /), к которой, правда, даже в библиотечной среде имеется неоднозначное отношение. В настоящий момент мы думаем использовать следующую схему: хранить полные тексты в отдельных файлах, присваивая именам файлов инвентарные номера. Тогда, сложив файлы в отдельный каталог, мы сможем, во-первых, быстро построить ссылочные индексы (которые с удовольствием “проглотят” поисковые роботы и тем самым проиндексируют полные тексты), во-вторых, уберечь себя от вероятной порчи базы данных, в-третьих обеспечить переносимость ресурса в пределах библиотеки независимо от используемых программных средств (что нам стоит научить программу отыскивать текст по имени?). А также обеспечить удобную передачу материалов пользователю: с этим справится, например, условно-бесплатный ‘ TeleportPro’.

Неясным пока остается вопрос с форматом представляемых данных. С одной стороны нас пугают очевидные недостатки “бинарных” форматов ( doc, pdf, rtf и т. п.), не свойственные языкам разметки ( html, xhtml, xml и т. п.). Но с другой стороны нас не устраивает неоднозначность форматов разметки, когда текст содержит иллюстрации или вынесенные наружу каскадные таблицы стилей.

Раздел сайта “Информация”, целиком посвящён ответам на вопросы, которые наиболее часто задают нам наши читатели. В меню второго уровня этой странице мы также поместили тексты некоторых нормативных документов: “Правила работы библиотеки”, “Положение о штрафах”, “Перечень платных и бесплатных услуг”, “Правила работы коммерческого фонда библиотеки”.

Здесь же в разделе “вопросов” читатель может задать их прямо со страницы сайта, используя для этого специально разработанную форму. Ведь очень часто читатели оказываются на веб-странице, пользуясь услугами интернет-кафе, где по понятным причинам они не имеют собственного почтового клиента. Эта услуга призвана заменить форум и гостевую книгу. Нам представляется, что им не место на библиотечном сайте. Во-первых, у них нет тех преимуществ, которые даёт предложенная нами форма. Во-вторых, остаётся загадкой, как осуществить оперативное фильтрование рецидивной (провакационной) информации. В - третьих, форум, созданный как посредник между читателями, не связан с функциями библиотеки.

Раздел сайта “Публикации” мы считаем очень важным, хотя многие библиотеки его тоже не приводят. Во-первых, этот раздел призван изменить стереотипное представление читателей о библиотекарях, как о специалистах, занимающейся исключительно рутинным трудом. Во-вторых, он, будучи проиндексированным поисковыми серверами, служит источником, существенно повышающим посещаемость нашего веб-ресурса. Так сложилось, что сайт НТБ, благодаря отражению на нём электронных версий биобиблиографических указателей корифеев автомобильно-дорожной отрасли (В. Н. Луканина, Л. Л. Афанасьева, Г. И. Зеленкова и др.) содержит много уникальной исторической информации, а потому объективно вызывает повышенный интерес у многочисленных пользователей интернета.

Выбранная нами статическая модель хранения информации позволяет легко делать ссылки из этого раздела на имеющиеся у нас полнотекстовые ресурсы публикаций. Меню второго уровня приводит года от 1997 до 2003, по которым эти списки публикаций разбросаны.

Последний раздел сайта — “Мероприятия” — служит своеобразной формой отчета библиотеки о проводимых ею акциях или тех культурно-массовых мероприятий, в которых ей довелось участвовать. Здесь также помещается информация о командировках сотрудников библиотеки, причём даётся она вместе с фотографиями. Тем самым положено начало новой методике отчетности библиотеки о проделанной работе.

В заключение считаем необходимым выступить со следующей инициативой. Поскольку вопросы создания веб-сайтов библиотек очень скоро будут относится к ключевым и основополагающим, по-видимому, уже сегодня целесообразно начать подготовку сборника работ или даже международного проекта, специально посвящённого этому вопросу, с отражением в нём как отечественного, так и зарубежного опыта. Хотелось принять в нём участие.