Опыт создания интегрированного электронного учебника
по применению Интернет в информационной деятельности
Creating Integrated Electronic Textbook on Using Internet in Information Activity
Досвід створення інтегрованого електронного підручника
із застосування Інтернет в інформаційній діяльності

Степанов В. К.

Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, Россия

Vadim K. Stepanov

Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russia

Степанов В. К.

Московський державний університет культури і мистецтв, Москва, Росія

Рассмотрен опыт создания и возможности использования электронного учебника по применению Интернет в информационной деятельности. Изложена структура учебника, методы его применения в процессе обучения в вузах и колледжах культуры и на курсах повышения квалификации профессиональных библиотечных работников. Затронуты вопросы создания динамичных (постоянно актуализируемых) учебных материалов для системы подготовки профессионалов информационной деятельности.

The experience of and options for using electronic textbook on the Internet in information activity are discussed. The textbook structure is presented; the methods to use it within the teaching process at universities and colleges of culture and for retraining library specialists are proposed. The necessity for writing dynamic (continuously revised) instructional materials for training information professionals is proved.

Розглянуто досвід створення і можливості використання електронного підручника із застосування Інтернет в інформаційній діяльності. Викладено структуру підручника, методи його застосування у процесі навчання у вузах і коледжах культури, а також на курсах підвищення кваліфікації професійних бібліотечних працівників. Порушено питання створення динамічних (що постійно актуалізуються) навчальних матеріалів для системи підготовки професіоналів інформаційної діяльності.

Обучение использованию Интернет-технологий занимает все более значимое место в структуре библиотечно-информационного образования. Это обусловлено нарастающим проникновением Интернет во все процессы работы библиотеки и других структур, занимающихся информационным обслуживанием. Однако, одной из ключевых характеристик Сети является ее постоянная динамика: появление новых и изменения в уже существующих информационных массивах происходят столь стремительно, что очень сложно уследить за современным состоянием какой-либо сферы, не говоря уже об общей картине в целом. Зачастую то, что вчера было передовым, сегодня выглядит уже архаичным, а то, что казалось невозможным — получает повсеместное использование. Эта особенность виртуальной вселенной серьезно осложняет преподавание всех дисциплин так или иначе связанных с Интернет. Очень часто как преподаватели, так и учащиеся вынуждены ориентироваться на устаревшие сведения, следствием чего являются серьезные ошибки в представлениях о текущих возможностях тех или иных ресурсов Интернет.

В такой ситуации единственным выходом является создание электронного учебника, который был бы непосредственно интегрирован в Интернет и менял бы свое содержание в прямой зависимости от изменений, происходящих в цифровой вселенной. Реализация проекта по созданию подобного учебника осуществляется автором данного материала в рамках и при финансовой поддержке Федеральной целевой программы “Культура России” (2001-2005 годы). В настоящее время текущая версия интерактивного учебника “Интернет в профессиональной информационной деятельности” доступна на портале “Библиотеки России” (www. libs. ru/materials/texbook).

Ключевая задача подобного электронного издания — детально описать, проанализировать и обобщить опыт всех основных способов применения Интернет в библиотечной и — шире — информационной деятельности. В нем подробно освещаются или будут освещены история и организационная структура глобальных компьютерных сетей, проблемы информационного поиска, справочные и библиографические ресурсы Интернет, использование Сети в процессах комплектования, каталогизации и обслуживания, методика цитирования и учета электронных документов, создание в библиотеках виртуальных справочных служб и целый ряд других вопросов.

Структура данного учебника, помимо собственно текста глав и вопросов для самопроверки, включает ссылки на дополнительную литературу по теме раздела (“Библиотеку”) и интерактивные тестовые задания. Тесты выполнены таким образом, что учащийся, ответив на вопросы, получает оценку собственного уровня знаний, рассчитанного системой на основе правильности ответов. В процессе обучения слушатели могут обращаться к текстам глав и дополнительной литературе (все источники “Библиотеки” размещены в Интернет), после чего сдавать тесты и, в зависимости от результата, переходить к изучению следующего раздела учебника или еще раз обращаться к материалу, который освоен недостаточно глубоко. Учебник может с равным успехом использоваться как в преподавании в профильных вузах и колледжах, так и при проведении занятий по повышению квалификации или переподготовке профессиональных информационных работников. В структуре учебника также предполагается выделить форум, в котором все участники образовательного процесса смогут обменяться мнениями, задать вопросы, указать на недостатки и поделиться опытом.

Главная отличительная черта данного учебника — постоянная обновляемость содержания. Изначально декларируется, что его структура будет гибкой и периодически изменяемой. Предполагается обновление, укрупнение или передвижение отдельных параграфов и целых глав, в зависимости от изменения ситуации в самой Сети. Возникновение новых и модернизация существующих поисковых инструментов, электронных каталогов и баз данных, новые возможности применения мультимедийных приложений или создание качественно иных средств для виртуального справочно-библиографического обслуживания — все это будет находить отражение в описываемом издании. Образовательный процесс, таким образом, обеспечивается источником, который призван постоянно находиться в актуальном состоянии и быть базой преподавания всех дисциплин, связанных с Интернет-технологиями.

В этом — главное достоинство и, одновременно, недостаток этого электронного издания. Минус заключается в том, что на учебник сложно ссылаться. Следствием подвижности материала будет появление новых глав и параграфов с изменением их нумерации, появлением ссылок на новые ресурсы и удалением устаревших источников. Каждая новая версия будет отличаться от предшествовавшей, при том, что предыдущие копии храниться не будут. Планируется указание перечня произведенных изменений в каждой новой версии, наподобие того, как это делается в программных продуктах, однако это не решает проблем стабильности содержания. Практика переизданий, свойственная традиционному книгоизданию, также вряд ли уместна, поскольку через непродолжительное время большое число расширенных и дополненных изданий учебника будет только путать читателей.

Динамика содержания, свойственная, впрочем, всему массиву данных Интернет — серьезная стратегическая проблема для всей системы образования, тесно связанной с высокими технологиями. Стремительное обновление технологий и ресурсной базы вызывает трудности не только в преподавании ряда дисциплин, но и сложность в стандартизации требований к квалификации профессиональных информационных работников — требования к ним значительно меняются даже на протяжении обучения в вузе.

Есть основания ожидать, что в перспективе будет появляться все большее число постоянно актуализируемых электронных учебников, в которых воплотятся еще более глубокие изменения, диктуемые цифровыми технологиями информационному обществу. Возможно, в итоге это приведет к новой образовательной парадигме, сущность которой будет заключаться в вытеснении традиционных бумажных учебников, гибкими электронными учебными курсами, которые будут актуализироваться преподавателями перед каждым семестром. Это позволит ликвидировать отставание, порой весьма значительное, содержания учебных материалов от реального положения дел в цифровой вселенной и тем самым повысит уровень образования профессионалов информационной деятельности.