Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено
The Place of the Library Science in the System
of Knowledge has been Finally Determined!
Місце бібліотекознавства в системі наук нарешті встановлено

Столяров Ю. Н.

Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, Россия

Yuri N. Stolyarov

Moscow State University of Culture and Arts, Moscow Russia

Столяров Ю. М.

Московський державний університет культури і мистецтв, Москва, Росія

Установить место библиотековедения среди других наук позволяет системный подход. Исходным для библиотеки как системы является библиотечный фонд, т. е. упорядоченная совокупность документов. Он выполняет в системе базисную функцию и поэтому вписывает библиотеку в разряд документальных систем. Между всеми элементами библиотеки – её фондом, контингентом пользователей, материально-технической базой и библиотечным персоналом, – а также между библиотекой и внешней средой существуют теснейшие связи, или коммуникации, и поэтому библиотека есть система не просто документальная, а документально-коммуникационная. Все связи, все акты общения в библиотеке опосредуются документом. Библиотековедение по своему предмету вписывается в класс документально-коммуникационных наук, являющийся разделом науки о социальных коммуникациях. Эта наука, в свою очередь, вписывается в обществоведение. Здесь же в конечном счёте помещается и библиотековедение.

The author proves that the system approach enables to determine the place the library science occupies among other disciplines. Library collection, i. e. the well-ordered totality of documents, is the initial component for libraries as a system. The basic function the collection accomplishes within the system enters the system in the set of documentary systems. The most closest relations exist between the library components (collection, users, material and technical base, and library staff), as well as between library and its environment. Thus, a library is the documentary and communication system. All the relations, communication acts are mediated through documents. According to its subject, the library science belongs to the group of documentary and communication disciplines that is the division of science on social communications, that, in its turn, belongs to social sciences where, in the last analysis, the library science belongs to.

Визначити місце бібліотекознавства серед інших наук дозволяє системний підхід. Вихідним для бібліотеки як системи є бібліотечний фонд, тобто упорядкована сукупність документів. Він виконує в системі базисну функцію і тому вводить бібліотеку в розряд документальних систем. Між усіма елементами бібліотеки – її фондом, контингентом користувачів, матеріально-технічною базою і бібліотечним персоналом, а також між бібліотекою та зовнішнім середовищем існують найтісніші зв'язки, або комунікації, тому бібліотека являє собою систему не просто документальну, а документально-комунікаційну. Усі зв'язки, всі акти спілкування у бібліотеці опосередковуються документом. Бібліотекознавство за своїм предметом вписується в клас документально-комунікаційних наук, який є розділом науки про соціальні комунікації. Ця наука, в свою чергу, є складовою суспільствознавства. Сюди ж, в кінцевому рахунку, входить і бібліотекознавство.

Дискуссия о месте библиотековедения в системе наук ведется с того момента, как возникло само библиотековедение. Наиболее основательно исследовавший историю этого вопроса А. Н. Ванеев отмечает, что в общей сложности существует около сорока научных дисциплин, куда различные учёные включают библиотековедение. В связи с этим можно определенно констатировать: чем больше перечень таких наук, тем меньше согласия среди специалистов по кардинальному вопросу о месте библиотековедения в системе наук.

Установить действительное место библиотековедения в структуре научного знания позволяет системный подход, используемый, как известно, в тех случаях, когда надо проникнуть в сущность того или иного объекта, исследовать его на онтологическом уровне.

В соответствии с этим подходом библиотека представляет собой систему, состоящую из четырех равноправных и равнозначимых элементов “библиотечный фонд – контингент пользователей – материально-техническая база – библиотечный персонал”, каждый из которых имеет с остальными и с внешней средой прямые и обратные связи, выполняет внутри- и внешнесистемные функции. Исходным для этой системы является библиотечный документный фонд, имеющий общевнутрисистемную функцию базиса, на котором выстраивается всё здание библиотеки как системы. Отсюда логически следует, что библиотека представляет собой на сущностном уровне документальную систему и является ближайшей родственницей всех систем, тоже имеющих в своей основе документ: книжное производство, библиополистику, библиографию, архив, музей, орган научно-технической, правовой или иной информации и т. д.

Строго говоря, документом оснащается, подкрепляется, сопровождается любой социальный процесс (первый закон документологии), но лишь часть общественных институтов специализируется только на его создании, распространении, хранении и предоставлении в пользование, видит именно в этом свою цель и общественное предназначение. Следовательно, библиотека является прежде всего документальным институтом; библиотековедение одной, но базисной, своей частью вписывается в область документологии.

Этим выводом выполнено лишь первое условие определения места библиотековедения в системе наук. Это условие необходимое, но недостаточное. Ибо построение фундамента (слово фонд этимологически родственно слову фундамент и буквально означает “дно”, “основание”) не равнозначно возведению всего здания. Но и здание, в свою очередь, обязательно должно покоиться на фундаменте, иначе вскоре разрушится. Поэтому посмотрим на роль всех четырех элементов в совокупности.

Все четыре названные элемента представляют собой целостную систему, т. е. единство, общность. Общность же, обеспечиваемая теснейшими связями между элементами, есть, иными словами, коммуникация (латинское communis переводится как “общий”, “соединенный”, “связанный”). В библиотеке тесно связаны между собой фонд и читатели, читатели и библиотекари, библиотекари и материальная база и т. д. Библиотека в целом составляет общность с внешней средой. Виды связей в библиотеке исчисляются десятками. Связаны между собой не только элементы и подсистемы библиотеки, но и компоненты каждого элемента, как только он сам начинает рассматриваться в роли относительно автономной системы. К примеру, связаны между собой документы как фондообразующие элементы, и именно эти связи придают фонду качественное своеобразие. Незримыми, но крепкими нитями – производственными и межперсональными отношениями – связаны между собой сотрудники библиотеки; читатели; элементы материально-технической базы. Фонд связан с поисковым аппаратом, с последним связаны и библиотекари, и пользователи, и МТБ. И это только двойные связи, но существуют и тройные (например, читатель-библиотекарь- фонд), и четверные (например, читатель-каталог-библиотекарь-фонд) и т. д.

Иными словами, библиотека предстаёт как в сущности коммуникационная система. Её отличительная особенность состоит в том, что практически все существенные коммуникации явно или неявно опосредуются документом. Поэтому библиотека целиком вписывается в класс документально-коммуникационных систем. Соответственно библиотековедение – дисциплина документально-коммуникационного цикла, в который входят также по меньшей мере библиографоведение, книговедение, документоведение (административное), архивоведение, музееведение, информатика. Составить исчерпывающий перечень этих дисциплин – отдельная научная задача.

Следующий вопрос: к какому более общему классу относится наука в документальных коммуникациях? На него ответить проще: документально-коммуникационная наука однозначно вписывается в науку о социальных коммуникациях, а эта последняя – в самый широкий класс – общественные науки.

Таким образом, в конечном счете библиотековедение есть общественнонаучная дисциплина, более конкретно – библиотековедение есть часть комплекса, входящего в науку о социальных коммуникациях.

Этот вывод если и является новым, то только по системе доказательства. По сути же он совпадает с представлением ещё О. С. Чубарьяна, дефинировавшим библиотековедение как общественную науку, изучающую закономерности развития, свойства, характер и структуру библиотечного процесса как одной из форм массовой (научной тоже – Ю. С.) социальной коммуникации (Чубарьян О. С. Общее библиотековедение. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1976. – С. 5). Истоки этого представления возникли по крайней мере ещё в начале XIX в. и восходят к трудам А. М. Ампера (Франция, 1834). Библиологию в своей “классификации всех человеческих знаний” он включил в ноотехнические науки, или науки о средствах общения людей, а эти последние – в ноологические науки как науки первого порядка.

В предложенную концепцию отлично вписываются все общие и частные библиотековедческие теории, включая и вызывающие особую настороженность у специалистов по библиотечному обслуживанию: обслуживание, будь то массовое, групповое или индивидуальное, – это в сущности коммуникация между пользователем, документом и библиотекарем; имеет место опосредованная документом коммуникация между автором и читателем; коммуникация между читателями тоже возникает по поводу того или иного документа. Каково содержание этой коммуникации, технология ее обеспечения – вопрос следующий, он составляет прерогативу специалистов по данному виду коммуникации.

Соответственно сущностная функция библиотеки – документально-коммуникационная. Если поставить вопрос чем же отличается ее наполнение от аналогичной функции библиографии, архива, музея и тому подобных родственных институтов, то ответ будет прежним: эти отличия надо изучать отдельно, но сама постановка такого вопроса свидетельствует о признании наличия документально-коммуникационной функции у библиотеки.

Можно предвидеть появление еще многих вопросов, вытекающих из осознания истинного места библиотековедения среди других наук, и можно сказать заведомо, что все они будут закономерны, но второстепенны, поскольку производны от главного, – вернее отныне уже снятого, поскольку его решение наконец-то найдено.