Региональные корпоративные библиотечные системы России:
опыт последних трех лет глазами участников движения
Regional Corporate Library Systems of Russia:
The three-year experience from the viewpoint of the process participants
Регіональні корпоративні бібліотечні системи Росії:
досвід останніх трьох років очима учасників руху
Воройский Ф. С., Шрайберг Я. Л.
Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Москва, Россия
Felix Voroisky, Yakov L. Shraiberg
National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia
Воройський Ф. С., Шрайберг Я. Л.
Державна публічна науково-технічна бібліотека Росії, Москва, Росія
Создание корпоративных объединений библиотек в России, стимулированное Институтом “Открытое общество” – Фонд Сороса (ИОО), стало весьма заметным явлением, оказывающим существенное влияние на развитие библиотечно-информационной инфраструктуры России. В докладе делается попытка обобщить и проанализировать основные результаты первых трех лет активного действия проекта “Автоматизация библиотек” ИОО. Рассматриваются вопросы организации и технологии построения Корпоративных региональных библиотечно-информационных систем (КРБИС), а также проблемы и перспективы их развития.
Setting up corporate library associations in Russia, stimulated by the Open Society Institute (OSI) -Soros Foundation, has influenced significantly the library and information infrastructure of Russia. The authors generalize and analyze the major results of the first three years of the OSI “Library Automation” Program dynamic operation. Various aspects of CRLIS (Corporate Regional Library Information Systems) organization and design technology are considered; the problems and prospects for the systems are examined.
Створення корпоративних об'єднань бібліотек в Росії, стимульоване Інститутом “Відкрите суспільство” – Фонд Сороса (ІВС), стало дуже помітним явищем, що суттєво впливає на розвиток бібліотечно-інформаційної інфраструктури Росії. У доповіді робиться спроба узагальнити і проаналізувати основні результати перших трьох років активної дії проекту “Автоматизація бібліотек” ІВС. Розглядаються питання організації та технології побудови корпоративних регіональних бібліотечно-інформаційних систем (КРБІС), а також проблеми і перспективи їх розвитку.
Введение
Первые попытки создания региональных объединений библиотек были сделаны в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. (см. в работе [1] § 1. 8. “Региональные сети библиотек”). Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса “Российские корпоративные библиотечные системы” и программы ИОО “Автоматизация библиотек”, являвшейся составной частью Мегапроекта “Пушкинская библиотека”. Для участия в работах первом этапе (2000 г.) из различных регионов России поступило 43 заявки. Победителями конкурса стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Ярославля, которые в сумме представляли 96 библиотек-участниц.
В 2001 г. (на втором этапе) в результате жесткого отбора экспертами ИОО с учетом результатов выполнения первого этапа из 23-х региональных претендентов поддержку получили проекты Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери, Томска, Челябинского региона и Ярославля.
В 2002 г. поддержка региональных корпоративных проектов и ряда других со стороны ИОО была продолжена уже в рамках Мегапроекта “Развитие образования в России”. С учетом результатов выполнения предыдущих этапов программы, а также новых требований конкурса, гранты ИОО получили объединения библиотек Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска (Республики Карелия), Санкт-Петербурга, Томска, Твери, Челябинского региона и Ярославля. Важным нововведением на этом этапе стала поддержка ИОО присоединения к упомянутым корпорациям ряда вузовских, республиканских и областных научных библиотек из других регионов России.
Следует отметить, что процессы создания региональных корпоративных объединений библиотек в России в последние годы активно развиваются. В настоящее время они широко охватывают и те субъекты Российской Федерации, которые не поддержаны грантами ИОО и РФФИ. Актуальность создания таких корпораций, а также решения многих организационных и технологических вопросов их функционирования и развития, подтверждается большим количеством публикаций в разных изданиях и докладов (более двухсот), сделанных представителями библиотечных объединений на ежегодных международных конференциях “КРЫМ – Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” и “L IBCOM – Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек” в Ершово (Московская область) и др. в 1999–2001 гг.
1. Два взгляда на цели создания РКБИС
Как уже отмечалось, количественный и видовой состав библиотек-участников, и формы организации региональных корпоративных библиотечно-информационных систем (РКБИС) весьма разнообразны. Тем не менее, достаточно четко проявляются общие принципы и тенденции построения и развития разных региональных корпоративных библиотечных объединений. Существенное влияние на формирование этих принципов оказал опыт почти десятилетнего развития автоматизации библиотек России (см. в частности [1-5]) и сформулированная на основе этого опыта концепция программы ИОО “Автоматизация библиотек” (России), которая была изложена директором этой программы А. И. Племнеком в положении о конкурсе и его статьях [6, 7].
Целью конкурса, объявленного ИОО в 1999-2000 гг., является содействие формированию национального библиотечного информационного пространства, позволяющего организовывать процессы библиотечного обслуживания на базе современных информационных технологий, предполагающих создание и одновременное коллективное использование общих ресурсов по следующим направлениям:
Следует подчеркнуть, что разработка, сопровождение и финансовая поддержка данной программы Институтом “Открытое Общество” оказали важнейшее организующее и стимулирующее влияние на развитие корпоративного движения библиотек в регионах России, внедрение во множестве библиотек современных информационных технологий и средств автоматизации. Значение сказанного трудно переоценить. Важным обстоятельством мы считаем также и тот факт, что данная программа не поддерживает приобретение зарубежных разработок программного обеспечения АБИС, а ориентирует использование российских программных продуктов, позволяющих осуществлять взаимодействие в распределенной среде в соответствии с принятыми в стране стандартами.
В ходе развития регионального корпоративного движения в период с 1999 г. по настоящее время был получен весьма обширный материал (см. [8 – 41] и др.), который позволяет уточнить, дополнить и/или детализировать общие цели и принципы построения РКБИС сформулированные А. И. Племнеком. При этом следует отметить, что собственно “уточнения” в основном связаны с приоритетами, поставленными в программе ИОО “Автоматизация библиотек”. Последние вполне объяснимы различными позициями или точками зрения с одной стороны разработчиков программы ИОО “Автоматизация библиотек”, а с другой – разработчиков проектов и участников конкретных РКБИС, а также преимущественно отсутствием надежных поставщиков Б/З национальной библиографии со стороны упомянутыми в концепции программы двух первых уровней корпоративных объединений.
В отличие от целей программы “Автоматизация библиотек” ИОО, а также объявленного в ее рамках конкурса на 1999-2000 гг., для представителей библиотек и других организаций, входящих в региональные системы, основными целями создания РКБИС являются:
1. Повышение полноты, оперативности библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей РКБИС (в том числе города области и т. п.) за счёт предоставления им объединенных информационных ресурсов корпорации и средств поиска в них с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения образовательных, социальных, культурных, управленческих, деловых и других задач;
2. Обеспечение и/или облегчение свободного и широкого доступа всех категорий пользователей к библиотечно-информационным ресурсам других регионов России, а также мирового сообщества;
3. Сокращение затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов библиотек и информационных служб участников корпорации на создание и поддержку электронных каталогов, других видов библиотечно-информационных ресурсов а также массовых услуг пользователям;
4. Оказание помощи библиотекам и другим участникам корпорации в приобретении программно-технических средств и внедрении современных информационных технологий (включая и обучение персонала).
Таким образом, цели, поставленные руководством Программы “Автоматизация библиотек”, для руководства РКБИС и участников РКБИС скорее являются, хотя и важными, но задачами, которые нужно решить для достижения целей корпораций. Тем не менее, сформулированные руководством программы ИОО “Автоматизация библиотек” организационные и технологические принципы, легли в основу построения и функционирования каждой РКБИС, а также стали дисциплинирующим фактором для участников проектов и средством контроля качества выполнения взятых ими перед ИОО обязательств.
2. Технологические принципы построения РКБИС
На основании обобщения полученного в ходе создания и функционирования наиболее развитых автоматизированных библиотечно-информационных систем (включая их корпоративные объединения) опыта [2-50] можно сформулировать некоторые технологические принципы построения РКБИС. Они могут быть сведены к следующему.
1. В общесистемном плане любая региональная корпоративная библиотечно-информационная система или сеть представляет собой единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов с целью удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей. Из этого следует, что на РКБИС распространяются все принципы проектирования как единой системы [18-21]. Различие в построении РКБИС от локальной системы заключается в том, что большинство функциональных блоков РКБИС на физическом уровне реализуется как распределённая между участниками корпорации подсистема, в которой каждая библиотека – участница РКБИС (или информационный орган) выполняет закреплённые за ней (им) работы по согласованным общесистемным инструкциям и технологиям.
Наряду с распределёнными между участниками корпорации функциями в РКБИС могут использоваться отдельные локальные организационно-функциональные блоки. К последним следует отнести структурные функциональные группы:
Принципы формирования указанных функциональных групп, организации их деятельности и материально-технического обеспечения определяются с учётом конкретных условий каждого корпоративного сообщества.
2. Состав участников РКБИС может быть весьма неоднороден по степени оснащённости программно-техническими средствами, квалификации персонала, характеру информационных и других ресурсов. Из этого следует, что структура РКБИС должна предусматривать разные уровни степени участия библиотек в сети. В зависимости от характера и количества состава участников эти уровни могут составлять иерархическую структуру с чётко распределёнными функциями как для головной библиотеки (условно – провайдера сети), так и для библиотек, которые представляют собой средние и нижний уровень “ведомых”. В качестве примера может служить организация Корпоративной сети публичных библиотек Москвы – КСПБМ [8, 9].
3. РКБИС должна строиться как многоплатформенная и открытая система, предусматривающая возможность взаимодействия с заинтересованными отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, в первую очередь, на основе согласованного обмена информационной продукцией. Это означает, что технические и технологические решения РКБИС должны обеспечивать:
4. Обязательными требованиями к программно-технологическим комплексам АБИС библиотек, входящих в состав РКБИС, обеспечивающими их вхождение в интегрированное информационное пространство и участие в реализации корпоративных библиотечных технологиях в рамках каждой корпорации, должны быть:
5. Средства программного, технического, информационного, лингвистического и технологического обеспечения отдельных узлов РКБИС должны соответствовать комплексу требований к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам. Особое значение в указанном комплексе требований должно быть уделено совместимости, открытости, корпоративности и адаптивности [10 – 12].
6. На серверах РКБИС должны координировано поддерживаться средства навигации для поиска документов и данных, установленных на Web-сайтах других библиотек России, ее ближнего и дальнего зарубежья.
7. Развитие и внедрение РКБИС, состава ее баз данных, а также номенклатуры и режимов предоставления услуг пользователям должны производиться поэтапно. Важное отличие реализации данного принципа от локальной АБИС заключается в том, что этапы развития РКБИС, должны предусматривать также “подтягивание” технического и технологического уровня узлов сети до более развитых с соответствующим расширением степени их участия в создании общих информационных ресурсов и обслуживании пользователей.
8. Информационные ресурсы участников РКБИС условно можно разделить на две категории – а) отдаваемые в общее пользование, б) являющиеся достоянием только их владельцев. Состав ресурсов второго вида, их создание и использование определяются владельцами по собственному усмотрению.
9. Объединённые информационные ресурсы общего пользования РКБИС создаются координировано и по единым правилам всеми участниками корпорации. Они включают электронные каталоги, справочно-информационные массивы, полнотекстовые документы и мультимедийные материалы и предоставляются без каких-либо ограничений всем желающим в свободный и бесплатный доступ.
10. Организация работы РКБИС должна обеспечивать одноразовую обработку отечественных и зарубежных изданий, поступивших в любую библиотеку корпорации, и многоразовое и многовидовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы.
11. Технология формирования и использования новых библиографических записей технически обеспечивается онлайновым доступом в объединённую среду электронных каталогов РКБИС и других внешних поставщиков данных.
12. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек – участниц корпоративной системы должны использоваться электронные библиографические массивы как созданные внутри данной корпорации, так и вне её, в частности, в других РКБИС и ведущих библиотек страны (РКП, РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.). При этом для исключения или сокращения финансовых затрат могут использоваться межкорпоративные связи.
3. Организационные принципы построения РКБИС
На основании полученного опыта (см. [8, 9, 11–14, 19–24, 28– 31] и др.) можно сформулировать хотя и достаточно общие, но чрезвычайно важные положения организационного плана, без учёта которых невозможно успешное создание, функционирование и развитие РКБИС.
1. Вступление любой библиотеки в корпорацию должно происходить только на добровольной и долговременной основе в результате чёткого осознания потенциальными участниками преимуществ, которые они получат, став членами содружества. Приём новых членов должен сопровождаться официально оформленным обязательством руководства библиотеки (а возможно и её вышестоящего административного органа) выполнять основные организационные и технологические принципы её построения и функционирования;
2. Корпорация не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность входящих в её состав библиотек.
3. В органах управления КБИС должны быть предусмотрены следующие звенья управления: административного (например, “Директорат”), общего научно-технического и технологического (например, “Научно-технический совет”), а также оперативного (например “Администрация корпоративной сети”);
4. Каждая КБИС должна организовать на систематической основе работу централизованной системы повышения квалификации персонала библиотек – участниц сети (причём отнюдь не обязательно на своей материально-технической и научно-методической базе);
5. Успешное создание, функционирование и развитие КБИС зависят от наличия в составе корпорации организации лидера, её научно-технического потенциала, готовности и способности выполнять организационную, методическую и (возможно) технологическую поддержку работы корпоративной системы.
Перечисленные выше принципы можно развивать и детализировать как угодно глубоко, в том числе применительно к особенностям каждой корпоративной сети библиотек. Практика подтверждает, что игнорировать любой из них недопустимо.
Выше было показано (см. п. 2 , разд. 3. 2.), что развитая региональная корпоративная библиотечно-информационная система должна предусматривать иерархическую структуру организации. Сложность этой структуры, количество уровней участников, характер связей между ними и взаимных обязательств определяется рядом обстоятельств. К последним, наряду с отмеченным ранее неоднородным характером развития отдельных библиотек – участниц корпоративной сети, следует также отнести:
В простейшем случае при сравнительно небольшом и однородном количестве участников корпорации в ней достаточно иметь двухуровневую структуру организации (один участник – лидер, остальные – имеют одинаковые права и обязанности). Подобным признакам отвечают, например, “Корпоративная библиотечная система вузов Санкт-Петербурга” и “Ярославская корпоративная библиотечная сеть”. Опыт работы других корпораций показал, что подобная двухуровневая структура организации для них явно недостаточна. Так, в Томске помимо головной организации были выделены три группы участников:
I группа – осуществляет деятельность по всему объёму заявленных в проекте задач, включая наполнение распределенного каталога (РК), создание прототипа объединенного каталога (ОК), обеспечение доступа библиотекарей и пользователей к ОК и РК соответственно, поддержка корпоративной каталогизации в ОК, апробация сервисов электронной доставки документов, расширение круга источников информации и сервисов (в том числе полнотекстовыми документами и WEB-ресурсами и т. п.);
II группа – участвует в наполнении РК, обеспечении доступа библиотекарей и пользователей к ОК и РК соответственно. Кроме того, ряд библиотек этой группы (по мере готовности) принимает на себя выполнение задач ЭДД, создания полнотекстовых документов и обслуживания ими пользователей через Интернет;
III. группа – осуществляет обеспечение доступа библиотекарей и пользователей к ОК и РК соответственно. Причем ряд библиотек осуществляют деятельность по обеспечению доступа только пользователей к РК через http- шлюзы консорциума.
Еще более сложная организация консорциума реализована в Корпоративной сети московских библиотек – КСМБ.
В организационной архитектуре КСМБ выделены следующие типы узлов:
Базовый центр – провайдер (БЦП) – осуществляет функции методического, технологического и информационного администрирования и сопровождения КСМБ в целом, непосредственно взаимодействует с отраслевыми базовыми сетевыми центрами (в случае их отсутствия – с базовыми сетевыми центрами), а также осуществляет связи с другими корпоративными библиотечно-информационными системами;
Отраслевые базовые сетевые центры – провайдеры (ОБСЦ) – осуществляют методологическую и технологическую поддержку функционирования части сети, состоящей из библиотек и/или информационных служб данной отрасли, а также обеспечивают информационные связи КСМБ с библиотеками и системами своей отрасли, входящими или не входящими в состав данной корпорации; предоставляют свои информационные ресурсы в доступ пользователям КСМБ;
Базовые сетевые центры (БСЦ) – предназначены для обслуживания крупных библиотек, создания и предоставление в сетевой доступ всем пользователям КСМБ значимых для них информационных ресурсов;
Сетевые центры библиотек – пользователей (СЦБП) – обслуживают связанные с ними по территориально или другому признаку средние библиотеки, имеющие собственные информационные ресурсы;
Сетевые центры библиотек-филиалов (СЦБФ), обслуживают только свои филиалы и их пользователей.
Таким образом, иерархическая организационная структура КСМБ предусматривает пять уровней участников.
4. Основные результаты первых лет создания и функционирования РКБИС
Подводя в самом общем плане итоги первых лет деятельности РКБИС, следует отметить, что они оказали весьма заметное влияние на развитие информационно библиотечной инфраструктуры тех регионов России, в которых они были созданы. Это касается:
1. Совершенствования материально-технической базы участников корпораций;
2. Обеспечения (пока только – частичной) совместимости программно-технических комплексов, используемых в разных библиотеках, для совместного создания электронных каталогов корпорации и их использования для обслуживания пользователей;
3. Создания и предоставления в доступ пользователям через Интернет с использованием протоколов HTTP и Z39.50, а также в локальных режимах объединенных информационных ресурсов библиотек – участниц корпораций;
4. Отработки технологии создания и повышения качества информационных ресурсов как отдельных участников, так и корпораций в целом (в первую очередь это касается их электронных каталогов);
5. Создания Web-сайтов значительного числа участников проектов и их нетрадиционного (для большинства) библиотек информационного наполнения;
6. Развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов;
7 . Развития видов сервисных услуг, оказываемых пользователям библиотек, входящих в РКБИС;
8. Повышения профессионального уровня персонала библиотек-участниц корпораций;
9. Развития межрегиональных связей библиотек и корпораций;
10. Повышения внимания со стороны административных органов отдельных регионов и администрации части организаций (например, вузов) к проблемам библиотек и их финансированию.
Остановимся подробнее только на последнем тезисе. Финансирование библиотек, их функционирования и развития никогда не входило в число приоритетных задач для административных органов всех видов и уровней. Впрочем, остается таким оно и сейчас. Тем не менее, в последнее время наблюдается некоторое повышение внимания к ним со стороны администрации ряда органов местного управления а также некоторых организаций, например, вузов. Одной, хотя и не единственной, причиной этого стало создание региональных объединений библиотек. При этом важное значение имеют:
Подтверждением сказанного служат факты некоторого повышения бюджетного финансирования участников корпораций и выполняемых ими работ. Причем в ряде случаев это относится и к тем библиотекам, которые не получили поддержку грантами ИОО, РФФИ, РГНФ и других фондов. Об этом мы узнаем непосредственно от директоров и ведущих специалистов библиотек, участвующих в корпоративных объединениях. В плане реализации главной цели профессиональной деятельности библиотек, основной итог всего вышеперечисленного заключается в том, что создание РКБИС объективно служит повышению полноты и качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей, как отдельных регионов, так и всей России.
5. Проблемы и перспективы развития региональных библиотечных корпораций
Отмеченные выше безусловные успехи в создании, деятельности и развитии РКБИС, являясь реальным фактом, тем не менее, не могут не создавать ряд вопросов. Главный из них: “Являются ли эти объединения прочными и долговременными?”
Объединение в корпоративном сообществе ранее независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана. Упомянутые проблемы связаны со следующими обстоятельствами:
1. Корпоративная сеть региональных библиотек и информационных служб в организационном и технологическом отношениях является единой системой, которая подчиняется вполне определённым правилам. Это означает, что её участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга и у них появляется необходимость нести ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с обеспечением создания, построения, функционирования и развития РКБИС.
2 . По причине, изложенной в п. 1 директора большинства организаций, входящих в корпорацию, а также руководители их служб (в первую очередь подразделений автоматизации, комплектования и обработки, а также обслуживания пользователей) весьма нелегко и не всегда охотно перестраиваются с “автономных” условий работы на “корпоративные” (см. также п. 4).
3. Как уже отмечалось выше, исходный уровень библиотек, вступающих в корпорацию, по состоянию обеспечения программно-аппаратными средствами, владения современными информационными технологиями и профессиональной подготовке персонала и т. п. является весьма неоднородным. Это существенно затрудняет работу их персоналу и требует поддержки “со стороны” как в технологическом, так и организационном планах.
4. Для обеспечения повседневного функционирования РКБИС как единой системы и ее развития значительная часть ведущих сотрудников участников объединения должна взять на себя дополнительные функции к тем, что они обычно выполняли.
Последнее относится в первую очередь:
5. Далеко не однозначным и постоянным к созданию и деятельности РКБИС отношением к ним чиновников администрации ведомств, которым подчинены входящие в состав корпораций библиотеки. Причины этого самые разнообразные. Перечень и анализ последних вполне может стать предметом отдельных и достаточно нетривиальных исследований.
6. Зарплата специалистов, работающих в бюджетных организациях, какими являются библиотеки и информационные службы – реальные и потенциальные участники РКБИС, существенно ниже (в несколько раз) зарплаты равных по квалификации работников коммерческих организаций. Это оказывает существенное негативное влияние на комплектование и удержание квалифицированного персонала, необходимого для обеспечения эффективной работы не только РКБИС, но и отдельных библиотек, внедривших у себя современные программно-технические средства и технологии. Сказанное относится в первую очередь к администраторам сетей, Web-мастерам, системным программистам и другим категориям высококвалифицированных сотрудников библиотек и информационных органов. Поэтому стало распространенным явлением, когда подготовленные в передовых библиотеках (в том числе являющихся участниками РКБИС) кадры переходят на работу в различные коммерческие структуры.
В настоящее время финансовая поддержка создания и работы корпоративных объединений со стороны ИОО, РФФИ, РГНФ, Министерства науки и технологий РФ а также других фондов и ведомств в той или иной степени снимает негативное действие перечисленных выше факторов. Ликвидация же этой поддержки может привести к тому, что ряд из сегодня созданных корпораций просто прекратят свое существование. Кроме того, значительное число организаций-участников первой очереди создания РКБИС могут выйти из их состава. Причинами, помимо перечисленных выше, может стать случайный характер вступления этих библиотек в соответствующую корпорацию, поскольку исходной побудительной целью их вступления был только желание получить материальную поддержку одного из фондов, или нежелание и неспособность выполнять требования корпоративной работы в системе или сети.
Таким образом, судьба региональных корпоративных объединений библиотек существенно зависит от того: сможет ли их руководство изыскать и (главное!) получить дополнительные финансовые средства, обеспечивающие их функционирование и развитие.
В то же время мы видим, что наметившаяся тенденция создания корпоративных сетей библиотек является объективной необходимостью и будет в дальнейшем развиваться. Основаниями для этого являются:
1. Потребность общества в всестороннем и полном доступе к имеющимся информационным ресурсам;
2. Постоянный и быстрый ростом объёмов мировых информационных ресурсов, а также отсутствие возможности у каждой отдельной организации удовлетворить информационные потребности своих пользователей собственными фондами, базами данных и т. д.;
3. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее повышение требований к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и невозможность подготовить или иметь на постоянной основе этот персонал в отдельно взятой библиотеке или информационном органе (службе и т. п.) и др.
Указанную необходимость чётко определил ИОО, открыв программу “Автоматизация библиотек” и РФФИ, поддержавший ряд проектов, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в разных регионах России, а также программу создания “Электронных библиотек”.
С учетом сказанного просматриваются следующие тенденции развития РКБИС:
1. Сохранившиеся в упомянутых выше условиях библиотечные корпорации и их участники будут наращивать количество информационных ресурсов и услуг, оказываемых разным категориям пользователей на платной основе. В указанном плане принципы организации и функционирования этих РКБИС будут приближаться к тем, которые заложены в OCLC и РЦКК.
2. Будет продолжен переход региональных объединений библиотек одного преимущественно одного вида участников (например, публичных или вузовских, как в Москве и С. -Петербурге на первом этапе создания корпораций) к многовидовым региональным библиотечным сетям (признаки таких объединений наблюдаются достаточно определенно).
3. Взаимодействие корпоративных библиотечных сетей разных регионов друг с другом будет развиваться и, возможно, – происходить интеграция некоторых из них в более крупные межрегиональные системы и сети.
Общий вывод:
Учитывая социальную важность решаемых в региональных библиотечных объединениях задач, создание и функционирование корпоративных систем должно привлечь к себе более конструктивное отношение не только отдельных фондов, но и руководства ведомств, ответственных за развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Список литературы
1. Шрайберг Я. Л., Воройский Ф. С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. М. : 1996, “Либерея”, 271 с.
2. Создание российского центра корпоративной каталогизации: эскизный проект /Рук. к. т. н., доцент Шрайберг Я. Л. Исп. : Маршак Б. И., Воройский Ф. С., Гончаров М. В., Бродовский А. И. и др. – М: ГПНТБ России, 1996. -72 с. (http: //www. gpntb. ru/win/ korppro/1/index. html).
3. Комплект инструктивных материалов для участников проведения экспериментальных работ по корпоративной каталогизации в РЦКК / Рук. к. т. н., доцент Шрайберг Я. Л. Исп. : Маршак Б. И., Воройский Ф. С., Гончаров М. В. . -М: ГПНТБ России, 1997. -18 с. (На правах рукописи).
4. Российский центр корпоративной каталогизации: состояние, разработки и перспективы реализации / Шрайберг Я. Л., Воройский Ф. С., Попов Г. А. и др. // НТБ. -1997. -N2. -С. 5-16
5. Создание и поддержка Российского центра корпоративной каталогизации: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00-07-90354-В /Рук. Я. Л. Шрайберг. : ГПНТБ России, 2002. – 11 с. (на правах рукописи).
6. Племнек А. И. Концепция программы “Автоматизация библиотек” //Библиотека. -1999. -N10. -С. 32–35.
7. Племнек А. И., Агаджанова Л. Н., Баранов В. Л., Волжев И. А., Дорофеев С. Т., Купреенко С. В., Соколова Н. В. Проект Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России – RUSLANet // НТБ. -1997. -N11. – С. 27–36.
8. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Научн. рук. д. т. н. Я. Л. Шрайберг, отв. исп. к. т. н., проф. Ф. С. Воройский. -М. : ГПНТБ России, 1999. – 84 с. (http: //corporate. gpntb. ru/eskiz. php).
9. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: технический проект (с элементами технического проектирования) / Научн. рук. д.т.н. Я. Л. Шрайберг, отв. исп. к.т.н., проф. Ф.С. Воройский. – М.: ГПНТБ России, 2000.– 72с. (http: //corporate. gpntb. ru/tech. php).
10. Шрайберг Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. -М. : Либерея, 2001. – 100 с.
11. Воройский Ф. С., Шрайберг Я. Л. Особенности проектирования корпоративных библиотечно-информационных систем // Сборник учебно-методических материалов тренинг-центра по программе: “Создание и администрирование Интернет/Интранет серверов узлов корпоративной библиотечно-информационной системы”. – М. : ГПНТБ России, 2000. – 12 с. (http: //corporate. gpntb. ru/training. php).
12. Воройский Ф. С. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: проблемы и решения // НТБ, 2000. – №12.
13. Шрайберг Я. Л. Корпоративные библиотечно-информационные системы как фактор интеграции и эффективной реализации информационных технологий на современном этапе // Информ. Общество информ. Ресурсы и технологии коммуникаций: Материалы конф. – М. : ВИНИТИ, 2000. – С. 349-350.
14. Бычков И. В., Вильвер П. Ю., Грабовская Р. М., Ляшенко Н. Е., Сиразитдинова Л. П. Корпоративная библиотечная система Иркутского научного центра СО РАН // НТБ, 2000. – № 10.
15. Маршак Б. И. Проблемы и решения в области автоматизации в корпоративной телекоммуникационной библиотечной среде // НТБ, 2001. – № 3. С. 42-44.
16. Баранов В. Л., Соколова Н. В., Сова Д. Н., Филиппов А. Н., Пирог В. П. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт-Петербурга // НТБ, 2001. – № 3. – С. 54-60.
17. Линдеман Е. В., Острая С. А. Информационные ресурсы Централизованной библиотечной системы “Люблино” как составная часть информационных ресурсов Москвы: создание, эксплуатация, сохранность // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 1. – С. 153-155.
18. Гаврилин А. А. Корпоративная библиографическая информационная система с элементами полнотекстовых массивов библиотек Южного Урала (начальный этап) // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 66-70.
19. Усатюк В. Н., Усатюк О. С., Терехова Т. А., О проблемах интеграции библиотек Дальнего Востока в единую систему // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 70-72.
20. Баженов С. Р., Елепов Б. С., Мазов Н. А., Бредихина Н. А., Кон Л. Ф., Жижимов О. Л. Принципы корпоративной распределенной библиотечной системы Сибирского региона // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 72-74.
21. Дробышевский Д. В., Ерохина Г. С., Размарилова Н. И. О принципах корпоративного взаимодействия библиотек (Томска) // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 75-77.
22. Китов Ю. В. Корпоративная автоматизация как научная и учебная // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 79-81.
23. Иванова С. В. Создание корпоративной библиотечной системы как часть программы информатизации библиотек Республики Карелия // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 77-79.
24. Карпова Т. И. Пути решения проблем информационно-лингвистического обеспечения Новгородской библиотечной корпоративной сети // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 96-98.
25. Бугрова Т. М. Совершенствование информационной поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории Ярославской области (Роль центральной научно-технической библиотеки ЦНТИ в корпоративном проекте ярославских библиотек) // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 85-88.
26. Мершиева Л. В. Реализация проекта создания Нижегородской корпоративной библиотечной системы // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 88-92.
27. Новинская Л. В. Создание библиотечной информационно-сервисной системы в рамках корпоративной сети учреждений культуры и образования г. Владимира // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 93-95.
28. Корявец Е. И. Основные принципы создания информационно-библиотечной сети Новгородского региона // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2000. – Т. 2. – С. 98-100.
29. Воройский Ф. С. О корпоративных библиотечных системах и перспективах их развития в России // Информационные ресурсы России, 2001. N 3-4. С. 7-10.
30. Соколова Н. В. Библиотечный консорциум Санкт-Петербурга RUSLANet – новый этап развития // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 673-675.
31. Алексеева С. В. Влияние реализации проекта создания корпоративной библиотечной сети на развитие процессов информатизации библиотек Республики Карелия // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2 001. – Т. 2. – С. 675-677.
32. Аухадиева Г. А. Корпоративная библиотечная сеть г. Казани: пути становления // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 678-680.
33. Барабанщикова Н. М. Создание и использование корпоративных ресурсов в государственных библиотеках Томской области // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 680-683.
34. Смирнов В. Н., Палей Д. Э., Курчинский Д. Н. Корпоративная библиотечная сеть Ярославского региона // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 683-687.
35. Елепов Б. С., Баженов С. Р. Жижимов О. Л., Мазов Н. А. Формирование корпоративной распределенной информационно-библиотечной системы г. Новосибирска // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 688-693.
36. Шадрин Д. В. Корпоративная библиотечная система Омского региона // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 693-695.
37. Гаврилин А. А. Проекты, выполняемые при поддержке Института “Открытое общество”: их роль в развитии автоматизации университетской библиотеки (Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета, Челябинск) // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 695-697.
38. Мершиева Л. В. Состояние и перспективы развития Нижегородской корпоративной библиотечной системы // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 698-702.
39. Слодарж И. Г. Организационно-правовое сопровождение деятельности корпоративной библиотечной сети “CONSENSUS OMNIUM” (Уральский государственный университет, Екатеринбург) // “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”: Материалы конф. -М. : ГПНТБ России, 2001. – Т. 2. – С. 703-706.
40. Воройский Ф. С., Шрайберг Я. Л. Рабочее проектирование Корпоративной сети публичных библиотек Москвы – организация работ и их результаты // “Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек”: Материалы МК “LIBCOM-2001”. -М. : ГПНТБ России, 2001. – С. 22-24.
41. Воройский Ф. С. Анализ результатов работы Тренинг-центра Корпоративной сети публичных библиотек Москвы // “Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек”: Материалы МК “LIBCOM-2001”. -М. : ГПНТБ России, 2001. – С. 29-31.
42. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: Рабочий проект, Том I. Порядок формирования, хранения и использования машиночитаемых ресурсов общего пользования КСПБМ / Научн. рук. д. т. н. Я. Л. Шрайберг, отв. исп. к. т. н., проф. Ф. С. Воройский. – М. : ГПНТБ России, 2000. – 82с. (http: //corporate. gpntb. ru/documents. php).
43. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: Рабочий проект, Том II. Рабочие инструкции системного оператора узла КСПБМ / Научн. рук. д. т. н. Я. Л. Шрайберг, отв. исп. к. т. н., проф. Ф. С. Воройский и М. В. Гончаров. -М. : ГПНТБ России, 2000. – 92 с. (http: //corporate. gpntb. ru/documents. php).
44. Содержательный отчет Корпоративной сети публичных библиотек Москвы за 2001 г. / Директор проекта Н. А. Забелина, научн. рук. д. т. н. Я. Л. Шрайберг, отв. исп. к. т. н., проф. Ф. С. Воройский. – М. : ГПНТБ России, 2002. – 11 с. (на правах рукописи см. <http: //corporate. gpntb. ru/documents. php>).
45. Развитие универсальной системы сервисной поддержки эффективной работы региональной научно-образовательной сети Южного Урала: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00-07-90130 / Рук. Г. П. Вяткин. – Челябинск. : ЮУрГУ, 2002. – 9 с. (На правах рукописи).
46. Развитие телекоммуникационной и информационной структуры науки и высшей школы Омского региона: итоговый отчет по проекту РФФИ № 01-07-90149 / Рук. В. А. Лихолобов. – Омск. : ОФИМ СО РАН, 2002. – 8 с. (На правах рукописи).
47. Развитие интегрированной корпоративной сети информационного обеспечения фундаментальных исследований академических институтов Бурятского научного центра СО РАН: отчет по этапу проекта РФФИ № 00-07-90256 / Рук. А. П. Семенов. – Новосибирск, Улан-Удэ. : БНЦ CО РАН, 20 02. – 8 с. (На правах рукописи).
48. Создание Гражданской сети Республики Татарстан: итоговый отчет по проекту РФФИ № 96-07-89568 / Рук. проф. А. В. Костерин и А. М. Елизаров. – Казань. : КГУ, 1998. – 12 с. (На правах рукописи).
49. Создание сети электронных библиотек г. Казани на базе Гражданской телекоммуникационной сети Республики Татарстан: итоговый отчет по проекту РФФИ № 99-07-90166 / Рук. проф. А. М. Елизаров. – Казань. : КГУ, 2001. – 10 с. (На правах рукописи).
50. Научная электронная библиотека Республики Татарстан: отчет по этапу проекта РФФИ № 01-07-90366 / Рук. акад. РАН А. И. Коновалов. – Казань. : КГУ, 2002. – 11 с. (На правах рукописи).
51. Создание в г. Казани распределенной научной электронной библиотеки по фундаментальному естествознанию: поддержанный РФФИ проект № 02-07-90230 / Рук. проф. А. М. Елизаров. – Казань. : КГУ, 2002. – 10 с. (На правах рукописи).
52. Организация информационного пространства Томского научного центра СО РАН: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00-07-90279 / Рук. Ю. Л. Бабиков. -Томск. : ИОА СО РАН, 2002. – 10 с. (На правах рукописи).