Библиотека в системе информационного обеспечения региональной политики
Шевченко И. А.
Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств, Киев, Украина
I. A. Shevchenko
State Academy for the Administration of Culture and Arts, Kiev, Ukraine
І.О. Шевченко
Державна академія керівних кадрів культури і мистецтв, Київ, Україна
Приоритетные направления деятельности библиотек Украины по информационному обеспечению программ развития регионов. Материал доклада построен на основе авторского курса, внедренного в учебный процесс Центра непрерывного информационно-библиотечного образования, и предполагает формирование у библиотекарей навыков разработки специальных проектов деятельности с учетом последовательных этапов.
This report is based on the author’s training course which has become part of the curriculum of the Center of Continuous Information and Library Education. The report considers priority trends in the activity of Ukrainian libraries aimed at information maintenance of regional developmental programs. The course has to teach librarians to develop special projects with due regard of sequential steps.
Розкриваються
пріоритетні напрями діяльності бібліотек України з питань інформаційного забезпечення програм розвитку регіонів. Доповідь побудовано на основі авторського курсу, впровадженого у навчальний процес Центру безперервної інформаційно-бібліотечної освіти, який передбачає формування у працівників бібліотек навичок розробки спеціальних проектів діяльності з урахуванням послідовних етапів.Выходя из стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-2004 годы, разработанной на основе предвыборной программы Президента Украины и изложенной в послании к Верховной Раде [1], развитие отдельных регионов должно осуществляться путем реализации уже существующих отраслевых Государственных национальных программ, их региональных подпрограмм, а также
отдельных комплексных программ в каждом регионе. Вместе с этим отмечаются стратегические направления научной и промышленно-инновационной политики, среди которых одно с главенствующих мест принадлежит развитию национальной информационной инфраструктуры на основе современных мировых достижений. При этом предполагается создание и использование перспективных информационных технологий, телекомуникационных сетей, средств информатики, развитию сети Интернет в Украине.Учитывая основные концептуальные положения этого документа, в работе информационно-библиотечных учреждений возникают новые приоритеты, которые позволят решить ряд сложных проблем сегодняшнего дня. Возможность партнерских отношений с государственными или коммерческими структурами, которые выполняют отдельные программ или подпрограммы; умение доказать свою роль в решении проблем социальной политики, экономическом и научно-техническом развитии общества, а также способствовать развитию его духовной сферы, раскрывают перед библиотеками перспективу занять должное место в системе гражданских институтов, отстаивать свои права на поддержку материально-технической базы, пополнять фонды информационных материалов и документов [2]. Реализовать эти возможности библиотекам помогут собственно разработанные проекты деятельности, которые будут учитывать отдельные фазы построения и использования информационно-библиотечной системы обеспечения региональных программ [3, 4].
В Центре непрерывного информационно-библиотечного образования, который начал свою работу в Украине с 2000 года в результате совместного проекта Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств, Украинской библиотечной ассоциации при финансовой поддержке фонда “Відродження”, обучение библиотечных работником осуществляется по новым, специально
разработанным проблемным курсам. Один из них — “Коммуникативное и информационное обеспечение программ развития регионов”, предполагает формирование у библиотекарей навыков разработки специальных проектов деятельности с учетом последовательных этапов.Одина из первых, этап анализа, должна предусматривать накопление знаний об особенностях региона, условиях функционирования социально-хозяйственных структур (непосредственно исполнителей программ), а также сведений об информационной базе региона, наличии органов информации, библиотек, всей существующей системы информационного обслуживания. Проект должен предусматривать, что реализаторами программ могут быть: предприятия, подразделения, группы людей и при этом исходить из того, что информация и консультирование —
это товар, который имеет свою себестоимость и цену, но придерживаться формулы — информация, предоставляемая библиотекой — доступна и бесплатна, а информационно-консультационные услуги, не финансируемые государством, могут быть платными.Анализируя систему библиотечно-информационного обслуживания в регионе, желательно учитывать количество имеющихся информационных ресурсов, в первую очередь рыночной и научно-технической информации производственного характера, нацеленность на обслуживание производственных структур и населения доминирующими информационными потоками. Анализ библиотечно-информационной базы региона обязательно должен учитывать технологии сбора, систематизации, обработки и распространения информации, функционирует ли система главным образом на бумажных технологиях или использует компьютерные технологии, обеспечивает ли необходимую оперативность; насколько налажены контакты и обеспечен обмен информацией с международными и национальными центрами научной, информационной и деловой активности в объеме, необходимом для пользователей.
Основное содержание проекта должно предусматривать: 1) совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных; 2) информирование местных органов власти и управления, руководителей предприятий, организаций и учреждений, ведущих специалистов, общественных и политических объединений; 3) разработка путей распространения информации и организация доступа к информационным ресурсам; 4) разработка новых информационно-консультационных услуг и стандартов обслуживания исполнителей региональных программ. Здесь проект может предусматривать создание специальных служб в отдельных библиотеках, построенных на основе корпоративного взаимодействия с органами научно-технической информации, коммерческими информационно-аналитическими службами, объединениями сервисного обслуживания отдельных отраслей и т.д. При этом целесообразно учитывать совокупность национальных и региональных информационных фондов; баз данных законодательного, финансово-экономического, экологического, социального содержания, массивов рыночной информации, а также их систематизацию и условия распространения (коммерческие — некоммерческие). В случае необходимости, проект может предусматривать приобретение отдельных тематических или проблемно-ориентированных баз данных, подписку на электронные издания, организацию доступа к Интернет — ресурсам, другое, что на уровне конкретной библиотеки приведет к усовершенствованию информационной системы на основе новых компьютерных технологий, и следовательно будет способствовать реализации программ развития региона.
Проект обязательно должен иметь четкую формулировку цели, как например: информационная поддержка процессов внедрения современных технологий в производстве; информационная поддержка и содействие процессов принятия управленческих решений; информационное сопровождение функционирования в регионе рыночных и финансовых структур, образования, науки и др. Соответственно цели предлагается выделить приоритетные направления работы, в частности работу служб мониторинга, коммуникаций, прогнозно-аналитическую; деятельность по созданию условий приближения форм и содержания информации к международным стандартам; упорядочение документально-информационных потоков и их максимальное приближение к пользователям. Проект деятельности библиотеки будет
иметь успех в случае инновационного подхода его авторов к содержанию библиотечно-библиографического обслуживания реализаторов программ развития региона. При этом предлагается отойти от принципа сравнения “от достигнутого”, внедрить систему маркетинговых исследований и сравнений, ориентироваться на современные требования и информационные технологии, прогрессивные нормы. Составными системы информационно-библиотечного обслуживания и обеспечения программ развития региона обязательно должна быть локальная библиотечная компьютерная сеть с доступом к ресурсам Интернет, служба социального или экономического мониторинга, задача которой — координация работ по формированию базы данных; проведение расчетов, анализов и прогнозов; сервисная служба предоставления библиотечно-библиографических, научно-консультационных и информационных услуг.Проект должен предусматривать условия эффективного функционирования библиотечного обеспечения программ развития регионов, бесплатное предоставление пользователям стандартных библиотечных услуг и способствовать обеспечению прозрачности решений органов власти, государственной политики, социальных и экономических процессов в государстве и регионе.
Библиотеки Украины уже имеют успешный опыт такой работы, выработаны ее принципы и методы [5]. Авторы проекта могут предусмотреть информационное обеспечению пользователей по вопросам государственной политики, направленной на развитие конкретной отрасли.
Отдельные программы деятельности библиотеки, которые проводятся по заказу государственных администраций, управлений, финансовых, коммерческих и других учреждений, включаются в план работы библиотеки и финансируются заказчиком. В рамках проекта могут предусматриваться мероприятия, направленные на популяризацию достижений мировой и отечественной науки и
практики, в т.ч. технологий, производства, экономики, менеджмента. Сбор и обработка такой информации осуществляется также по предварительной договоренности между библиотекой и заказчиком, регламентируется договорами относительно объемов и избирательности, периодичности и формы предоставления заказчику, и также финансируется заказчиком. Формирование региональных или отраслевых информационных и библиографических баз данных, предусмотренных проектом, должно учитывать региональную кооперацию и может финансироваться соответственно с бюджета конкретной программы развития региона, или дополнительными средствами с местного бюджета.Использование традиционных библиотечных форм распространения научной, технической, социальной, экономической информации с использованием имеющихся баз данных должно стать неотъемлемой частью проекта. Это организация соответствующих мероприятий на безе библиотеки или организации-заказчика, использование средств массовой информации для опубликования списков литературы по теме, новых поступлений, рефератов, обзоров, проведение презентаций, дней информации, издание отдельных библиографических указателей, бюллетеней, дайджестов, тематических подборок и т.п.
Проект информационно-библиотечного обеспечения реализации программ развития регионов может предусматривать консультирование реализаторв программ, специалистов отрасли с привлечением консультантов, создание своеобразной консалтинговой службы, которая имеет определенные часы консультирования, может предоставлять их устно, письменно или он-лайн,
по телефону. Служба может посреднические функции по предоставлению консультационных услуг, в случаях, когда нужна высококвалифицированная помощь. Функционирование такой консалтинг-службы может быть предусмотрено как отдельная дополнительная платная услуга.Осуществлять деятельность по привлечению дополнительных внебюджетных средств библиотекам поможет также организация отдельных публичных мероприятий, подготовка аналитических сборников, докладов, производство видео-, радио-, печатной продукции, другие работы научно-консультационного и информационного характера. В рамках проекта с отдельным бюджетом, могут предоставляться специальные услуги, которые предусматривают оплату в соответствии с договорами и актами приемки работ, как то: организация работы курсов, семинаров; маркетинговые исследования, составление бизнес-планов и инвестиционных проектов; исполнение посреднических функций; рекламные услуги; услуги по редактированию макетов печатной продукции, их размножение, другое [3].
Успешно решать существующие проблемы, расширять диапазон услуг, повышать собственный имидж, изменять отношение государства к потребностям библиотек и их читателей, библиотечно-информационные учреждения в Украине могут лишь используя условия предоставления открытого доступа к информации
, обеспечивая равноправные возможности всем пользователям, реализуя концепцию интеллектуальной свободы [6]. Тем самым библиотеки будут способствовать процессам демократических преобразований в Украине, развитию всех сфер общественной жизни, вхождению в мировое информационное пространство. На решение этих проблем нацелена деятельность Центра непрерывного информационно-библиотечного образования.Литература: