Разработка учебного спецкурса “Гибридные библиотеки”: к постановке вопроса

Development of a Special Academic Course “Hybrid Libraries”: to the Problem Statement

Розробка навчального спецкурсу “Гібридні бібліотеки”: до постановки питання

Загуменная В.В.

Киевский Национальный университет культуры и искусств, Киев, Украина

Vera V. Zagumennaya

Kiev State University of Culture and Arts, Kiev, Ukraine

Загуменна В.В.

Київський Національний університет культури і мистецтв, Київ, Україна

 

Освещается новая концепция библиотеки. Рассматривается проблема реформирования библиотечно-информационного образования.

The new concept of library is proposed. The problem of library and information science education reformation is considered.

Висвітлюється нова концепція бібліотеки та проблема реформування бібліотечно-інформаційної освіти.

Развитие документно-комуникативной сферы общества, активизированное внедрением новых информационных технологий, требует создания гибкой и скоординированной системы подготовки современного библиотечно-информационного специалиста.

Формирование системы электронных информационных коммуникаций кардинально меняют ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки информации. Технологии глобальных, быстро развивающихся компьютерных систем, формируют в информационной сфере новую систему отношений, которые отражают реалии современного общества.

До настоящего времени позиции библиотеки как социального института были неуязвимыми и незыблемыми. Интернет-технологии привели к ликвидации монополии библиотеки на владение информационными ресурсами в систематизированном виде. Сегодня библиотеки рискуют потерять роль ведущих учреждений в хранении и распространении информации. В связи с этим необходимо, чтобы современный библиотечно-информационный специалист был готовым к соответствующим изменениям, умел переучиваться для того, чтобы продолжать играть ведущую роль в распространении информации и предоставлении информационных услуг.

Сегодня есть все основания для того, чтобы библиотечные факультеты вузов культуры готовили уникальных и одновременно универсальных специалистов, [навигаторов знаний], которые будут конкурентоспособными на рынке труда, смогут работать в любой сфере, за которыми не только настоящее, но и будущее.

Реформирование библиотечно-информационного образования требует качественного решения организационных проблем, а именно: 1) внедрение ступенчатой подготовки специалистов, организация системы их переподготовки, отбор в учебные заведения, расширение сферы использования выпускников; 2) определение содержательного аспекта образования. Сегодня это находит отражение в новых учебных планах, программах курсов, учебно-методических материалах. Одновременно необходимо новое ([компьютерное]) наполнение дисциплин учебных курсов, которые являются профильными для библиотечных специализаций, пересмотр концепции преподавания курсов в направлении их практической целесообразности.

Сегодня в вузах культуры, которые готовят специалистов для библиотечно-информационной сферы, предлагаются новые учебные дисциплины, такие как “Автоматизация библиотечно-информационных процессов”, “Ресурсы Интернет”, “Електронные библиотеки” и т.п.

Одновременно необходимо заметить, что в настоящее время существуют две основные точки зрения относительно того, какой должна быть современная библиотека. Сторонники первой точки зрения отдают предпочтение библиотекам с традиционными библиотечными ресурсами и услугами. Сторонники второй — электронным библиотекам. Альтернативой этому может стать гибридная библиотека, за которой, с нашей точки зрения, будущее.

Гибридные библиотеки предоставляют и новые, и традиционные виды услуг и продуктов, комбинируя электронные документы и услуги с традиционным абонементом и обслуживанием, основанным на книжных фондах, печатных и аудиовизуальных материалах и т.п. Именно поэтому считаем необходимым ввести в учебные планы новый спецкурс [Гибридные библиотеки]. В предлагаемом курсе, по нашему мнению, важно рассмотреть следующие вопросы:

  1. определение терминосистемы понятия [гибридные библиотеки];
  2. выработка критериев относительно приоритетов при комплектовании библиотечных фондов, то есть соотношение традиционных и электронных носителей информации в фондах библиотек;
  3. решение проблемы сохранности различных коллекций для будущих поколений;
  4. обеспечение комбинированного информационно-библиотечного обслуживания разными видами документов на различных носителях;
  5. отработка технологии каталогизации различных видов документов, в частности, электронных.

Примером гибридной библиотеки может служить библиотека Конгресса США, которая включает в свои фонды более 119 млн. единиц хранения. Здесь представлены книги, периодические издания, карты, атласы, манускрипты, фотодокументы, фильмы, аудио- и видеоматериалы, ноты, электронные носители информации и другие нетрадиционные коллекции. Ежегодно Библиотека обслуживает свыше 2 млн. читателей и посетителей со всего земного шара как в традиционном так и в электронном режиме.

В настоящее время формируется новая концепция библиотеки, а вместе с ней и новая концепция библиотечных учреждений образования, которые свидетельствуют о возможности переосмысливать и переориентировать свою деятельность в соответствии с современными условиями и новыми требованиями. Новые информационные технологии не должны стать угрозой для библиотек, а дать возможность повысить их социальную роль и статус в будущем информационном обществе. Эти задачи, по нашему мнению, возможно будет реализовать именно посредством гибридных библиотек.