Разработка системы стандартов библиотечного образования: нормативные и концептуальные основы образовательных стандартов нового поколения
Гендина Н.И.
Кемеровская государственная академия культуры и искусств, Кемерово, Россия
Nataliya I. Gendina
Kemerovo State Institute of Arts and Culture, Kemerovo, Russia
Н.І. Гендіна
Кемеровська державна академія культури і мистецтв, Кемерово, Росія
Рассматриваются законодательные (нормативные) основы стандартизации отечественного образования. Особое внимание уделяется концептуальным основам разработки стандартов нового поколения. Предлагается подход к созданию системы стандартов библиотечного образования в соответствии с принципами системности,
целостности, соответствия целям системы образования, федерализма, контролируемости требований к уровню подготовки выпускников, стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения.Legislative (normative) principles of Russian educational standards are considered. Special attention is given to the conceptual principles of the design of standards of a new generation. A design of the system of library educational standards is based on the principles of continuity, correspondence to the aims of the educational system, control of requirements for the graduate level, and stimulation of innovation processes in the teaching programs, methods and facilities.
Розглядаються законодавчі (нормативні) основи стандартизації вітчизняної освіти. Особливу увагу приділено концептуальним основам розробки стандартів нового покоління. Пропонується підхід до створення системи стандартів бібліотечної освіти відповідно до принципів системності,
цілісності, відповідності меті системи освіти, федералізму, контрольованості вимог до рівня підготовки випускників, стимулювання інноваційних процесів у змісті освіти, методів і засобів навчання.С 2003 г. во всех высших учебных заведениях России, осуществляющих подготовку специалистов с квалификацией “библиотекарь-библиограф”, планируется введение нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 052700 “Библиотековедение и библиография”. Высшей библиотечной школе предстоит внедрить регламентирующий документ особой степени важности, поскольку фактически образовательный стандарт— это модель высшего библиотечного образования, принятая на государственном уровне. При этом речь идет о разработке и внедрении в учебный процесс образовательного стандарта второго (нового) поколения. В этой связи возникает необходимость выяснения сущности и отличительных признаков понятия “образовательные стандарты нового поколения”, анализа законодательных (нормативных) и концептуальных основ их построения, определения тех принципов, без учета которых невозможно совершенствование системы стандартов, регламентирующих подготовку библиотечных кадров.
Законодательная основа стандартизации образования
. Разработка и внедрение в практику учебных заведений РФ государственных образовательных стандартов осуществляется на основе требований 43-й статьи Конституции России, в которой записано, что Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, подтверждает различные формы образования и самообразования. Само понятие “Государственные образовательные стандарты” было введено в 1992 г. законом РФ “Об образовании”, где оно упоминается в восемнадцати статьях (5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 20, 28, 29, 33, 37, 38, 40, 42, 45, 46, 50). Наряду с этим законом нормативную базу стандартизации образования составляет также Федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, в котором понятие “ГОС” используется в восьми статьях (2, 4, 6, 10, II, 16, 20, 24).В 1996 г. после принятия Федерального Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании был разработан и опубликован проект концепции обновления ГОС высшего профессионального образования (ГОС ВПО, а в 1997 г. по результатам обсуждения Концепции состоялось заседание коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ “О ходе работы по обновлению Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования”, был принят документ “Задачи и принципы обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования”. В числе основных целей обновления ГОС ВПО в этом документе названы: дальнейшее повышения качества высшего образования; совершенствование условий развития личности обучаемого; формирование более эффективных средств управления образовательным процессом; увеличение степени соотнесенности Г0С ВПО Российской Федерации с международными стандартами в сфере образования
.Для выявления сущности и отличительных признаков образовательных стандартов нового поколения рассмотрим основные компоненты стандартов первого и второго (нового поколения) и проанализируем принципы, положенные в основу разработки обновленного ГОС ВПО, а также задачи, реализуемые на базе этих принципов.
Результаты сопоставления основных компонентов (разделов и характеристик) стандартов двух поколений представлены в таблице.
Данные сопоставительного анализа свидетельствуют, что структура стандартов второго поколения значительно дополнена за счет введения такого компонента, как различного рода “требования к результату”, включая требования к абитуриенту и выпускнику, обеспечивающим подсистемам учебного процесса, результатам обучения студентов. Итак, если стандарты первого поколения были преимущественно, ориентированны на процесс, а не на результат обучения, то в стандартах второго поколения эта диспропорция устранена. Усиление функции контроля за результатами обучения особенно актуально для учащихся и студентов, обучающихся на расстоянии, а также по другим формам обучения, связанным с новыми технологиями, и в организациях, которые не являются традиционными для образования.
Наряду с анализом компонентного состава, существенное значение для понимания отличительных особенностей образовательных стандартов второго поколения имеет рассмотрение принципов, положенных в основу их создания. Основными принципами разработки обновленного государственного образовательного стандарта ВПО являются: гуманизация и фундаментализация образования; сочетание содержания общего (универсального) и профессионального образования; исторической преемственности; системности; соответствие целей образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям системы образования; федерализма; развития образовательной системы за счет создания условий стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения; соотнесенности с передовым зарубежным опытом; контролируемости сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников.
Таблица
Отличия в составе компонентов ГОС ВПО первого и второго поколения
Состав компонентов |
Стандарты первого поколения |
Стандарты второго поколения |
Примечания |
|
+ |
+ |
В стандарте второго поколения введена квалификационная характеристика |
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
+ |
+ |
В стандарте второго поколения расширены свободы вуза |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
Ранее содержались в примечаниях, в стандарте второго поколения выделены в самостоятельный раздел |
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
+ |
+ |
Ранее формировались по циклам дисциплин, в стандарте второго носят междисциплинарный характер |
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
Исключим из дальнейшего рассмотрения принципы, совпадающие с хорошо известными общими принципами реформирования отечественной системы образования (гуманизации и фундаментализации образования, сочетания содержания общего (универсального) и профессионального образования, исторической преемственности, соотношения с передовым зарубежным опытом). Проанализируем возможности тех принципов, положенных в основу разработки стандартов нового поколения, реализация которых, с нашей точки зрения, имеет особое значение при создании второго поколения библиотечных образовательных стандартов. Другими словами, речь пойдет о принципах системности,
соответствия целей, федерализма, контролируемости, стимулирования инновационных процессов.Принцип системности предполагает обеспечение системного единства проектирования ГОС ВПО в контексте непрерывного образования. Он является основополагающим при создании системы стандартов библиотечного образования. Следует подчеркнуть, что действующая ныне практика разработки отдельных образовательных стандартов (на среднее профессиональное, высшее и послевузовское библиотечное образование) изолированно, независимо друг от друга, противоречит принципам системности и целостности
, преемственности и взаимодействия, не соответствует приоритетной в современном мире идее непрерывного образования. Нарушение принципа системности приводит к размыванию критериев, отличающих, в частности, профессиональную подготовку библиотекарей в среднем и высшем профессиональном учебном заведении, не обеспечивает дифференциацию содержания образования в данных учебных заведениях.В организационном плане препятствием на пути создания системы библиотечных образовательных стандартов является ведомственная разобщенность общенациональной деятельности по разработке преемственных образовательных стандартов всех уровней и ступеней профессионального образования, удовлетворяющих нормам международного непрерывного образования. В настоящее время усилия создателей библиотечных образовательных стандартов разрозненны: разработка стандартов для среднего и высшего библиотечного образования осуществляется отдельными, не координированными в своих действиях группами разработчиков соответствующих учебных заведений Министерства культуры РФ, а проект стандарта на послевузовское образование по педагогическим наукам, включая и научную специальность 05.25.03 “Библиотековедение и библиография”, создается в Московском государственном педагогическом университете
, подведомственном Министерству образования.Необходим системный подход к конструированию библиотечных образовательных стандартов. Анализ двух основных законов — закона РФ “Об образовании” и Федерального Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” дает возможность назвать, как минимум, два основных параметра, с помощью которых можно дать представление о составе системы стандартов библиотечного образования:
Таким образом, при разработке системы стандартов библиотечного образования предстоит решение важных задач, возлагаемых на стандарты нового поколения — определение отличительных особенностей ГОСов, характеризующих основные образовательные программы различных ступеней профессионального образования
; аккумуляции опыта учебных заведений в реализации разных по назначению и срокам освоения образовательных профессиональных программ, построение на их основе гибкой системы подготовки специалистов. Именно такой способ организации подготовки специалистов будет соответствовать принципу соответствия целей образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям системы образования, согласование их по замыслу, преемственности и соподчиненности. С помощью системы согласованных государственных образовательных стандартов обеспечивается непрерывность образования, позволяющая человеку целенаправленно и системно развиваться, а стране усиливать свой интеллектуальный потенциал.Принцип федерализма
, предусматривающий сохранение единства образовательного пространства на территории России с реализацией региональных особенностей содержания образования и академических свобод субъектов образовательного процесса. Однако, в настоящее время не определены согласованные подходы к роли, характеру, направленности национально-регионального (вузовского) компонента, проблема отражения в ГОС регионального компонента. Известно, что если федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания, призван обеспечить единое образовательное пространство РФ, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования, то национально-региональный компонент вариативен.Вместе с тем, взгляды на проблему регионального компонента и его места в структуре содержания образования неоднозначны. Так, например, известно, как минимум, три подхода к формированию национально-регионального компонента: 1) его необходимо выделять отдельным блоком в виде отдельных курсов, разработанных на основе тех образовательных областей, которыми он чаще всего представлен: природа, социум, языки, культура; 2) региональный компонент надо вычленять в содержании таких предметов, как литература, география, история и т.п.; 3) необходимо создание комплексных, интегративных курсов регионального характера.
Нам представляется, что в библиотечных стандартах нового поколения должны содержаться примерные модели представления национально-регионального компонента. Для этого следует провести предварительный анализ и обобщение опыта, накопленного в учебных заведениях культуры и искусства, по реализации национально-регионального компонента в учебном процессе.
Принцип контролируемости сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников. Как уже указывалось, стандарты первого поколения были в основном ориентированны на процесс, а не на результат обучения. Следствием этого является преимущественно абстрактный, не диагностируемый характер требований к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. К сожалению, в проекте нового библиотечного ГОС ВПО этот недостаток не устранен. Так, в пункте 7.1. “Требования к профессиональной подготовленности специалиста” сказано, что “ выпускник, освоивший основную образовательную программу подготовки дипломированного библиотекаря-библиографа должен быть широкообразованым и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-экономической подготовкой);... должен обладать основательной подготовкой к практической работе на всех основных участках и направлениях библиотечно-библиографической профессии”.. должен быть вооружен глубокими и конкретными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешную трудовую деятельность в узкой области специализации, избранной им в ходе освоения основной образовательной программы в вузе”. Нам представляется, что взамен этих бесспорных, но неконкретных и трудно проверяемых на практике требований, образовательные стандарты нового поколения должен сопровождаться классификатором знаний и умений, необходимых библиотекарю-библиографу соответствующей (начальной, средней, высшей) квалификации. Такой классификатор должен обеспечивать получение конкретного ответа на вполне правомерные вопросы о том, что должен знать и уметь выпускник, в зависимости от того, какой уровень и ступень профессионального библиотечного образования им освоены.
Принцип стимулирования инновационных процессов. Предполагает развитие образовательной системы за счет создания условий стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения. Наибольшую сложность в настоящее время представляет обновление содержания библиотечного образования. Назовем, не претендуя на полноту и исчерпывающий характер, основные проблемы разработки системы стандартов, связанные с модернизацией библиотечного образования:
1. Несогласованность методологических подходов, противоречивость концептуальных решений, лежащих в основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы по специальности “Библиотековедение и библиография”. Так, и в действующих образовательных стандартах среднего и высшего библиотечного образования, и в проекте нового стандарта для вузов в состав общепрофессиональных дисциплин включен курс “Документоведение”. Характеристика этого курса начинается с определения предмета, задач и структуры документоведения, рассмотрения документа как носителя и источника информации, описания его функций, свойств и признаков, типологии документов. Однако далее понятие “документ” практически исчезает и подменяется понятием “книга”, рассмотрением книги и книжного дела. Создается впечатление, что речь идет уже о другой учебной дисциплине, т.к. далее определяется, предмет и задачи истории книги, характеризуется история книги и книжного дела в России и за рубежом. Завершается описание курса “Документоведение” дидактической единицей “ Международное сотрудничество в области книжного дела”. Таким образом, в описании одного и того же курса налицо отражение двух концепций, двух методологических подходов — документоведческого и книговедческого. Этот пример не единственный. Таким же недостатком, в частности, страдает описание другого общепрофессионального курса — “Аналитико-синтетическая обработка документов”, где также смешаны разные концепции и подходы: библиотековедческий (методика составления библиографического описания, общая методика систематизации) и информационный (ИПЯ, виды свертывания информации).
Решение этой проблемы требует повышения теоретического уровня дисциплин, обеспечивающих специальную подготовку библиотекарей; анализа логики и структуры учебных курсов, устранения описательности, примитивности в их построении. Разрешению этой сложной задачи, на наш взгляд, могло бы способствовать использование единой концептуальной основы при моделировании содержания однопорядковых дисциплин, таких как “Библиотековедение. Общий курс”, “Библиографоведение” Общий курс” и ряда других. В качестве такой концептуальной основы, в частности, могут быть использованы идеи технологического подхода, теории технологии. Их применение в построении курсов могло бы обеспечить усиление логичности и целостности цикла специальных дисциплин, гарантировать преемственность в изучении курсов, определяющих базовую профессиональную подготовку специалистов.
2. Несовершенство понятийно-терминологического аппарата, используемого при описании обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы подготовки библиотекаря-библиографа. Применяемая в библиотечных образовательных стандартах терминология характеризуется несогласованностью, нечеткостью и отставанием от современного уровня развития науки. Решению проблемы устранения заметного отставания ряда учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки от современного состояния науки и практики, ликвидации архаичности в используемом понятийном аппарате и терминологии в определенной мере мог бы способствовать мониторинг за профессиональной терминологией. Такой мониторинг, позволяющий осуществлять сопоставление дидактических единиц, включаемых в состав обязательного минимума содержания образовательных программ, с терминологией, закрепленной стандартами системы СИБИД, новыми законодательными, справочными и научными изданиями даст возможность актуализации и ведения образовательных стандартов — поддержания их в рабочем состоянии, соответствующем достигнутому уровню теории и практики.
Проведенное исследование подтвердило плодотворность системного подхода к построению стандартов на библиотечное образование в целом, включая разные ступени и уровни подготовки специалистов. Разработка нового поколения стандартов на библиотечное образование предполагает, прежде всего, уточнение целей обучения, поскольку они являются основой для определения минимального содержания обучения в стандартах, ориентиром при обосновании требований к результатам обучения, выполняют функции критерия оценки уровня обученности, выступают в качестве систематизирующим элементов технологии обучения.