Подготовка библиотечных кадров в 21 веке

Library Education in the 21 Century

Підготовка бібліотечних кадрів у 21 столітті

Сударикова Е.П., Трапезникова Л.В.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Санкт-Петербург, Россия

Elena P. Sudarikova and Ludmila V. Trapeznikova

St. Petersburg State University of Culture and Arts, St. Petersburg, Russia

Е.П. Сударикова, Л.В. Трапезникова

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, Санкт-Петербург, Россия

Поднимается проблема подготовки кадров для библиотек и информационных центров. Даются предложения по развитию профессиональной подготовки под влиянием новых информационных технологий и вхождение в мировое информационное пространство.

The problem of library and information science education is discussed. New ideas on the education with respect to new information technologies impact and entrance into the world information space are discussed.

Розглядається проблема підготовки кадрів для бібліотек та інформаційних центрів. Даються пропозиції щодо розвитку професійної підготовки під впливом нових інформаційних технологій і входження у світовий інформаційний простір.

 

Вступление в информационный век самым существенным образом оказывает влияние на систему профессионального библиотечного образования. Программа обучения должна обеспечить студентов теоретической базой для творческой работы в области библиотечных информационных услуг. В подготовке специалистов нового поколения должно органично сочетаться гуманизация образования и глубокое освоение современных информационных технологий. Библиотечное образование должно опираться на практику работы библиотек, которые выполняют не только роль информационного центра, но и являются мощным проводником культуры. Новый профессиональный стандарт должен поставить своей целью не только научить своих студентов основам профессии, но и научить его постоянно учиться и развивать творческое начало.

Российское библиотечное сообщество, так же как и мировое, волнуют перспективы развития библиотечного дела, его стратегия и тактика, которые намечаются сегодня, но воплощаться и совершенствоваться будут уже новым поколением. Поэтому так актуальны и значимы проблемы уровня подготовки молодых специалистов. Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального библиотечно-информационного образования. На страницах специальной периодики уже давно и активно дискутируется проблема подготовки высших кадров для библиотек и информационных центров.

И, к сожалению, пока не выработано единого понимания этой проблемы у преподавателей, библиотечных практиков и специалистов, работающих в системе образования. Отсутствие крупномасштабных исследований по проблеме библиотечного образования, даст нам возможность высказать собственное мнение по поводу того, как должна развиваться профессиональная подготовка под влиянием новых информационных технологий и вхождение в мировое информационное пространство. Отправной точкой построения программы обучения должно явиться определение миссии библиотеки и библиотечной школы. Сегодня библиотека — это один из важнейших социальных институтов, выполняющий различные роли в жизни общества. Библиотека — это хранилище культурного и научного наследия человечества; библиотека — это культурный и просветительский центр; библиотека — это основной источник открытого доступа к информации собственной и удаленной, т.е. библиотека — это и мощнейший информационный центр.

До недавнего времени миссия библиотечной школы заключалась в подготовке библиотекарей-библиографов высшей квалификации, способных работать в библиотеках разных типов и видов. Сегодня же практика диктует необходимость концентрации усилий библиотечной высшей школы на умении студентов использовать основы теории и методики библиотековедения и библиографии в многомерном пространстве. Основными объектами профессиональной деятельности наших выпускников стали разнообразные документально-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации в системе научных, производственных и массовых коммуникаций, информационные сети и системы. Меняется не только сфера, для которой готовятся специалисты, но установка на характер знаний и профессиональное поведение библиотекарей. Процесс образования, как целостная система, должен характеризоваться стабильностью и фундаментальностью в целом. Но при этом элементы данной системы должны быть подвижными, открытыми для нововведений. Фундаментальность возможно обеспечить блоками гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Блок же дисциплин специализаций обеспечивается конкретными вузами в тесной взаимосвязи с региональными потребностями подготовки. Программа обучения должна обеспечить студентов теоретической базой для творческой работы в области библиотечных и информационных услуг. Набор дисциплин по специальности может быть во многом пересмотрен и дополнен. Например, такими, как Информационная среда и информационная политика”, “Исследование и анализ. Изучение Мировых информационных технологий и ресурсов дает возможность студентам ознакомиться не только с системой информационных ресурсов, но и с преобразованием библиотечных технологий. Это — рассмотрение и типов библиотек с технологической точки зрения (бумажная, автоматизированная, электронная), и электронных документов, и их создание и использование в библиотечном обслуживании. Невозможно рассматривать современные информационные технологии без истории автоматизации библиотек, современных автоматизированных библиотечных систем и сетей.(Отечественные АС Библиотека — 2, Библиотека 4.0, ИРБИС, ДИТ-ИРБИС, LIBWEB, RUSLANET, Зарубежные: VTLS, TINLIB, ALEPH, LAN и др.). Особое место в 21 веке занимает взаимосвязь между Библиотеками и Интернет: интеграция с небиблиотечными системами, место библиотек в условиях конкуренции, представление ресурсов и др. Что касается Интернет, то дисциплины этого цикла пронизывают учебный процесс с первого по последний курс. Цель преподавания дисциплин — освоение студентами- гуманитариями основ сетевых компьютерных технологий, основ документального информационного поиска и приобретение навыков использования различных документальных ИПС, в том числе и в сети Интернет. Помимо дисциплин, связанных с компьютерной технологией (вычислительные системы, сети, телекоммуникации, операционные системы, базы данных и др.) необходимы дисциплины информационно-аналитического направления (информационный маркетинг, информационный менеджмент, информационный мониторинг и др.) Особое место занимает “Методический мониторинг, объектами слежения которого выступают библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их деятельности, выявление и распространение библиотечных новшеств. Развитие рыночной экономики требует усиленной экономической подготовки, поэтому помимо обязательной дисциплины “Экономическая теория, необходимы такие дисциплины как “Мировая экономика, “Бухгалтерский учет, “Банковское дело, “Финансы и кредит, “Психология бизнеса, “Экономическая технология и т.д.

Существование в международном информационном пространстве требует углубленной лингвистической подготовки библиотечных кадров не только на уровне практического знания языка, но и основ теории изучаемого языка (лексикологии, лексикографии, стилистики, теоретической грамматики), “Введение в языкознание и др. Международное сообщество требует знания и таких технологий как фандрейзинг, грантоведение. Одним из направлений выживаемости библиотек является благотворительная поддержка, которая получила широкое распространение в других странах. Технология так называемого фандрейзенга позволяет эффективно осуществлять поиск ресурсных доноров и систематически получать необходимую помощь. Это направление дополнительного финансирования библиотек многие годы не рассматривалось в нашей стране и только в последнее время к этой проблеме было привлечено внимание. В современном “Международном пакете о гражданских и политических правах”, принятом ООН в 1976 году записано право личности на доступ к информации, которую, конечно же, в первую очередь, должны осуществлять библиотеки. Безусловно, при этом библиотека не может пренебречь “инфоэтикой, культурой достойных отношений в компьютерном пространстве. Одним из проявлений “инфоэтики является “биоэтика — комплекс проблем, связанных с выживанием человечества в техническом обществе. В круг проблем “биоэтики входит проблема сохранения культурного пространства, хранителем которого является библиотека. И за библиотекой должны оставаться права на распространение информации. Молодое поколение должно быть адаптировано к техногенным процессам, уметь общаться с читателем по электронным каналам, которые, безусловно, будут все более и более расширяться. В то же время надо не забывать, что библиотека, как один из важнейших социальных институтов, выполняет не только роль информационного центра, но и является мощным проводником культуры, что неизбежно накладывает на нее обязанности формирования системы ценностей.

Новый профессиональный стандарт, создающийся в современных условиях, чтобы оставаться современным и в следующие десятилетия, должен поставить своей целью не только научить студента основам профессии, но научить его постоянно учиться, развить творческое начало. Только тогда наши выпускники будут не только приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру, но и способствовать его развитию. Однако, проблема повышения качества подготовки специалистов не замыкается в создании пусть и очень хорошего стандарта. На уровень развития системы образования самым непосредственным образом влияют и другие, может быть более важные элементы на сегодняшний день, а именно: политика государства в области образования, государственное финансирование, материально-техническая база каждого конкретного вуза. Здесь мы часто встречаемся с отставанием вузов от крупных библиотек, что совершенно недопустимо Проблема повышения качества подготовки библиотечных кадров зависит и от организации учебного процесса. Организация учебного процесса немыслима без учебно-методической базы. И то, к чему мы привыкли и сегодня продолжаем придерживаться — базироваться на учебных и учебно-методических пособиях — устарело.

Стремительное развитие науки и практики библиотечного дела все больше в освоении того или иного материала заставляет обращаться к публикациям в периодике, к ресурсам Интернет и в меньшей степени к учебникам, период устаревания которых катастрофически сокращается. Отсюда следует, что сегодня вузы должны быть обеспечены не только классической литературой по специальности, но современной системой справочной, периодической литературы как на традиционных, так и на электронных носителях, и, конечно, иметь свободный для преподавателей и студентов доступ к ресурсам Интернет. Реформирование высшей библиотечной школы неизбежно потребовало выработки образовательного стандарта по специальности 05.27.00 “Библиотековедение и библиография,что создаст реальные условия для формирования единого профессионального образовательного пространства в РФ и включения в мировой профессиональный образовательный процесс.