Гибридные библиотеки в системе непрерывного образования
Скнарь В
.К.Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств, Киев, Украина
Valentina K. Sknar
The State Academy for Managers in Culture and Arts, Kiev, Ukraine
В.К. Скнар
Державна академія керівних кадрів культури і мистецтв, Київ, Україна
Рассматриваются особенности создания гибридных библиотек и их участие в реализации системы непрерывного образования. Опыт различных стран по созданию учебных центров и гибридных библиотек является необходимым для Украины. Особое внимание уделяется возможностям развития дистанционного обучения с использованием ресурсов гибридных библиотек, их преимуществ и проблемам, требущим решения. Проблемно-модульное обучение в Центре непрерывного информационно-библиотечного образования предусматривается с возможностями использования Интернет-технологий и ориентировано на формирование у библиотечных работников навыков создания информационных продуктов для сети Интернет, умения работать с электронными изданиями, повышение их информационной культуры и качества информационно-библиотечного обслуживания.
Hybrid libraries and their participation in continuing education system are analyzed. The experience of various countries in learning centers and hybrid libraries creation is considered valuable for Ukraine. Special attention is given to distant learning opportunities development using hybrid library resources, their advantages and disadvantages. Problem module learning at the Center for library and information continuing education is linked with opportunities of Internet technologies. It is aimed to teach librarians the skills to design Internet information products, to work with electronic publications to increase the information culture and library and information services quality.
Розглядаються особливості створення гібридних бібліотек та їх участь у реалізації системи безперервної освіти. Досвід різних країн по створенню навчальних центрів і гібридних бібліотек необхідний для України. Особливу увагу приділено висвітленню можливостей розвитку дистанційного навчання з використанням ресурсів гібридних бібліотек, їх переваг, а також проблем, що вимагають вирішення. Проблемно-модульне навчання в Центрі безперервної інформаційно-бібліотечної освіти передбачає використання можливостей Інтернет-технологій, орієнтує на формування у бібліотечних працівників навичок створення інформаційних продуктів для мережі Інтернет, підвищення їхньої інформаційної культури, уміння працювати з електронними виданнями, удосконалення якості інформаційно-бібліотечного обслуговування в цілому.
Приход третьего тысячелетия призвал к жизни не только возникновение и внедрение новых информационных технологий, но и умелое использование опыта предыдущих поколений. Украина уверенно движется путем прогресса и обновления информационных ресурсов, старается не только “вписаться” в новую парадигму повышения интеллектуализации всех возрастных групп, но и построить свою собственную интегрированную систему освоения информации и было бы ошибочным утверждать, что люди занятые своими повседневными делами, не интересуются теми изменениями, которые являются неизбежными для дальнейшего развития науки, техники и культуры. Кое-кто радуется самому процессу создания нашего государства, не беря во внимание то, какими могли бы быть успехи при
условии привлечения мирового и европейского опыта. Конечно всем понятно, что сегодня никакие позитивные сдвиги невозможны без информационных технологий, без участия в этих процессах библиотечно-библиографических ресурсов. А потому будущее наших библиотек тревожит как население, так и специалистов информационно-библиотечной отрасли. Что же нас ждет в ХХI столетии?Еще недавно ответ мог быть представлен в виде трех основных вариантов. Один из них представлял будущее чрезвычайно прекрасным, таким, что мы не могли поверить в него. Другой представлял картину очень грустной, в экзистенционалистском свете и его тоже не хотелось бы принимать всерьез. Вот почему мы останавливаемся на третьем варианте, который предусматривает переменную облачность с кратковременными
дождями и порывистым ветром. Прогности-футорологи позаимствовали из современной физики принцип неопределенности: поскольку может произойти любое изменение, то будущее просто не возможно предсказать.Но мы знаем, что физические законы действуют не отдельно
от нас и сам человек может выступать не только потребителем новых технологий.Проблема №1 в мире новой техники — это надежность систем и процессов, а в мире человеческих отношений — это проблема методов и способов познания и обучения. Обе эти проблемы взаимосвязаны, поскольку нашему поколению посчастливилось войти в совсем новый мир познания и построения реальных связей с другими культурами, технологиями и странами. Будет ли это наш путь? Сумеем ли мы конструировать наше будущее развивающемся и стабильным
, с убежденностью в завтрашнем дне?Ответ на эти вопросы нужно искать в учебных аудиториях и библиотеках. Поскольку именно они призванные не просто передать эстафету поколений, а и найти интегрированную схему сочетания традиционных и электронных информационных ресурсов, создания информационных продуктов, которые воспринимались бы как в электронной среде, так и на традиционных носителях информации, которые были основаны царем Хаммурапи, продолжены Гуттенбергом и используются сегодня.
Само название “гибридная библиотека” вызывает на первый взгляд ассоциации с чем-то биологически-жизненным (скрещивание основных функций-компонент). Принимая за основу такое сочетание традиционных и электронных ресурсов с традиционными библиотечными функциями, мы считаем необходимым подчеркнуть, что читатель — пользователь компьютера сможет не только воспринимать информацию в индивидуальном для него темпе, но и унифицировать свой доступ к информационным ресурсам. Такой опыт нам посчастливилось получить еще в середине 80-х годов на
примере библиотеки Института образования Лондонского университета. Этот институт является автономным учреждением образования, проводит переподготовку педагогов-ученых из разных стран мира и Великобритании, исследует широкий круг проблем содержания, форм и методов обучения. Учебный процесс осуществляется через систему общих и специальных курсов лекций, семинарских, групповых и индивидуальных занятий по разным направлениям образования. Заслуживает особого внимания обеспеченность учебного процесса методическими разработками, программами, индивидуальными заданиями для слушателей. Лекции активно оснащены техническими средствами обучения: в каждой аудитории обязательно используется видеомагнитофон и телевизионная техника, компьютеры для каждого слушателя, которые подключены в соответствующие сети информационных ресурсов. Библиотека занимает отдельный корпус, свободный доступ к информационным источникам обеспечивается современным библиотечно-информационным сервисом.Во время обучения широкое применение получили проблемные ситуации, установление обратной связи со слушателями, сравнение, реферирование публикаций, стимулирование слушателей к активной дискуссии с лектором, показ преимуществ и недостатков рассматриваемых проектов и позиций, выдвижение гипотез, использование видеотехники для демонстрации и подтверждения различных точек зрения, диаграмм, альтернативного объяснения особенно сложных проблем, привлечения слушателей к поиску необходимых решений, использование CD-дисков.
Использование гибридной библиотеки увеличивает возможности слушателей для научного осмысления материала.
Особенный интерес вызвали у нас так называемые учебные пакеты, которые содержат учебные пособия, тетради-книги для индивидуальных занятий, в конструкции которых чаще всего заложены идеи алгоритмизации обучения. Такие учебные пособия раскладываются на отдельные модули, которые слушатели могут заполнять, отвечая на конкретные вопросы. Модули содержат материал разной степени сложности и предназначены для слушателей, которые имеют разную подготовку и способности. В пакеты вложены CD-диски, методические указания и рекомендации по организации лабораторных и практических работ, дидактических игр, а также вопросы для самопроверки.
Разработкой таких программ-пакетов занят и специальный Центр повышения квалификации руководящего педагогического состава Института образования Лондонского университета. Программы состоят из набора разных эпизодов, которые рассматривают данную проблему. Программы динамичные, гибкие и рассчитаны на широкий спектр возможных жизненных ситуаций. Так, например, программа “Можете ли Вы назвать себя руководителем?” включает ряд подпрограмм: “Встреча, Знакомство”, “Руководящий состав”, “Межличностные отношения на работе”, “Производственные отношения”, “Руководство”. Все они объединяются общей проблемой, но каждая сохраняет свою автономию и сопровождается двумя копиями методических материалов и библиографией. Слушателям предлагаются услуги действительно гибридной библиотеки, которая позволяет параллельно использовать печатные и электронные ресурсы.
В процессе внедрения в учебный процесс новых информационных технологий возникает потребность создавать концепцию электронного учебника и интегрированных способов автоматизации, разработки учебников включающих в себя разнообразные учебные курсы. Решение этой проблемы является особенно ценным для последипломного образования библиотекарей, поскольку дает возможность создавать электронные книги научного и методического назначения. Внедрение этих книг в учебный процесс последипломного образования
приведет к качественным изменениям в формировании мотивации к непрерывному и систематическое образованию и самообразованию самих библиотечных и информационных работников.Электронная книга в отличие от обычной создает не линейную, а сетевую структуру. В каждом узле-странице этой книги содержится информация в виде текста, графики, анимации , звука, видео. Выделенными ключевыми словами и зонами экрана пользователь имеет возможность переходить на другие страницы и получать разъясняющую и вспомогательную информацию, необходимые определения понятий, слайды, анимационные фрагменты. Путешествие пользователя сайтами такой книги является не только целесообразным и удобным, но и интересным. Способы сетевой навигации базируются на идеях и методах графического диалогового интерфейса, учитывают индивидуально-психологические аспекты общения с книгой и улучшают самообразовательную деятельность пользователя.
Главным системообразующим элементом модели является принципиально новая компьютерно-ориентированная дистанционная форма обучения, что обеспечивает непрерывность и последовательность учебного процесса и дает возможность войти в эту систему на любом уровне и в любое время.
Таким образом гибридная библиотека позволяет сделать первые шаги относительно внедрения более демократической системы — дистанционного образования, которая имеет возможность обеспечить новый уровень доступности образования с улучшением его качества. Это осуществляется при помощи специализированной информационно-обучающей среды на основе использования телекоммуникационных технологий, электронных изданий, информационно-методических пособий. Особенное значение приобретают подготовка, переподготовка и повышение квалификации библиотечно-информационных специалистов, документоведов-референтов с использованием новой формы дистанционного обучения, которое предусматривает обращение к Интернету. Даже в режиме прямого непосредственного обмена информацией (on-line) библиотекари, студенты специальности “Документоведение и информационная деятельность” и другие пользователи могут принимать участие в отечественных или международных телекоммуникационных проектах, общаться с другими библиотеками, записываться для участия в телеконференциях и в списки рассылки. Для поступления блока информации корреспонденту по его запросу компьютерной сетью и почтой транслируется необходимая информация для получения необходимых ему знаний.
Одной из возможностей дистанционного обучения библиотечных работников, документоведов-референтов органов государственного управления и местного самоуправления в Интернете может быть создание виртуального центра обучения, который предоставляет услуги по обучению. Такой on-line центр может функционировать в среде виртуального обучения, используя объектно-ориентированные базы данных, программное обеспечение которых предоставит возможность студентам, библиотекарям принимать участие в семинарах, дискуссиях, размещать свои работы, читать статьи, обращаться к электронной или печатной книге, получать методическую помощь.
Наш опыт создания Интернет-класса Центра непрерывного информационно-библиотечного образования в рамках реализации совместного проекта Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств и Украинской библиотечной ассоциации, который был поддержан международным фондом “Возрождение” и Институтом открытого общества (г. Будапешт) продемонстрировал возможности создания и использования электронных изданий для учебного процесса, библиотек, координации и кооперации этой работы. Использование демонстрационных версий “ИРБИС”, “Pro-Cite”, и других на
базе Интернет-класса Центра обеспечивают максимальную индивидуализацию обучения и проведение лабораторных тренингов.Гибридные библиотеки и в дальнейшем будут использовать Интернет, что приведет к расширению предоставления доступа к информации, которая традиционно ограничивалась помещением конкретной библиотеки.
Анализ публикаций и наш опыт позволяют сделать некоторые выводы относительно размещения сети и использования интегрированных электронных и печатных источников в гибридных библиотеках:
Значительную помощь в этом нам предоставляет Британский Совет в Украине. Благодаря расширению и внедрение новых подходов и программ содействия профессиональному развитию работников библиотек осуществляется такие информационные проекты как “Менеджмент в библиотеке”, “Информационное общество”, “Обучение в общей сети”, которые на сегодня являются инновационными
для Украины. Решение этих проблем и создания соответствующих условий для усовершенствования, расширение возможностей гибридных библиотек будет способствовать успешной подготовке библиотечных и информационных специалистов, эффективному функционированию специалистов и, в конечном счете, окажет положительное влияние на повышение результативности и качества библиотечно-информационной деятельности в Украине.Література.