Будущая информационная культура как диалог
интеллекта, культурных традиций и человека
Пшеничникова Р.И.
Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ, Роcсия
R. I. Pshenichnikova
Eastern-Siberian State Academy for Culture and Arts, Ulan-Ude, Russia
Р.І.
ПшеничниковаСхідно-Сибірська державна академія культури і мистецтв, Улан-Уде, Росія
Рассмотрены основополагающие составляющие будущей информационной культуры. Предложено философско-психологическое и культурологическое обоснование проблематики “диалога культур, цивилизаций, диалога человека”.
The basic components of future information culture are considered. Philosophical, psychological and cultural considerations of “dialog between intellect, cultural traditions and individual” are proposed.
Розглядаються основні складові майбутньої інформаційної культури, філолофсько-психологічне і культурологічне обґрунтування проблематики “діалогу культур, цивілізацій, діалогу людини”.
Интенсивные поиски путей развития цивилизаций, повышенный интерес к культурным традициям разных этносов во все мире, активное воздействие на людей социальных коммуникаций, новых технологий, сети “Интернет”, виртуальной культуры, “рынка спиритуальных товаров” и т. д. — все это привело к формированию совершенно иной информационно-образовательной и культурной
среды в обществе. Новая, созданная человечеством, среда оказалась полной тайн, неожиданностей и загадок, таких как эзотерические культуры и оживающие в современной науке мифологические темы, связанные с осмыслением глобальных проблем времени, пространства, космоса, изменения сознания, прошлого и будущего человечества.Сложившаяся сегодня ситуация в сфере научной деятельности, когда идет интенсивный процесс накопления научных и технических работ отдельных авторов, но не сформирована единая обосновываемая система знаний, свидетельствует об информационном кризисе. Кризис науки о человеческой психике — и о человеке в целом, — отмечают многие современные ученые. Появление института внедрения навыков ДЭИР — Дальнейшего энергоинформационного развития (Д. В. Верищагин) не только ставит вопрос об иной сущности человека, но и практическом применении мало известных технологий, разработанных в рамках секретных программ по особому заказу высшего партийного руководства СССР в конце 80-х годов.
Перечисленные проблемы, многообразие теорий и точек зрения формируют целый ряд социальных противоречий, в которых оказывается современный человек, желающий получить знания и развить себя как человека культурного. Вот, почему, появляется настоятельная необходимость исследования проблем, связанных с развитием информационной культуры, несмотря на многочисленные публикации по данному вопросу.
Доказательством тому является появление новой теоретической дисциплины — информациологии, которая выступает как инструмент, как методология интеграции знаний, информации, процессов и явлений. “Принципы информационного подхода заключаются в том, что сначала производится анализ и синтез не свойств вещей, предметов или их элементов, а отношений внутри них и их отношений с внешним окружающим миром” (И.И.
Юзвишин). Исследователи отмечают, что эта теория родилась на стыке фундаментальных наук и ее конечная цель — расшифровать первичный базовый код Вселенной, что уже зафиксировано в эзотерических науках и эзотерических культурах. В одной из последних публикаций И. М. Фейгенберга и Р. Е. Ловинского “Информационная модель будущего как программа развития” авторы рассматривают новые воззрения, возникающие в биологии, психологии, космологии и отмечают широкое участие информации в основных природных и Вселенских процессах. Следует отметить, что современный интеллект должен в большей мере отражать научную картину мира, представленную в глобалистике и исторически сложившихся, непрестанно развивающихся культурах, населяющих его народов.Таким образом, можно утверждать, что интеллект, культурные традиции и человек — это основополагающие составляющие развития будущей информационной культуры. Вопрос только в том, в каких взаимоотношениях и при каких условиях это культура сможет формироваться. Попытаемся рассмотреть данный вопрос, хотя бы в самом общем плане.
Проблематика “диалога культур, цивилизаций, диалога человека” широко обсуждается в различных формах и на различных уровнях. Сама по себе идея и концепция диалога имеют различные толкования и подходы. Поэтому появляется необходимость в философско-психологическом и культурологическом обосновании данного понятия. Наибольший интерес в этом плане представляет фундаментальное исследование крупнейшего ученого В.В. Иванова “Избранные труды по семантике и истории культуры. Том 1”
, в котором проблеме диалога посвящен специальный раздел. В нем автор рассматривает такие важные составляющие диалога как “говорящий и слушающий”, как соотношение имени существительного и глагола в разных языках мира. Причем, эти языковые особенности связываются с этническими и культурными особенностями, что представляет интерес как для типологии культуры, так и для развития информационной культуры. Однако, в таком аспекте информационная культура практически не изучалась. Особое значение в связи с этим приобретают способы обозначения себя и другого человека, не связанные с речевыми зонами левого полушария головного мозга, но связанные с правым полушарием. Дело в том, что у каждого человека есть своя песня, которая относится к наиболее древним свойствам и качествам человека. Таким образом, можно сказать, что идея диалога человека с самим собой как бы заложена в его природе. Идея внутреннего диалога, в той или иной степени, была рассмотрена в трудах ряда исследователей, занимающихся проблемами шаманизма, в работах таких известных ученых как Выготский Л.С., Библер В.С., Суббето А.И., в книгах К. Кастанеды и др. Именно идея внутреннего диалога по мнению многих из них, связана с получением качественной полноценной информации и ее усвоением. Понятно, что разработка данного направления предопределяет развитие будущей информационной культуры. Это один аспект понимания сущности диалога как явления, как процесса.Далее, в диалогической философии (Бубер и Марсель) только диалог связывают с многомерным и многообразным мышлением, отмечая при этом, что линейное мышление всегда односторонне и несет в себе неизбежность ложного итога. Можно предположить, что развитие диалогического общественного интеллекта обуславливает в свою очередь и развитие информационной культуры. Так, в своем выступлении на конференции ЮНЕСКО (Париж, 29 октября 1999 г.) Президент Республики Иран, размышляя о понятии “диалог цивилизаций” отметил, что идея диалога культуры и цивилизаций такая же древняя, как и они сами, и в то же время — это совсем новая идея, если “воспринимать это словосочетание как “информацию” и стремление понять, а не победить.
Следует отметить, что интерес к эзотерическим культурам и традициям сталкивается с проблемой сложности ее изучения, и особенно перевода данной культуры на современный уровень понимания. Все чаще исследователи обращаются к теории динамических систем и математическим моделям анализа материалов.
Можно предположить, что исследования культурных традиций разных народов на основе математических теорий приведет к формированию качественно иной, будущей культуры человечества, в которой будет сформирована целостная картина мира, человека и космоса в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии. В данном случае, речь идет о нетрадиционных подходах в осмыслении культуры прошлого,
ее корней как фундамента развития “ожидающей” культуры, нового понимания человека и личности. Можно говорить о формировании новой методологической культуры, о которой писал в свое время А. Ф. Лосев.Если это так, то тогда центральным становится вопрос о том, каким быть человеку современному, в чем проявится эволюционный скачок в его развитии? Анализ литературы по названной проблематике при всем многообразии взглядов и позиций позволяет выделить нечто общее, некое объединяющее начало. Это проблема творчества, творческой, научной, общественной и т. д. самореализации человека. Тогда роль и значение искусства, творчества, информационной культуры в формировании нового человека кардинально изменяются, становятся движущей силой развития его интуиции.
К интересным выводам приходит в своем исследовании, “в главе нечет и чет — диалог” В.В. Иванов. Он отмечает, что “наиболее ценные проявления человеческой культуры характеризуются таким использованием языка и других кодов и текстов, которые можно описать как применение некоторой комбинации знаков для одновременной передачи нескольких сообщений (это и называется метафоричностью искусства)”. Именно в этих явлениях человеческого искусства и религий автор видит приближение к тем принципиально отличным от обычных и принятых в
повседневном общении способов передачи информации, связанных с изучением отдельных особенностей правого полушария мозга.Особую значимость в данном контексте приобретают теории развития цивилизаций, связанные с осмыслением новых понятий: “длительность жизни культуры”, “длительность культурной традиции” (Э. Яршатер). Чем сильнее культурная традиция, чем дольше она сохранялась, тем больше возможностей, по мнению ученых, для развития конкретной общности. Следовательно, изучение длительности жизни культурных традиций и культуры разных народов создает базу для их диалога, позволяет выйти на поле взаимодействия и сотрудничества.
В заключение необходимо отметить, что исследование диалога интеллекта, культурных традиций и человека как модели развития будущей информационной культуры не только определяет особенности ее развития, но и создает условия для выяснения тех, принятых нами ограничений в способах передачи информации и моделирования внешнего мира, что и будет способствовать формированию будущей информационной культуры.