Роль библиотеки музея в формировании современного музейного пространства на примере Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина

Museum’s Library in Shaping Museum Space:
the Example of Samara Oblast Historical and Lore Museum

Роль бібліотеки музею у формуванні сучасного музейного простору (на прикладі Самарського обласного історико-краєзнавчого музею ім. П.В. Алабіна)

Тимашева И.А.

Научная библиотека Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Самара, Россия

Irina A. Timasheva

Scientific Library of Samara Oblast Historical and Lore Museum, Samara, Russia

І.О. Тимашева

Наукова бібліотека Самарського обласного історико-краєзнавчого музею ім. П.В. Алабіна, Самара, Росія

Деятельность библиотеки современного музея не ограничивается только библиотечной работой. На примере Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина анализируется участие библиотеки в реализации экспозиционного проекта и формировании единого информационного пространства музея. Рассматриваются особенности музейной библиотеки в сравнении с библиотекой публичной.

Activities of a museum library are not restricted today by pure library tasks. By the example of Samara Oblast Historical and Lore Museum, the report studies the library’s participation in the exhibit project and shaping of the museum space. Specific features of a museum library compared to public library are given.

Діяльність бібліотеки сучасного музею не обмежується тільки бібліотечною роботою. На прикладі Самарського обласного історико-краєзнавчого музею ім. П.В. Алабіна проаналізовано участь бібліотеки в реалізації експозиційного проекту і формуванні єдиного інформаційного простору музею, Розглянуто особливості музейної бібліотеки в порівнянні з публічною бібліотекою.

 

В силу специфики политического, экономического и социокультурного развития в нашей стране за последние годы определились абсолютно новые формы и методы формирования современного музейного пространства. Это обусловлено новой социокультурной задачей, вставшей перед музейными сотрудниками в условиях зрелищного дефицита, при наличии минимального выбора и количества массово доступных объектов культуры. Это выразилось в возрастании роли музея как просветительского и одновременно зрелищного учреждения. Формируя современное музейное пространство, необходимо учитывать, что главной ролью на музейной сцене является роль музейного посетителя. Это полностью соответствует долгосрочным задачам развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, сформулированным в Концепции его развития “Музей и коммуникация”. Она предусматривает превращение музея в мощный коммуникационный центр, место встречи и общения культур на основе “языка вещей”. Поэтому библиотека музея не может оставаться я в стороне от активной музейной деятельности. В этой связи следует остановиться на некоторых аспектах деятельности библиотеки музея.

В настоящее время краеведение заняло прочное место в учебной работе большинства школ города. Включение краеведения в образовательный процесс имеет давнюю традицию. Практика краеведческой работы позволяет выявить различные уровни краеведческого познания школьников.

Первый уровень — получение учащимися готовых краеведческих знаний на уроках истории или факультативах по краеведению.

Второй уровень предполагает самостоятельное приобретение знаний в результате работы учащегося с краеведческой, энциклопедической, научно-справочной литературой. Естественно, он требует более высокого уровня познавательной деятельности ученика.

Третий уровень краеведческой работы — углубленная научно-исследовательская деятельность школьников по изучению какого-либо краеведческого вопроса или проблемы.

В ряде школ города разработаны и внедрены в учебный процесс программы по краеведению. Они не только предполагают углубленное получение знаний по истории нашего края, но и включает систему самостоятельных заданий, работу с историческими источниками краеведческого характера. Именно эту задачу помогает решить библиотека музея им. П.В. Алабина. Учитывая уникальность фонда, можно с уверенность сказать, что наша библиотека является единственной в городе, которая может полностью удовлетворить запросы читателей по истории края. Особенность МУЗЕЙНОЙ библиотеки по сравнению с обычными публичными библиотеками состоит в том, что, поработав с документами и, получив информацию о каком-либо предмете, затем можно подняться в экспозиционные залы и познакомиться непосредственно с предметом. Ведь музейный библиотекарь — это уникальный специалист. В силу постоянного синтеза различных специальностей он одновременно и хранитель, и гид, и советчик. Мы рекомендуем нашим читателям совмещать работу в библиотеке с посещением экспозиции. Поэтому у читателей нашей библиотеки складывается полное впечатление об изучаемом предмете: как теоретическое, так и визуальное. В течение 2000 года проводилось анкетирование посетителей музея, и 20 % опрошенных на вопрос “Где Вы получили информацию о музейной экспозиции” ответили: В библиотеке музея. Поэтому можно без преувеличения сказать, что данный вид деятельности библиотеки работает на создание положительного имиджа музея.

Особо следует обозначить роль библиотеки музея в формировании единого информационного пространства музея. Если специалисты — музейщики определяют необходимый и достаточный объем информации исходя из предметного наполнения экспозиционного показа, то вопросы посетителей музея сгруппированы вокруг иных доминант. Тематически связная логика прохождения по всем залам и мотивированно подчиненный предметному показу текст экскурсий оставляют у посетителей ощущение скрытого от него присутствия неких глубинных закономерностей. Именно это ощущение провоцирует многие вопросы посетителей, которые могут показаться неуместными или даже вызывающими. Поэтому роль библиотеки музея на данном этапе является одной из ведущих: на многие вопросы посетители музейной экспозиции могут найти ответы, обратившись к источникам, хранящимся в библиотеке. Но вопросы посетителей иногда выходят за пределы информации из библиотечных источников. Многие из них связаны с конкретными экспонатами, которые представлены в экспозиции: история экспоната, степень сохранности, материал, из которого изготовлен экспонат, какие еще подобные экспонаты хранятся в музее. Возможность получить ответы на подобные вопросы предоставляет музейная компьютерная система КАМИС. В Самарском областном историко-краеведческом музее установлена обновленная версия КАМИС 3.0. Главная особенность этой версии — работа в локальной музейной сети. Введено уже более 200 тысяч единиц хранения. Библиотека музея так же имеет доступ к базам данных КАМИС, поэтому посетители музея, обратившиеся в библиотеку, имеют возможность получить исчерпывающую информацию об интересующем их экспонате, включая изображения. В библиотеке музея в 2001 году была установлена АИБС “ИРБИС”, создается БД “Электронный краеведческий каталог”. Количество записей составляет 1500 единиц. С уверенностью можно сказать, что в ближайшем будущем читатели музейной библиотеки будут иметь возможность получать полную информацию о фондах библиотеки и о музейных коллекциях.

Одним из важнейших составляющих современного музейного пространства является пространство экспозиционное. При этом традиционно считается, что библиотека музея может иметь отношение к музейной экспозиции только в момент подбора литературы для ее построения, или в момент посещения уже готовой экспозиции. Но связи с постоянным общением с представителями всех подразделений музея и подбором информации для всех музейных мероприятий библиотекарь в современном музее перестает быть только библиотекарем. Он становится универсальным специалистом. Библиотекарь музейной библиотеки становится и хранителем, и экспозиционером, и дизайнером, и экскурсоводом, и специалистом по связям с общественностью. Конечно, это зависит как личностных качеств сотрудника (спокойнее оставаться просто техническим “выдавальщиком” книг, не пытаясь расширять диапазон своей деятельности), так и от позиции, которую занимает руководитель музея. В Самарском областном историко-краеведческом музее руководство считает, что каждый сотрудник должен реализовывать себя на различных участках музейной работы, раскрывать свой творческий потенциал. Поэтому в библиотеке музея сейчас на стадии реализации находится не библиотечный, а экспозиционный проект. Он предполагает построение выставки макетов национальных жилищ. Проект расчитан для незрячих и слабовидящих детей. Незрячий или слабовидящий ребенок будет иметь возможность тактильным методом (прикасаясь руками) ознакомиться с материалом, из которого представители различных народностей строят свои дома.

Без сомнения, работа музейной библиотеки нацелена на реализацию множества практических потребностей этого учреждения. Фактически, библиотека обеспечивает нормальное функционирование всех основных подразделений музея. Книга в музее выступает и как инструмент научной обработки фондов, и как экспонат, без которого не обходится почти ни одна экспозиция, и как объект научного изучения, и, наконец, как средство популяризации, распространения музейной культуры. Сегодня, когда значение музея определяется его информационным и коммуникативным потенциалом, техническими возможностями и наличием квалифицированных специалистов, положение библиотеки в структуре музея должно претерпеть существенные изменения. В современном музее библиотека, построенная на принципах универсальной информационной системы, вполне реально оказывается в центре процессов коммуникации. Из двух возможных моделей развития отношений с музеем- интеграция и партнерство- последняя представляется для библиотеки наиболее перспективной. Партнерство предполагает осмысление и четкую формулировку собственных задач и потребностей. Только так можно утвердить мнение, что библиотека — это не вспомогательное подразделение, а своеобразный “музей в музее” со своим комплексом функций.