Информационные технологии Парламентской библиотеки
в обеспечении законодательной деятельности

Information Technologies at Parliamentary Library to Support Legislative Business

Інформаційні технології Парламентської бібліотеки
у забезпеченні законодавчої діяльності

Комов В.В.

Парламентская библиотека Российской Федерации, Москва, Россия

Vladimir V. Komov

Parliamentary Library of the Russian Federation, Moscow, Russia

В.В. Комов

Парламентська бібліотека Російської Федерації, Москва, Росія

Рассматриваются основные задачи Парламентской библиотеки в процессе подготовки информационно-аналитических материалов, библиографических изданий на основе использования новых информационных технологий. Сообщается о наличии двух контуров предоставления услуг. Описываются информационные технологии, позволяющие создавать, использовать и предоставлять библиотечно-информационные ресурсы для обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания РФ.

The major tasks of the Parliamentary Library in drawing up information and analytic materials and bibliographies using new information technologies are discussed. The author points to the two contours of user services. Information technologies that enable to build, use, and make available library and information resources supporting legislative business of the RF Federal Assembly are described.

Розглядаються основні завдання Парламентської бібліотеки в процесі підготовки інформаційно-аналітичних матеріалів, бібліографічних видань на основі використання нових інформаційних технологій. Повідомляється про наявність двох контурів надання послуг. Описуються інформаційні технології, що дозволяють створювати, використовувати і надавати бібліотечно-інформаційні ресурси для забезпечення законодавчої діяльності Федеральних Зборів РФ.

 

Развитие законодательной деятельности российского парламента, решение стратегических задач формирования правового пространства страны, подготовка, рассмотрение и принятие законопроектов требуют полной и точной оценки существующей ситуации, а следовательно, наличия необходимой информации. Нынешние условия требует адекватных решений от служб, обеспечивающих информационно-аналитическое сопровождение законодательной деятельности. Основная задача Парламентской библиотеки быть полезной в этом процессе, быстро и эффективно выполнять свои функции, что требует быстрого развития новых информационных технологий. Реализуя свои функции, библиотека стремится повысить оперативность выполнения пользовательских запросов, подготовки информационно-аналитических материалов, библиографических изданий и других услуг.

Ведущую роль при этом играет автоматизированная система библиотеки, которая предназначена для формирования библиотечно-библиографических справочных и информационных ресурсов и представления их депутатам, помощникам, сотрудникам Аппарата. Она является прикладной системой ИТКС Государственной Думы. В общем виде она представляет собой совокупность информационных технологий, реализующих одну или несколько функций с применением соответствующего программного, информационного, лингвистического и технического обеспечения. Каждая из технологий поддерживает ведение и использование логически связанных баз данных, представляющих информационную и содержательную основу системы.

АБИС библиотеки развивалась и внедрялась поэтапно, начиная с 1994 г., с учетом уровня программно-технологической проработки отдельных её компонент и технических возможностей библиотеки. Важной отличительной чертой внедрения системы стал отказ на начальном этапе от ведения традиционного карточного каталога. Другой особенностью развития автоматизированных технологий следует считать оперативность их разработки и внедрения, внесение изменений “с колес” в действующие процессы, нацеленность на конечный результат. При этом библиотека должна учитывать особенности самого процесса обеспечения законодательной деятельности — временной фактор (оперативность) и компактность (лаконичность) информации.

В настоящее время внутренние технологии Парламентской библиотеки обеспечивают ежедневное пополнение различных видов информационных ресурсов, которые доступны всем пользователям в корпоративной сети. Часть информации представлена в Интернет, формируются библиографические указатели и аналитические материалы, готовятся подборки и другие материалы с использованием правовых баз данных и иных внешних ресурсов.

С точки зрения обслуживания пользователя в Парламентской библиотеке существует два контура предоставления услуг. Во-первых, каждый пользователь имеет доступ к информации библиотеки в рамках Интранет-сети. Со своего рабочего места он может осуществлять поисковые процедуры в электронном каталоге и базах данных библиотеки, работать с электронными версиями библиографических, справочных и аналитических изданий библиотеки, знакомиться с новостями и т.п. Другой вид обслуживания — работа пользователя непосредственно в библиотеке. Здесь сотрудники библиотеки выполняют тематические запросы, осуществляют поиск (с использованием автоматизированных технологий) правовых документов, книг, статей из периодических изданий и других материалов.

Таким образом, Парламентская библиотека имеет информационные технологии, позволяющие создавать, использовать и предоставлять библиотечно-информационные ресурсы для обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Совокупность технологий библиотеки можно функционально объединить в несколько основных блоков (компонентов) системы. Во-первых, это библиотечные технологии (каталогизация, индексирование, регистрация, учет изданий, обслуживание и т.п.), реализованные в автоматизированном режиме. Во-вторых, технологии обеспечивающие работу пользователей с библиотечными ресурсами (интерфейс внешних пользователей). В-третьих, технологии, направленные на управление собственно АБИС и поддержку организационно-управленческой деятельности библиотеки. В-четвертых, технологии, обеспечивающие использование внешних информационных ресурсов. Названные функциональные компоненты системы могут быть рассмотрены в разных аспектах (ресурсное обеспечение, программно-технологическое обеспечение и т.п.), что позволяет сравнить их по охвату задач, удельному весу в автоматизированной системе в целом, степени проработанности, потенциалу развития и т.п.

При проектировании и создании АБИС Парламентской библиотеки разработчики стремились реализовать принципы интегрированности ресурсов и технологий, управляемости, открытости и настраиваемости. Учитывались также внутренние стандарты и особенности информационных технологий в Государственной Думе.

Особенность функционирования библиотечной системы на начальном этапе её развития заключалась в том, что она была одной из нескольких технологий, направленных на информационное обеспечение законотворческой деятельности. Наличие различных информационных систем (следовательно, различные пользовательские интерфейсы), большая корпоративная сеть (объединяет около 70 локальных сетей) — вот те условия начального функционирования библиотечной системы. Очевидно, что скоординировать работу, дать пользователю единую клиентскую часть, технически поддержать весь комплекс — предельно сложная задача, для решения которой возникла идея использовать Интернет-технологию как базовую информационную среду для всех ресурсов. Такое стратегическое решение было принято, кстати, при активном участии Парламентской библиотеки, и задача представления текстовой и графической информации, электронного каталога и других ресурсов была успешно решена.

В настоящее время библиотека имеет и обслуживает собственный сервер в Интранет–сети Государственной Думы, оперативно размещает и регламентно актуализирует электронные ресурсы, представленные в ниже перечисленных разделах

Электронный каталог Парламентской библиотеки представляет собой совокупность библиографических баз данных, содержащих описания документов, поступающих в фонд Парламентской библиотеки с 1993 г. Библиографические базы данных организованы по видам документов книги, периодические издания, статьи, публикации официальных документов. Объем совокупных ресурсов каталога составляет 330 тыс. записей

На протяжении последних лет в каталог вводятся описания книг за более ранние годы. К сожалению, объемы ввода невелики из-за ресурсных ограничений.

Индексы к стенограммам заседаний представлены базами данных, содержащими развернутый справочно-поисковый аппарат к бюллетеням “Государственная Дума. Стенограммы заседаний”, “Совет Федерации. Стенограммы заседаний” и предназначены для оперативного поиска информации по проблемам и вопросам, которые обсуждались на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания. Ведутся с 1995 года. Объем баз данных — более 80 тыс. записей.

Электронные издания Парламентской библиотеки включают библиографические указатели (Публикации законов РФ в официальных периодических изданиях, Публикации конституций и уставов субъектов РФ, Указатель изданий Государственной Думы и т.п.), аналитические издания (Хроники прохождения конституционных законопроектов, Бюджетная хроника, начиная с 1996 г. и т.п.)

Справочно-информационные материалы содержат “Указатель персоналий: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ”, “Календарь знаменательных дат” и другие материалы.

Дальнейшее развитие информационных технологий Парламентской библиотеки направлено на более широкое представление информационных ресурсов в Интернет, расширение секторов охвата автоматизированными технологиями, интеграцию ресурсов и кооперацию с другими информационными структурами. Вместе с тем, развитие системы, повышение её эффективности, комфортности во многом зависят от ресурсного обеспечения библиотеки.