Организационная культура библиотеки и ее отражение
в регламентирующих документах


Organizational Culture of Libraries and Its Interpretation in Regulating Documents

Організаційна культура бібліотеки та її відображення в регламентуючих документах

Багаева Р.У.

Национальная библиотека Республики Татарстан, Казань, Россия

Rimma U. Bagaeva

National Library of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

Багаєва Р.У.

Національна бібліотека Республіки Татарстан, Казань, Росія

В докладе рассматривается феномен понятия “организационная культура библиотеки”, включающий комплекс компонентов: представления о миссии, назначении библиотеки, основных целях ее деятельности, осознанных и разделяемых всеми сотрудниками; вытекающих из миссии ценностей организации; средств, использование которых допустимо для достижения целей деятельности библиотеки; принятых норм распределения власти и полномочий; стиля взаимоотношений как внутри библиотеки, так и при ее взаимодействии с другими учреждениями; внимания к собственной истории, традициям, обычаям; порядка приобщения новых членов коллектива к ценностям библиотеки; условий, создаваемых для самореализации сотрудников, и принятых норм их поощрения. На примере деятельности Национальной библиотеки Республики Татарстан анализируются компоненты организационной культуры и характер их отражения в регламентирующих документах: Уставе, положениях, правилах пользования и др.

The author examines “library organizational culture” phenomenon including the range of components: the apprehension of library mission and assignment; library's major goals recognized and shared by its employees; values effluent from library's mission; the methods to be used by the library to achieve its goals; accepted standards of power and responsibility sharing; style of communication inside and outside (interaction with other institutions) the library; attitude toward library's history, traditions, customs; the way to aggregate newcomers to library's values; the possibility for employees' self-cultivation and their stimulation. The organizational culture components, and their interpretation in regulating documents (articles, Regulations, Rules, etc.) are analyzed on the basis of Republic of Tatarstan National Library experience.

У доповіді розглядається феномен поняття “організаційна культура бібліотеки”, що включає комплекс компонентів: уявлення про місію, призначення бібліотеки, основні завдання її діяльності, які усвідомлені і розділяються усіма працівниками; цінності організації, що витікають із місії; засоби, використання яких допускаються для досягнення мети діяльності бібліотеки; прийняті норми розподілу влади і повноважень; стиль взаємостосунків як всередині бібліотеки, так і при її взаємодії з іншими установами; увага до власної історії, традицій, звичаїв; порядок залучення нових членів колективу до цінностей бібліотеки; умови, створювані для самореалізації працівників та прийнятих норм їхнього заохочення. На прикладі діяльності Національної бібліотеки Республіки Татарстан аналізуються компоненти організаційної культури і характер їх відображення в регламентуючих документах: Статуті, положеннях, правилах користування та ін.

В теории социального управления вопросы формирования культуры организации разрабатываются с конца C C в. Применительно к библиотечной сфере организационная культура как феномен стала объектом внимания исследователей лишь недавно. Точки соприкосновения культуры и персонала библиотеки получили освещение в работе Т.Ждановой /1/, изучение корпоративной культуры библиотек проводилось представителями научной школы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств В.А.Минкиной и Н.Васильевой /2/. В рамках учебного пособия “Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности”, изданного Московским государственным университетом культуры и искусств в серии “Современная библиотека”, рассматривается организационная культура библиотеки /3/.

Под организационной культурой библиотеки понимается совокупность господствующих в данном учреждении ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников, независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей /4/. Организационная культура складывается из комплекса компонентов:

Организационная культура базируется на представлениях о миссии, целевом начале в деятельности библиотек. Именно они отражают заинтересованность общества в существовании библиотеки как социального института, осознание персоналом значимости своего труда и смысл деятельности руководителей. Широкое понимание миссии характеризует предназначение библиотеки. Законодательное закрепление миссия библиотеки получила в Законе РФ “О библиотечном деле”, в соответствии с которым библиотека определена как информационное, культурное и образовательное учреждение. Объективные представления о миссии находят также отражение в специальных законах, принимаемых государственными органами субъектов РФ.

Нормы регионального законодательства закреплены в Законе Республики Татарстан “О библиотеках и библиотечном деле”, принятом в 1998 году и определяющем статус библиотек республики /5/. Глава U I I Закона посвящена Национальной библиотеке РТ, закрепляет ее юридический статус и направления деятельности. Согласно Закону, Национальная библиотека — главное государственное книгохранилище национальной и республиканской, российской и зарубежной печати, многофункциональное библиотечно-информационное и научно-исследовательское учреждение, культурный, библиографический, методический центр. Национальная библиотека РТ относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Республики Татарстан. Ее фонд имеет мемориальное значение, обеспечивая сохранность документов культурного и научного достояния республики для будущих поколений. В соответствие с положениями Закона были приведены регламентирующие документы библиотеки: Устав, правила пользования библиотекой, правила внутреннего трудового распорядка и др.

В узком понимании миссия проявляется как достаточно развернуто и детально сформулированное утверждение относительно того, для чего существует конкретная библиотека. В Уставе сформулированы предмет и основные цели деятельности Национальной библиотеки, заключающиеся в осуществлении социальных, культурных, образовательных и научных функций по удовлетворению универсальных информационных потребностей общества. Предметом деятельности библиотеки являются:

Второй компонент организационной культуры — ценности и нормы деятельности — выступает по отношению к миссии в качестве ограничителя. Деятельность библиотеки направлена на удовлетворение потребностей пользователей, следовательно, средства реализации целей деятельности оцениваются сквозь призму этих ценностей. Иначе говоря, главным критерием результативности становится качество обслуживания пользователей, их удовлетворенность оперативностью и комфортностью предоставляемых услуг.

Получить представление о ценностях и нормах деятельности позволяют “Правила пользования Национальной библиотекой Республики Татарстан”. Данный документ определяет права и обязанности пользователей, права и обязанности библиотеки по их обслуживанию, а также порядок записи в библиотеку, правила пользования читальными залами и выдачи литературы по МБА, порядок осуществления пропускного режима. Последовательно придерживаясь буквы Закона, библиотека реализует права личности на приобщение к ценностям науки, культуры и образования и открыта для всех граждан. Основными пользователями являются граждане РТ, достигшие совершеннолетия и проживающие на ее территории. Пользователи библиотеки имеют право:

“Правила пользования Национальной библиотекой РТ” устанавливают расширение прав пользователей: граждане России, Республики Татарстан, иностранные граждане, оказывающие значительную помощь библиотеке, могут быть удостоены звания “Почетный читатель Национальной библиотеки РТ”. Специально разработанное “Положение о почетном читателе Национальной библиотеки РТ” фиксирует общие положения, порядок представления к присвоению звания и порядок награждения, а также права лиц, имеющих звание “Почетный читатель”. Звание “Почетный читатель” является высшей формой поощрения граждан за особые заслуги, значительный вклад в развитие Национальной библиотеки.

Остальные компоненты организационной культуры выступают в роли мотиваторов, способов претворения в жизнь целей деятельности библиотеки с соблюдением принятых в коллективе ценностей и норм поведения. Так, принятые нормы распределения власти и полномочий, частично отраженные в Уставе, зафиксированы в “Правилах внутреннего трудового распорядка сотрудников Национальной библиотеки РТ”. Они регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные обязанности работников и администрации, рабочее время и его использование, поощрения за успехи в работе и ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Конкретизацией принятых норм выступают “Правила пользования Национальной библиотекой РТ (для сотрудников библиотеки)”. Данные правила определяют порядок выдачи документов сотрудникам, сроки их возврата, возможности пользования другими библиотечными услугами.

Одним из компонентов, входящих в комплекс организационной культуры, является создание условий для самореализации сотрудников и принятые формы их поощрения. Принятые формы поощрения работников, зафиксированные в “Правилах пользования Национальной библиотекой РТ”, включают: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценными подарками, награждение почетной грамотой. За особые трудовые заслуги библиотечные работники представляются в вышестоящие органы к поощрению почетными грамотами, медалями, орденами, к присвоению почетных званий.

Создание условий для самореализации сотрудников является наиболее важным для библиотечной сферы ввиду большого объема монотонных, рутинных операций. Повышение творческой составляющей повседневной работы предполагает включение в обязанности сотрудников исследовательской компоненты. Задачи организационного развития и повышения творческого потенциала коллектива определяют формы поощрения с ориентацией на мотивацию сотрудников. В этих целях используются такие формы, как повышение квалификации сотрудников за счет библиотеки, выделение рабочего времени на ознакомление с новой профессиональной литературой, конкурсы и другие.

Социальное управление выделяет две группы мотиваторов, влияющих на эффективность деятельности: “факторы условий труда” и “факторы роста”. Факторами роста являются возможности личного развития и повышения профессионального мастерства; сопричастность к делам организации; признание и одобрение коллег, ощущение собственной необходимости. Фактором роста в управлении библиотечным персоналом в Национальной библиотеке Республики Татарстан является конкурс научных работ сотрудников. “Положение о конкурсе научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению сотрудников Национальной библиотеки РТ” было утверждено в 1997 году и дополнено небольшими изменениями в 2000 году. Для поощрения авторов лучших работ установлены премии. Конкурс научных работ, помимо материального поощрения, дает сотрудникам возможность самореализации и повышения профессионального уровня. Лучшие работы представляются на Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Итоги двух конкурсов подведены соответственно в 1998 г. и 2000 г., результаты опубликованы в издаваемом Национальной библиотекой информационном бюллетене “Библиотечный вестник”.

Изучение феномена организационной культуры библиотеки, помимо анализа их отражения в регламентирующих документах, предполагает выявление субъективных представлений о ней библиотечных работников. Учет взаимосвязи и взаимовлияния компонентов организационной культуры будет способствовать выполнению генеральных целей деятельности библиотеки и определению стратегии ее развития.

 

Литература:

  1. Жданова Т. Культура и персонал. Точки соприкосновения // Библиотека. — 1999. — №9. — С. 26-28.
  2. Минкина В.А., Васильева Н. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петербургская библиотечная школа. — 1999. — №1. — С.22-35.
  3. Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. — М.: Изд-во МГУКИ, ИПО Профиздат, 2000. — 144 с.
  4. Роль организационной культуры в формировании библиотечного коллектива // Справочник библиотекаря. — СПб., Изд-во “Профессия”, 2000. — С. 233-240.
  5. Закон Республики Татарстан “О библиотеках и библиотечном деле”. — Казань: Милли китап, 1999. — 40 с. — Кн.-перевертыш на рус. и татар. яз.