Использование электронных информационных ресурсов
в системе здравоохранения Республики Татарстан


Use of Electronic Information Resources in the Public
Health System of the Republic of Tatarstan

Використання електронних інформаційних ресурсів
у системі охорони здоров'я Республіки Татарстан

Дрешер Ю.Н.

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр
Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, Россия

Yulia N. Dresher

Republican Medical Library-Information Center of the Health Ministry
of the Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia

Ю.Н. Дрешер

Республіканський медичний бібліотечно-інформаційний центр
Міністерства охорони здоров'я Республіки Татарстан, Казань, Республіка Татарстан, Росія

Рассмотрены структура и специфика современной системы информационного обеспечения медицинской науки и практического здравоохранения. В качестве примера ее региональной подсистемы приведена система, действующая в Республике Татарстан. Проанализированы параметры и особенности документального информационного потока по медицинской тематике, место в нем электронных изданий. Описан опыт использования таких изданий, автоматизированных баз данных на CD-ROM, а также информационных ресурсов, размещенных в Интернет, для справочно-библиографического обслуживания и информационного обеспечения специалистов здравоохранения Татарстана в Республиканском медицинском библиотечно-информационном центре. Обозначены некоторые проблемы, возникающие в процессе этой работы, намечены ее перспективы на будущее.

The structure and specifics of modern medical science and practical healthcare information support system is considered. The system operating in the Republic of Tatarstan is introduced as an example of a regional subsystem of a general system. The parameters and peculiarities of document information in medicine flow and the place of electronic publications in it are analyzed. The experience of those publications as well as automated databases and information resources available on the Internet use for reference and bibliographic services and Tatarstan healthcare professionals information support use at the Republican Medical Library and Information Center is analyzed. Some problems in this respect are indicated and future perspectives are highlighted.

Розглянуто структуру і специфіку сучасної системи інформаційного забезпечення медичної науки і практичної охорони здоров'я. Для прикладу її регіональної підсистеми наведено систему, що діє в Республіці Татарстан. Проаналізовано параметри та особливості документального інформаційного потоку з медичної тематики, місце в ньому електронних видань. Описано досвід використання таких видань, автоматизованих баз даних на CD-ROM, а також розміщених в Інтернет інформаційних ресурсів для довідково-бібліографічного обслуговування та інформаційного забезпечення фахівців охорони здоров'я Татарстану в Республіканському медичному бібліотечно-інформаційному центрі. Визначено деякі проблеми, що виникають в процесі цієї роботи, намічено її перспективи на майбутнє.

Хорошо налаженное информационное обеспечение необходимо для успешного развития любой отрасли экономики, но медицина — сфера особенная. Как утверждают специалисты здравоохранения, там, где есть высококачественная медицинская информация, заболеваемость меньше, а борьба с болезнями эффективнее. Объем медицинской информации огромен, ежегодно к нему прибавляется более 1 млн публикаций, в связи с чем перед специалистами возникают проблемы ориентации в информационном потоке и выбора необходимых источников. На их решение направлена деятельность систем информационного обеспечения здравоохранения в различных странах.

Современная система информационного обеспечения здравоохранения должна быть многоуровневой, формироваться в рамках единого информационного пространства, представляющего собой благоприятную среду для распространения сведений об актуальных проблемах медицины и здравоохранения и путях их решения, достижениях в смежных областях. Важными компонентами этой среды являются базы данных, аппаратные и программные средства, каналы передачи информации.

Основу системы информационного обеспечения здравоохранения составляют государственная статистическая документация, данные социологических опросов, экспертные оценки, данные маркетинговых исследований, распределенные базы данных, базы данных в Интернет, фонды медицинских библиотек, системы сбора и переработки информации (рис. 1).

Информационным обеспечением здравоохранения в мировом масштабе занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Для облегчения функционирования ВОЗ и выполнения программ на всех уровнях организации созданы информационные системы и службы — как традиционные, так и автоматизированные.

Анализируя развитие систем информационного обеспечения медицины и здравоохранения в разных странах, можно отметить, что роль координирующих центров на общенациональном уровне здесь выполняют национальные медицинские библиотеки или государственные научно-исследовательские институты и информационные центры. Так, в Латвии и США информационным обеспечением здравоохранения занимаются национальные медицинские библиотеки.

В Белоруссии и Болгарии центры научной медицинской информации взяли на себя все функции по информационному обслуживанию практических врачей, научных работников, руководящих кадров здравоохранения.

Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований Франции и Немецкий институт медицинской информации и документации в Кельне также являются главными центрами медицинской информации в своих странах.

В Великобритании информационным обеспечением медицины занимается Национальная служба здравоохранения.

Сейчас наметилась тенденция к интеграции и кооперации между информационными инфраструктурами в области медицины различных стран, чему способствует развитие глобальных компьютерных коммуникаций.

Главной целью системы информационного обеспечения здравоохранения России является достижение мирового уровня и высоких темпов развития медицинской науки и практики. В рамках ее реализации выделяются следующие подцели: удовлетворение информационных потребностей ученых и специалистов, работающих в сфере медицины и здравоохранения; эффективное использование национальных и мировых информационных ресурсов; повышение эффективности информационного обмена в рамках системы “фундаментальная наука — прикладная наука — производство”; формирование информационной культуры у медицинских работников (рис. 2).

Достичь указанной цели очень непросто: вся система научно-технической информации в России, в том числе ее медицинское звено, сейчас переживает сложный период. В существовавшей до недавнего времени в бывшем СССР стройной Государственной системе научно-технической информации вместе с ликвидацией Всесоюзного научно-исследовательского института медицинской и медико-технической информации (ВНИИМИ) исчезла медицинская подсистема. Этот факт, а также глубокие изменения, происшедшие во всех сферах жизни государства, обусловили необходимость реорганизации научно-информационной деятельности. Возникла потребность в изменении структуры информационной системы, формировании горизонтальных связей между регионами и внутри регионов на уровне лечебно-профилактических учреждений, в новом подходе к формированию информационных потоков, включении в них сведений, отвечающих организационно-управленческим, хозяйственно-экономическим и социальным переменам в обществе.

Отличительной особенностью современного периода является большая и не в полной мере удовлетворяемая потребность субъектов Российской Федерации во всех типах информации на фоне прекращения работы ранее существовавших органов медицинской информации, отвечавших за работу с регионами. Важнейшая задача региональной подсистемы медицинской информации, приобретающей все большее значение, — информационное обес печение всех мероприятий, от которых зависит улучшение состояния здоровья населения конкретной административно-территориальной единицы. Информация, необходимая для планирования и управления региональными системами здравоохранения, разнообразна — от многочисленных количественных данных, часто известных широкой публике, до специальных демографических, эпидемиологических и административных показателей.

 

 










Региональные системы медицинской информации формируют республиканские центры и отделы научно-медицинской информации, республиканские и областные научные медицинские библиотеки. В Республике Татарстан — субъекте Российской Федерации, где имеются высокоразвитое практическое здравоохранение, авторитетные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения медицинского профиля, роль такого центра выполняет Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр (РМБИЦ). В сложившейся информационной структуре региона центр занимает особое место, которое определяется его главной целью — информационное обеспечение органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, учебных заведений и всех медицинских работников республики. Организационная структура РМБИЦ представлена на схеме (рис. 3).

РМБИЦ в настоящее время не имеет аналогов в Российской Федерации по многообразию направлений деятельности, в число которых вошли помимо прочих книгоиздание и торговля медицинской литературой. Центр стремится предоставить обслуживаемому контингенту (практическим врачам, научным сотрудникам, организаторам здравоохранения, преподавателям и студентам медицинских учебных заведений) всю необходимую литературу, научную и нормативную информацию по специальности в кратчайшее время, в удобной форме, с обеспечением максимального комфорта — вплоть до доставки на рабочее место.

Документальный поток по медицине и здравоохранению достаточно специфичен, и для того, чтобы деятельность отраслевой информационной службы была эффективной, необходимо четко представлять себе его особенности. Мы в своей работе опираемся на знание структуры и параметров этого потока.

В системе информационного обеспечения здравоохранения используются три вида информации: управленческая (сведения о деятельности учреждений здравоохранения, нормативная, директивная, законодательная, плановая, прогнозная в виде служебных материалов, учетных и отчетных форм), статистическая (данные о состоянии здоровья отдельных лиц и населения в целом, ресурсах здравоохранения), научная (включает в себя информацию о достижениях и передовом опыте отечественного и зарубежного здравоохранения, содержа щуюся в научных журналах, монографиях, патентах, сборниках научных трудов, тезисов докладов).

Общий поток научной медицинской информации распространяется по давно сложившимся каналам научных коммуникаций, широко доступным пользователям. Статистическая информация передается по специальным каналам, а также посредством малотиражных служебных материалов, часто труднодоступных для пользователя. Директивная информация не распространяется по традиционным каналам и имеет также весьма ограниченный тираж.

Основные виды информации в медицине и здравоохранении можно себе представить как своеобразную пирамиду зафиксированных знаний, базирующихся на громадном количестве первичных фактов, наблюдений, действий, экспериментов, операций и т.п.

При последовательном свертывании и концентрации данные вначале группируются методами медицинской статистики, а затем анализируются, осмысливаются и отражаются в медицинской литературе. Для ориентации в непрерывно возрастающих потоках медицинских публикаций служит вторичная информация (библиографическая, реферативная, сигнальная и пр.), а для принятия управленческих решений в сфере медицинской науки и практики широко используются так называемые непубликуемые документы (доклады, отчеты, планы, справки, прогнозы и т.п.), которые за рубежом обычно обозначаются термином “серая литература”. Содержащиеся в них сведения сопоставляются с информацией, поступающей из других сфер социальной и экономической жизни общества, из руководящих и контролирующих органов, а также из других стран и международных организаций.

Бурный прогресс медицинской науки и практики обусловил высокую интенсивность информационного обмена в данной сфере и широкое внедрение компьютерных технологий. Медицина стала той областью, где создание и использование электронных информационных ресурсов происходят весьма активно. Это в полной мере относится и к Республике Татарстан.

Широкое внедрение в течение последних лет в практику работы компьютерной техники, позволившее переводить традиционные источники в электронную форму и создавать проблемно-ориентированные базы данных, последовательное и целенаправленное приобретение баз данных на CD-ROM, а также первые опыты работы в международных информационных сетях потребовали серьезных изменений в характере информационной деятельности. В связи с этим возрастает роль информационных органов как справочных и обучающих центров, которые могут дать консультацию пользователям не только о наличии первоисточников и БД, но и возможностях самостоятельного поиска информации с применением новых технологий, систем и сетей.

Разнообразную медицинскую информацию можно сейчас получить, используя богатейшие ресурсы глобальных информационных сетей. К услугам специалистов — Интернет с медицинскими серверами, на которых представлены новости медицины, разнообразные базы данных, виртуальные библиотеки. Бесспорно, Интернет — богатейшее хранилище информационных ресурсов, особенно для англоязычных пользователей. У потребителя появляется возможность из одной точки обратиться к накопленным во всем мире в электронном виде и представленным в сети информационным ресурсам. В российской части Интернета пользователь может даже бесплатно поискать правовые акты, получить доступ к базам данных по медицине.

Число специалистов-медиков, обращающихся в РМБИЦ с просьбой найти с помощью Интернета материалы, необходимые для подготовки научной статьи, книги, диссертации, а также для решения определенной практической задачи, постоянно увеличивается. Эта тенденция, видимо, сохранится и в будущем. Фактором, не позволяющим в настоящее время в должной степени активизировать деятельность в данном направлении, для нас являются чисто технические трудности — отсутствие высококачественных выделенных каналов связи. Но эта проблема, несомненно, будет решена.

В РМБИЦ имеется опыт использования глобальной компьютерной сети в направлении, не совсем характерном для медицинских библиотек. По поручению Министерства здравоохранения Республики Татарстан наши специалисты с помощью Интернета находили за рубежом клиники, в которых наиболее успешно лечатся редкие заболевания или их особо сложные формы, и получали согласие на прием конкретных пациентов. Благодаря широте и оперативности поиска были приняты своевременные меры для спасения жизни людей. Это направление деятельности признано весьма перспективным.

Повышенный спрос медицинских работников Татарстана на специальную литературу, на сведения о новейших достижениях ученых в области диагностики, лечения различных заболеваний, фармакологии и т. д. заставил РМБИЦ расширить границы поиска новых источников информации. Способствовало этому участие сотрудников центра в различных мероприятиях как российского, так международного уровня — конференциях, симпозиумах, съездах библиотечных работников, выставках отечественной и зарубежной литературы, встречах с производителями печатной продукции. При этом большое внимание уделялось поиску источников на популярных ныне электронных носителях, в качестве которых все чаще применяются оптические компакт-диски — CD-ROM. В РМБИЦ имеется более 80 баз данных на компакт-дисках. В их числе — библиографические, полнотекстовые, учебные мультимедийные программы, каталоги издательств и т. д. В таблице представлено распределение БД по видам информации:

Вид представления информации

Язык

Количество

Библиографические медицинские

рус., англ.

12

Библиографические немедицинские

рус., англ.

4

Полнотекстовые (журналы)

рус., англ.

3

Полнотекстовые (книги)

англ.

7

Клинические

англ.

4

Атласы

рус., англ.

21

Материалы конференций, конгрессов

англ.

4

Учебники и обучающие программы

англ.

3

Каталоги издательств

рус., англ.

19

Энциклопедии, словари, справочники

англ.

6

Нормативные и правовые БД

рус.

5

Прочие

англ., нем.

7

У наших пользователей наиболее популярны БД “Российская медицина” (ГЦНМБ) и Medline (Национальная медицинская библиотека США), а также полнотекстовые БД (журнальные, книжные, клинические, энциклопедии, атласы).

Достоинства электронных информационных ресурсов очевидны: библиографические базы данных позволяют легко отыскать большое количество ссылок, произвести многоаспектный поиск, а полные тексты самих статей, получить которые в печатной форме довольно трудно, более доступны в электронном варианте.

Рост подписных цен на печатную периодику при сокращающихся библиотечных бюджетах вынуждает библиотеки рассматривать в качестве альтернативы электронные журналы. Издательство Springer сегодня предлагает доступ к 500 журналам по сети Интернет, издательство “Elsevier” — ко всем выпускаемым им журналам, а это 1150 наименований, издательство “Blackwell Science” — к 220 журналам. Бесплатно можно пользоваться только содержанием журналов, а для доступа к их полным текстам необходимо либо подписаться на 5 журналов, выпускаемых в печатной форме (“Elsevier”), либо вступить в консорциум, заплатив $1000 (“Blackwell Science”). Даже для РМБИЦ, который финансируется лучше, чем многие библиотеки, это непосильная ноша. Поэтому полнотекстовыми электронными журналами мы можем воспользоваться только тогда, когда к ним открывается бесплатный доступ. Например, через агентство EBSCO (3300 наименований периодики) имеется доступ к полнотекстовым журналам в основном по социальным и гуманитарным наукам, а также по медицинским наукам. Через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) при поддержке компании HELFERICH L.P.B можно заказать статью в центральной медицинской библиотеке г.Кельна.

В настоящее время РМБИЦ получает более 160 печатных медицинских журналов на русском языке и обеспечивает доступ по сети Интернет ко многим российским электронным изданиям.

Наш центр имеет богатый опыт международного сотрудничества. Он является членом международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений — IFLA. Большой популярностью пользуется ежегодная международная книжная выставка германского издательства Springer, проводимая на базе центра. Причем все больше его продукции предоставляется в электронном виде — на лазерных дисках и путем онлайнового доступа к базам данных по сети Интернет (работа в режиме реального времени).

Учитывая тяжелое финансовое положение российских библиотек, это издательство предложило создать консорциум библиотек с целью объединения их средств для коллективной подписки на печатные издания. Идея Springer — дать всем библиотекам России, имеющим выход в Интернет, вне зависимости от того, имеют они подписку или нет, доступ ко всем своим электронным журналам. Консорциум действует с 1 октября 1998 г., и результаты налицо: 15 крупных библиотек России выписывают в печатном варианте 115 журналов, 300 пользователей имеют бесплатный доступ к 330 электронным журналам Springer (стоимость подписки на электронные журналы оценивается в DМ500 тыс.). Кроме того, Springer ведет переговоры с другими издательствами — Academic Press, Kluwer, Wiley — о предоставлении своих электронных ресурсов российским пользователям на льготных условиях.

В РМБИЦ создаются собственные электронные информационные ресурсы: каталог книг, авторефератов диссертаций, статей из отечественных и зарубежных журналов и сборников. Ведется электронный каталог “Медицина в периодических изданиях Татарстана и России”, создаются тематические картотеки. Весьма ценным информационным продуктом центра должна стать картотека, отражающая научный потенциал Татарстана в области медицины и здравоохранения, работа над которой ведется в настоящее время.

Центр открыл свою Web-страницу в Интернете. На ней кроме многих прочих сведений о РМБИЦ можно найти перечень имеющихся в наличии периодических изданий, что весьма удобно для пользователей. Здесь же будут размещаться электронные версии собственной издательской продукции, в том числе оригинальных библиографических указателей.

В ходе выполнения одной из научно-исследовательских работ в РМБИЦ предложены подходы к прогнозированию новых перспективных направлений развития медицинской науки на основе анализа междисциплинарных связей, осуществляемого с привлечением автоматизированных информационных систем. В этом нам видится еще одно их продуктивное практическое приложение.

РМБИЦ выполняет важную роль центра по формированию республиканского фонда документов и распространению информации по медицинской тематике и смежным областям знания. Практика показывает, что основные пользователи информационных ресурсов, предоставляемых РМБИЦ, — в основном студенты и медики, занимающиеся научной деятельностью. Актуальной и сложной проблемой является информационное обеспечение врачей-практиков, которое в современных условиях стало существенным фактором повышения их профессионального уровня, а, значит, и улучшения качества медицинской помощи. Внедрение новых информационных технологий, как правило, связано с определенными трудностями. В частности, необходимо преодолеть барьер неподготовленности практикующих врачей к работе в среде Интернет и с базами данных на электронных носителях. Для этого необходимо провести ряд организационных, методических и учебных мероприятий. В первую очередь, РМБИЦ готовит собственных квалифицированных специалистов в области новых информационных технологий, которые будут обучать практикующих врачей, а затем — студентов вузов, средних медицинских учебных заведений и всех желающих.

Таким образом, широко применяя современные информационные технологии, РМБИЦ открывает новые возможности для информационного обеспечения медицины Республики Татарстан. Используя богатые фонды документов на традиционных носителях, электронные базы данных, собственную издательскую базу и ресурсы глобальной сети Интернет, обычная медицинская библиотека трансформировалась в современный отраслевой информационный центр.