- Подробности
- Просмотров: 1322
Главная >> Читателям >> Тематические выставки 2022 >> Система менеджмента качества библиотек
Система менеджмента качества библиотек
В современном мире у библиотеки существует множество конкурентов, борющихся за внимание пользователей. Одним из решений привлечения читателей стало внедрение системы менеджмента качества (СМК). Это новая управленческая концепция в библиотечном деле. На выставке представлены издания, посвященные внедрению СМК, в которых сформулированы общие требования к новой документации, проанализирована роль персонала в этой концепции, а также роль самих библиотек в развитии регионов.
Выставка будет интересна руководителям и специалистам библиотек, а также всем интересующимся проблемами библиотечного менеджмента.
С материалами выставки можно ознакомиться в Кабинете библиотековедения и научно технической информации (комн. 205, 2 этаж) с 23 мая по 30 июня 2022 года. На интересующее издание можно оформить заказ, нажав на кнопку «Заказать» (доступно для авторизованных пользователей).
Книги:
|
|
1. Носова, А.В. Документационное обеспечение инновационной деятельности библиотек в условиях внедрения системы менеджмента качества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 05.25.02 / А. В. Носова. – Казань, 2012. – 22 с. : ил. – Текст : непосредственный. Аннотация: Одним из направлений инновационной деятельности библиотек является внедрение системы менеджмента качества (СМК) в их работу. Активный интерес к менеджменту качества стимулировал формирование новой управленческой концепции в области библиотечного дела. В работе теоретически обосновываются условия и механизм формирования документационного обеспечения инновационной деятельности библиотек в условиях функционирования системы менеджмента качества. |
|
2. Дрешер, Ю.Н. Руководство по разработке и внедрению документации системы менеджмента качества в библиотеках / Ю. Н. Дрешер. – Казань : Медицина, 2015. – 88 с. – Текст : непосредственный. Аннотация: Руководство подготовлено на базе собственных исследований по документированию системы менеджмента качества в ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр». Раскрыты общие требования к документации СМК, обязательные документы (руководство по качеству), т.е. документы, необходимые для эффективного функционирования СМК, приведены разработанные виды, иерархия, структура документации, методы управления документами, записями, идентификация и прослеживаемость. Дано описание процесса и его документация, приведена разработанная в РМБИЦ регламентирующая документация внутреннего происхождения. Раскрыты принципы создания документации СМК и управления ею. |
|
3. Внедрение системы менеджмента качества в деятельности библиотек – главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ: сборник научных трудов / [науч. ред. Ю. Н. Дрешер]. – Казань : Медицина, 2016. – 262 с. : ил. – Текст : непосредственный. Аннотация: В сборнике представлен как практический опыт, так и научные исследовательские материалы сотрудников всех структурных подразделений РМБИЦ. СМК трактуется как стратегический инструмент в управлении персоналом, в обоснованности измерения индекса удовлетворенности, раскрываются исторические аспекты становления СМК; описываются модели сбалансированной системы показателей. |
|
4. Менеджмент качества в библиотеках: технологическая среда библиотеки как фактор повышения качества и эффективности библиотечного обслуживания : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 15-16 ноября 2017 года) / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского. – Санкт-Петербург: Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, 2017. – 174, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. Аннотация: В сборнике опубликованы доклады, представленные на VI Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в библиотеках. Технологическая среда библиотеки как фактор повышения качества и эффективности библиотечного обслуживания». Материалы сборника освещают вопросы технологических изменений в библиотечном обслуживании, новые формы предоставления библиотечно-информационных услуг, работу библиотек в виртуальной среде, а также роль библиотек в инновационном развитии регионов. |
|
5. Менеджмент качества в библиотеках. Контроль качества как основа эффективной системы менеджмента качества в современной библиотеке : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург; 13 ноября 2019 года) / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского ; [сост. Н. В. Чудашкина]. – Санкт-Петербург: Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, 2019. – 118, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. Аннотация: В сборнике опубликованы доклады, представленные на VII Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в библиотеках. Контроль качества как основа эффективной системы менеджмента качества в современной библиотеке». |
|
![]() |
6. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник / В. К. Клюев, М. Н. Колесникова, М. П. Захаренко [и др.] ; научные редакторы В. К. Клюев и М. Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2021. – 389 с.: ил. – (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности). – (Учебник). – Текст : непосредственный. Аннотация: В учебнике системно и комплексно представлены теоретические и прикладные аспекты управления библиотечно-информационной деятельностью. Концепция библиотечного менеджмента изложена с учетом методологических позиций общего менеджмента и использования его принципов и методов в практике руководства библиотекой как организацией. Последовательно раскрываются научные, правовые, функционально-технологические и экономические основы управления библиотекой. Отдельно рассматриваются приоритетные направления менеджмента библиотечно-информационной деятельности, маркетинговая концепция управления позиционирована как одна из наиболее эффективных для современной библиотеки. Особое внимание уделено управлению персоналом и функционированию руководителя библиотеки в системе менеджмента. Учебник предназначен студентам вузовского бакалавриата, обучающихся по направлению "Библиотечно-информационная деятельность", будет полезен студентам колледжей, слушателям программ переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а также специалистам-практикам. |
7. Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики: национальный проект «Культура», федеральный проект «Творческие люди»: сборник научных статей / Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры ; составители и научные редакторы : Л. Г. Тараненко [и др.]. – Кемерово : Кемеровский государственный. институт культуры, 2021. – 313 с. : ил. – (Год науки и технологий, 21). – Текст : непосредственный. Аннотация: Сборник включает статьи, в которых рассматриваются актуальные вопросы цифровизации библиотечно-информационной деятельности: приоритетные направления научных исследований, подготовки библиотечных кадров; аспекты реализации гуманитарной и социокультурной миссии библиотек в эпоху цифровизации. Адресован преподавателям, научным работникам, практикам библиотечно-информационной сферы, аспирантам и студентам (бакалаврам и магистрантам). |
|
8. Современное состояние инфосферы учреждений культуры : материалы IV Международного студенческого научно-практического форума, Орел (Российская Федерация) – Минск (Республика Беларусь), 25 марта 2021 года : при поддержке Министерства культуры Российской Федерации : согласно Программе развития ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» на 2017-2021 годы / Министерство культуры Российской Федерации, Орловский государственный институт культуры, Белорусский государственный университет культуры и искусств; научные редакторы и составители : Д. Н. Грибков, О. О. Борисова. – Орел : Орловский государственный институт культуры, 2021. – 321 с. : ил. – Текст : непосредственный. Аннотация: В сборник включены материалы IV Международного студенческого научно-практического форума, организованного Орловским государственным институтом культуры и Белорусским государственным университетом культуры и искусств с января по март 2021 года. Ученые, преподаватели высшего и среднего звеньев образования, аспиранты, магистры, бакалавры обменялись опытом в области теории и практики архивного и библиотечного дела, обсудили проблемы освоения культурного наследия и межкультурного взаимодействия профессиональных сообществ, а также проблемы управления документами и обеспечения сохранности архивных документов. |
|
Диск | |
9. Дрешер, Ю. Н. Проблемы менеджмента качества в библиотеке / Ю. Н. Дрешер. – Текст: электронный // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Шестнадцатой Международной конференции «Крым 2009». – Москва : ГПНТБ России, 2009. – 1 CD-ROM. Аннотация: Бурное развитие информационных технологий, появление у библиотек множества конкурентов обусловили актуальность проблемы уровня библиотечного обслуживания и качества предоставляемых услуг. Однако в современном российском библиотековедении эта проблема остается недостаточно разработанной. Реальный путь повышения качества услуг – формирование в библиотеках собственных систем менеджмента качества, базирующихся на стандартах ИСО 9000. Необходим более целостный, чем ранее, взгляд на проблемы качества. При этом гораздо более сильный акцент должен быть сделан на удовлетворенность пользователя комплексом услуг, предоставляемых библиотекой, комфортностью создаваемой ею информационной среды. |
|
Статьи из журналов и сборников: |
|
10. Дрешер, Ю. Н. Роль руководства в вовлечении персонала в процесс внедрения СМК / Ю. Н. Дрешер. – Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки : ежемесячный научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. – 2014. – № 3. – С. 24-30. Аннотация: Освещён опыт внедрения Системы менеджмента качества в деятельность Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Татарстана; раскрыта роль руководства в вовлечении персонала в этот процесс; рассмотрено обучение персонала. |
|
11. Степина, Н. А. Система менеджмента качества как условие повышения эффективности библиотеки / Н. А. Степина. – Текст : непосредственный // Библиография и книговедение : научный журнал по библиографоведению и книговедению. – 2018 – № 6. – С. 60-72. Аннотация: Статья рассказывает о разработке системы менеджмента качества вузовской библиотеки и практическом опыте коллектива научной библиотеки Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева по мониторингу качества обслуживания. |
|
12. Дрешер, Ю. Н. Система менеджмента качества как условие успешной деятельности организации / Ю. Н. Дрешер. – Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки : ежемесячный научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. – 2010. – № 8. – С. 27-30. Аннотация: Рассматриваются проблемы формирования системы менеджмента качества и её внедрение в работу Республиканского медицинского библиотечного центра Минздрава Республики Татарстан. |
|
13. Дрешер, Ю. Н. Документирование системы менеджмента качества / Ю. Н. Дрешер. – Текст : непосредственный // Информационное обеспечение науки: новые технологии: сборник научных трудов / под ред. Н. А. Каленова, В. А. Цветковой. – Москва : БЕН РАН, 2017. – С. 312-327. Аннотация: Обязательным требованием стандартов ИСО серии 9000 является документирование системы менеджмента качества организации. Для результативного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими. При документировании системы менеджмента качества организация может определить любое число и состав документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, функционирования, управления и постоянного улучшения системы менеджмента качества и её процессов. Характер и степень документирования системы менеджмента качества зависят от особенностей организации. Документирование может охватывать всю деятельность организации или отдельные аспекты. Например, требования, устанавливаемые в документации, зависят от вида и характера продукции и процессов, условий контракта, установленных законодательных и обязательных требований и т. п. Содержание документов системы менеджмента качества (СМК) и установленные в ней требования должны соответствовать стандартам в области качества. Методическим руководством по документированию СМК является ГОСТ Р ИСО/ТО 10013–2007. «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества». |
|
14. Емельянова, Е. В. Проблемы библиотечного управления в научных трудах Н. С. Карташова и современный библиотечный менеджмент / Е. В. Емельянова, Н. Р. Шестаков, Н. С. Протасова. – Текст : непосредственный // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018г.) / Министерство культуры Российской Федерации, Краснодарский государственный институт культуры. – Краснодар : КГИК, 2018. – С. 237-241. Аннотация: В статье рассматриваются работы известного российского библиотековеда Н.С. Карташова о проблемах библиотечного управления и их влияние на качество современного библиотечного обслуживания. |
|
15. Шестаков, Н. Р. Концепция библиотечного менеджмента М. Я. Дворкиной и ее влияние на развитие современного менеджмента качества библиотечно-информационной деятельности / Н. Р. Шестаков, Е. В. Емельянова, Н. С. Протасова. – Текст : непосредственный // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.) / Министерство культуры Российской Федерации, Краснодарский государственный институт культуры. – Краснодар : КГИК, 2018. – С. 241-244. Аннотация: В статье рассматривается концепция библиотечного менеджмента Маргариты Яковлевны Дворкиной и ее влияние на развитие современного менеджмента качества. |
|
16. Сокольская, Л. В. Репутация библиотеки как показатель качества ее коммуникационной среды / Л. В. Сокольская. – Текст : непосредственный // Моделирование коммуникационной среды библиотеки : материалы VII межрегионального библиомарафона «Формула успеха», Челябинск, 25-26 августа 2020 г. / Челябинский государственный институт культуры, Челябинская областная библиотека для молодежи. – Челябинск : ЧГИК, 2020. – С. 18-24. Аннотация: В библиотечной среде используют разные инструменты для формирования позитивной репутации. Все они в своих технологиях основаны на коммуникационных процессах. |
|
онлайн-сервисы
специализированные ресурсы
поступления в фонды