Главная >> Читателям  >> Тематические выставки 2019 >> "Стальные магистрали мира"

 

Выставка "Стальные магистрали мира"

 

 

«Стремление к быстрейшему преодолению расстояний - одна из естественных потребностей человека. Поэтому борьба за скорость на железных дорогах ведется с момента их возникновения» — Сотников Е.А.

 

Железнодорожный транспорт — это сложнейшая инфраструктура, включающая не только локомотивы, но и магистральные и станционные пути, объекты электроснабжения, сигнализации и связи, здания, сооружения и другие объекты, необходимые для его деятельности. В последние годы произошли крупные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике железнодорожного пассажирского транспорта в целом. Повышаются скорости движения, вводятся в эксплуатацию новые поезда и железнодорожные линии. Эта отрасль - одна из самых техногенных в экономике.

Как недалеко ещё то время, когда поездка даже за 100—200 вёрст, считалась «событием», требовала массы сборов и хлопот, времени и расходов. Быстрое и комфортное передвижение в пространстве играет ключевую роль в повседневной жизни человечества. В погоне за временем люди создают все более скоростной и удобный транспорт. Широкую популярность в мире получает скоростное (движение поездов до 200 км/ч) и высокоскоростное (свыше 200 км/ч) железнодорожное движение.

Сегодня серьезным вызовом авиации явились высокоскоростные поезда. Кто бы мог подумать, что поезда обгонят самолеты? А ведь обогнали! На высокоскоростных магистралях Токио — Осака, Париж _ Лондон, Мадрид — Севилья и других время следования пассажиров меньше затрачиваемого при использовании авиатранспорта.«За скоростным железнодорожным транспортом будущее, — считает руководитель отдела компании ALSTOM Янник Легэ. — Когда в SNCF начали разрабатывать высокоскоростные поезда, кто мог подумать, что наступит время, когда на расстояния 600−800 км будет быстрее и безопаснее путешествовать поездом, чем самолетом?»

В вопросе о скорости на железной дороге решающую роль играет не локомотив, а путевое хозяйство. Первыми проблему модернизации своих железных дорог решили японцы. В рекордно короткие сроки, за 5,5 лет, они построили ширококолейную 552-километровую линию «Синкансен», связавшую Токио и Осаку. В 1964 году началась история регулярного движения высокоскоростных поездов. Здесь впервые в мире были использованы технологии бесстыковой укладки рельсов и принципиально новый вид поезда, который развивал скорость 210 км/ч. Сегодня высокоскоростное сообщение (уже свыше 300 км/ч) связывает все крупные города Японии. Это самый популярный вид транспорта, ставший символом страны наряду с горой Фудзияма и веточкой цветущей сакуры.

Во Франции скоростные поезда появились лишь в начале 1980-х, но зато они сразу стали самыми быстрыми в мире. Первая скоростная линия там была проложена между Парижем и Лионом — в 1981 году по ней бегала французская электричка TGV со скоростью 260 км/ч — это «коммерческая» скорость. В экспериментальных заездах ещё в 2007 году французы установили мировой рекорд — 574,8 км/ч. Сейчас во Франции коммерческая скорость электропоезда около 360 км/ч. И это ещё не предел.

В конце XXв. высокоскоростные магистрали получили развитие в Германии, Швеции, Дании, Испании, Италия, Норвегии, Великобритании — почти вся Западная Европа оказалась связана сетью современных железнодорожных линий. Вслед за Японией и Европой высокоскоростное движение стали развивать Китай, Южная Корея, США, Канада и многие другие страны.

Если в ХХв. Япония была вне конкуренции, то уже в начале XXIв. мировым лидером в сети высокоскоростных линий стал Китай Поднебесная обогнала Японию по протяженности внутренних скоростных дорог и продолжает наращивать темпы железнодорожного строительства. Переходя от импорта немецкой техники и технологии к отечественной, КНР достигла больших успехов в создании собственной модели скоростного движения. Сегодня китайское машиностроение разрабатывает и выпускает скоростные экспрессы нового поколения, ставшие самыми быстрыми и комфортабельными пассажирскими поездами в мире. Скоростные и высокоскоростные дороги Китая включают: модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке (Маглев).

Вот уже несколько лет в Китае между аэропортом Падун и Шанхаем курсирует маглев — поезд на магнитной подушке. Его максимальная скорость достигает 450 км/ч! В нём применили электродинамическую подвеску на сверхпроводящих магнитах, состав движется в канале между магнитами. При разгоне маглев на несколько сантиметров отрывается от опорной поверхности. В итоге на левитирующий состав действует только сила аэродинамического сопротивления. В ходе тестов в 2003 году экспериментальный маглев развил скорость 581 км/ч. Поездам на магнитной подушке прочат светлое будущее, ведь они могут ездить быстрее традиционных аппаратов. Но, строить протяжённые трассы для маглевов пока экономически не выгодно.

Совокупная протяженность мировых высокоскоростных магистралей превысила 44 тыс. км, и процесс строительства новых линий не прекращается. Сегодня скоростные поезда и высокоскоростные поезда курсируют почти во всех развитых странах мира. Признанные в международном масштабе критерии нового строительства на текущее столетие поднимают максимальную скорость до 400 км/ч независимо от характера движения — смешанного или только пассажирского. Поезда на магнитном подвесе в Германии и Японии спроектированы в расчете на движение со скоростью более 500 км/ч.

Но и эта ужасающая быстрота не удовлетворяет инженеров нашего века. Никто не хочет мириться с мыслью, что мы уже достигли предельной скорости. В мире существует множество железнодорожных проектов, которые смогут совершить настоящий технологический прорыв в отрасли.

* Властями Китая планируется связать страну с 17 государствами. Высокоскоростная железнодорожная линия между Пекином и Лос-Анджелесом длиной 13 тысяч километров будет стартовать в китайской столице, а Берингов пролив преодолеет в 200-километровом подземном тоннеле. Это предоставит Китаю статус мирового лидера в области скоростных железнодорожных перевозок.

* Илон Маск запустил проект Hyperloop. Это инновационная железнодорожная система. В основе конструкции линий железной дороги лежит установленная на эстакаде полая труба с давлением внутри 1/1000 от атмосферного. Отсутствие воздушного сопротивления позволяет поезду передвигаться со средней скоростью 962 км/ч и максимальной – 1220 км/ч.

* Система мобильных платформ, которые сделают возможной посадку в поезд без его остановки.

* Железнодорожные вокзалы на стенах небоскребов.

И это одни из немногих проектов, которые имеют все шансы быть реализованными.

Высокоскоростное движение железных дорог мира основывается на самых передовых технологиях различных отраслей: транспортного строительства, машиностроения, силовой электроники, компьютерных технологий, связи.

Железнодорожный транспорт за более чем полуторавековой период своего существования доказал экономичность, надежность, бесперебойность, устойчивость к климатическим колебаниям, имеет хорошие экологические показатели, высокий уровень комфорта и безопасности. За весь период существования специализированных ВСМ на них не произошло ни одной аварии, повлекшей гибель пассажиров. Все это делает реальным создание единой планетарной железнодорожной системы на базе трансконтинентальных и межконтинентальных железнодорожных линий, пронизывающих Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Африку и Австралию.

К программе высокоскоростного движения присоединилась и Россия.

Трассу Москва-Петербург, по которой с 2009 г. перемещается поезд «Сапсан», следует признать условно скоростной, поскольку по большей части она является слегка модернизированным наследием советского путевого хозяйства. В связи с чем изготовленный немецкой компанией Siemens поезд, способный развивать скорость до 350 км/ч, лишь на одном участке вытягивает 250 км/ч. Средняя же скорость движения — 140 км/ч. В нынешней России, с ее беспредельными расстояниями, проблема пассажирского сообщения стоит гораздо острее, чем в Японии и вообще, где бы то ни было.

«Развитие скоростных железнодорожных сообщений, безусловно, требует затрат не только на инфраструктуру и поиск научных технологий. Корпорация ОАО «РЖД», формируя высокоскоростные проекты, развивает высокие технологии, создает новые рабочие места, увеличивает темпы роста внутреннего валового продукта. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта можно считать символом нацеленности государства на развитие инфраструктуры и внутренних региональных связей. Модернизация экономики России требует создания развитой и эффективной транспортной системы, которая будет способствовать инновационному развитию экономики и общества» — ОАО «РЖД» А.С. Мишарин.

Уже в скором времени ожидается завершение строительства первой в России специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург и время в пути между двумя столицами сократится до 2 часов.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определена важная роль развития высокоскоростного железнодорожного транспорта. В этой связи ОАО "РЖД" выступило инициатором создания технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт».

Реализация предлагаемого ОАО «РЖД» проекта позволит:

- в среднесрочной перспективе обеспечить скорость движения поездов до 400 км/ч (на основе внедрения передовых инновационных разработок в области управления движением и средств инфраструктуры, в качестве пилотной будет использована линия Москва - Санкт-Петербург);

- в долгосрочной перспективе создать совершенно новый вид транспорта, основанный на принципах магнитной левитации, со скоростью движения до 1000 км/ч.

Намерение Российских железных дорог глубоко интегрироваться в международную транспортную систему, наличие долгосрочной инновационной программы развития железнодорожного транспорта позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее и свидетельствовать, что Россия, наконец, вплотную подошла к созданию высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Если железнодорожный транспорт будет идти в ногу с развитием технического прогресса, то эта отрасль долго еще останется одной из основных отраслей народного хозяйства. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения придаст дополнительный импульс научно-техническому развитию и совершенствованию технологий практически во всех смежных отраслях от машиностроения до интеллектуальных вычислительных систем, обеспечивая дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны, в первую очередь, за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Мы «всю дорогу» восхищались скоростью поездов – в XIX веке, в XX и в XXI. Но, думаю, уже в недалеком будущем, путешествуя со скоростью 400 км/ч, мы вспомним о тех временах, когда, сидя в поезде, можно было любоваться видом из окна. И улыбнёмся, понимая, что это не самое главное... С гордостью вспомним о том, как фантастическое будущее стало обыденным настоящем, сколько труда было вложено, и каким сильнейшим катализатором стала высокая скорость железных дорог для развития экономики великой железнодорожной державы. Уходящие вдаль пути — это символ тяги к путешествиям, к романтпstrong>М/72528/3

Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 19-20 октября 2017 г.) : [в 3 ч.] / Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2018 -     .

            Ч. 3. - 2018. - 294 с. : ил. - Парал. загл. ст., рез. англ. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-93461-952-8

 

    8. М/72528/1

Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика [Текст] : материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 19-20 октября 2017 г.) : [в 3 ч.] / Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2018 -     .

            Ч. 1. - 2018. - 339 с. : ил. - Парал. загл. ст., рез. англ. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-93D0