- Подробности
- Просмотров: 4961
Главная >> Читателям >> Тематические выставки 2018 >> 100 лет журналу "Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра"
100 лет журналу "Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра"
1. Была такая авиация…
2. Авиация и люди
1. Была такая авиация… Эхо былой авиационной мощи
Под этой рубрикой в течение нескольких лет в журнале «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра» печатались статьи про ВВС Советского Союза. Автором публикаций является С.Дроздов, посвятивший этой работе более 10 лет. Автор попытался на основании анализа материалов из открытых источников представить информацию о состоянии ВВС СССР.
1. Дроздов С. Была такая авиация… Эхо былой авиационной мощи/С.Дроздов// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. – 2015. – №9. – С.6-12.
«Уже прошло почти четверть века с того времени, как канула в лету страна под названием СССР, а вместе с ней и ее экономика, в том числе и авиационная отрасль. То, что осталось сейчас, является лишь малой частицей некогда могучей империи. Стали не нужны для авиации силовых ведомств в огромном количестве летательные аппараты, налицо существенные проблемы с разработкой и закупкой новых типов самолетов и вертолетов в большинстве постсоветских стран».
Продолжение:
2.– 2015. – №10. – С.6-12.
По состоянию на 1991 г. в Вооруженных Силах Советского Союза существовало 3 Главных командования (ГК) войск направлений (Западного, Юго-Западного и Южного, созданы в сентябре 1984 г.) и Главное командование войск Дальнего Востока (создано в феврале 1979 г.). Их основной задачей было стратегическое (оперативно-стратегическое) руководство войсками (силами) (группой фронтов) на театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении ТВД.
3.– 2015. – №11. – С.6-12.
В Советском Союзе наибольшими боевыми возможностями из всех авиаций силовых ведомств обладала, конечно, авиация ВС СССР, в состав которой входили ВВС, авиация ПВО, армейская авиация, ВВС ВМФ и ряд малых авиаций (ВДВ, РВСН, КВ, ГО). В свою очередь, в военной авиации самой многочисленной и грозной были ВВС: в их составе по состоянию на конец 1990 г. находилась почти половина (11300 из 23800) ЛА, имевшихся у всех советских силовиков. Структурно они входили в 229 авиационных и вертолетных полков, из которых 39 были учебными и входили в состав летных ВВУЗов. Также в ВВС имелось более 70 отдельных авиационных (вертолетных) эскадрилий.
4. Дальняя авиация. – 2015. – №12. – С.12-17.
До 1980 г. в составе Дальней авиации (ДА) имелись три отдельных тяжелобомбардировочных авиационных корпуса: 2-й (Винница), 6-й (Смоленск) и 8-й (Благовещенск). К концу лета 1980 г. управление командующего ДА было расформировно, 6-й и 8-й ОТБАК стали 46-й и 30-й ВА ВГК (СН), к ним добавилась 37-я ВА ВГК (СН) со штабом в Москве. А 2-й ТБАК стал 24-й ВА ВГК (ОН), из его состава вывели самолеты ДА и передали в подчинение ГК ЮЗН. Воздушные армии перешли в подчинение заместителя главнокомандующего ВВС по Дальней Авиации.
5. Воздушные армии ВВС СССР. – 2016. – №1. – С.10-15.
Статистика по воздушным армиям СССР - состав, дислокация, история.
6. Воздушные армии ВВС СССР. – 2016. – №2. – С.14-18.
Статистика по воздушным армиям СССР - состав (до аэростатов :-), дислокация, история... 24-я, 26-я, 34-я, 36-я, 73-я, 76-я армии.
7. Авиация ВВС военных округов. – 2016. – №3. – С.6-10.
Статистика по военным округам СССР, группам войск и силам центрального подчинения.
8. Авиация войск ПВО страны. – 2016. – №4. – С.8-18.
Статистика по численному составу авиации ПВО.
9.– 2016. – №5. – С.9-11.
Типы самолетов, состоявших на вооружении авиации ПВО СССР в период с конца 1950-х гг. по 1991г.
10. Авиация ВМФ.
Морская авиация, входящая в состав ВМФ СССР предназначалась для уничтожения подводных, надводных, наземных и воздушных целей (объектов) противника; обеспечения прикрытия с воздуха своих сил (войск); ведения разведки, целеуказания и РЭБ в интересах надводных, подводных сил флота, а также морской пехоты; постановки мин; осуществления противоминных действий.
11. Армейская авиация. – 2016. – №9. – С.10-17.
Статистика по армейской авиации - по более 50 отдельным полкам, более 4000 ЛА и более 80 тыс. человек личного состава...
12.«Малые авиации» советских силовиков. – 2016. – №10. – С.12-18.
Статистика по авиационным частям и подразделением различных силовых ведомств - КГБ, погранвойск, внутренних войск, МВД, гражданской обороны и проч.
13.Тяжело в учении… – 2016. – №12. – С.26-33.
Статистика по авиационным училищам и школам ДОСААФ СССР, где до середины 80-х еще летали МиГ-15 и МиГ-17: "Согласно зарубежным источникам, на начало 1970-х гг. в СССР имелось 600 тыс. (!) резерва летного состава".
14.Не дай вам Бог жить в эпоху перемен…
О реформах в сфере авиации в эпоху СССР и в постсоветский период. Статистика тех изменений, которые произошли с боевой авиацией нашей страны на пике и во время перестройки. «Наверное, в истории ни одних ВС мира так сильно и так часто не менялись взгляды на применение и место авиации в их структуре, как это было в СССР. Реформы, которые периодически начинались в этой сфере, практически всегда имели статус кардинальных, но зачастую давали результаты, прямо противоположные их намеченным целям. А когда удавалось исправить последствия очередной «реформы-эксперимента», на горизонте уже появлялась новая, зачастую приводящая к еще более серьезным последствиям».
15.Покой нам только снится… – 2017. – №2. – С.4-9.
После статистики о численном составе теперь рассматриваются данные по "боевой работе" по защите наших воздушных границ (сбитые, "посаженные" и проч.).
16.Их забрало небо… – 2017. – №4. – С.29-33.
В память экипажей советской военной авиации, ушедших в последний полет.
17.Что нам стоит самолет построить? – 2017. – №7. – С.6-13.
История советской авиации в цифрах. Приведена статистика производства по самолетам, их типам, КБ.
18.И щедрости нашей не будет предела… – 2017. – №8. – С.14-21.
Авиатехника советского производства «бороздила небо» многих государств мира. О поставках советской авиатехники в другие страны.
19.Когда мечты становятся явью… – 2017. – №10. – С.29-34.
Не секрет, что любая страна всегда мечтает и стремится к получению образцов боевой техники и вооружения вероятного противника.
20.Рекорды советской военной авиации. – 2017. – №11. – С.2-8.
Среди самолетов и вертолетов, эксплуатировавшихся в СССР в силовых структурах, можно выделить уникальные ЛА. При этом многие из них носят звание рекордсменов мирового масштаба, например: Ан-124, Ту-95, Ту-160, МиГ-25 и т.д.
21.Истребителю МиГ-23 – 50 лет//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №6. – С.6-7.
10 июня исполняется 50 лет со дня первого полета опытного сверхзвукового самолета «23-11» с крылом изменяемой в полете стреловидности, с которого началось развитие линии истребителей МиГ-23, а затем и ударных самолетов МиГ-27.
22.Тимин М. Воздушное сражение 22 июня 1941 года/М.Тимин// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - №1. – С.16-28.
О боевых действиях советских летчиков в первый день Великой Отечественной войны.
Анализ причин поражения авиации РККА в начале Великой Отечественной войны.
23. Тимин М. Первые воздушные победы 22 июня 1941 года/Тимин М.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра- 2016. - №11. – С.19-26.
24. 75 лет самолету Ту-2 // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - №1. – С.51.
О первых полетах лучшего советского фронтового бомбардировщика в период Второй мировой войны.
25. Урвачев В. Авиация ПВО в битве за Москву /В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №12. – С.2-10.
26. Легендарный «Лавочкин» // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №3. – С.16-19.
К 75-летию со дня первого полета истребителя ЛА-5 – одного из основных истребителей советских ВВС в годы Великой Отечественной войны.
27. Бакурский В. Звезды на крыльях/В.Бакурский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016.-№8.-С.2-14.
Рассказ об истории опознавательных знаков на ЛА боевой авиации. При неизменном символе нашей авиации – красной звезде, ее начертание менялось минимум шесть раз!
28. Арсеньев Е. Истребитель-перехватчик Як-50. Легкий, скоростной, высотный / Е.Арсеньев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2015. - №4. – С.24-33.
Общий вид и компоновку второго опытного экземпляра легкого истребителя-перехватчика Як-50 главный конструктор ОКБ-115 А.С.Яковлев утвердил в мае 1949 г.
29. Дальняя авиация России - 100 лет.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №12. – С.1-9.
Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков.
30. Кузьмин Ю. СССР и Россия: самолетостроение в числах./Ю.Кузьмин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №8. – С.1-7.
На основе анализа многих источников удалось начертить график выпуска самолетов в СССР и России по годам.
31. Кузьмин Ю. Авиация в числах. Что мы сделали за 110 лет./Ю.Кузьмин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №2. – С.8-10.
В литературе по истории авиации приводится множество данных по выпуску самолетов в разные исторические периоды. Но часто источники противоречат друг другу. Автор попытался посчитать все самолеты, построенные в мире – общий выпуск, динамику по десятилетиям и по странам. По результатам сделаны интересные наблюдения.
32. Растренин О. Противотанковые «харрикейны»./О.Растренин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - №4. – С.20-31.
Весной 1943 года английская сторона в рамках программы лендлиза предложила поставить в СССР партию самолетов «Харрикейн».
33. Колмогоров А.Г. Опередившие время: взгляд сквозь годы / А.Г.Колмогоров //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2014. - №3. – С.26-34.
Пик дирижаблестроения в новейшей истории Европы пришелся на Первую Мировую войну. В России к 1918 г. все имевшиеся 18 дирижаблей выбыли из строя. Овладеть сложной техникой управления, пилотирования и эксплуатации воздушных кораблей российским воздухоплавателям, увы, так и не удалось. Неудачи породили среди большинства технических специалистов стойкое убеждение в преждевременности применения дирижаблей вообще!
34. Плунский П. Су-27. История создания. /П. Плунский, Антонов В.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2013.-№10.-С.20-24.
При проектировании Су-27 велись серьезные исследования в плане новых технологий и материалов.
35. Никольский М. Центральный музей ВВС в Монино /М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2013.-№11.-С.4.
На протяжении всей истории существования музея главной притягательной силой для посетителей являются «живые» самолеты.
36. Марковский В. Герой нашего времени. К 50-летию вертолета Ми-8 / В.Марковский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012.- №2. – С.1-15.
Вертолет Ми-8 стал одним из замечательных примеров достижений отечественной техники. В своем классе он служит настоящим брендом, являясь таким же узнаваемым образцом высокотехнологичных изделий советской промышленности, какими стали танк Т-34 и автомат Калашникова. С ними «восьмерку» роднят столь же высокая востребованность, неприхотливость и надежность в работе.
37. Никольский М. Советские истребители в ВВС США /М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №6. – С.41-43. ; 2012. - №7. –С.33-45.
38. Чечин А. Щит и меч (советская оборона против американских баллистических ракет) /А.Чечин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №12. – С.39-59.
История создания и развития отечественной системы противоракетной обороны, сравнение 2-х систем , их противостояние.
39. Чечин А. ,Околелов Н. Гонка с трагедиями. К 50-летию принятия на вооружение МБР Р-16/А.Чечин, Н.Околелов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №4. – С.1-14.
В начале 1960-х годов, впервые в истории, две великие мировые державы нацелили друг на друга межконтинентальные баллистические ракеты.
40. 20 лет пилотажным группам «Русские Витязи» и «Стрижи»//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2011.- №4.- С.20-26.
Авиационным группам высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи» исполняется 20 лет, а пилотажникам из Кубинки – больше! Уже на всех послевоенных воздушных парадах летчики 234 истребительного авиационного полка демонстрировали мастерство группового пилотажа.
41. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Истребитель-бомбардировщик Су-17 /В.Ю.Марковский , И.В.Приходченко//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2011.- №5.- С.2-15.
Об истории создания Су-17, его предшественниках, многочисленных трудностях испытаний.
42. Бадретдинов И. Рождение «Грача»/И.Бадретдинов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2010.- №2.- С.20-26.
Статья рассказывает о самолете-штурмовике Су-25, одном из самых известных боевых самолетов в мире.
43. Солозобов В. и др. Туполев, гиперзвуковые /В.Солозобов, А.Слободчиков, М.Казаков, В.Ригмант //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2010.- №1.- С.37-39.
Исторический обзор работ ОАО «Туполев» в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов.
44. Анисимов В. «Русские летят…» К 100-летию полета первого отечественного самолета /В.Анисимов// Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2010.- №6.- С.1-6.
1910 год. В этот год впервые в небо поднялись первые русские авиаторы: Туполев и Сикорский, Ефимов и Кудашев, Уточкин и Гризодубов.
45. Ригмант В. К десятилетию первого полета самолета ТУ-334 /В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.- №3.- С.6-16.
Начало проектирования туполевского ближнемагистрального пассажирского самолета четвертого поколения Ту-334 относится к 1988 г.
46. Ригмант В. Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-124 /В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№7.-С.13-24.
В историю отечественного самолетостроения Ту-124 вошел как первый реактивный самолет, принесший комфорт и скорости реактивной авиации в советскую провинцию. В истории мировой авиации Ту-124 – это первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторным двигателем.
47. Растренин О. ИЛ-2 за кадром боя/О.Растренин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.- №7. -С.25-34.
С самого начала боевого применения на фронте штурмовик Ил-2 зарекомендовал себя как очень прочный и «выносливый» боевой самолет. Многим летчикам он спас жизнь, сохраняя летучесть при таких повреждениях, которые для любого другого самолета были, что называется «несовместимы с жизнью».
48. Кузнецов В. Научный вклад первых ИСЗ в познание космоса / В.Кузнецов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2007.-№9.-С.6-8.
По результатам исследований первых искусственных спутников Земли уже в первые годы космической эры учеными была сформирована новая отрасль науки: космическая физика, к настоящему времени сыгравшая существенную роль в познании мира на благо всего человечества.
49. Лашков А. Из истории собственных наименований воздушных судов России/ А.Лашков //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2006.-№2.-С.43-49
Традиционно на Руси каждому своему рукотворному творению люди присваивали собственные имена, желая тем самым наделить их чертами живой души. Со временем это правило распространилось и на Воздушный флот.
50. Жигулев В. Сыновний поклон «Альма-матер»/Жигулев В.//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2006.-№7.-С.11-21.
К 90-летию Морской авиации России. Автор вспоминает годы учебы в Ейском Военно-Морском Авиационном училище.
51. Ангельский Р. Хрущевское лихолетье/Р.Ангельский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2005.-№10.-С.15-20.
Символом хрущевской эпохи стали ракетные комплексы С-75 и сверхзвуковые истребители МиГ-21, на долгие годы ставшие основными стражами нашего неба.
52. Гладкий В.Ф. Тайна первого спутника/В.Ф.Гладкий//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №2.- С.40-44.
Освоение космического пространства посредством вертикальных пусков баллистических ракет дальнего действия началось с систематического изучения физических и радиационных свойств верхних слоев атмосферы.
53. Формин Г. Почему полеты «Востоков» и «Восходов» были безаварийными /Г.Формин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №4.- С.41-45.
О королевской системе обеспечения безопасности космических кораблей.
54.Качоровский И. Еще раз о катастрофе века/И.Качоровский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №3.- С.45-47.
До сих пор подлинная причина катастрофы и гибели Ю.А.Гагарина будоражит умы и порождает версии одна другой фантастичнее.
55.Подымов В. Марсианская гонка/В.Подымов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.- №10.- С.38-44.
Статья подготовлена по материалам российских и иностранных источников. Марс стал первой после Земли планетой, на орбиту которой был выведен искусственный орбитальный аппарат – спутник.
56.Формин Г. Почему полеты «Востоков» и «Восходов» были безаварийными /Г.Формин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004. №4.- С.41-45.
О королевской системе обеспечения безопасности космических кораблей.
57.Подымов В. Марсианская гонка/В.Подымов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2004.-№10.- С.38-44.
Статья подготовлена по материалам российских и иностранных источников. Марс стал первой после Земли планетой, на орбиту которой был выведен искусственный орбитальный аппарат – спутник.
58.Филатов Н. Небо войны. Взгляд из кабины/Н.Филатов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2003.-№3.- С.15-18.
Накануне 60-летия воздушного сражения над Кубанью, журнал публикует воспоминания ветерана ВОВ – летчика-истребителя Николая Ивановича Филатова, принимавшего непосредственное участие в тех жестоких боях.
59.Арсеньев Е. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна/Е.Арсеньев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2003.-№1.- С.29-33.
К 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна. Окончание. Начало в №№ 4,7-12/2000; 1-4,10-12/2001;1,2,7/2002
60. Гладкий В.Ф. Как родился проект «Энергия – Буран»/В.Ф.Гладкий//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. -2002.-№1.-С12-17.
Самым выдающимся результатом совместной деятельности нашей ракетной и авиационной промышленности в прошлом столетии было создание универсальной многоразовой транспортной системы «Энергия – Буран».
61. Ригмант В. «Летающая крепость» ВВС Красной Армии/В.Ригмант//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2002.- №5-6.- С1-80.
Накануне Дня Победы журнал публикует материал о советском тяжелом бомбардировщике Пе-8,
принимавшем активное участие в Великой Отечественной войне, но в то же время оставшемся в тени более прославленных боевых машин.
62. Вульфов А. Флагман (И62: история эксплуатации)/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. - 2001.-№3.- С13-17.
Каждый гражданский самолет, созданный в нашей стране на рубеже 1950-1960-х годов, открывал в авиации некую эпоху. Это было время самобытной конструкторской мысли, живого творчества, блеска интеллекта и энтузиазма. Люди-личности создавали самолеты-личности. Не исключение – Ил-62.
Продолжение:
63.Вульфов А. Флагман (И62: история эксплуатации)/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2001.- №4.- С15-20.
64. Сокут С. Дорога к пятому поколению/С.Сокут//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2001.- №.1.- С.1-4.
Создание в России истребителя пятого поколения – одна из наиболее сложных проблем отечественной оборонной промышленности. От того, будет ли начато серийное производство боевого самолета будущего, зависит судьба отечественного авиапрома.
65. Арсеньев Е. 60 лет Конструкторскому бюро им.А.И.Микояна/ Е.Арсеньев, А.Фомин //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№12.-С.1-11.
За 60 лет деятельности ОКБ им. Микояна было разработано более 400 типов и модификаций самолетов и летательных аппаратов. Общий объем выпуска самолетов МиГ серийными авиационными заводами превысил 55000 экземпляров. На самолетах МиГ установлено 72 мировых рекорда скорости, высоты и скороподъемности.
66. Вульфов А. «Змей Горыныч»/А.Вульфов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№9.-С.18.
40 лет назад был выполнен первый демонстрационный рейс с пассажирами из Внуково в Хабаровск на самолете Ту-114(в шутку прозван летчиками «Змей Горыныч»). Эта славная памятная дата связана с одним из лучших самолетов ОКБ А.Н.Туполева. Но много ли мы знаем об этой машине, часто ли ее вспоминаем? Если Ту-95 в кругу профессионалов и любителей авиации пользуется вполне заслуженной популярность, то Ту-114, на наш взгляд, в значительной степени обойден вниманием. Сегодня мы воздаем ему дань памяти.
67. Ригмант В. ТУ-2 – Самолет-легенда/ В.Ригмант //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1997.-№9.- С.1-68.
История создания и развития одного из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны – самолета Ту-2 началась задолго до того, как его первый прототип самолет «103» («58») в январе 1941 года совершил свой первый полет. Его судьба настолько сильно переплелась с судьбами его создателей, что зачастую теперь, трудно разделить, где начиналось одно и заканчивалось другое.
68. Кисляков Ю. История воздушного боя./Ю.Кисляков//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1986. - №1. – С.34-37; №2. –С.34-35; №3. –С.34-35; №4. –С.38-39; №5. –С.32-35.
Воздушный бой как вооруженное противоборство экипажей самолетов в воздухе имеет свою историю.
69.Михеев С.Конструктор Эрлих/ С.Михеев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2017. - №10. – С.12-19.
Воспоминания главного конструктора фирмы Камова С.В.Михеева посвящены известному конструктору вертолетов Игорю Александровичу Эрлиху. Первая часть посвящена в основном работе Эрлиха в КБ Яковлева (в его Ленинградском филиале) над вертолетом Як-24.
70.Морозов В. Небо. Женщины. Самолеты/В.Морозов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2017. - №3. – С.2-15.
О женщинах-пилотах в разное время и в разных странах.
71.Анисимов О.В. Линия жизни/О.В.Анисимов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016.-№7.-С.2-4.
27 июля 2016 г. исполнилось 90 лет Заслуженному военному летчику СССР, командующему авиации ПВО страны, кавалеру шести советских орденов, генерал-полковнику авиации Н.И. Москвителеву. В своей жизни Николаю Ивановичу довелось и командовать объединениями истребителей, и летать на самых серьезных типах сверхзвуковых перехватчиков: МиГ-19, Су-15, МиГ-25, МиГ-31. Он работал бок о бок с выдающимися летчиками и авиационными командирами, оставившими после себя несравненную по боевой мощи истребительную авиацию: А.И. Покрышкиным, А.И. Колдуновым, Е.Я. Савицким, В.Д. Лавриненковым.
72.Тимин М. Дмитрий Кокорев – герой второго тарана 22 июня 1941 года/М.Тимин //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №9. – С.20-23.
73.Тимин М. Забытое сражение генерала Ионова /М.Тимин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №5. – С.32-37.
Утром 22 июня 1941 г. лишь немногие советские военачальники смогли разобраться в сложной ситуации и предпринять энергичные ответные меры против начавшегося внезапным ударом нацистского вторжения Одним из них был командующий военно-воздушными силами Прибалтийского особого военного округа генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов.
74.Вениаминов Р. Семейство «Яков» на казанских полях/Р.Вениаминов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2016. - №4. – С.20-22.
Александр Сергеевич Яковлев – советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат восьми Сталинских, Ленинских и Государственных премий, награжденный 10 орденами Ленина..Его самолетов в России было построено больше, чем других конструкторов –более 80 тысяч.
75.Качоровский И. Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб/И.Качоровский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2015. - №5. – С.18-20.
Имя трижды героя Советского Союза Ивана Кожедуба, сбившего в годы Великой Отечественной войны 62 фашистских самолета, знают все. О его боевом пути написано немало. А что было дальше, каким человеком был великий летчик в мирной жизни? Как сложилась его судьба?
76.Качоровский И. Маршал авиации Иван Иванович Пстыго/И.Качоровский // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2015. - №8. – С.12-15
Воспоминания о Герое Советского Союза летчике Иване Ивановиче Пстыго.
77.Ковалев С. Полярный летчик/С.Ковалев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2015.-№3.-С.34-40.
Без малого 30 лет отлетал Илья Павлович Мазурук в небе Арктики. Он налетал в общей сложности 20000 часов! Вывозил терпящих бедствие зимовщиков с дрейфующих станций СП-2 и СП-8. На его счету своеобразный «мировой рекорд»- 254 посадки на дрейфующие льды.
78.Урвачев В. О ночных таранах летчиков ПВО Москвы/В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2014. - №5. – С.10-11.
Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов и основная их часть приходится на 1941-1942 гг. Документальные свидетельства о том, кто, как и в каких условиях применял этот прием в ночных воздушных боях в небе Москвы.
79.Кузнецов В. Юрий Гагарин – символ космической эпохи/В.Кузнецов//Авиация и космонавтика: вчера,сегодня,завтра.- 2011 - №4.- С.7-11.
Прошло 50 лет со времени первого в мире космического полета человека. И мы не можем не гордиться, что им стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
80.Урвачев В. Летная книжка отца/В.Урвачев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.- 2010.- №6.- С.15-35.
Штрихи к портретам летчиков Великой Отечественной Войны.
81.Проклов В. 70 ЛЕТ ОКБ «Су»/В.Проклов//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№3.-С.1-10.
29 июля авиационная общественность нашей страны отметила 70-летие ОАО «ОКБ Сухого» В этот день в 1939 году вышло постановление Комитета Обороны, согласно которому, как сейчас принято считать, и было образовано ОКБ П.О.Сухого. На самом деле история создания этого прославленного конструкторского бюро была гораздо сложнее…
82.Носов Г.В., Носов О.Г. Во славу Родины (к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Авиации А.С.Благовещенского)/Г.В.Носов, О.Г.Носов //Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№10.-С.25-29.
Генерал-лейтенант Алексей Сергеевич Благовещенский был боевым героем Отечества из первой сотни Героев Советского Союза. Среди громких имен в авиации его имя по долгу службы не афишировалось. Он был скромен и на просьбы рассказать подробно о пройденном пути в авиации говорил: «Об этом напишут другие».
83.Никольский М. Первый гвардейский/М.Никольский//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2009.-№10.-С.1-24.
1-й гвардейский Красногвардейский дважды Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова III степени бомбардировочный авиационный полк имени 50-летия образования СССР ведет свою историю от 1-й Краснознаменной истребительной авиаэскадрильи, сформированной в годы Гражданской войны на основе 1-го и 3-го авиадивизионов.
84.Черемухин Г. К 120-летию со дня рождения А.Н.Туполева/Г.Черемухин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2008.-№.11-С.37-41.
А.Н.Туполев признан всем миром крупнейшим авиаконструктором XX века. Сделанное его силами, по его идеям, под его руководством принципиально отличает его от других главных (генеральных) конструкторов перспективностью взглядов и действий при решении важнейших для страны государственных проблем, связанных с ее обороноспособностью и развитием современной транспортной системы.
85.Соболев Д. К 100-летию полета братьев Райт/Д.Соболев//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2003.-№.12-С.2-7.
Продолжение истории самолетовбратьевРайтв России связано с именем Николая Евграфовича Попова. Это был человек с необычной биографией. Агроном по профессии, Попов занялся журналистикой, в годы русско- японской войны служил военным корреспондентом в Манчжурии. ... После этого Попов поселился в Париже, где страстно увлекся авиацией. Фактически самостоятельно он выучился летать на "Райте", и во время авиационных состязаний в Канне весной 1910 года проявил себя как ловкий и бесстрашный пилот, получив наибольшее количество баллов и специальный приз за высоту полета. Вскоре после этого Попова пригласили на "авиационную неделю" в Петербург
86.Ена А. Безумно в небо влюблена/А.Ена, В.Булыгин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-2002.- №3.- С.9-10.
Большинство летчиков пришли в авиацию по зову сердца, по призванию. В их числе и первая в нашей стране женщина-летчица, которая освоила почти все типы вертолетов, Кошкина Галина Петровна.
87.Демин А. Ода героям-летчикам, ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (Забытые страницы челюскинской эпопеи)/ А.Демин//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1999.-№4.-С.15-20.
После успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по спасению 104 человек команды и научной экспедиции парохода «Челюскин», первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков : С.Леваневский ,А.Ляпидевский, И.Доронин, М.Слепнев, М.Водопьянов, Н.Каманин, В.Молоков.
88.Кузьмина Л.М. «…И в каждой турбине мы слышим спокойствие наших границ!»/ Л.М.Кузьмина//Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра.-1998.-№.3.-С17-21.
Рассказ о том, как, пройдя через отрицание, неверие, технические трудности, Архип Михайлович Люлька, человек выдающегося инженерного, конструкторского таланта, большой смелости и стойкости создал первый отечественный турбореактивный двигатель.
онлайн-сервисы
специализированные ресурсы
поступления в фонды