Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Почему нести олимпийский флаг – не стыдно, как работает система антидопингового контроля, что повлияло на решение Спортивного арбитражного суда по «российскому делу», а главное, как дальше может развиваться ситуация, – об этом на встрече с читателями и сотрудниками ГПНТБ России в преддверии Олимпиады-2018 рассказала олимпийская чемпионка, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы С.С. Журова.
Олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках поприветствовала слушателей, заметив, что библиотека – вполне закономерная площадка для разговора о грядущей Олимпиаде, ведь «кто, как не люди культуры, особенно сильно за это переживают». Она сразу заявила, что поделится исключительно своим видением сложившейся ситуации, с которым «кто-то может согласиться, а кто-то – поспорить».
С.С. Журова напомнила, что основной дилеммой, разделившей россиян на два лагеря перед открытием Олимпиады в Пхенчхане, стал вопрос о том, стоит ли российским спортсменам принимать в ней участие с учетом наложенных МОКом ограничений, или нет. «Мне особенно сложно, потому что во мне говорит и политик, и спортсмен с 25-летним стажем», – призналась она.
«Сейчас нас обвиняют в том, что мы готовы идти под нейтральным флагом. Сразу уточню, как выглядит этот “нейтральный” флаг – это белый флаг с олимпийскими кольцами, – обратила внимание С.С. Журова. – Этот флаг был придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году, за ним – глубокая философия, принципы справедливости, честной игры. А теперь все говорят, что русские понесут “какую-то белую тряпку”». Она предположила, что, отстраняя Россию и «выводя ее в нейтральный статус», МОК «просчитался», вручив стране «чистейший флаг, который только может быть в руках участников Олимпиады». Кроме того, добавила чемпионка, «флаги некоторых других стран-участниц, например, стран СНГ, гораздо моложе, чем флаг Олимпийских игр».
Она призвала слушателей взглянуть на вопрос глазами молодого спортсмена: «...олимпийский флаг для него значит не меньше, чем российский, потому что у него в жизни происходит два рождения: как гражданина и как спортсмена». С.С. Журова сравнила ситуацию со скандалом флагов, где спортсмены оказались заложниками, с раздором в семье: «Один флаг – это папа, а другой – мама. И представляете, они решили развестись: размолвки у них, временные или нет, <...> а кто больше всех страдает в этой ситуации? Мы все знаем, что дети. Так и здесь. Ведь это Олимпийская семья – они всегда себя так называли».
При этом она подчеркнула, что в трех видах спорта, где Россия традиционно сильна, у спортсменов на форме нет российского флага: это фигурное катание, художественная гимнастика и синхронное плавание. «Они представляют нашу культуру, нашу страну, не “надев” себе флаг на грудь. И весь мир знает, откуда эти спортсмены», – с уверенностью отметила олимпийская чемпионка. С.С. Журова обратилась к первой статье Олимпийской хартии, которая гласит, что олимпиада – это соревнование спортсменов, а не стран. «Пьер де Кубертен очень боялся, что если люди начнут “национализировать” Олимпиаду, это убьет спорт. Наверное, сейчас мы видим, что его страшные опасения начинают сбываться», – выразила тревогу С.С. Журова. Она добавила, что многие иностранные коллеги солидарны с тем, что санкции МОК в отношении России были приняты именно по «страновому фактору».
С.С. Журова также прокомментировала решение Спортивного арбитражного суда (CAS), который 1 февраля удовлетворил апелляции 28 российских спортсменов на решение МОК об их пожизненном отстранении от участия в Олимпийских играх и аннулировании сочинских результатов, добавив, что сам МОК негативно оценил решение CAS и пообещал с ним судиться – «с судом, который МОК же и учредил».
«Когда суд начал допрашивать свидетелей, он был поражен тем, что все обвинение строится на показаниях только одного человека», – заметила она. При этом, обратила внимание С.С. Журова, в прессе появился комментарий CAS, где суд заявил, что такое решение было принято «не потому что русские не виноваты, а потому что суд не нашел доказательств, делающих их виновными». По ее словам, «поступить по-другому» в этом деле суд не мог: «Дело в том, что по предыдущим делам в таких случаях суд принимал решение в пользу спортсмена. Это называется прецедентное право», – объяснила она.
Приводя в пример подобные реальные случаи, С.С. Журова рассказала о том, что некоторые спортсмены, принимавшие допинг, сознательно повреждали емкость с пробой перед тем, как передать ее комиссару. «Затем в пробе А у такого спортсмена находят допинг, а он говорит – нет, я хочу посмотреть пробу B при свидетелях. И когда начинают вскрывать пробу B, спортсмен говорит: мне пытались повредить емкость, вы мне сами там все подмешали, – пояснила С.С. Журова. – И CAS по таким случаям принимал положительные решения в пользу спортсмена». Теперь, подтвердила она, комиссары относятся к процедуре передачи контейнера более ответственно.
Затем олимпийская чемпионка напомнила слушателям, что «в последние годы почти ни один вид спорта не награждается на стадионе», кроме фигурного катания, поскольку у них редки допинговые скандалы, и последней гонки на 50 километров. «Это произошло не только потому, что [на следующий день] можно с болельщиков собрать дополнительные деньги», – заметила она, добавив, что так МОК хочет проверять спортсменов, прежде чем вручать им медали, чтобы в случае допингового скандала после награждения не пришлось их отбирать.
«Теперь у меня вопрос: я закончила свою дистанцию в 9 часов вечера, сдала пробу и знаю, что днем у меня награждение. Мою пробу должны еще проанализировать. Когда ее можно было поменять? <...> На каждой дисциплине по три спортсмена: хотя бы медалистов точно надо проверить, я не говорю уже обо всех остальных», – искренне удивилась С.С. Журова. Она подчеркнула, что спортсмен не может быть виноват, если уже после того, как он сдает пробу, с ней пытаются сделать что-то неправомерное.
«МОК говорит: <...> даже если один нечестный спортсмен приехал на Олимпиаду, это позор для Олимпиады», – привела позицию МОКа С.С. Журова. Тем не менее, заявила она, в Олимпийских играх регулярно участвуют спортсмены, у которых может быть не одна дисквалификация и большое количество «красных флажков». «Каждый спортсмен должен ежечасно заносить место своего нахождения в специальную систему: это очень тяжело. <...> Если ты не встретился с комиссаром в том месте, которое ты указал в системе – у тебя что-то случилось, и ты об этом забыл – все, это красный флажок. А с другой стороны, можно же и специально убежать. Где эта грань? – задалась вопросом олимпийская чемпионка. – Некоторых наших спортсменов на всякий случай отстранили от Игр как раз за красные флажки: если у них за 5 лет был хотя бы один такой флажок, на Олимпиаду их не пустили», – рассказала С.С. Журова. Она добавила, что ее зарубежные друзья были удивлены, узнав об этом: «Они мне писали: слушай, как странно, у нас в командах есть ребята, которые безалаберно к этому относились, а у вас все попали на эту историю». По ее мнению, изменить ситуацию с двойными стандартами, применяемыми к России, можно будет «только через суды и публичные площадки».
Однако С.С. Журова напомнила, что «без вины виноватых не бывает», и к России было, за что придраться, однако вина в этом случае, по ее мнению, лежит не на спортсменах: «Виноваты в этом <...> чиновники, которые отнеслись ко всему так несерьезно», – заявила она. Олимпийская чемпионка отметила, что МОК работает «достаточно открыто» и призывает внимательно изучать антидопинговые правила, хотя многие этим нередко пренебрегают. «Неявка к комиссару – это уже нарушение этих правил», – привела она пример, добавив, что не все спортсмены об этом знают.
По этому поводу С.С. Журова высказала идею о том, чтобы с детства объяснять антидопинговые положения тем, кто решил посвятить себя спорту: «Можно говорить, что эти правила – нарушение прав человека, но тогда, к сожалению, не надо заниматься спортом. Каждому будущему спортсмену нужно сказать: вот, есть такие законы игры», – заметила она, пояснив, что если следовать правилам с детства, потом они уже не кажутся «чем-то катастрофическим». По ее словам, соблюдение антидопинговых правил бережет здоровье спортсмена: «Например, спортсмен с детства не может себе позволить самолечение: он должен пойти к врачу, <...> чтобы тот выписал все лекарства и терапевтические разрешения».
Она рассказала, что, наблюдая эту историю, Госдума приняла закон, ужесточающий наказание за использование допинга. «А теперь представьте: родитель дал своему [заболевшему] ребенку-спортсмену галазолин [капли в нос, препарат содержит запрещенные антидопинговыми правилами вещества], а в тюрьму сядет тренер. Это нормально? Я думаю, нет. Поэтому нам с этим придется еще очень серьезно разбираться», – прокомментировала С.С. Журова.
Завершая, С.С. Журова предположила, что после этой Олимпиады России «придется выстраивать новую жесткую систему» контроля, которая позволит избежать ситуаций, где спортсменов возможно уличить в том, чего они не совершали.