Главная >> О библиотеке >> Кабинет научного руководителя >> Интервью и выступления >> Журнал "Книжная индустрия", № 7, сентябрь, 2012
«Библиотеки не допустят бесконтрольного распространения информации»
Завершилась 19-я Международная Крымская конференция. Об ее итогах и планах на будущее, ключевых мероприятиях и темах крупнейшего библиотечного форума – наша беседа с генеральным директором ГПНТБ России, председателем Оргкомитета Крымской конференции, Яковом Леонидовичем Шрайбергом.
– Яков Леонидович, как Вы оцениваете итоги 19-й Международной Крымской конференции? Какие самые яркие мероприятия Вы можете отметить?
– Конференцию этого года по масштабу можно сравнить с прошлогодней: в ней приняло участие около 1000 человек, а с крымскими представителями – 1100 человек. Крымские библиотеки провели интересное мероприятие с участием министра культуры Крыма Алены Плакиды. Она же вела и пленарное заседание, где я выступал с ежегодным докладом «Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждет впереди?».
В этом году конференция проходила в знаменательный год – 1800-летия Судака, 1800-летия «шелкового пути» (Судак был центром «шелкового пути» от Генуи до Китая). ИФЛА в рамках Крымского форума подготовила силами секции по генеалогии и истории специальную программу, посвященную 1800-летию Судака.
Как всегда насыщенной была секция «Электронная библиотека», организатором которой выступает Российская государственная библиотека. Большое количество заинтересованных слушателей привлекло профессиональное мероприятие Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН), его тематика была связана с расширением доступа к зарубежным и отечественным ресурсам научно-технической полнотекстовой информации.
Ставшее уже традиционным мероприятие по авиации и космонавтике собрало большое количество слушателей. В этом году помимо Натальи Сергеевны Королевой, дочери главного конструктора С.П. Королева, в нем принял участие Михаил Борисович Корниенко, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт.
Среди новых семинаров стоит отметить инновационное мероприятие «Как стать звездой вебинара», его провели ярославцы (МУБИНТ) – с конкурсом, юмором, летающей рыбой, символизировавшей некую инновацию. Накануне семинара эта рыба у них уплыла, и они срочно доставали новую. Вебинар – одна из современных форм обучения. Это тоже определенное искусство: надо уметь общаться с аудиторией, не видя ее. И помимо раскрытия той или иной темы надо еще достаточно оперативно отвечать на разные вопросы, которые периодически появляются на экране. На этом мероприятии показывали элементы разных вебинаров, а присутствующие в зале голосовали за них, выбирали лучшие.
Одним из самых зрелищных и профессионально насыщенных мероприятий стала интеллектуальная дуэль «К барьеру!», собравшая более 600 участников. Дуэлянтами выступали Александр Михайлович Мазурицкий и Эдуард Рубенович Сукиасян. Тема дуэли – будущее библиотечной профессии. Руководители секции «Библиотечное образование» справедливо отметили, что «дуэль» стала полномасштабным продолжением работы самой секции, поскольку вопросы широко обсуждались с участием аудитории, зала.
Яркое событие конференции – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Все вопросы для знатоков касались сферы работы библиотек, издателей и книгораспространителей.
Конечно, в работе каждой секции можно отметить новые и интересные моменты. Например, в детской секции впервые была применена онлайн-трансляция. Детские школьные библиотеки, дети в Интернете и т.д. – эти темы транслировались на многие города России, а также Украину, Белоруссию и другие страны.
Из года в год возрастает качество связи на Крымской конференции. И в этом году практически во всех номерах была возможность подключения к Wi-Fi.
Профессор А.В. Соколов из Санкт-Петербурга прочитал открытую лекцию. На такие мероприятия мы приглашаем обычно известных экспертов. И здесь есть своеобразный риск. Ведь человек, прочитавший открытую лекцию, должен быть уверенным, что она запомнится аудитории. Самое страшное для лектора – это пустая аудитория, поэтому не каждый решится на ее проведение. На нашей конференции, если не считать моих ежегодных докладов, имеющих статус открытой лекции, не многие решаются на такой формат. Решилась Екатерина Юрьевна Гениева, в этом году – Аркадий Васильевич Соколов. Людмила Улицкая выступала с лекцией, и президенты ИФЛА дважды проводили открытую лекцию. Это очень серьезный уровень.
– Какие темы, вопросы были ключевыми в этом году?
– Главные темы – тренды книжного рынка и библиотек, будущее библиотек в цифровую эпоху, мобильные коммуникации и библиотечное обслуживание. Большое внимание было уделено вопросам авторского права в интернет-пространстве. ИФЛА провела специальный форум по этой теме, на нем обсуждались тенденции развития зарубежных законодательств в этой сфере.
– Тема авторского права в интернет-пространстве по-прежнему остается камнем преткновения между библиотечным и издательским сообществом. Недавно на Facebook было размещено обращение инициативной группы под руководством Вадима Степанова – «Работа библиотек с цифровым контентом: к обсуждению новой редакции Гражданского кодекса РФ». Хочу обратить Ваше внимание на два момента этого обращения.
Первое. В эпоху лавинообразного распространения мобильных устройств, когда свободный доступ к информации становится нормой для читателей, библиотеки России обязаны искусственно ограничивать доступ к цифровой части своих фондов, ущемляя права читателей и тем самым сокращая потенциальную клиентскую базу.
Второе. Библиотеки получают возможность безвозмездно производить оцифровку любых изданий, «имеющих научное и образовательное значение», что прямо противопоставляет библиотеки издателям и книгораспространителям. Единожды оцифрованное издание может бесчисленное количество раз передаваться по каналам МБА в разные библиотеки страны. Таким образом, у библиотеки автоматически пропадает необходимость покупки этих изданий.
Яков Леонидович, как вы прокомментируете эти моменты?
– Закон ограничивает получение доступа к информации стенами библиотеки – по просьбе издателей. Издатель должен быть уверен, что эта информация никуда не уйдет. Это, по крайней мере, является гарантией бесконтрольного распространения.
Что же касается второго требования, то я, например, не вижу никакой опасности. Во-первых, по межбиблиотечному абонементу (МБА) никто оцифрованные книги не передает. Пока, во всяком случае, статьи, фрагменты – можно. Использование каналов МБА для передачи электронных книг, конечно, может нанести серьезный урон книгоизданию. Я это не поддерживаю. Считаю, что электронная доставка документов должна касаться статей и малообъемных фрагментов изданий. В этом случае никакого ущерба нет, так работает весь мир.
– Но в законе не прописаны критерии – какой объем информации можно передавать по каналам МБА.
– Да, критериев нет, так же как их нет по вопросу ксерокопирования. Сколько текста библиотека имеет право скопировать по просьбе читателя: 10, 50, а может быть, 70 страниц? Кто ответит, что такое малообъемность? Это понятие не прописано в законе. Так же не прописаны и критерии. Я считаю, что библиотеки ниже уровня областных никогда этого делать не будут – у них просто оборудования нет. А федеральные библиотеки никогда не допустят бесконтрольного распространения информации. Они все отчетливо понимают, что любой обвал книжного рынка означает обвал библиотечных фондов. Потому что без книжного рынка не существует фонда библиотек. Здесь опасность скорее не в библиотеках, а в плохо образованных читателях. Читатель в библиотеке, воспользовавшись своим правом получения цифровой книги, может ее качнуть куда угодно. Вот в этом – проблема.
– А как он может ее качнуть в стенах библиотеки?
– Читатель может прийти в библиотеку с любым электронным девайсом (мы же не обыскиваем его) и скачать на него любую информацию. Через Wi-Fi он сможет вытащить любую информацию, никто не заметит. Если эта информация не будет иметь системы жесткой защиты, как это делает, например, электронный архив или система, которую мы с Xerox разработали.
Поэтому после принятия IV части ГК РФ понадобятся дополнительные нормативные документы, регламентирующие защиту и использование электронной информации.
Законодательство ограничивает использование информации стенами библиотеки как раз с целью защиты информации. Очень многие сегодня возражают: «Как это так? Зачем ходить в библиотеку? Мы хотим у себя дома всё это использовать или на работе». Вот если это будет, тогда точно все обрушится.
– Мобильный доступ к информации может быть предоставлен в «облаке», в закрытой системе, как это, например, делается на iPad. И как раз это является защитой.
– Да, такой же принцип используется и в электронной библиотеке диссертаций: в нее можно войти, но нельзя скачать. Нельзя скачать даже фрагментарно, для этого нужна специальная программа, разрешение.
В ГПНТБ России, например, есть открытый доступ, а есть защищенные работы, на которых еще распространяется срок действия авторского права. Они лежат в электронном архиве. Или, например, мои ежегодные доклады: их можно прочитать в Интернете, но скачать нельзя.
– Как раз об этом и говорит Степанов: неважно, где ты находишься – в стенах библиотеки или у себя дома, – ты имеешь право получить информацию в закрытой системе. Ты не можешь ее скопировать, но прочитать имеешь право.
– Кто этим будет заниматься? У библиотек нет для этого кадров. Новый закон позволит в первую очередь расширить доступ читателей к фондам библиотек. То, о чем говорит Степанов, – это следующий этап, когда библиотеки смогут предоставить ограничения не с помощью физических стен, а с помощью программно-технологических элементов. То есть физические стены станут виртуальными, в этом весь смысл. Это возможно, но не сейчас. Для этого нужно иметь очень грамотный технический персонал в библиотеках. Сейчас далеко не все библиотеки имеют даже нормальные серверы и сайты.
– 7 мая В.В. Путин подписал несколько указов, касающихся библиотек. В одном из них речь идет о ежегодной оцифровке до 10% литературы для Национальной электронной библиотеки. Как следует трактовать этот указ?
– Он говорит о том, что ежегодно фонд Национальной электронной библиотеки нужно пополнять на 10%. Мы, члены Национальной электронной библиотеки, совместно с РГБ формируем этот ресурс. Он авторизован и полностью защищен. Вся информация предоставляется всем зарегистрированным пользователям в защищенном режиме. Здесь никакой опасности нет.
– На Крымской конференции в рамках секции по образованию прошла презентация проекта ГПНТБ России – единое интернет-окно доступа для вузовских библиотек. Как сегодня развивается этот проект?
– В конце июля завершился второй этап – проектирование. Сейчас мы вплотную подходим к третьему, самому сложному этапу – программированию. Параллельно работаем с вузами, заключаем с ними договоры, чтобы создать юридическую, методическую платформу. Сегодня мы имеем более 120 договоров с университетами и вузами, которые подписаны первыми лицами. Наиболее активные участники уже вводят в базу свои метаданные: порядка 86 университетов уже загружено. Объем отражаемых записей – больше 2 млн.
– Когда проект должен быть завершен?
– До конца мая 2013 года. И для нас это огромная проблема, потому что это канун XX Крымской конференции. Мы должны сдать проект и уехать на конференцию. Задержка невозможна ни на один день.
– Что будет итогом проекта?
– Итогом проекта будет полностью разработанная, установленная на закупленном оборудовании система. Может быть, это будет не финальное оборудование, но достаточно мощное. Здесь будет установлен сводный унифицированный каталог, войдя в который, можно получить доступы к вузовским ресурсам. Не могу назвать точное количество вузов, так как по документам получилось расхождение: в одном документе написано 420 университетов, а в другом – 750. Поэтому мы стремимся подключить 750 вузов и библиотек научных организаций.
– Это будет единое окно доступа к библиографической информации?
– Это будет доступ к адресной библиографической информации и полным текстам, если они будут в наличии у библиотек. Сегодня из 2 млн ресурсов, которые у нас на сайте в доступе, где-то около 80 тыс. – полнотекстовые. Это то, что легитимно, с разрешения правообладателя выставлено в Интернет. Библиотека заинтересована показывать свои полнотекстовые ресурсы, чтобы иметь возможность их продать. И если библиотека не сможет их официально создать, тогда она сможет воспользоваться услугами «Бибкома» для правильного оформления договорных отношений с правообладателями.
– Вы отметили, что тема будущего библиотеки и библиотечной профессии была одной из центральных на Крымской конференции. Как Вы оцениваете перспективы развития библиотек в цифровую эпоху?
– Должен победить разумный компромисс. Отечественная и зарубежная периодика, диссертации будут в цифровой форме, это понятно. Конечно, останутся фундаментальные произведения в печатном виде – альбомы по искусству. Художественная литература распределится примерно пополам.
Считаю, что поправки к IV части ГК РФ и ряд других факторов будут способствовать росту посещаемости библиотек. Сейчас увеличение пропускной способности Интернета, расширение точек доступа привело к падению посещаемости библиотек. Но тем не менее новые тенденции приведут в конечном итоге к тому, что библиотеки вновь станут посещаемы.
Я думаю, что будущее у библиотек есть. Другое дело, что их не будет столько же, сколько сейчас. У нас нельзя говорить про сокращение библиотек. У нас есть библиотеки, которые непонятно для кого существуют – у них пустые залы.
Библиотеки должны сегодня работать с новым читателем. Если люди пенсионного возраста все равно будут приходить – им это привычно, то молодежь будет приходить только тогда, когда ей разрешат использовать свои девайсы. Если она сможет фотографировать, скачивать, записывать, работать и т.д. Библиотека должна давать мобильный доступ, но с определенным ограничением. Я категорический противник скачиваний целых книг, в принципе, это и невозможно, как бы много об этом ни говорили. Пусть, кто хочет, войдет с мобильника в электронную библиотеку и начнет качать книгу, например, монографию страниц на 400. Посмотрим, что из этого получится. Сколько придет и в каком качестве? И поэтому здесь все должно быть взвешено. Должно быть взаимное сосуществование всех инноваций. Если библиотека будет работать по традиции – она не выживет. Но мы не заинтересованы в том, чтобы читатель и особенно молодое поколение, учащиеся ходили в Интернет мимо библиотеки. Сегодня эта тенденция есть.
– По всей видимости, библиотека должна перестраиваться и с точки зрения предоставления услуг. Здесь действительно схожи роли библиотеки и книжного магазина – они становятся культурно-досуговыми центрами в современную эпоху.
– Библиотека всегда была досуговым центром. Но в эпоху компьютеризации это, может быть, приобретает большую актуальность. Например, шахматный кабинет в ГПНТБ России предоставляет свои залы не только для игры в шахматы. Читатели могут изучить шахматную литературу, разобрать этюды.
Библиотеку можно использовать как отличную площадку для проведения конкурсов, олимпиад. Ведь здесь можно пользоваться справочными изданиями – в печатном, электронном виде.
Если посмотреть, как живут зарубежные библиотеки, особенно американские, то мы увидим, что они в своих отчетах ставят в первую очередь такие вещи, как компьютерные программы, поиск работы, знакомств, организацию встреч по интересам.
– Ну и, конечно, режим работы библиотеки нужно, безусловно, увеличивать. Не должно быть ограничений, скажем с 10.00 до 19.00.
– Это напрямую связано с фондом зарплат. Поскольку сейчас нет увеличения фонда зарплат, мы не можем заставлять людей работать бесплатно. Они и так получают довольно небольшие зарплаты.
Я, например, противник «Библионочей». Я не считаю, что это правильно, потому что ночью человек должен спать, а не читать книжки.
– А если вечером, после работы?
– Это другое дело. «Библионочь» в музее – это мне понятно, потому что музеи все платные. И, может быть, те, у кого мало денег, могут прийти посмотреть ночью то, что кажется им дорого днем. Библиотеки – бесплатные. Если кому-то не спится, можно прийти почитать, например, Акунина. Но я плохо представляю, что человек придет ночью читать фундаментальную физику или астрономию. Другое дело, что при библиотеках создаются интернет-клубы. Наш, в ГПНТБ России, работает до 24.00 (а библиотека закрывается в 20.00). Человек может прийти и поработать с теми же фондами библиотеки, но через Интернет.
– Яков Леонидович, какие основные выводы можно сделать по итогам работы Крымской конференции этого года?
– Вывод первый: надо еще раньше начинать подготовку к конференции. Необходимо расширять круг новых мероприятий, инноваций, начиная с открытых лекций и заканчивая мастер-классами, неформальными дискуссиями, конкурсами.
Мы всегда пристально следим за крупнейшими зарубежными библиотечными форумами: конференцией Американской библиотечной ассоциации, ИФЛА и другими.
В этом году мы планировали уменьшить количество секций за счет сокращения докладов. Но ничего не получилось: все секции как жили, так и живут. И убрать их мы не можем. Единственное – в этом году не было «пляжной секции», потому что погода была прохладной. Но в следующем году, поскольку конференция начнется 10 июня, «пляжная секция» точно состоится.
– Значит, нужно сделать интересную «пляжную секцию»?
– Да, нужно готовиться к «пляжной секции»! Ну и, конечно, будет ставшая уже брендом издательско-библиотечная «Лодка», кстати, пятая – юбилейная.
– Да, и, может быть, проведем ее в необычном пляжном формате? Спасибо, Яков Леонидович, за интересное интервью. Желаю успехов Вам и Крымской конференции!