Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Новости науки и образования

 

18034

Карьерная школа для молодых ученых пройдет 21-22 марта

 

21 и 22 марта в Санкт-Петербурге в Десятилетие науки и технологий пройдет Карьерная школа, организованная Ассоциацией СМУ и СНО СЗФО, СНО СПбГУ и проектом «Sci_Career». Молодые ученые узнают, как выбрать свой карьерный трек, построить успешную карьеру в науке, подготовить CV и успешно пройти собеседование. Экспертами выступят представители партнеров Школы, среди которых ЛабИнфо, Sci_Career, CoLab, Sci.STEPS, ВКонтакте, ВТБ и другие.
В первый день Школы, 21 марта, молодых ученых ждут лекции о карьерных возможностях и коммерциализации разработок. Их прочитают Никита Башнин, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, Анна Фомина, сооснователь проекта о карьере в науке, образовании и просвещении «Sci_Career», а также ведущие российские и зарубежные исследователи из Швейцарской высшей технической школы, Санкт-Петербургского государственного университета, Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН.

Во второй день, 22 марта, участники Школы продолжат обсуждать карьерные возможности и особенности трудоустройства в научной сфере. Например, Мита Сультимова из фармацевтической компании ГЕРОФАРМ расскажет, как проходить собеседование при устройстве в биотехнологическую компанию. 

 

Источник: Наука.РФ

 

18033

100 университетов из 41 региона страны отобраны в основной трек программы «Приоритет-2030»

 

Список участников основного трека утвердил Совет по поддержке программ развития университетов – участников «Приоритета-2030» под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что в обновленной архитектуре программы «Приоритет-2030» оценивается целевая модель университета, ее направленность на достижение нашей страной технологического лидерства. На этом в Послании Федеральному Собранию сделал акцент Президент России Владимир Путин.

«С этого года обновленная программа «Приоритет-2030» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Она стимулирует вузы ставить амбициозные цели и перестраивать внутренние процессы. Важным результатом становится укрепление связи вузов с реальным сектором экономики. С момента старта программы в 2021 году объем средств, вложенных в программы развития университетов-участников технологическими партнерами, удвоился – до 61 миллиарда рублей в прошлом году. При этом количество технологических партнеров тоже возросло – их уже почти 12,5 тысячи», – отметил вице-премьер.

Отличительной особенностью проведения нынешнего Совета стал новый взгляд университетов на свои программы развития – в центре внимания вузов были конкретные проекты взаимодействия с индустрией, подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

18032

Как российские учителя и преподаватели вузов используют ИИ

 

27–28 февраля состоялась XXI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: образовательная политика и качество образования». На ней представили результаты исследований того, как учителя и преподаватели относятся к ИИ, как применяют их в работе, что способствует и что мешает внедрению ИИ-инструментов в работу.

Научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Антон Заграничный рассказал об исследовании, проведённом совместно со «СберОбразованием», – оно посвящено субъективным факторам, которые связаны с использованием ИИ в работе педагогов. В опросе приняли участие 758 школьных учителей и управленцев из 45 регионов России.

Обнаружилось, что 75,5% опрошенных педагогов имеют опыт применения ИИ для решения профессиональных задач. Однако 24,4% из них использовали ИИ-инструменты лишь несколько раз, и эта практика не стала для них постоянной. Часто и регулярно применяют такие инструменты пока лишь 18%.

На вопрос «Как вы пришли к решению использовать технологию ИИ?» большинство респондентов ответили, что читали о возможностях ИИ в медиа (50,7%), многие смотрели видеоролики или слушали подкасты на эту тему (30,4%). Около трети опрошенных заметили интерес к ИИ в профессиональном сообществе (29%), среди известных экспертов в сфере образования (29,4%), а 28% педагогов начали использовать нейросети по совету коллег. И судя по ответам 11% респондентов, в некоторых школах применение ИИ уже внедряют на организационном уровне.

 

Источник: Skillbox Media

 

18031

Сбер представил ежегодный сборник «Наука в Сбере – 2024»

 

В нем можно ознакомиться с основными результатами исследовательской деятельности компании за прошлый год, обзором технологических трендов и итогами работы по совместным проектам с Центрами искусственного интеллекта, созданными в ведущих университетах России.

Аналитики Сбера подготовили обзор технологических трендов, которые оказывают значительное влияние на бизнес. Согласно полученным выводам, компании, стремящиеся к лидерству, уже не могут игнорировать необходимость освоения новых областей. 

В условиях жесткой конкуренции ведущим игрокам необходимо обеспечивать свою технологическую независимость, активно исследуя и внедряя передовые технологии. Например, успешное внедрение искусственного интеллекта требует стабильных энергетических ресурсов, тогда как прогресс в энергетической сфере напрямую связан с цифровой трансформацией. 

Инновационные разработки в области спутникового интернета помогут сделать финансовые технологии доступными для всех. Нейротехнологии улучшат понимание потребностей клиентов, а искусственный интеллект и квантовые вычисления ускорят научные открытия и разработку новых функциональных материалов.

 

Источник: Сбербанк

 

17035

Стартовало обучение по Программе развития кадрового управленческого резерва

 

Обучение по Программе развития кадрового управленческого резерва в сфере науки, технологий и высшего образования стартовало на федеральной территории «Сириус». 

Слушатели четвертого потока презентовали заместителю Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денису Секиринскому тематики своих проектов, направленных на решение ключевых задач научно-технологического развития страны.

Среди участников – руководители научных организаций, лабораторий, ведущие специалисты вузов, руководители технологических компаний из 28 субъектов России. Все они входят в кадровый резерв Минобрнауки России.

«Задачи, решаемые слушателями в своих проектных работах, должны основываться на поиске глубинных причин проблем, стоящих перед нами на современном этапе, иметь статистическое обоснование их проявления, а также включать реализуемые гипотезы решений с анализом возможных рисков», – подчеркнул Денис Секиринский.

Программа реализуется в рамках национальных проектов России по поручению Президента Российской Федерации при поддержке Минобрнауки России на базе ВШГУ Президентской Академии и НТУ «Сириус», в партнерстве с ведущими российскими образовательными центрами.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

17034

МГУ вошел в топ-100 четырех из пяти предметных рейтингов QS World University-2025

 

МГУ имени Ломоносова вошел в сотню лучших вузов мира в четырех из пяти категорий представленных предметных рейтингов по версии международного рейтингового агентства QS. Об этом сообщается на портале «Мел».

Так, например, Московский университет занял 79-е место в категории «Искусство и гуманитарные науки». Следом за ним в этом списке расположились НИУ ВШЭ и РУДН (оба 184-е место), СПбГУ (242-е место), МГТУ имени Баумана (298-е место), Казанский (федеральный) университет (345-е место), МГИМО (394-е), УрФУ (400-е), Российский экономический университет имени Плеханова (401-450), Дальневосточный федеральный университет и Томский госуниверситет (451-500) и Алтайский государственный университет (501-550).

В категории «Инженерное дело и технологи» МГУ также занял 79-е место. С большим отрывом 173-е место занял МГТУ имени Баумана. В этой же категории у РУДН 203-е место, МФТИ (223-е место), СПбГУ (231-е место), ИТМО (246-е место), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (288), Томский госуниверситет (308), УрФУ (314), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (320), НИЯУ «МИФИ» (359), Казанский (федеральный) университет (386), НИУ ВШЭ (394), Южно-Уральский государственный университет и Российский экономический университет имени Плеханова (401-450) и Университет науки и технологий МИСИС (451-500).

 

Источник: Портал «Мел»

 

17033

Правительство расширило функционал суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»

 

Выпускники российских школ получат возможность подавать документы в колледжи и техникумы, работающие при вузах, с помощью суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».

Информация о поступлении будет доступна в личном кабинете абитуриента на портале госуслуг сразу после решения приемной комиссии. Это особенно важно для выпускников, которые подают заявления сразу на несколько специальностей и в несколько коллежей или техникумов, – они смогут отслеживать конкурсную ситуацию в режиме реального времени и оперативно принимать решение.

Суперсервис также будет использоваться для приема в колледжи и техникумы на целевое обучение. Для этого будет обеспечено информационное взаимодействие с цифровой платформой «Работа в России», где размещаются предложения заказчиков о заключении договоров о целевом обучении.

Сервис «Поступление в вуз онлайн» работает на базе портала госуслуг с 2021 года. Он создан для удобства выпускников школ. При этом абитуриенты могут продолжать использовать традиционные способы подачи документов – направлять их в вуз почтой или приносить лично.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

17032

Пять вузов Министерства культуры РФ стали получателями субсидий в рамках программы «Приоритет-2030»

 

Совет по поддержке программ развития университетов – участников «Приоритета-2030» поддержал 5 вузов Министерства культуры Российской Федерации, один творческий институт получил статус кандидата на участие в программу.

В «Приоритете» работают университеты разной ведомственной принадлежности – программа объединяет 15 федеральных министерств и ведомств. Поддержку получают классические, технические, отраслевые, гуманитарные и творческие вузы.

В этом году получателями субсидий по творческому треку станут:

•   Российский институт театрального искусства – ГИТИС;

•   Российская академия музыки имени Гнесиных;

•   Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова;

•   Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова;

•   Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

13036

RAEX: Какие изменения ожидают рейтинг лучших вузов РФ в 2025 году

 

Эксперты агентства RAEX провели вебинар на тему подготовки нового выпуска рейтинга лучших вузов России RAEX–100. Составители рассказали об изменениях методики, объяснили особенности заполнения анкет участников и объявили даты проведения анкетирования и презентации выпуска 2025 года.

Рейтинг лучших вузов России RAEX–100 входит в семейство «Три миссии университета». О системе образовательных рейтингов рассказал заместитель генерального директора рейтингового агентства RAEX Дмитрий Кабалинский: «RAEX–100 – исторически наш первый рейтинг, положивший начало всему семейству «Три миссии университета». Рейтинг впервые вышел в 2012 году, и именно его успех стал главным фактором формирования целой линейки академических рейтингов. С него все началось и продолжает динамично развиваться. В 2024 году новым элементом стал рейтинг университетов стран БРИКС. Напомню, что эта линейка, если говорить про российские вузы, охватывает практически все высшие учебные заведения гражданского профиля».

 

Источник: RAEX

 

12033

Стартовал Совет по поддержке программ развития вузов – участников программы «Приоритет-2030»

 

Заседание проходит в новом составе под председательством главы Минобрнауки России. В Совет вошли представители Российской академии наук, ведущих индустриальных компаний и общественных организаций. 

С 12 по 15 марта свои годовые отчеты и программы развития представит 101 университет (основная часть участников «Приоритета»). 

Валерий Фальков рассказал о новой архитектуре программы, целевых показателях эффективности и критериях оценки. Изменения внесены в соответствии с обновленными стратегическими документами РФ о национальных целях, научно-технологическом развитии, приоритетных наукоемких технологиях. 

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ 

 

12032

Состоялось первое совещание Совета опорных научно-образовательных организаций

 

Валерий Фальков и Сергей Чемезов провели первое совещание Совета опорных научно-образовательных организаций при госкорпорации «Ростех».

Совет создан с целью развития кооперации науки и реального сектора для разработки новых технологических решений в стратегически важных отраслях. Наряду с предприятиями госкорпорации, в него вошли ведущие вузы страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МФТИ и другие.

Как отметил глава Минобрнауки России, участниками выстроена системная работа по всем основным направлениям. 

«Создание Совета опорных научно-образовательных организаций – правильный и значимый шаг, который обеспечивает регулярную обратную связь от университетов. Это особенно важно, поскольку вузы сегодня очень быстро трансформируются», – сказал Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

11031

Правительство утвердило программу бесплатного переобучения граждан в рамках нового национального проекта «Кадры»

 

Программа бесплатного переобучения и дополнительного профессионального образования граждан по наиболее востребованным на рынке труда направлениям будет продолжена в рамках нового национального проекта «Кадры».

Воспользоваться программой смогут:

•   граждане в возрасте 50 лет и старше,

•   ветераны СВО и члены их семей,

•   мужчины и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет,

•   неработающие мамы детей дошкольного возраста,

•   граждане до 35 лет, если у них есть сложности с трудоустройством,

•   люди с ограничениями по здоровью,

•   граждане, ищущие работу, безработные или находящихся под риском увольнения.

Подать заявку на переобучение и ознакомиться с направлениями работы можно на портале «Работа России». После подачи заявки необходимо пройти профориентацию в центре занятости, чтобы специалисты помогли подобрать программу с учетом стартовых навыков и карьерных целей соискателя.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

17022

Ученые назвали ТОР-20 самых значимых тематик мировой науки

 

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по итогам 2024 года назвал ТОР-20 наиболее значимых тематик (фронтиров) мировой науки. Они выделены из почти 900 позиций.

Авторы исследования особо подчеркивают, что впервые с 2021 года, начали формироваться фронтиры, сейчас существенно усилилось внимание к вопросам о природе и месте человека в мире, поиске смысла жизни, изучению моральных и этических норм. Причина очевидна: передовые технологии, особенно искусственный интеллект, стремительно врывается в повседневную жизнь. Обостряются дискуссии, что означает быть человеком в эпоху ИИ, каковы границы человеческой автономии, как «цифра» влияет на наше восприятие свободы и выбора. Кроме того геополитическая ситуация, масштабные конфликты ставят вопросы о феномене индивидуальной и коллективной воли, национальной идентичности, поиске объединяющих идей на принципах гуманизма.

Но, конечно, главным фронтиром сегодня являются цифровые технологии. Они занимают 18 из 20 топовых позиций рейтинга. Искусственный интеллект входит и в состав отдельных фронтиров и выделен в качестве самостоятельного научного направления. Например, ИИ используются для прогнозной аналитики, улучшения операционных процессов, выявления трендов и аномалий, оценки потребительского поведения, разработки более точных стратегий маркетинга, увеличения конкурентоспособности и генерации прибыли.

 

Источник: Российская газета

 

10034

Яндекс запускает линейку ИИ-помощников для преподавателей

 

Яндекс Образование запускает бесплатные образовательные инструменты на основе модели семейства YandexGPT, которые помогут учителям и преподавателям готовить обучающие материалы, быстрее оценивать знания студентов и проверять, использовали ли они нейросети при написании работ. Эти инструменты дополнят линейку ИИ-решений Яндекса для образования, сообщает пресс-служба компании.

Инструмент «Нейроквизы» позволяет создавать проверочные тесты за несколько минут. Достаточно загрузить на платформу учебные материалы, и нейросеть сгенерирует вопросы и варианты ответов, включая верные и неверные.

Для проверки эссе, рефератов и других письменных работ в Яндекс Образовании разработали «Нейродетектор». Он анализирует текст и позволяет определить степень его уникальности — написан ли он человеком или нейросетью.

Инструмент подсвечивает работы, которые с высокой вероятностью могли быть сгенерированы ИИ, и позволяет выявить студентов, которые чрезмерно полагаются на ИИ при выполнении заданий. При этом выводы «Нейродетектора» выступают только в качестве рекомендации для преподавателя, указывая на работы, которые требуют особого внимания.

Оба ИИ-помощника доступны в личном кабинете на сайте Яндекс Образования.

Третий инструмент – ИИ-помощник для учителей информатики в Яндекс Учебнике. Он поможет составить план урока и подобрать индивидуальные практические задания разного уровня сложности под каждого ребенка. Сервис подскажет учителю, как объяснить термины и абстрактные понятия простыми словами, чтобы ученикам было легче усвоить новую тему. Он также пригодится при проверке домашних заданий: проанализирует код ученика, укажет на ошибки и разберёт решение. Инструмент и готовые промты для общения с ИИ-ассистентом доступны в чате личного кабинета учителя.

 

Источник: Пресс-служба компании Яндекс

 

10033

Издательство «Наука» возглавил Дмитрий Липин

 

Исполняющим обязанности директора издательства «Наука» стал заместитель председателя общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ Дмитрий Липин. 

«Замминистра науки и высшего образования РФ Айрат Ринатович Гатиятов представил нового руководителя коллективу издательства «Наука». Им стал заместитель председателя общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ, член правления Ассоциации юристов России Дмитрий Александрович Липин», – говорится в сообщении.

Липин является выпускником программы кадрового резерва в области науки и высшего образования, работал заместителем директора Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского». Возглавлявший издательство с сентября 2022 года Николай Федосеенков оставил пост.

 

Источник: журнал «Университетская книга»

 

07031

Самые интересные открытия российских ученых за неделю

 

Тест-система, которая умеет по анализу крови определять онкологические заболевания на ранней стадии; инновационное устройство доставки оксида азота во время искусственного кровообращения при операции; фоточувствительная структура на основе германо-силикатного стекла для применения в оптоэлектронике; новый подход к внедрению графена в материалы для костных имплантатов – об этих и других прорывных разработках российских ученых по версии Минобрнауки РФ, Российского научного фонда и РАН читайте в материале в источнике.

 

Источник: Наука.РФ

 

06031

Госдума запрещает иноагентам просвещать и учить

 

Госдума в первом чтении приняла законопроект о запрете иноагентам заниматься просветительской и образовательной деятельностью.

Как следует из документа, предлагается ввести полное табу для «агентов» работать в этих сферах - причем вне зависимости от того, на людей какого возраста они ориентируются - совершеннолетних или нет.

Также законопроект предусматривает прекращение лицензии на образовательную деятельность в случае включения образовательной организации в реестр иноагентов. После этого ей будет недоступна поддержка на всех уровнях власти, включая муниципальный.

Почему это актуально - обосновал председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. По его словам, лица, находящиеся под иностранным влиянием, разрабатывают при финансовой поддержке зарубежных стран книги и учебные пособия для молодежи, содержащие пропаганду экстремизма, ЛГБТ (движение признано экстремистским, запрещено в РФ), потребления наркотических веществ и т.д.

 

Источник: Российская газета

 

04034

Госкорпорация «Росатом» открыла набор студентов на научные стажировки

 

Открыт набор на научные стажировки в десять научных организаций, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калужской и Свердловской областях. Студенты могут принять участие в научных проектах в области атомной энергетики, новых материалов, радиохимии, лазерных и плазменных технологий и других. Среди новых направлений, доступных в этом году: проекты, связанные с биотехнологиями и радиофармацевтикой. В работе и научной деятельности студентам помогают опытные наставники отрасли.

Подать заявку могут студенты, которые учатся на втором курсе бакалавриата, специалитета и старше по специальностям исследовательских проектов научных организаций. Отборочный конкурс проходит дистанционно. Продолжительность стажировки – от одного года до трех лет, на это время студенты получают официальное трудоустройство и зарплату. Предусмотрен гибкий график для возможности совмещения с учебой, социальный пакет.

 

Источник: Наука.РФ

 

03032

1 марта вступили в силу новые правила Минобрнауки по приёму в вузы

 

Приказ Минобрнауки РФ об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, вступил в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 сентября 2029 года, сообщает ТАСС.

Согласно приказу, экзамен по иностранному языку сохранен при поступлении на экономику, менеджмент и управление персоналом. Кроме того, согласно утвержденному перечню, экзамен по русскому остается обязательным при поступлении на все направления подготовки.

В октябре на расширенном заседании общественного совета при Минобрнауки России обсуждался проект перечня вступительных испытаний при приеме в вузы. На нем было поддержано возвращение в новый перечень вступительного экзамена по иностранному языку при поступлении на экономику, менеджмент и управление персоналом. Как отмечал глава министерства Валерий Фальков, изменения будут вводиться поэтапно: значительные изменения будут введены в 2026 году.

 

Источник: ТАСС

 

17023

В Постоянном комитете СГ обсуждены вопросы научной экспертизы

 

На сайте Постоянного комитета союзного государства России и Беларуси СГ сообщается, что госсекретарь в ходе встречи, в которой принимал участие и вице-президент РАН академик Владислав Панченко, обратил внимание на необходимость проведения обязательной научной экспертизы перспективных программ СГ, а также результатов их реализации.

«При подготовке программ Союзного государства особое внимание должно быть уделено последующему внедрению их результатов в практическое использование на территории России и Беларуси», – подчеркнул Мезенцев.

В этой связи глава российской Академии наук отметил, что РАН имеет успешный опыт проведения подобной работы и проводит экспертизу национальных проектов технологического лидерства России и других стратегических проектов, этот опыт может быть востребован и в союзных форматах.

Кроме того, Красников согласился с мыслью, что средства союзного бюджета должны направляться на работы, призванные обеспечить реальную практическую отдачу, а результаты должны эффективно использоваться сторонами.

Он также констатировал, что включение научных работ в перечень перспективных программ и проектов Союзного государства должно соответствовать Плану реализации стратегии научно-технологического развития Союзного государства.

 

Источник: Российская газета

 

03031

Стартовал прием заявок на третий конкурс грантов для популяризаторов науки

 

Минобрнауки России запускает прием заявок на участие в конкурсах на предоставление грантов организаторам мероприятий, популяризирующих науку для широкой аудитории, а также авторам научно-популярных проектов. Заявку можно подать с 1 по 30 марта. Конкурсы пройдут в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

По словам заместителя Министра науки и высшего образования Дениса Секиринского, в обществе сформировался большой запрос на восприятие научного знания.

«За время проведения конкурса мы поддержали уже 76 проектов, нацеленных на просвещение граждан о достижениях российской науки. Победители конкурсов в 2023-2024 годах – это 31 научно-популярное мероприятие, а также 45 проектов по созданию научно-популярного контента. Так, один из интересных проектов, «Научная вселенная» – конкурс для школьников, в ходе которого в интерактивном формате участники вовлекались в научную повестку. 16 победителей Конкурса получили возможность отправиться на Дальний Восток и лично увидеть научные объекты и космодром Восточный, а также наблюдать за стартом ракеты», – сказал он.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

28022

Стартует третья волна отбора исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта

 

Минэкономразвития России начинает конкурсный отбор третьей волны исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта.

Гранты университетам и научным организациям на исследования в сфере развития технологий искусственного интеллекта на период 2025–2026 годов будут распределены в рамках федпроекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Экономика данных».

«Президент Владимир Путин поставил задачу обеспечить наличие собственных разработок нового поколения искусственного интеллекта, подчеркнув, что это является одним из ключевых условий научного, технологического и мировоззренческого суверенитета страны. Для укрепления прорывных научных открытий в рамках третьей волны отберут не менее 6 исследовательских центров, которым выделят около 4,5 млрд рублей в грантах», – подчеркнул вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

28021

Награждены лауреаты просветительской награды Знание.Премия

 

27 февраля в Национальном центре «Россия» прошла четвертая церемония награждения лауреатов просветительской награды Знание.Премия – флагманского проекта Российского общества «Знание». Страна узнала имена 31 лауреата в 21 номинации. На церемонии был дан старт новому, юбилейному сезону Знание.Премия, заявки на который принимаются на сайте проекта до сентября 2025 года.

К участникам торжественной церемонии награждения Знание.Премия – 2024 обратился Президент РФ Владимир Путин. Его обращение зачитала Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова.

«Просветительское движение в нашей стране имеет богатую историю, наполненную яркими примерами честного, бескорыстного служения избранному делу, людям, Отечеству. Отрадно, что благородные, вдохновляющие традиции подвижнического труда продолжаются, и сегодня мы чествуем тех, кто искренне, по зову сердца посвящает себя исключительно важной, востребованной работе – наставничеству, воспитанию подрастающих поколений на основе высоких идеалов патриотизма и гражданственности, бережного отношения к национальной истории, культуре, своим духовным корням; кто многое делает для популяризации уникальных достижений отечественной научной мысли, стремится передать свой профессиональный, жизненный опыт подрастающему поколению», – отметил Владимир Путин.

 

Источник: Пресс-служба Знание.Премия

 

27021

Фестивалю Наука 0+ присуждена премия Общества «Знание»

 

Высшая награда крупнейшего просветительского института страны Общества «Знание» вручена Международному фестивалю науки NAUKA 0+ в номинации «Просветительский проект года в сфере “Наука и Технологии”».

Эта номинация, приуроченная к Десятилетию науки и технологий в России, отмечает просветительские проекты и просветителей, которые активно занимаются научной деятельностью, популяризацией науки и развитием научно-технического потенциала страны, способствуют активному применению новых технологий в различных сферах, а также рассказывают о последних научных открытиях и достижениях, новых технологиях.

Ректор МГУ, сопредседатель оргкомитета Международного фестиваля науки NAUKA 0+ академик Виктор Садовничий: «Сегодня фестиваль – это огромный праздник науки, 20 миллионов участников каждый год в 10 странах мира. Он появился 20 лет назад как проект Московского университета. Его цель – напомнить обществу о значимости науки для его развития. Во всех университетах, институтах Академии наук нас сразу поддержали серьезные ученые, многие исследователи с мировыми именами. Историю Фестиваля с самого начала делали люди, которые понимают важность самой науки и то, что необходимо передавать и пропагандировать свои знания. Не менее значимым фактором успеха стала поддержка Правительства Москвы и Министерства науки и высшего образования, глав и правительств регионов. Мы ценим вклад каждого и сделаем все, чтобы на третьем десятилетии своего развития фестиваль науки был бы еще более масштабным и востребованным как в России, так и в мире».

Говоря о значении фестиваля, ректор также отметил, что это крупнейший в мире проект открытого диалога научного сообщества с различными социальными средами и аудиториями, современный инструмент популяризации научных знаний, формирования широкой общественной поддержки решения задач Стратегии научно-технологического развития, обеспечения национального технологического суверенитета.

 

Источник: Фестиваль НАУКА 0+

 

26025

Комитет Госдумы одобрил законопроект о запрете на участие иноагентов в образовании

 

Комитет Госдумы по безопасности в среду рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении запрета для иноагентов участвовать в образовательной и просветительской деятельности.

Проект закона (830823-8) инициирован комиссией Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства. Его подписали представители всех фракций, а также главы комитетов Госдумы по просвещению, по науке и высшему образованию и по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Законопроект предусматривает отзыв лицензии на просветительскую деятельность у организаций-иноагентов.

Как ранее отметил председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев, в результате принятия таких мер иноагенты не смогут «проводить лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и так далее не только для детей, но и для всего населения». «Такие организации будут полностью исключены из образовательного процесса», – подчеркнул депутат.

 

Источник: Интерфакс

 

26024

Выставка «Обучение за рубежом» Education Show

 

Где лучше изучать иностранный язык? Какому зарубежному университету отдать предпочтение? На выставке вас ждут представители более 100 учебных заведений. Узнайте об обучении в зарубежных университетах и языковых школах и посетите интересные семинары!

Выставка традиционно пройдет на самой уютной и удобной площадке в ТВК «Тишинка» в центре Москвы: просторный паркинг, детские игровые залы, рестораны и фудкорнеры разных стран мира.

Выставка пройдет 14-15 марта 2025г.

 

Источник: сайт выставки

 

26023

В рамках работы над стратегией образования собрали более 340 тыс. мнений россиян

 

Более 340 тыс. предложений от россиян собрано по готовящейся Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, комментируя итоги стратегической сессии по вопросам развития образования.

«В Координационном центре мы получаем обратную связь из разных источников. Уже собрали более 340 тыс. мнений от граждан, в том числе большой поток идет - более 45 тыс. предложений граждан – через портал госуслуг», – сказал он.

Чернышенко отметил, что стратегия не предполагает революционных изменений в образовании. «Это эволюционный подход, когда берется все самое лучшее, накопленное нами еще с советских времен. В основе стратегии будут лучшие традиции, лучшие практики научно-педагогической отечественной школы, а также главные достижения, которые у нас были за последние десятилетия», – добавил он.

В рамках разработки Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года более 1,5 тыс. экспертов проанализировали свыше 600 документов со времен Российской империи до настоящего времени. Представители всех субъектов РФ участвуют в разработке стратегии, в том числе эксперты из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также ученые, общественные деятели и родители. Утвердить документ планируется в 2025 году после широкого обсуждения.

 

Источник: ТАСС

 

25022

В Правительстве обсудили результаты деятельности научных центров мирового уровня

 

В Координационном центре Правительства под председательством Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Чернышенко состоялось совещание о результатах деятельности научных центров мирового уровня (НЦМУ). На нём представили итоги работы НЦМУ за пять лет реализации программы – с 2020 по 2024 год.

«Научные центры мирового уровня созданы в 2020 году в рамках нацпроекта “Наука и университеты„, реализация которого завершилась в прошлом году. По поручению Президента Владимира Путина новый этап развития центров будет реализован в рамках государственной программы “Научно-технологическое развитие Российской Федерации„. Со временем из фундаментальных центров они были переориентированы на прикладные задачи, показав при этом высокий результат. НЦМУ обеспечивают быстрый выход востребованных технологий на рынок. Сегодня мы видим хорошие показатели их внебюджетного финансирования – 34% от бюджетной части, что говорит об их востребованности на рынке», – подчеркнул вице-премьер.

В прошлом году Президент Владимир Путин уточнил стратегическое целеполагание в сфере науки. Дмитрий Чернышенко отметил, что особенно важно концентрировать усилия на задачах, которые поставил глава государства. В соответствии с актуальными вызовами обновлены стратегические приоритеты страны в сфере науки и технологий. На них будут ориентированы государственные меры поддержки.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

25021

Лучшие проекты и практики Форума будущих технологий и Конгресса молодых ученых представят на территоии инноваций ПМЭФ

 

Лучшие проекты и практики Форума будущих технологий, прошедшего 20-21 февраля в Центре международной торговли, и Конгресса молодых ученых, который состоялся в ноябре прошлого года на федеральной территории «Сириус», Фонд Росконгресс представит на площадке «Территория инноваций» Петербургского международного экономического форума в июне 2025 года.

На ПМЭФ-2024 Территория инноваций стала одной из крупнейших и посещаемых площадок. В пространстве площадью почти 1000 кв. м разместилась выставка, состоялись 18 визионерских дискуссий, было подписано 15 соглашений о сотрудничестве между российскими и зарубежными компаниями. В этом году повестка будет не менее содержательной и включит проблематику ФБТ-2025, посвященного новым материалам и химии. Также продолжится мониторинг разработок научных и производственных коллективов из российских регионов, акцент на которых был сделан на Конгрессе молодых ученых.

 

Источник: Наука.РФ

 

24026

Российский научный фонд создал надежный фундамент для внедрения ИИ в химию

 

Российский научный фонд (РНФ) сыграл ведущую роль в формировании научно-технологического фундамента, который позволяет активно внедрять технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения в российскую химическую науку и промышленность. Такое мнение высказал на пленарном заседании Форума будущих технологий академик РАН Валентин Анаников.

«Сейчас назревает поворотный момент в развитии искусственного интеллекта. Он перестает быть самоцелью и становится инструментом для решения практических задач, в том числе и в химической науке и промышленности. В нашей стране этот этап развития искусственного интеллекта пришел на подготовленную почву - этому активно способствует Российский научный фонд, чья поддержка молодых ученых сформировала необходимый для этого кадровый потенциал», – заявил Анаников.

Он отметил, что сейчас со стороны государства, РНФ и ведущих российских научных организаций прикладываются большие усилия и для привлечения молодежи в разные отрасли науки, связанные с ИИ, и для развития этих технологий. По словам академика, особенно эффективно эти технологии развиваются в татарстанском Иннополисе и в лабораториях Казанского научного центра РАН, а также в Институте органической химии РАН. Эти научные организации уже сейчас используют новые цифровые технологии для разработки новых материалов и катализаторов, а также для создания новых инструментов для ведения исследований.

 

Источник: ТАСС

 

24025

Поздравление главы Минобрнауки Валерия Фалькова с Днем защитника Отечества

 

Уважаемые друзья!

Дорогие ветераны!

Поздравляю вас с Днем защитника Отечества!

Этот всенародный праздник посвящен тем, кто в разное время мужественно сражался с врагом за родную землю и свой народ, кто с честью преодолевал любые испытания на пути к Победе и процветанию Отечества. 

Даже в самые сложные времена наши ученые, изобретатели, инженеры направляли свои знания и опыт на обеспечение обороноспособности государства и поддержание благосостояния граждан.

Сохраняя эту традицию, сегодня, университеты и научные организации в плотной связке с промышленностью работают в области технологического развития России – создают инновации, укрепляют суверенитет страны.

За многовековую историю России наш народ совершил немало подвигов, и потому так крепки у нас традиции патриотизма. Только объединив усилия, собрав лучшие практики, мы сможем и дальше растить поколения, которые знают свою страну и чувствуют сопричастность к ее судьбе.

Сегодня наши ребята продолжают героическую историю армии и флота, успешно отстаивая интересы Родины в зоне специальной военной операции. Вся наша огромная страна желает скорейшей Победы и ждет своих защитников домой.

Дорогие друзья! 

Желаю крепкого здоровья и благополучия вам и вашим близким, успехов в воплощении самых смелых замыслов и новых свершений во славу России!

С праздником, дорогие товарищи. С Днём защитника Отечества!

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

21024

Денис Секиринский: Научное волонтерство позволяет всем желающим внести свой вклад в исследования

 

В Центре знаний «Машук» прошла первая образовательная программа «Научное волонтерство: создаем будущее науки вместе!». Мероприятие провели Центр сопровождения инициатив Десятилетия науки и технологий НИТУ МИСИС и Министерство науки и высшего образования РФ.

Более 180 студентов и школьников из разных регионов в течение четырех дней посещали лекции ведущих экспертов в области науки, участвовали в мастер-классах по запуску проектов научного волонтерства и панельных дискуссиях с представителями Минобрнауки России, Российского научного фонда, Росмолодежи, Движения Первых, Ассоциации волонтерских центров и других организаций.

«Научное волонтерство – это один из каналов связи между наукой и обществом, который позволяет всем желающим внести свой вклад в исследования, а значит, сделать нашу жизнь лучше. Благодаря работе научных волонтеров исследователи могут уделить больше времени тщательному анализу собранной информации. Кроме того, научное волонтерство показывает людям исследовательскую деятельность изнутри. Поскольку добровольцами часто становятся школьники и студенты, это еще и инструмент привлечения кадров в науку», – отметил замглавы Минобрнауки России Денис Секиринский.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

21023

На III Форуме будущих технологий обсудили подготовку кадров в сфере высокотехнологичного производства

 

На III Форуме будущих технологий прошла сессия «Перспективы индустрии новых материалов: продукт – производство – реализация». В мероприятии приняли участие Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский, генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов и другие.

Денис Секиринский рассказал, как Минобрнауки России решает кадровый вопрос в сфере высокотехнологичного производства и какие достигнуты результаты.

Одно из ключевых направлений, которое сегодня развивает ведомство, – это химия и химические технологии. Минобрнауки России обеспечивает реализацию двух федеральных проектов:«Разработка важнейших наукоемких технологий по направлению новых материалов и химии» и «Опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии».

В рамках этих двух проектов реализуются меры господдержки, которые позволят организациям, располагающим опытно-промышленными площадками, обеспечить разработку отечественных технологий для импортозамещения, выпуск новой отечественной продукции и внедрение ее в производство.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

20022

В Москве состоялась презентация выставки о достижениях российских ученых с XVIII по XX век

 

В Центральном доме ученых Российской академии наук (РАН) в рамках Десятилетия науки и технологий прошло открытие передвижной стендовой выставки «Императорская Академия наук: достижения и открытия во благо России. 1724-1917».

Выставка подготовлена Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с Институтом всеобщей истории РАН и Институтом перспективных исторических исследований к 300-летию Российской академии наук. В настоящее время проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

На мероприятии выступили председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, замглавы Минобрнауки России Денис Секиринский, вице-президент РАН Степан Калмыков, директор Института всеобщей истории Михаил Липкин, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ Евгения Долгова и исполняющий обязанности ректора Государственного академического гуманитарного университета Николай Промыслов.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

20021

Конкурсы Международного Фестиваля НАУКА 0+

 

В преддверии Дня российской науки Международный фестиваль НАУКА 0+, которому в этом году исполняется 20 лет, объявляет конкурсную программу 2025 года и приглашает школьников, студентов и всех, кто интересуется наукой, принять в них участие. Погрузиться в захватывающий мир науки и продемонстрировать свои навыки на уровне всей страны участники смогут в следующих соревнованиях. Посоревноваться в создании научных фото и видео можно в конкурсе «Снимай науку!». Мастерам пера предлагается показать свои способности в конкурсе научно-популярной журналистики «Формула слова». Юные участники смогут представить свои рисунки на конкурс «Мир науки глазами детей», а также узнать, как оценивает их разработки, профессиональное жюри конкурса «Ученые будущего».  

Проректор МГУ, руководитель Дирекции Международного фестиваля NAUKA 0+ Леонид Гусев: «Конкурсы в рамках Фестиваля науки каждый год привлекают большое внимание со стороны самых активных, самых юных, самых талантливых участников его становящейся все более интересной и разнообразной программы. Можно сказать, что конкурсы – это один из наиболее системных и ярких форматов Фестиваля. С одной стороны, они укрепляют и развивают  фестивальное сообщество во всех регионах России и за ее пределами. А с другой – динамично, неизменно креативно представляют нашу главную идею – показывать науку во всех проявлениях, расширять круг ее друзей, делать более близкой и понятной обществу».

 

Источник: Фестиваль НАУКА 0+

 

19024

Глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал о планах развития высшего образования

 

Обновленная модель высшего образования – в центре внимания Минобрнауки. Глава министерства Валерий Фальков назвал ключевые принципы, которые лягут в ее основу:

  • •   фундаментальность,
  • •   практикоориентированность,
  • •   гибкость.

Речь идет о новых государственных образовательных стандартах и механизме их обновлений, о новом перечне специальностей.

Другой значимый вопрос – нагрузка на преподавателей. Необходимо предоставить им больше возможностей для повышения квалификации, чтобы получать самые актуальные знания для работы со студентами.

Важнейший вопрос стратегии развития образования – содержание образовательных программ. В условиях, когда влияние информационных технологий увеличивается с каждым днем, необходимо соблюсти баланс при их использовании. При этом центральными фигурами в университете должны оставаться студент и преподаватель. Технологии должны упросить взаимодействие между ними.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

19023

Количество частных вузов впервые за семь лет начало расти

 

Количество частных российских вузов в 2024 г. впервые за семь лет начало расти. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты исследования Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС. По итогам прошлого года их число выросло на 5,1% по сравнению с 2023 г. до 347 учреждений.

В 2017-2024 гг. количество коммерческих вузов вместе с филиалами сократилось почти на 21% до 347 учреждений – они закрывались ежегодно, следует из результатов исследования. Исключением был лишь 2022 год, когда число негосударственных вузов выросло, но всего на 2% в сравнении с предыдущим 2021 годом до 332 учреждений.

В 2017-2024 гг. уменьшалось и число государственных вузов – на 6% до 924 учреждений. Тенденция на сокращение возникла после начала оптимизации системы высшего образования в 2008 г., пишут авторы исследования. В госсекторе процесс шел в основном за счет слияния, а в частном – исключительно за счет закрытия.

Рост числа частных вузов в 2024 г. можно в том числе объяснить «относительно невысокой стоимостью обучения» в них по сравнению с платным образованием в государственных учреждениях.

 

Источник: ВЕДОМОСТИ

 

17023

Как искусственный интеллект помогает делать науку

 

Искусственный интеллект стремительно завоевывает все новые сферы деятельности, и наука не является исключением. Такой вывод сделали ученые Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, изучив данные опросов ученых разных стран.

К примеру, опрос журнала Nature (2023 г.) показал: более 25% ученых используют ИИ в своих исследованиях, а по данным исследования Oxford University Press, 75% опрошенных ученых уже в 2024 г. применяли различные ИИ-инструменты, в том числе сервисы машинного перевода (49%), чат-боты (43%) и поисковые системы (25%). Системы ИИ помогают в самых разных задачах: 41% их применяют для поиска литературы, 35% – для ее обобщения и редактуры, а 25% – для генерации идей, сбора данных и их анализа.

Что касается России, то внедрение ИИ в сфере науки пока только набирает обороты. В 2023 году около 5% институтов и 10% вузов применяли его в своей работе. Как показал опрос 719 научных организаций и вузов, доступ к ИИ для научной работы пока затруднен. Обеспеченность системами иностранной разработки оценивается на 2,71 балла из пяти возможных, а отечественной еще ниже, на 2,60 балла.

 

Источник: Российская газета

 

19021

Наука получила госзадание

 

В этом году в российской науке начался новый этап. Она будет работать в рамках госзаданий по заявкам бизнеса. Чего это потребует от ученых?

Сомнений в том, что наука – это основа достижения технологического суверенитета страны, нет. И здесь ключевая роль принадлежит Российской академии наук.

Роль многогранна: это и выбор приоритетов развития, и экспертиза по важным государственным проектам - дорожным картам высокотехнологичных направлений. В их числе искусственный интеллект, квантовые коммуникации, современные и перспективные сети мобильной связи, перспективные космические системы и сервисы и многое другое.

Через РАН проходят и национальные проекты технологического лидерства. Причем академики анализируют не только начальный этап работы, то есть заявки, но и отчеты по выполненным работам.

Кроме того, академия предложила предусмотреть дополнительные проекты, ориентированные именно на достижение технологического лидерства. Они требуют особых подходов, предполагают долгосрочное планирование. Речь идет о направлениях, в которых российская наука и российские технологии традиционно были сильными, всегда занимали и сегодня занимают ведущие мировые позиции. Например, это заделы в ядерных технологиях, достижения в биотехнологиях, фотонике, СВЧ-электронике и многих других сферах. Важно укрепить эти заделы, преумножить их.

 

Источник: Российская газета

 

18022

Форум будущих технологий объединит ведущих ученых и отраслевых лидеров

 

Форум будущих технологий, который состоится 20–21 февраля в Москве, соберет ведущих российских и зарубежных ученых, лидеров отрасли, технологических предпринимателей и экспертов. Участники Форума обсудят ключевые вопросы и перспективы развития индустрии новых материалов и химии, важнейшие инновационные направления и инвестиционно-привлекательные проекты. На выставке технологических достижений крупнейшие российские корпорации, наукоемкие предприятия и научные организации представят передовые разработки.

«Форум будущих технологий нацелен на обсуждение и выработку решений по обеспечению инновационного развития отрасли новых материалов и химии. Участие в мероприятии примут поставщики, производители, эксперты, ученые. В фокусе дискуссий на площадке Форума окажутся технологические и научные приоритеты индустрии, инвестиции в текущие проекты и расширение производств, подготовка кадров, совершенствование регулирования и другие важнейшие аспекты», – прокомментировал первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, сопредседатель Оргкомитета Форума будущих технологий Денис Мантуров.

 

Источник: Наука.РФ

 

18021

Валерий Фальков выступил на открытии Всероссийского конгресса по молодежной политике и воспитательной деятельности

 

Мероприятие стартовало на сцене Национального центра «Россия» – постоянной экспозиции, созданной на базе Международной выставки-форума «Россия». 

Основные участники конгресса – проректоры российских вузов, которые активно вовлечены в обучение и воспитание более 4 млн студентов по всей стране.

«Сегодня по поручению главы государства идет подготовка Стратегии развития образования на период до 2036 года и на перспективу до 2040 года. К работе над этим знаковым документом привлечено порядка 500 ведущих экспертов, включая преподавателей, ректоров и проректоров университетов, специалистов по работе с молодежью и, конечно, самих студентов», – сказано в приветствии вице-премьера Дмитрия Чернышенко к участникам.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков, в свою очередь, подчеркнул, что Указом Президента России Владимира Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко определен приоритет воспитательной деятельности и молодежной политики.

«Мы проводим системную работу по созданию условий для воспитания социально-ответственной личности в наших вузах. Приоритетная задача здесь – подготовка высококвалифицированных специалистов, одновременно разделяющих систему ценностей, которая развивается в нашей стране», – сказал он.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

17023

Ученых обяжут согласовывать с ФСБ научные разработки с иностранцами

 

В Госдуму внесен правительственный законопроект о согласовании с ФСБ научного сотрудничества с иностранцами.

Документ касается утверждения перечня направлений научной и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок, участие в которых иностранцев станет возможно только по согласованию с ФСБ.

Изменения предлагается внести в Закон «О науке и государственной научно-технической политике». Сведения о планируемых работах будут размещаться в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

 

Источник: Российская газета

 

17021

Правительство актуализировало механизм формирования справочника востребованных профессий

 

Электронный справочник профессий, содержащий информацию о наиболее востребованных и перспективных специальностях, станет частью единой цифровой платформы в сфере труда и занятости «Работа России».

Электронный справочник был самостоятельным информресурсом, не всегда отражавшим меняющиеся запросы рынка труда. Теперь он будет формироваться на основе прогноза потребности экономики в кадрах и данных о востребованности профессий, предоставляемых Всероссийским научно-исследовательским институтом труда.

Получать данные ВНИИ труда будет через ежегодные социологические и экспертные опросы. Еще один источник – ежемесячный сбор информации о вакансиях и требованиях работодателей, доступной на популярных сайтах, посвященных трудоустройству. ВНИИ труда будет анализировать данные о трудоустройстве выпускников вузов.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

14024

Нейросеть научили исправлять ошибки квантовых компьютеров

 

Ученые Университета МИСИС создали нейросеть, которая может «ловить» и исправлять ошибки в квантовых вычислениях. Эта работа имеет важное значение для создания мощных квантовых компьютеров. Дело в том, что их главный вычислительный элемент кубит очень чувствителен, даже малейшее внешнее воздействие может исказить полученный результат. И чем больше кубитов в компьютере, тем выше вероятность ошибок.

Метод основан на архитектуре так называемых рекуррентных нейронных сетей для анализа временных рядов данных, получаемых при периодическом измерении вспомогательных кубитов. Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Review A.

По словам авторов, главное преимущество разработки заключается в способности обучаться на уже полученных ранее данных. Это особенно важно, когда характер ошибок отличается от теоретически предполагаемых моделей. Кроме того, предложенный алгоритм декодирования не зависит от конкретного кода коррекции, что делает его универсальным и легко масштабируемым.

 

Источник: Российская газета 

 

12024

320 тыс. человек приняли участие в первом Всероссийском научном диктанте «Наука во имя Победы»

 

Первый всероссийский научный диктант «Наука во имя Победы» собрал 320 тыс. человек, включая студентов и школьников. Самыми активными регионами стали Республики Башкортостан и Дагестан, Ставропольский край, Чувашия, Луганская Народная Республика, Саратовская, Белгородская, Костромская, Кемеровская и Запорожская области.

Акция, приуроченная к 80-летию Великой Победы, призвана привлечь внимание студентов, школьников и широкой общественности к вкладу советских ученых в Победу в Великой Отечественной войне. Тест разрабатывали историки Центра истории российской науки и научно-технологического развития Российского государственного гуманитарного университета.

«Мы очень рады, что первый всероссийский научный диктант получил такой отклик. Он проходит в рамках Десятилетия науки и технологий и, надеюсь, выполнил основную задачу – рассказать молодежи о роли советских ученых в Победе в Великой Отечественной войне», – отметил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

12023

В НИТУ МИСИС наградили российских ученых в День российской науки

 

В НИТУ МИСИС прошла церемония вручения дипломов кандидатам и докторам наук «С наукой в сердце – 2025», приуроченная ко Дню российской науки.

С приветственным словом выступили директор Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Министерства науки и высшего образования РФ Антон Шашкин и ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова.

На мероприятии вручили дипломы 47 ученым университета, которые своими исследованиями вносят значительный вклад в реализацию приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Антон Шашкин наградил советника ректора по науке Андрея Полякова нагрудным знаком «Ветеран» Министерства науки и высшего образования РФ за заслуги и продолжительную работу в сфере высшего образования, развитие международного научного сотрудничества.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

12022

В Госдуме обсудили стратегию развития образования в России

 

Дмитрий Чернышенко принял участие в правительственном часе в Государственной Думе на тему «О разработке стратегии развития образования в Российской Федерации»

Дмитрий Чернышенко поблагодарил председателя Государственной Думы Вячеслава Володина и весь депутатский корпус за продуктивный диалог и отметил эффективность формата «правительственный час».

Главное:

В рамках разработки стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года более чем 1,5 тыс. экспертов проанализировали свыше 600 документов со времен Российской империи до наших дней.

При подготовке проекта стратегии учитываются системные поручения Президента и Председателя Правительства.

Впервые на уровне правительства разрабатываются стратегии ведущих инженерных вузов. Создается институт главных конструкторов.

Синхронизировано содержание образовательных программ с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. Все знания для сдачи этих экзаменов ребенок должен получать в школе.

Утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественного-научного образования на период до 2030 года.

В ряде субъектов в пилотном режиме будет введена система начального профессионального образования.

В стратегии будет зафиксировано, что искусственный интеллект и цифровизация не заменят живого контакта ученика и учителя.

Стратегия должна предусмотреть возможности для участников СВО: получение востребованной профессии, трудоустройство и вовлечение ветеранов в воспитательную работу в образовательных организациях.

Дмитрий Чернышенко обсудил вопрос увеличения количества молодых специалистов, заработной платы и социальной поддержки учителей.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

11025

Валерий Фальков и Алексей Лихачев дали старт университетской программе празднования 80-летия атомной промышленности

 

Масштабная университетская программа включает в себя 200 мероприятий, совместно разработанных Минобрнауки России и государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Участие в праздничных событиях примут более 190 вузов. 

Глава Минобрнауки поблагодарил Росатом и лично его генерального директора Алексея Лихачева за создание такой программы, направленной именно на студентов. 

«Создание этой университетской программы дает возможность узнать о самых передовых исследованиях, познакомиться с высокотехнологичными разработками и вдохновиться на создание собственных инженерных решений. Очень важно, что сейчас такая крупная, образцовая и перспективная корпорация, как Росатом принимает активное участие в развитии российской системы высшего образования», – сказал Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

10022

Поздравление главы Минобрнауки Валерия Фалькова с Днем российской науки

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

От всей души поздравляю вас с Днем российской науки!

Этот праздник – не только повод вспомнить о великих достижениях прошлого, но и возможность заглянуть в будущее, которое мы создаем сегодня.

Мы с гордостью вспоминаем выдающихся русских ученых и инженеров, чьи имена навсегда вписаны в историю мировой науки.

Николай Жуковский – основоположник гидро- и аэродинамики, Сергей Королев, открывший человечеству дорогу в космос, Андрей Туполев, создавший легендарные самолеты, – это лишь немногие примеры того, как изобретения наших ученых задавали темп научно-технологическому прогрессу всего человечества.

Сегодняшние ученые и инженеры продолжают эту славную традицию. Благодаря вашим усилиям Россия остается лидером в области ядерной энергетики, медицины, добивается успехов в сфере искусственного интеллекта и многих других направлениях.

С большой гордостью мы отмечаем существенный рост интереса к научной сфере среди школьников и студентов. В наши научные организации приходят трудиться все больше молодых ученых. Вместе с этим укрепляется кооперация между университетами, научными институтами и реальным сектором экономики. 

Со своей стороны, Минобрнауки России создает необходимые условия для научного творчества. Обновляется приборная база, усиливается грантовая поддержка, открываются новые молодежные лаборатории.

Уважаемые коллеги! Пусть ваш труд всегда будет востребован, а идеи воплощаются в жизнь. Желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и новых открытий, которые укрепят мощь и процветание нашей Родины.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

10021

Дмитрий Чернышенко поздравил россиян с Днем науки

 

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко поздравил граждан с Днем российской науки, который отмечается 8 февраля. Вице-премьер подчеркнул, что Россия всегда славилась своими научными достижениями, а имена великих русских ученых и изобретателей известны всему миру. Отечественная наука и сегодня демонстрирует впечатляющие результаты.

«Мы входим в топ-10 стран мира по объему исследований и разработок. А наши ученые активно помогают в достижении технологического лидерства – национальной цели, поставленной Президентом Владимиром Путиным. К 2030 году Россия должна увеличить расходы на научные исследования до 2% ВВП. Правительство страны стремится обеспечить науку всем необходимым», – отметил Дмитрий Чернышенко.

 

Источник: Наука.РФ

 

10023

Запущена интерактивная карта научных достижений России

 

Накануне Дня российской науки МГУ имени М.В. Ломоносова вместе с VK и научпоп-блогерами представили онлайн-карту научных достижений страны. Она доступна с любого устройства, дополнять ее смогут все пользователи ВКонтакте, авторизовавшись через VK ID. Вместе с этим аудитория получит бесплатный доступ к онлайн-лекциям известных ученых и телемосту с экипажем российского сегмента МКС.

 

Источник: Фестиваль НАУКА 0+

 

10024

Дан старт Международному году квантовой науки и технологии

 

Делегация Российской академии наук приняла участие в торжественной церемонии открытия Международного года квантовой науки и технологии, прошедшей 4-5 февраля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция).

Российскую академию наук на церемонии представили директор ФИЦ «Казанский научный центр РАН» член-корреспондент РАН Алексей Калачёв и руководитель Троицкого обособленного подразделения ФИАН им. П.Н. Лебедева РАН член-корреспондент РАН Андрей Наумов.

2025 год объявлен Организацией Объединённых Наций Международным годом квантовой науки и технологии в ознаменование 100-летия квантовой механики. С момента появления гипотез и теорий, утверждающих, что материя и энергия в микромире (на уровне отдельных атомов, электронов, фотонов) ведут себя удивительным образом, необъяснимым с помощью классических уравнений физики, к настоящему времени квантовая наука достигла впечатляющих успехов.

 

Источник: Фестиваль НАУКА 0+

 

07022

Дни науки в музеях пройдут до 10 февраля

 

До 10 февраля проходят Дни науки в музеях нашей страны. Посетители смогут поучаствовать в экскурсиях и квестах, а также послушать лекции ученых и посмотреть выставки и фильмы, которые будут интересны и детям, и взрослым.

Всего мероприятия пройдут в более чем 40 музеях в 14 регионах страны, а всего запланировано более 60 активностей.

Подробности обо всех мероприятиях и список музеев, принимающих участие в акции, см. по ссылке источника.

 

Источник: Наука.РФ

 

07021

Опубликована расширенная деловая программа Форума будущих технологий

 

«Зеленую химию», киборгизацию, биопечать, экологичные удобрения, материалы экстремальных характеристик, интеллектуальные материалы обсудят на Форуме будущих технологий 20–21 февраля в Москве. Ведущие российские и иностранные ученые, руководители корпораций и предприниматели, государственные деятели и инвесторы поговорят о трендах, вызовах и решениях для индустрии новых материалов и химии, рассмотрят передовые научные разработки и инновации, способные обеспечить технологическое лидерство России.

В 2025 году Форум проводится при поддержке Правительства Российской Федерации, Российской академии наук, Российского научного фонда и Российского квантового центра. Соорганизаторами Форума в 2025 году выступают Газпромбанк, Правительство Москвы, госкорпорация «Росатом». Генеральный партнер – Сбер, стратегический партнер – ПАО «Россети», стратегический научный партнер – НИЦ «Курчатовский институт».

 

Источник: сайт форума

 

tass

День российской науки. Эксперты РНФ о передовых научных направлениях

 

В ТАСС состоится пресс-конференция ведущих российских ученых – членов экспертных советов Российского научного фонда (РНФ), посвященная ключевым трендам и передовым отечественным  исследованиям в области биотехнологии питания, искусственного интеллекта, фотоники, зеленой химии, медицины и общественных наук.

В мероприятии примут участие главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН, академик РАН Юлия Горбунова, директор Института системного программирования имени В. П. Иванникова, академик РАН Арутюн Аветисян, заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России Борис Алексеев, заведующая лабораторией Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, член-корреспондент РАН Алла Кочеткова и директор ИМЭМО им. Е. М. Примакова, член-корреспондент РАН Федор Войтоловский.

Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе пресс-центра ТАСС во «ВКонтакте».

 

Источник: ТАСС

 

06023

Объявлены лауреаты премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2024 год

 

На пресс-конференции в ТАСС имена лауреатов объявили помощник Президента Андрей Фурсенко и председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию Никита Марченков.

Корочкина Елена Александровна – за разработку инновационных методов эффективной реализации генетического и репродуктивного потенциала животноводства в России.

Попков Вадим Игоревич и Мартинсон Кирилл Дмитриевич – за разработку и внедрение технологии получения многокомпонентных ферритов и создание керамических изделий на их основе для решения задач импортозамещения и опережающего развития в области СВЧ-радиоэлектроники.

Черкашина Наталья Игоревна – за создание высокоэффективных радиационно-защитных композитов для обеспечения безопасности космонавтов и радиоэлектронных средств космических аппаратов.

 

Источник: Пресс-служба Президента РФ

 

06022

85% россиян интересуются современными научными достижениями российских ученых

 

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян, приуроченного ко Дню российской науки.

85% россиян обозначили свой интерес к информации о современных научных достижениях российских ученых. Большая же часть опрошенных (62%) специально такого рода информацию искать не будут, но при случае обратят на нее внимание. Зумеры и младшие миллениалы чаще других отмечают, что российская наука не входит в круг их непосредственных интересов (17-19% vs. 12% среди всех россиян)

Наблюдаемая за почти два десятилетия динамика в отношении россиян к отечественной науке демонстрирует положительный тренд. 42% отметили, что наша наука сейчас в удовлетворительном состоянии; 29% – что в хорошем (+17 п.п. к 2008 г.), а 19% – что в плохом (−14 п.п. к 2008 г.). При этом треть россиян (33%) считают, что наша наука опережает мировую. об отставании думает каждый второй (50%).

Шесть из десяти россиян (62%) имеют представление о том, в каких сферах российскую науку можно назвать лидером. Топ-3 сфер, в которых, по версии россиян, лидирует российская наука: военная отрасль (36%), медицина (24%) и космос (19%).

 

Источник: сайт ВЦИОМ

 

Minobrnauki

Производственная аспирантура станет одним из основных драйверов кооперации науки и бизнеса

 

Об этом рассказала управляющий директор по кооперации науки и бизнеса госкорпорации «Ростех» Елена Дружинина

В Год науки и технологий Президентом были запущены важнейшие процессы, направленные на развитие и популяризацию науки. Я тогда работала в Минобрнауки, и одним из показателей эффективности для нашей команды был рост престижа профессии ученого и представителей технических специальностей. Поэтому при составлении плана Года, который, в итоге, перерос в Десятилетие, мы делали акцент на вовлечение молодежи. Итог вам известен: спустя год почти 75% родителей хотели, чтобы их дети строили свою карьеру в области разработки технологий будущего. А 61% россиян считали профессию ученого престижной - этот показатель за год вырос сразу на 10 %.

К тому же, в современном мире технологические инновации играют ключевую роль в решении многих глобальных проблем. Это и изменение климата, энергетическая безопасность и здоровье населения. Молодые люди видят в этих профессиях возможность внести реальный вклад в улучшение мира.

Очень важно, что сегодня наука активно финансируется и государством, и высокотехнологичными компаниями. Это открывает возможности для проведения передовых исследований. Что, в свою очередь, стимулирует появление новых вызовов и создает стабильную среду для роста и развития в научной карьере. Только в 2023 году предприятия Корпорации Ростех инвестировали в университеты более 14 миллиардов рублей. Это более 2% от всего государственного бюджета на гражданскую науку.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

 

05023

Баллы за курсы и профориентацию: что изменилось в правилах приема в вузы в 2025 году

 

Российские вузы опубликовали правила поступления в 2025/26 учебном году, основанные на новом порядке приема. Как пишет Forbes Education, на сайтах вузов появились списки требуемых экзаменов и индивидуальных достижений – успехов в спорте, творчестве, волонтерстве и, разумеется, учебе, дающих абитуриентам преимущества при поступлении.

В этом году в качестве индивидуального достижения могут зачесть допобразование по направлению выбранной программы бакалавриата или специалитета (до 10 дополнительных баллов).

Поступающим на программы целевого обучения пять дополнительных баллов принесет участие в профориентационных мероприятиях заказчика обучения.

Вузы обновили списки олимпиад, дающих право на дополнительные баллы и зачисление без вступительных испытаний.

Университетам позволили требовать от абитуриентов результаты четырех ЕГЭ вместо трех. Вузы могут сами дополнить списки необходимых экзаменов или оставить выбор последнего предмета за поступающими. В этом году университеты не стали пользоваться этим правом, но в следующем многие расширят список экзаменов.

Вузам запретили увеличивать платный набор по мере получения заявок. Максимальное число коммерческих мест университеты все так же устанавливают на свое усмотрение, но теперь – не позднее чем за пять месяцев до зачисления на внебюджет.

Для поступающих по особой и отдельной квотам предусмотрено 10% мест на программах специалитета и бакалавриата. С 2025 года недостаток мест по одной из квот может компенсироваться за счет другой.

 

Источник: Forbes

 

05021

Дмитрий Чернышенко рассказал о ходе строительства сети университетских кампусов мирового уровня

 

По поручению Президента к 2030 году в России должны появиться 25 современных университетских кампусов, а к 2036 году их число вырастет до 40.

Реализация проекта будет способствовать достижению национальных целей развития, а также сформирует условия для подготовки высококвалифицированных кадров и создания передовых технологий.

Кампусы также повысят привлекательность образования в России для иностранных студентов. По поручению главы государства к 2030 году их число должно вырасти до полумиллиона.

На создание кампусов предусмотрено около 670 млрд рублей, из них 240 млрд – внебюджетные средства.

Современная инфраструктура будет способствовать реализации проектов технологического лидерства, таких как программы «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы».

В рамках проекта уже открыты объекты первой очереди кампуса НГУ и новые корпуса МГТУ им. Баумана. В текущем году откроется кампус Уральского федерального университета в Екатеринбурге, объекты в Уфе и Калининграде, жилые корпуса в Южно-Сахалинске и Нижнем Новгороде.

Михаил Мишустин отметил необходимость комплексного подхода в реализации этих проектов. «Чтобы наши ребята, конечно, получили прекрасное, блестящее образование и были востребованы нашими предприятиями», – добавил он.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

 

06024

В РФ начали создавать госучебники по русскому языку и литературе

 

Совет по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России совместно с Минпросвещения начал работу по созданию единой линейки школьных учебников по русскому языку и литературе. Об этом сообщается на сайте Кремля.

Информацию о ходе выполнения поручений президента России Владимира Путина по итогам заседания совета представила советник президента, председатель совета Елена Ямпольская.

«Совместно с Минпросвещения начата работа по созданию единой государственной линейки школьных учебников по русскому языку и литературе. Определены принципиально новые подходы к подаче материала, проведены встречи с экспертами и преподавателями», – говорится в сообщении.

Отмечается, что свои предложения по учебникам представили и члены совета: Константин Деревянко, Олег Янковский, Александр Рудяков, Ольга Александрова, Искра Космарская.

Президент поручил создать единую государственную линейку школьных учебников по русскому языку, литературе и литературному чтению к 1 июня 2026 года.

 

Источник: ТАСС

 

04026

Исследование: российские студенты поделились отношением к вузу

 

Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» представила результаты ежегодного опроса, посвященного эмоциональному отношению российских студентов к своему вузу. В рамках исследования, проведенного осенью 2024 года совместно с Минобрнауки России, ВЦИОМ и Томским государственным университетом, были опрошены более 179 тысяч студентов из 412 вузов 84 регионов страны.

Большинство студентов испытывают благодарность и чувство гордости к своему вузу.

Благодарность к вузу - доминирующая эмоция среди студентов: в 2024 году её испытывали 42% респондентов. Чувство гордости за свою alma mater выражено у 42%. О доверии опрошенных студентов к своему вузу заявили 39%. Чуть более трети сообщили, что чувствуют уверенность в будущем (35%). Показатель любви к вузу в 2024 году составил 35%. Цифры говорят, что студенты воспринимают вуз не только как образовательное учреждение, но и как значимую часть своей жизни. А вот показатель безразличия студентов по отношению к учебному заведению составил лишь 10%.

Негативные эмоции остаются менее выраженными.

Данные опроса показывают, что негативные эмоции, которые студенты испытывают к своим университетам, проявляются реже. Каждый десятый (10%) испытывает страх перед будущим. Раздражение у чувствуют 9%, разочарование – 7% , недоверие – 3%, а стыд – 2%.

 

Источник: платформа «Неравнодушный человек»

 

04022

Стартовал отбор технологических проектов университетов в рамках обновления программы «Приоритет-2030»

 

Валерий Фальков дал старт стратегической сессии по отбору технологических проектов университетов в рамках обновления программы «Приоритет-2030»

Мероприятие организовано Минобрнауки России совместно с Газпромбанком. На стратсессии 15 ведущих российских университетов, отобранных банком, представили свои наукоемкие проекты.

Глава Минобрнауки напомнил, что сейчас идет корректировка программы «Приоритет-2030» под задачи технологического лидерства России.

Важнейшей частью программы станет новый формат участия компаний, которые хотели бы профинансировать конкретные технологические проекты университетов.

 

Источник: журнал «Университетская книга»