Новости науки и образования

Продлен мораторий на учет публикаций в международных научных изданиях и участия в зарубежных научных конференциях до конца 2023 года

 

Соответствующее решение принято постановлением Правительства РФ.

Согласно документу, до 31 декабря 2023 года не требуются:

– публикации в научных изданиях, журналах, индексируемых в международных базах данных Web of Science/Scopus, а также целевые значения показателей, связанных с такой публикационной активностью;

– участие в зарубежных научных конференциях, а также целевые значения показателей, связанные с публикационной активностью по результатам конференций.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Подписан закон, предусматривающий введение единых федеральных основных общеобразовательных программ

 

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 сентября 2022 года и одобрен Советом Федерации 21 сентября 2022 года.

Дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика. В этом случае соответствующая учебно­-методическая документация не разрабатывается.

Согласно Федеральному закону при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Федеральные основные общеобразовательные программы утверждаются Минпросвещения России не позднее 1 января 2023 года.

 

Источник: Официальный сайт Президента РФ

Приказ о внесении изменений во ФГОС среднего общего образования прошел официальную регистрацию

 

Министерством юстиции России зарегистрирован приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, разработанный Министерством просвещения Российской Федерации.

Обновленный ФГОС среднего общего образования определяет список учебных предметов, обязательных для изучения на базовом или углубленном уровне. При этом родной язык, родная литература, второй иностранный язык могут изучаться по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.

В стандарте сформулированы максимально конкретные требования к предметам школьной программы уровня среднего общего образования, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит?

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 года, регистрационный номер 70034.

 

Источник: Пресс-служба Минпросвещения РФ

В 20 российских вузах до конца года будут открыты стартап-студии для развития студенческого предпринимательства

 

Конкурсная комиссия Минобрнауки отобрала 20 вузов, которые смогут создать в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» стартап-студии для развития предпринимательского потенциала студентов.

Проект по созданию стартап-студий реализует Минобрнауки совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ.

«Университетские стартап-студии – это один из инструментов выполнения поручения Президента по обеспечению экономической безопасности. Из поступивших заявок были отобраны 20 лучших. Радует, что большинство – это региональные вузы. До конца года там запустятся стартап-студии, где молодые люди с помощью наставников будут работать над реализацией своих бизнес-идей и разработкой инновационных продуктов. Отмечу, что вузам будет предоставлено финансирование с условием, что 90% суммы пойдёт на практический запуск проектов и реализацию очередного инвестиционного этапа и только оставшиеся 10% – на организационно-технические расходы. Рассчитываем, что проекты ребят будут конкурентоспособны и внесут свой вклад в экономику региона», – сказал Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

Минобрнауки вводит понятие «молодой ученый»

 

Минобрнауки намерено ввести в закон «О науке» понятие «молодой ученый» и закрепить право на получение мер господдержки для тех, кто к нему будет отнесен. Об этом говорится в проекте постановления правительства, разработанном ведомством. «При наличии широкой линейки мер господдержки молодым ученым (премии, стипендии, гранты, жилищные сертификаты и др.) понятие «молодой ученый» в законодательстве отсутствует», – указывает Минобрнауки в пояснительной записке.

Проект предлагает считать молодыми учеными лиц в возрасте до 35 лет включительно (стандартный возраст отсечки для молодежи по профильному закону), являющихся научными работниками научных организаций и научно-педагогическими работниками вузов. Кроме того, он закрепляет право на получение «стипендий, грантов, премий от правительства и президента». «Указанные изменения в первую очередь направлены на привлечение в науку молодежи, не обладающей ученой степенью кандидата или доктора наук», – поясняет ведомство и напоминает, что «одной из важнейших задач научно-технологического развития России является выявление и привлечение талантливой молодежи в науку, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций».

 

Источник: ВЕДОМОСТИ

Проекты российских ученых вошли в число призеров конкурса «Молодые инноваторы стран БРИКС»

 

Участники из России заняли второе и третье место в конкурсе «Молодые инноваторы стран БРИКС». Отбор производился по пяти тематическим направлениям: биомедицина, возобновляемые источники энергии, низкоуглеродные технологии, искусственный интеллект и сельское хозяйство.

Конкурс прошел в рамках седьмого Форума молодых ученых стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и был направлен на поощрение перспективных молодых исследователей из стран-участниц объединения.

На конкурс пришло 90 заявок. По результатам отбора первое место занял научный проект молодого инноватора из Китая, два вторых места разделили между собой участники из России и Китая, а бронза досталась молодым ученым из России, Бразилии и Китая.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Объявлены победители молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых»

 

В Новосибирске завершил работу VII Всероссийский молодежный форум «Наука будущего – наука молодых». В конкурсе научных проектов приняли участие 2,5 тыс. студентов и аспирантов. Призы достались 61 победителю в десяти номинациях – физике, химии, материаловедении, науках о жизни, гуманитарных и других.

Наибольшее число призовых мест было присуждено представителям МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института и Национального исследовательского Томского государственного университета.

«Студенты наших университетов представили проекты практически ничем не уступающие по уровню работам аспирантов. Членам жюри было крайне непросто выбрать победителей», – отметил председатель программного комитета форума, профессор химфака МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни НТУ «Сириус» Дмитрий Иванов.

Конкурсанты не только защищали свои научные проекты, но и приняли участие в серии мастер-классов, прослушали лекции известных ученых, посетили научные лаборатории, расположенные в Новосибирском государственном техническом университете и Академгородке.

Форум «Наука будущего – наука молодых» проводится под патронажем Минобрнауки России в различных городах. Местами проведения VII Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых» стали IX Международный форум технологического сотрудничества «Технопром-2022» и Новосибирский государственный технический университет.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

MinobrnaukiКонкурс программ развития стартап-студий

 

35 российских вузов из 27 регионов страны подали заявки на конкурс программ развития стартап-студий. В настоящее время документы проходят экспертную оценку.

Конкурсный отбор в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» стартовал в июле 2022 года. Программа развития по созданию стартап-студий реализуется Минобрнауки России и Фондом инфраструктурных и образовательных программ.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

historyLearnАкадемик Александр Чубарьян: Учебники истории стали предметом противоборства

 

Сколько учебников истории должно быть в школе? Можно ли поступать в магистратуру с дипломом специалиста? Что будет с ЕГЭ по истории? В канун нового учебного года "РГ" поговорила с научным руководителем Института всеобщей истории РАН, академиком Александром Чубарьяном.

 

Источник: Российская газета

StudturizmКаникулы с пользой: участники программы студтуризма отправляются в научные путешествия

 

Минобрнауки России продолжает программу молодежного и студенческого туризма, благодаря которой молодые люди могут путешествовать по стране, останавливаясь в кампусах и общежитиях вузов по доступным ценам. В этом году проект был расширен: помимо традиционных культурно-познавательных поездок у студентов появилась возможность отправиться на стажировки или посетить научные мероприятия, а также познакомиться с различными профессиями и получить новые полезные навыки.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Разработан Перечень олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов на новый учебный год

 

Минпросвещения России разработало Перечень олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов на новый учебный год. В него вошло 622 мероприятия для российских школьников и студентов колледжей и вузов. Ребята могут раскрыть свои таланты и совершенствовать навыки по множеству различных направлений. В перечень включены конкурсы и олимпиады не только по научно-техническому творчеству, но и по музыкальным и художественным направленностям, патриотическому воспитанию, профессиональному мастерству.

Для участников конкурсов и олимпиад, которые входят в перечень, предусмотрены различные формы поощрения и поддержки, в частности, они могут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы.

Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

 

Источник: Пресс-служба Минпросвещения РФ

Порядка 90% выпускников вузов устроились на работу

 

В 2021 году из российских вузов выпустилось 746 597 человек. По данным мониторинга на середину июля 2022 года, трудоустроились в течение года 89% из них.

Минобрнауки России активно работает над содействием занятости выпускников. С конца апреля 2022 года при министерстве заработал Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи, который проводит бесплатное обучение для руководителей и сотрудников центров карьеры в вузах.

Показатели трудоустройства за 2021 года по сравнению с 2020 годом выросли больше всего выросли в Ленинградской и Брянской областях (на 13% в обоих регионах), в Курганской области и Камчатском крае (на 11% в обоих субъектах) и в Смоленской, Липецкой областях и Ставропольском крае (на 10% в каждом регионе).

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Россиянам запретили сдавать международный экзамен по английскому TOEFL

 

Компания ETS, которая проводит экзамены по английскому языку TOEFL, запретила гражданам России регистрацию на экзамен и просмотр результатов, ссылаясь на неуточненные требования Минфина США.

Представители компании ETS объяснили, что загвоздка в неких требованиях Минфина США, запретившего гражданам России записываться на экзамены TOEFL, или создавать учетные записи на платформе ETS. В компании не уточнили, о каких именно требованиях идет речь.

Напомним, что результаты экзамена TOEFL нужны для поступления в зарубежные вузы. Сообщается также, что ETS приостановила проведение экзаменов еще и в Беларуси на фоне военной спецоперации на Украине.

 

Источник: Российская Газета

Утвержден план мероприятий Десятилетия науки и технологий

 

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее план мероприятий Десятилетия науки и технологий. С 2022 по 2031 год в России будет идти работа по 18 инициативам и проектам.

Среди них – привлечение талантливой молодёжи в сферу научных исследований и разработок, вовлечение опытных специалистов в решение важнейших для страны технических задач, а также знакомство людей с достижениями учёных.

Так, в рамках инициативы «Научное волонтёрство» к 2025 году планируется привлечь к реализации научных проектов более 100 тысяч неравнодушных молодых людей. А в ходе реализации инициативы «Научно-популярный туризм» в течение трёх ближайших лет будут разработаны 100 научно-популярных маршрутов в более чем 30 российских регионах.

Распоряжение от 25 июля 2022 года №2036-р

 

Источник: Пресс-служба Правительства РФ

Программа «Приоритет 2030» может быть скорректирована в условиях новой реальности

 

В программу «Приоритет 2030» могут быть внесены изменения в соответствии с новыми вызовами, об этом сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на совещании с участниками и кандидатами на участие в программе. Ключевой повесткой встречи стал вопрос корректировки стратегических проектов, а также показателей деятельности вузов.

«Приоритет 2030» – это программа всех университетов, а не только министерства. И сегодня перед нами стоит задача скорректировать ее с точки зрения изменившихся условий. Речь идет о содержательной части, ключевых результатах, новых вызовах и ограничениях. Наш ответ принципиальный – нормативная база позволяет реализовать эти изменения. Но мы должны подходить к ним ответственно, не переделывать программу из года в год, а вести внутреннюю корректировку в соответствии с новыми потребностями экономики, науки и образования», – подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Минобрнауки предлагает внести изменения в процедуру присуждения научных степеней

 

Проект соответствующего постановления Правительства РФ подготовлен с учетом рекомендаций Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.

Проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.

Согласно документу, изменения, в частности, коснутся требований, связанных с публикационной активностью ученых в международных базах данных. Возможность учета диссертационными советами публикаций, индексируемых международными базами данных, у соискателя ученой степени сохранится, в том числе при представлении диссертации доктора наук в виде научного доклада. При этом публикации в международных изданиях не будут обязательными при подготовке диссертации доктора наук в виде научного доклада, как это было ранее. Теперь претенденту на получение ученой степени будет достаточно иметь статьи в рецензируемых научных изданиях, определяемых ВАК и опубликованных на сайте ведомства. Важно отметить, что аспирантов, которым предстоит защита кандидатских диссертаций, изменения никак не затронут.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Стартовал прием заявок на VIII Всероссийскую премию «За верность науке»

 

Прием заявок на VIII Всероссийскую премию «За верность науке» пройдет с 14 июля по 3 октября 2022 года на сайте https://zavernostnauke.ru/. Сроки проведения Премии и критерии оценки заявок обсудили на первом заседании Экспертного совета, которое состоялось в Минобрнауки России.

На участие в премии могут быть поданы как индивидуальные заявки, например, от журналистов, научных коммуникаторов, ученых, общественных деятелей, так и заявки от организаций (федеральных, региональных и специализированных СМИ, телеканалов, студенческих редакций, издательских домов, медиахолдингов и т.д.). Лауреатами станут те, кто внес заметный вклад в поддержку престижа профессиональной научной деятельности и популяризацию отечественных научных достижений.

 

Источник: Сайт премии

Определились кандидаты на пост президента РАН

 

15 июля формально завершается выдвижение кандидатов на пост президента РАН. Но их имена уже известны. Их определило голосование по отделениям. Это нынешний глава академии Александр Сергеев, который был избран в 2017 году, а также академики Геннадий Красников, Роберт Нигматулин и Дмитрий Маркович. Программы претендентов еще не опубликованы.

Кто из них займет кресло руководителя академии? Это решит в сентябре тайным голосованием Общее собрание РАН. Впрочем, персона нового президента РАН будет зависеть не только от мнения академиков. Дело в том, что кандидатуры должны вначале получить добро в правительстве. Напомним, что в 2017 году оно вывело из списка кандидатуры академиков Валерия Черешнева и Алексея Хохлова.

 

Источник: Российская Газета

Объявлены имена первых победителей конкурса «Студенческий стартап»

 

5 июля состоялось подведение итогов первой очереди конкурса «Студенческий стартап». Отобраны первые 650 победителей, которые получат по 1 млн рублей на развитие своих бизнес-проектов.

Конкурс проводится Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он был разработан по одноименной стратегической инициативе, утвержденной Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным. В этом году на конкурс из федерального бюджета выделен 1 млрд рублей.

Из 650 победителей 216 стартапов связаны с цифровыми технологиями, 161 – с новыми приборами и интеллектуальными производственными технологиями, 68 стартапов победило по направлению «Медицина и технологии здоровьесбережения», 66 – по направлению «Креативные индустрии», 56 связаны с химическими технологиями и новыми материалами, 45 – с биотехнологиями и 38 – с ресурсосберегающей энергетикой.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

11 аграрных вузов перейдут в ведение Минобрнауки России

 

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1777-р от 30 июня 2022 года в число учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, войдут 11 государственных аграрных вузов. Документ также предусматривает передачу Минобрнауки в ведение Минсельхоза России 11 научных организаций.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что Минобрнауки и Минсельхоз России за последние два года усиливают интеграцию как по блоку науки, так и по блоку высшего образования.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Определены правила эксперимента по использованию образовательных онлайн-ресурсов

 

Министерство просвещения подготовило порядок формирования реестра поставщиков цифрового образовательного контента и сервисов. Проект приказа размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Ведение реестра возлагается на Институт стратегии развития образования Российской академии образования (РАО). Компании будут включаться в реестр после проверки экспертами контента и сервисов, говорится в документе. Реестр будет опубликован до 31 октября, а затем будет обновляться не реже чем раз в год.

«Проект приказа завершает правовое регулирование эксперимента по использованию возможностей цифровой образовательной среды», – заявил представитель пресс-службы Минпросвещения. Эксперимент стартовал в школах 14 регионов России в декабре 2020 г. в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и завершится в декабре 2022 г. Школы оснащались современным оборудованием, а в образовательный процесс внедрялись онлайн-курсы, видеоуроки, электронный документооборот и цифровые библиотеки. По окончании эксперимента будет проведен анализ и, возможно, реестр поставщиков и правила его формирования будут скорректированы, сообщил представитель ведомства. «Ведение реестра поставщиков позволит повысить прозрачность и комфорт использования данных ресурсов», – утверждает представитель министерства.

 

Источник: Журнал «Книжная Индустрия»

Рособрнадзор настраивает оценку образования по модели PISA на российский лад

 

Как сообщают «Ведомости», Рособрнадзор убирает из ведомственных документов международное исследование качества образования PISA (Programme for International Student Assessment). Его заменят «общероссийской оценкой по модели PISA», но будут использовать все прежние методики. Такие поправки ведомство предлагает внести в приказ Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки о мониторинге результатов исследований качества обучения в школах. Проект документа размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

Международная оценка школьников PISA проводится с 2000 г. каждые три года, в России – с 2006 г. Очередная оценка PISA в России должна была пройти в 2021 г., но из-за пандемии была перенесена на весну 2022 г., говорит директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Но введенные в 2022 г. санкции затронули и образование.

 

Источник: Ведомости

В России будет создана единая система управления научными исследованиями

 

В России появится единая государственная информационная система, предназначенная для управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью. В системе также предусмотрено планирование, проведение экспертизы, мониторинг и оценка научных исследований и разработок. Соответствующие изменения в статью 7.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» утвердил Президент России Владимир Путин.  

Речь идет об определении единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) как основной системы управления научными исследованиями, которые ведутся с привлечением бюджетного финансирования.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

В 15 субъектах России будут созданы передовые инженерные школы

 

30 передовых инженерных школ появится в 15 субъектах России. О подведении итогов конкурсного отбора сообщил Председатель Правительства России Михаил Мишустин.

В этом году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд рублей. Еще около 4 млрд рублей будет направлено технологическими партнерами.

«Как подчеркнул Президент на пленарной сессии ПМЭФ, нам необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета страны. И ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, должны быть российскими. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах. Вузы, победившие в конкурсе, расположены в 15 субъектах России, которые формируют научно-промышленный каркас страны. Отобранные 30 передовых инженерных школ выпустят первые 2,5 тысячи специалистов в 2024 году», – отметил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ