Главная >> Деятельность >> Международная деятельность >> Вебинары ИФЛА >> Вебинар ARL 22/07/2020

 

ARL22 07Члены Постоянного комитета (ПК) секции университетских и научных библиотек делились опытом своих стран и своих библиотек, приобретенным в период пандемии.

Открытый вебинар был организован на платформе Zoom и проходил в форме презентаций. Сотрудники отдела международного сотрудничества (ОМС) ГПНТБ России приняли участие в этом мероприятии в качестве слушателей.

Ведущей вебинара выступила Цин Ли (Xin Li), Корнельский университет, США.

Были заявлены следующие участники: Гулчин Крибб (Gulcin Cribb), Председатель секции, Австралия; Бертил Дорк (Bertil Dorch), директор Унивеситетской библиотеки Южной Дании; Жером Фронти (Jerome Fronty), куратор музыкального отдела Национальной библиотеки Франции; Урсула Арнинг (Ursula Arning), начальник отдела Центральной медицинской библиотеки – Центра информации по медико-биологическим наукам, Германия; Лео Ма (Leo Ma), директор библиотек кампуса старших курсов Китайского университета Гонконга; Рамеш Гаур (Ramesh Gaur), начальник подразделения Национального центра искусств имени Индиры Ганди, Индия; Фауз Абдалла (Fawz Abdallah), доцент факультета управления информацией Ливанского университета; Адетун Ойелуде (Adetoun Oyelude), главный библиотекарь Библиотеки Кеннета Дайка Ибаданского Университета, Нигерия; Саиф Алжабри (Saif AlJabri), директор Информационного центра Университета имени султана Кабуса, Оман; Мими Калтер (Mimi Calter), заместитель директора библиотеки Стенфордского университета, США; Цин Ли (Xin Li), Корнельский университет, США (модератор мероприятия). К сожалению, не все участники смогли выступить лично, однако организаторы пообещали, что все презентации будут доступны для просмотра.

Благодаря современным технологиям и новейшим коммуникационным платформам (Zoom, MS Teams и др.) библиотеки могли выполнять свою миссию поддержки образования и научно-исследовательской деятельности в условиях полного или частичного закрытия. Партнерское сотрудничество библиотек и профессиональное общение в рамках организации и за ее пределами во многом придавали тонус работе в непривычном режиме полного онлайна. «Коммуникация – превыше всего!» – отметила Мими Калтер, Стенфордский университет.

К традиционным видам онлайнового обслуживания (доступ к вебсайтам библиотек, электронным каталогам, электронным библиотекам (напр., к коллекции Галлики Национальной библиотеки Франции), специализированным базам данных, периодике, виртуальным турам, библиотеки добавили новые: например, перевод в онлайн подписки на ресурсы, ранее доступной лишь в физическом пространстве библиотек, бесплатное предоставление ранее платного доступа. Усилилось присутствие библиотек в Интернет-пространстве, в социальных сетях. Коллекции библиотек популяризируются онлайн (Национальная библиотека Франции, Национальный центр искусств имени Индиры Ганди, Индия и др.).

Безусловно, важнейшая составляющая деятельности университетских и научных библиотек – информационно-библиотечная поддержка науки и образования. На переднем крае борьбы с пандемией оказалась Центральная медицинская библиотека – Центр информации по медико-биологическим наукам Германии. В задачи Библиотеки входит обеспечение контента и поддержка научных исследований, связанных с COVID-19. С самого момента закрытия на изоляцию 16 марта 2020 г. Библиотека отметила рост количества запросов пользователей всего мира, выполнение которых осуществлялось по МБА и ДД через систему SUBITO.

По-новому в условиях пандемии пришлось организовывать работу самих библиотекарей и библиотек: это работа в сменяющих друг друга командах, выдача рабочих ноутбуков персоналу на дом, и пр. В связи с этим в числе стоящих перед руководством библиотек задач назывались инвестиции в средства связи и эргономические решения. Кроме того, библиотекам придется задуматься о пересмотре направлений комплектования в связи с развитием направлений дистанционного обучения и дистанционной научно-исследовательской деятельности, а также о совершенствовании инструментов контроля предоставления цифрового контента. Библиотеки должны выступать и выступают как лаборатории новых решений, подчеркивали выступавшие.

Много места в своих выступлениях участники уделили теме подготовительной работы по возвращению к функционированию в обычном режиме, а также обеспечению безопасности для здоровья пользователей библиотеки. Так, например, помимо соблюдения общих санитарных мер и многочисленных ограничений, в библиотеке Лагосского университета (Нигерия) помощь в предоставлении безопасных библиотечных услуг оказывают роботы.

В целом, вебинар стал подтверждением важности профессиональной коммуникации, осветив возможности университетских и научных библиотек по поддержке науки и образования в любых непростых условия и, в частности, в условиях пандемии COVID-19.