Главная >> Деятельность >> Международная деятельность >>  Вебинары ИФЛА

 

Инновационные и перспективные формы обслуживания научной информацией: от индивидуальной инициативы до прорыва (Innovative and expanded academic library services: the ripple begins locally)

 

ARL12 11
Очередной вебинар секции университетских и научных библиотек ИФЛА состоялся 12 ноября 2020 г. Уже традиционно он проходил онлайн на платформе Zoom.Сотрудники ОМС ГПНТБ России приняли участие в вебинаре в качестве слушателей.

Ситуация пандемии COVID-19 и, в частности, поднявшаяся вторая волна заболеваний, подталкивает академические и научные библиотеки к тому, чтобы переформатировать многие виды обслуживания и раздвинуть его границы. Инновации, развитие и переформатирование услуг демонстрируют способность академических библиотек к адаптации и удовлетворению меняющихся запросов пользовательских сообществ. Своим опытом научные библиотеки доказали, что сейчас – самое время для появления новых форм работы, обновления и развития уже существующих.

 

 

Слушателям было представлено три ключевых доклада:

1. Библиотекари и доказательные методы: Инновационные партнерские исследования (Librarians and Evidence Synthesis: Forging Innovative Partnerships)

Кейт Гецци-Копел (Kate Ghezzi-Kopel), заместитель директора библиотеки по направлению доказательных методов и здравоохранения, Корнельский университет.
Сбор и оценка совокупности доказательств и систематические обзоры (evidence synthesis and systematic reviews) – являющиеся традиционным исследовательским методом в медицинских науках и здравоохранении – применим и к другим дисциплинам, где целесообразен общий методологический анализ и оценка опубликованных данных по конкретным темам. В период, когда происходит накопление эмпирических данных, необходимых для формирования протокола профилактики и лечения заболеваний, связанных с COVID, данные, представленные в форматах предварительных обзоров, экспресс-обзоров и систематических обзоров, эффективны и полезны для дальнейших исследований. Основной задачей подразделения, в котором работают 6 библиотекарей, является консультирование и обеспечение образовательной и исследовательской деятельности университета по таким направлениям, как диетология, социология, сельское хозяйство, природные ресурсы, ветеринария, биология. Однако интересно отметить, что библиотекари, занятые по данному направлению, в нескольких случаях выступили соавторами научных работ.

2. Анализ исследовательского ландшафта в библиотеках Университета Кейптауна (Research Landscape Analysis. UCT Libraries)

Глиннис Джонсон (Glynnis Johnson), директор библиотеки Центра развития высшего образования, и Тамзин Сулеймен (Tamzyn Suliaman), заместитель директора библиотеки по науке и инновациям, Библиотека Университета Кейптауна.
Библиотека Университета Кейптауна предлагает услугу анализа исследовательского ландшафта. Концепция перекликается с той, которую обслуживают методы библио- и наукометрического анализа, однако преимуществом первой является то, что анализ предшествует исследованию, позволяет выявить объем ключевых публикаций на текущий момент, ключевых авторов, наиболее результативные научные работы и соответствующие исследовательские кластеры в той или иной тематике, а также лакуны и недостаточно разработанные перспективные направления для дальнейшего изучения. Метод реализуется на платформах SciVal и Scopus. Помимо прочего, данный университетский сервис помогает исследователям заранее очертить круг экспертного сообщества по проблемам будущего исследования, найти партнеров, научных руководителей/консультантов, институты, заинтересованные в разработке конкретной научной проблематики.

3. Автоматическое стенографирование в Университете шт. Техас (Automated captioning at the University of Texas)

Даниэль Джекобс (Daniel Jacobs), координатор подразделения, Университет шт. Техас в Остине
Дистанционные формы обучения продиктовали необходимость развития такой формы обслуживания университетского сообщества, как стенографирование и подготовка субтитров (речь идет о записях академических лекций). Библиотека Университета шт. Техас в Остине занимается этой деятельностью с 2014 г., однако по понятным причинам в 2020 г. интерес к ней значительно вырос. Докладчиком было особо отмечено, что такая работа, связанная с технологиями ИИ, безусловно, требует весьма значительного финансирования, какое получает университетская библиотека Техаса.
В завершение вебинара докладчики ответили на вопросы слушателей.
Опыт представленных на семинаре университетских библиотек показал, что академические библиотеки способны адаптироваться к новым условиям. Они также готовы делиться своим опытом с международным сообществом.