23 августа 1996 года                                      N 127-ФЗ
   ------------------------------------------------------------------

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                                    12 июля 1996 года

                                                              Одобрен
                                                    Советом Федерации
                                                  7 августа 1996 года

         (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998 N 111-ФЗ,
             от 17.12.1998 N 189-ФЗ, от 03.01.2000 N 41-ФЗ)

       Настоящий   Федеральный   закон   регулирует  отношения  между
   субъектами  научной  и (или)  научно  - технической  деятельности,
   органами  государственной  власти  и потребителями научной и (или)
   научно - технической продукции (работ и услуг).

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Законодательство о науке и государственной научно -
   технической политике

       Законодательство    о  науке   и  государственной   научно   -
   технической  политике  состоит из настоящего Федерального закона и
   принимаемых   в  соответствии  с ним  законов  и иных  нормативных
   правовых  актов  Российской  Федерации,  а  также  законов  и иных
   нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

       Статья 2.    Основные   понятия,   применяемые   в   настоящем
   Федеральном законе

       Научная  (научно  - исследовательская)  деятельность  (далее -
   научная деятельность) - деятельность,  направленная на получение и
   применение новых знаний, в том числе:
       фундаментальные научные исследования -  экспериментальная  или
   теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
   об основных закономерностях строения,  функционирования и развития
   человека, общества, окружающей природной среды;
       прикладные научные исследования -  исследования,  направленные
   преимущественно на   применение   новых   знаний   для  достижения
   практических целей и решения конкретных задач.
       Научно - техническая деятельность - деятельность, направленная
   на получение, применение новых знаний для решения технологических,
   инженерных,   экономических,   социальных,   гуманитарных   и иных
   проблем,    обеспечения   функционирования   науки,    техники   и
   производства как единой системы.
       Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана
   на знаниях,   приобретенных   в   результате   проведения  научных
   исследований или на основе практического опыта,  и  направлена  на
   сохранение жизни  и здоровья человека,  создание новых материалов,
   продуктов, процессов,  устройств,  услуг,  систем или методов и их
   дальнейшее совершенствование.
       Государственная   научно  - техническая  политика  - составная
   часть   социально   - экономической  политики,   которая  выражает
   отношение    государства   к  научной   и  научно   -  технической
   деятельности,  определяет  цели,  направления,  формы деятельности
   органов  государственной  власти  Российской  Федерации  в области
   науки, техники и реализации достижений науки и техники.
       Научный   и (или)  научно  - технический  результат  - продукт
   научной  и (или)  научно  - технической  деятельности,  содержащий
   новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном
   носителе.
       Научная  и (или)  научно  - техническая  продукция - научный и
   (или)  научно  - технический  результат,  в  том  числе  результат
   интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
       Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
   безвозвратно гражданами   и   юридическими  лицами,  в  том  числе
   иностранными гражданами  и  иностранными  юридическими  лицами,  а
   также международными    организациями,    получившими   право   на
   предоставление грантов  на  территории  Российской   Федерации   в
   установленном Правительством   Российской  Федерации  порядке,  на
   проведение конкретных   научных    исследований    на    условиях,
   предусмотренных грантодателями.

        Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно -
   технической деятельности

       1.   Научная   и  (или)   научно   - техническая  деятельность
   осуществляется  в порядке,   установленном  настоящим  Федеральным
   законом,  физическими лицами - гражданами Российской Федерации,  а
   также  иностранными гражданами,  лицами без гражданства в пределах
   прав,   установленных  законодательством  Российской  Федерации  и
   законодательством  субъектов Российской Федерации,  и юридическими
   лицами  при  условии,  если  научная  и (или) научно - техническая
   деятельность предусмотрена их учредительными документами.
       2. Органы   государственной   власти  Российской  Федерации  в
   соответствии с настоящим Федеральным законом:
       гарантируют  субъектам  научной  и (или)  научно - технической
   деятельности  свободу  творчества,  предоставляя  им  право выбора
   направлений   и  методов   проведения   научных   исследований   и
   экспериментальных разработок;
       гарантируют  субъектам  научной  и (или)  научно - технической
   деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
       признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно -
   технической деятельности;
       обеспечивают  свободу доступа к научной и научно - технической
   информации,     за     исключением    случаев,     предусмотренных
   законодательством      Российской     Федерации     в    отношении
   государственной, служебной или коммерческой тайны;
       гарантируют подготовку,      повышение      квалификации     и
   переподготовку научных работников и  специалистов  государственных
   научных организаций;
       гарантируют финансирование    проектов,     выполняемых     по
   государственным заказам.

       Статья 4.  Научный работник,  специалист научной организации и
   работник сферы  научного  обслуживания.  Общественные  объединения
   научных работников

       1.  Научным  работником  (исследователем)  является гражданин,
   обладающий     необходимой    квалификацией    и   профессионально
   занимающийся научной и (или) научно - технической деятельностью.
       Правовые основы  оценки  квалификации  научных  работников   и
   специалистов научной    организации   и   критерии   этой   оценки
   определяются в порядке,  устанавливаемом Правительством Российской
   Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
       Результаты аттестации  могут  быть   обжалованы   и   отменены
   вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка
   или критериев   оценки   квалификации   научных    работников    и
   специалистов научной  организации результаты аттестации могут быть
   обжалованы и отменены в судебном порядке.
       2.  Специалистом  научной организации (инженерно - техническим
   работником)  является гражданин,  имеющий среднее профессиональное
   или высшее профессиональное образование и способствующий получению
   научного   и  (или)   научно  - технического  результата  или  его
   реализации.
       3.  Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
   обеспечивающий  создание  необходимых  условий для научной и (или)
   научно - технической деятельности в научной организации.
       4. Научный работник имеет право на:
       признание  его  автором  научных  и (или) научно - технических
   результатов  и подачу  заявок  на  изобретения и другие результаты
   интеллектуальной  деятельности  в соответствии с законодательством
   Российской Федерации;
       получение   в  соответствии   с  законодательством  Российской
   Федерации   доходов   от   реализации  научных  и (или)  научно  -
   технических результатов, автором которых он является;
       объективную  оценку своей научной и (или) научно - технической
   деятельности   и  получение  вознаграждений,   поощрений  и льгот,
   соответствующих его творческому вкладу;
       осуществление предпринимательской деятельности в области науки
   и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
       подачу заявок на участие в научных дискуссиях,  конференциях и
   симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
       участие  в конкурсе  на финансирование научных исследований за
   счет средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки научной и
   (или)  научно  - технической  деятельности  и иных источников,  не
   запрещенных законодательством Российской Федерации;
       подачу  заявок  на  участие в международном научном и научно -
   техническом сотрудничестве (стажировки,  командировки,  публикации
   научных  и (или)  научно  - технических  результатов  за пределами
   территории Российской Федерации);
       доступ   к  информации   о  научных   и  научно  - технических
   результатах,   если  она  не  содержит  сведений,   относящихся  к
   государственной, служебной или коммерческой тайне;
       публикацию   в  открытой   печати  научных  и (или)  научно  -
   технических   результатов,   если   они   не   содержат  сведений,
   относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
       мотивированный   отказ  от  участия  в научных  исследованиях,
   оказывающих   негативное  воздействие  на  человека,   общество  и
   окружающую природную среду;
       повышение научной квалификации.
       5. Научный работник обязан:
       осуществлять  научную,  научно  - техническую  деятельности  и
   (или)  экспериментальные  разработки,  не  нарушая права и свободы
   человека,   не  причиняя  вреда  его  жизни  и здоровью,  а  также
   окружающей природной среде;
       объективно  осуществлять экспертизы представленных ему научных
   и  научно - технических  программ  и  проектов,  научных  и  (или)
   научно - технических результатов и экспериментальных разработок.
       6.  Научные  работники  могут  заключать договоры о совместной
   научной и (или) научно - технической деятельности в соответствии с
   законодательством Российской Федерации.
       7.  Научные  работники вправе создавать на добровольной основе
   общественные   объединения   (в   том  числе  научные,   научно  -
   технические  и научно  - просветительские  общества,  общественные
   академии   наук)   в порядке,   предусмотренном  законодательством
   Российской Федерации об общественных объединениях.
       Общественные  академии  наук участвуют в координации научной и
   (или) научно - технической деятельности и действуют в соответствии
   со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
       Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
   государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации  могут
   привлекать на добровольной основе общественные объединения научных
   работников   к  подготовке  проектов  решений  в области  науки  и
   техники,  проведению  экспертиз,  а  также  на  основе конкурсов к
   выполнению  научных  и научно  - технических  программ и проектов,
   финансируемых за чет средств соответствующего бюджета.

       Статья 5. Научная организация

       1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо
   от организационно - правовой формы и формы собственности,  а также
   общественное  объединение  научных  работников,  осуществляющие  в
   качестве   основной   научную   и  (или)   научно   -  техническую
   деятельность,   подготовку   научных  работников  и действующие  в
   соответствии с учредительными документами научной организации.
       Научные     организации    подразделяются    на    научно    -
   исследовательские организации, научные организации образовательных
   учреждений   высшего   профессионального  образования,   опытно  -
   конструкторские,    проектно   -  конструкторские,    проектно   -
   технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или)
   научно - техническую деятельность.
       2. Правительство  Российской Федерации и органы исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии  с
   законодательством Российской       Федерации       государственную
   аккредитацию научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о
   государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации
   определяется Правительством Российской Федерации.
       Свидетельство  о государственной аккредитации выдается научной
   организации,   объем   научной   и  (или)   научно   - технической
   деятельности  которой  составляет  не  менее  семидесяти процентов
   общего  объема  выполняемых указанной организацией работ и уставом
   которой  предусмотрен  ученый  (научный,   технический,  научно  -
   технический) совет в качестве одного из органов управления.  Объем
   продукции  (товаров,  работ  и (или)  услуг),  которая произведена
   научной    организацией   при   осуществлении   неосновных   видов
   деятельности  с использованием  полученных  указанной организацией
   научных  и (или)  научно  - технических  результатов  и прибыль от
   реализации  которой направляется на финансирование научной и (или)
   научно   - технической  деятельности  указанной  организации,   не
   учитывается  в общем  объеме  выполненных  указанной  организацией
   работ  при  определении  доли научной и (или) научно - технической
   деятельности   от   данного   объема   в  порядке,   установленном
   Правительством Российской Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 03.01.2000 N 41-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       Свидетельство о     государственной    аккредитации   является
   основанием для предоставления научной организации льгот на  уплату
   налогов,  предусмотренных  налоговым  законодательством Российской
   Федерации,  и других льгот,  установленных для научных организаций
   законодательством Российской Федерации.
       Научной   организации,   которая  имеет  уникальное  опытно  -
   экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
   специалистами  высокой  квалификации  и научная  и (или)  научно -
   техническая деятельность которой получила международное признание,
   Правительством  Российской  Федерации  может  присваиваться статус
   государственного научного центра.
       Отказ  в выдаче  свидетельства  о государственной аккредитации
   научной организации не может являться препятствием к осуществлению
   научной и (или) научно - технической деятельности.
       3. Научная  организация  владеет,  пользуется  и распоряжается
   имуществом, передаваемым   ей   учредителями   для   осуществления
   деятельности, определенной учредительными документами.
       Порядок владения,  пользования   и   распоряжения   имуществом
   научной организации   определяется   законодательством  Российской
   Федерации.
       Государственные      научные     организации,      учрежденные
   Правительством  Российской  Федерации  или  федеральными  органами
   исполнительной  власти,  имеют  право  сдавать в аренду с согласия
   собственника  без  права  выкупа  временно  не  используемое  ими,
   находящееся  в федеральной  собственности  имущество,  в том числе
   недвижимое.  Размер  арендной  платы  определяется  договором и не
   должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой
   за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
   (абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
       Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
   собственности,  в полном объеме учитываются в доходах федерального
   бюджета   и  используются   указанными   организациями  в качестве
   источника  дополнительного  бюджетного финансирования содержания и
   развития их материально - технической базы.
   (абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
       4.  Научная  организация обязана поддерживать и развивать свою
   научно   - исследовательскую  и опытно  - экспериментальную  базу,
   обновлять производственные фонды.
       5.   Научная   организация  осуществляет  научное  и научно  -
   техническое  сотрудничество  с иностранными  юридическими лицами и
   внешнеэкономическую      деятельность      в    соответствии     с
   законодательством Российской Федерации и международными договорами
   Российской Федерации.
       6. Научная    организация    создается,    реорганизуется    и
   ликвидируется в   порядке,    предусмотренном    законодательством
   Российской Федерации.
       При  реорганизации  государственной научной организации должно
   обеспечиваться  сохранение  технологического  единства  научной  и
   (или) научно - технической деятельности.  Не допускается выделение
   из  состава  указанной  научной  организации  опытного,  опытно  -
   экспериментального,  опытно - учебного, опытно - фармацевтического
   производства и лечебных баз.
       Органы исполнительной  власти  Российской   Федерации,  органы
   исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  учредившие
   государственную научную организацию,  могут выделять  средства  на
   возобновление,  капитальный  и  текущий  ремонт  имущества  данной
   организации и при недостаточности  средств  у  данной  организации
   несут  субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае,
   если государственная   научная   организация   создана   в   форме
   учреждения   или   унитарного  предприятия,  основанных  на  праве
   оперативного управления.
       7. За  государственными  научными организациями закрепляются в
   бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
   в установленном порядке.

       Статья  6.   Академии  наук  в Российской  Федерации,  имеющие
   государственный статус
   (в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)

       1.   Российская   академия  наук,   отраслевые  академии  наук
   (Российская   академия   сельскохозяйственных   наук,   Российская
   академия   медицинских  наук,   Российская  академия  образования,
   Российская  академия  архитектуры и строительных наук,  Российская
   академия   художеств)  являются  имеющими  государственный  статус
   некоммерческими  организациями (учреждениями),  которые наделяются
   правом   управления   своей   деятельностью,    правом   владения,
   пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в
   федеральной  собственности,   в  соответствии  с законодательством
   Российской  Федерации,  настоящим  Федеральным  законом и уставами
   указанных академий,  в том числе правом на создание, реорганизацию
   и  ликвидацию  входящих  в их  состав  предприятий,  учреждений  и
   организаций,  закрепление за ними федерального имущества,  а также
   правом  на  утверждение  их  уставов  и назначение  руководителей.
   Реестры  федерального  имущества,  переданного указанным академиям
   наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
       Полученное в  форме  дара,  пожертвования  или  по   завещанию
   имущество  (имущественное  право  или  имущественные  обязанности)
   академий наук, имеющих государственный статус, используется ими на
   условиях,  определяемых  договором  (сделкой)  и законодательством
   Российской Федерации,  отражается  в  смете  доходов  и  расходов,
   учитывается на отдельном балансе.
       Академии наук,  имеющие  государственный  статус,   создаются,
   реорганизуются    и    ликвидируются    федеральным   законом   по
   представлению Президента Российской  Федерации  или  Правительства
   Российской Федерации.
       В Российскую академию наук,  отраслевые академии  наук  входят
   научные   организации,   организации   научного   обслуживания   и
   социальной сферы.
       Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук,
   порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных
   организаций,  организаций научного обслуживания и социальной сферы
   определяются уставами указанных академий наук.
   (п. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       2. Российская    академия    наук   является   самоуправляемой
   организацией, действующей на  основе  законодательства  Российской
   Федерации и  своего  устава.  Российская  академия  наук  проводит
   фундаментальные и прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
   проблемам естественных,   технических   и   гуманитарных   наук  и
   принимает участие   в    координации    фундаментальных    научных
   исследований, выполняемых       научными      организациями      и
   образовательными учреждениями      высшего       профессионального
   образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
       3. Отраслевые   академии   наук   являются    самоуправляемыми
   организациями, проводят   фундаментальные   и  прикладные  научные
   исследования в  соответствующих  областях  науки   и   техники   и
   участвуют в координации данных научных исследований.
       4.  Финансирование  Российской академии наук,  ее региональных
   отделений   и отраслевых  академий  наук  осуществляется  за  счет
   средств    федерального    бюджета    и   иных    не   запрещенных
   законодательством Российской Федерации источников.
       Российская академия   наук,    ее    региональные    отделения
   (Дальневосточное  отделение  Российской  академии наук,  Сибирское
   отделение  Российской  академии   наук   и   Уральское   отделение
   Российской  академии  наук)  и  отраслевые  академии наук являются
   прямыми   получателями   и   главными   распределителями   средств
   федерального бюджета.
       Порядок использования   результатов    научных    исследований
   Российской  академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных
   за    счет    средств    федерального    бюджета,     определяется
   законодательством Российской Федерации.
       Российская академия наук и отраслевые академии  наук  ежегодно
   представляют  Президенту  Российской  Федерации  и в Правительство
   Российской Федерации отчеты о проведенных  научных  исследованиях,
   научных   и  (или)  научно  -  технических  результатах,  а  также
   предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и
   прикладных наук.
       Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном
   ими   порядке   ежегодно   представляют  в  уполномоченные  на  то
   государственные  органы   субъектов   Российской   Федерации,   на
   территориях  которых  расположены  научные  организации  указанных
   академий  наук,  информацию  о   проведенных   за   счет   средств
   федерального  бюджета  научными  организациями  указанных академий
   наук   научных   исследованиях,   представляющую    интерес    для
   соответствующих субъектов Российской Федерации.
   (п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       5. Научные организации,  организации научного  обслуживания  и
   социальной   сферы   Российской  академии  наук,  ее  региональных
   отделений  и  отраслевых  академий  наук  владеют,  пользуются   и
   распоряжаются   федеральным   имуществом,   переданным   указанным
   организациям в оперативное управление или в хозяйственное  ведение
   в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим
   Федеральным законом и уставами.  Реестры  федерального  имущества,
   переданного  указанным организациям в оперативное управление или в
   хозяйственное ведение,  утверждаются  соответствующими  академиями
   наук.
       Доходы научных организаций,  организаций научного обслуживания
   и  социальной  сферы  от  разрешенной  их  уставами деятельности и
   имущество,  приобретенное указанными организациями за  счет  таких
   доходов,   поступают   в  самостоятельное  распоряжение  указанных
   организаций и учитываются на отдельном балансе.
       Научные организации,   организации   научного  обслуживания  и
   социальной сферы Российской академии наук  и  отраслевых  академий
   наук  имеют  право  сдавать  в аренду без права выкупа временно не
   используемое указанными организациями и находящееся в  федеральной
   собственности  имущество,  в  том  числе недвижимое,  на основании
   решения  соответствующей  академии  наук,  которое   должно   быть
   согласовано  с  соответствующим федеральным органом исполнительной
   власти,  уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  на
   управление  и  распоряжение  объектами  федеральной собственности.
   Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже
   среднего  размера  арендной  платы,  обычно  взимаемой  за  аренду
   имущества в местах расположения таких организаций.
       Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
   собственности,  в полном объеме учитываются в доходах федерального
   бюджета   и   используются  указанными  организациями  в  качестве
   источника дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и
   развития их материально - технической базы.
   (п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       6. За   академиями   наук,   их   научными   организациями   и
   организациями научного    обслуживания    и    социальной    сферы
   закрепляются в  бессрочное  безвозмездное  пользование   земельные
   участки, выделенные им в установленном порядке.

        Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
               И (ИЛИ) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья  7.  Управление  научной  и (или)  научно - технической
   деятельностью

       1.   Управление   научной   и  (или)   научно   -  технической
   деятельностью   осуществляется   на   основе  сочетания  принципов
   государственного регулирования и самоуправления.
       2.  Органы государственной власти Российской Федерации, органы
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  научные
   организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
   в    пределах    своих   полномочий   определяют   соответствующие
   приоритетные  направления  развития науки и техники,  обеспечивают
   формирование    системы    научных   организаций,    осуществление
   межотраслевой  координации  научной  и (или)  научно - технической
   деятельности,   разработку   и  реализацию   научных   и научно  -
   технических программ и проектов,  развитие форм интеграции науки и
   производства, реализацию достижений науки и техники.
       3.   Управление   научной   и  (или)   научно   -  технической
   деятельностью  осуществляется  в пределах,  не  нарушающих свободу
   научного творчества.
       Органы государственной   власти,  учреждающие  государственные
   научные организации:
       утверждают уставы государственных научных организаций;
       осуществляют контроль   за   эффективным   использованием    и
   сохранностью предоставленного государственным научным организациям
   имущества;
       осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
       Руководители государственных  научных  организаций  и  научных
   организаций академий   наук,  а  также  негосударственных  научных
   организаций назначаются    (избираются)    в    соответствии     с
   законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
       4. Ученые   советы   государственных    научных    организаций
   разрабатывают и   утверждают   планы   научных  работ  и  развития
   государственных научных    организаций    гласно     исходя     из
   государственных заданий,     профиля    государственных    научных
   организаций, их научных и экономических интересов.

       Статья  8.   Договоры  (контракты)  на  создание,  передачу  и
   использование научной и (или) научно - технической продукции

       1.   Основной   правовой   формой   отношений   между  научной
   организацией,  заказчиком  и иными  потребителями  научной и (или)
   научно - технической продукции, в том числе министерствами и иными
   федеральными  органами  исполнительной  власти,  являются договоры
   (контракты) на создание,  передачу и использование научной и (или)
   научно  - технической  продукции,   оказание  научных,   научно  -
   технических,  инженерно  - консультационных и иных услуг,  а также
   другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или)
   научно - технической деятельности и распределении прибыли.
       2. На  основе  указанных  договоров  (контрактов)  выполняются
   научные исследования    и    экспериментальные    разработки   для
   государственных нужд.  В   этих   случаях   договоры   (контракты)
   заключаются между   государственным   органом   -   заказчиком   и
   организацией - исполнителем.
       Правительство Российской  Федерации  и  органы  исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации,  учредившие государственные
   научные организации,   вправе  устанавливать  для  государственных
   научных организаций   обязательный   государственный   заказ    на
   выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
       3.  Условия  владения,  пользования  и распоряжения научными и
   (или)    научно    -   техническими    результатами   определяются
   законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими
   ему  договорами  (контрактами)  сторон - субъектов научной и (или)
   научно  - технической  деятельности и потребителей научной и (или)
   научно - технической продукции.

       Статья 9.  Информационное обеспечение научной и (или) научно -
   технической деятельности

       1.  Субъекты научной и (или) научно - технической деятельности
   имеют  право  на  обмен  информацией,  за  исключением информации,
   содержащей сведения,  относящиеся к государственной, служебной или
   коммерческой тайне.
       2.  Правительство  Российской  Федерации обеспечивает создание
   федеральных  информационных  фондов  и систем  в области  науки  и
   техники,   осуществляющих   сбор,   государственную   регистрацию,
   аналитическую  обработку,  хранение  и доведение  до  потребителей
   научной  и технической  информации,  содействует изданию научной и
   научно  - технической  продукции,  приобретению  научных журналов,
   книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно - технических
   результатах за пределами территории Российской Федерации.
       Правительство   Российской   Федерации  гарантирует  субъектам
   научной   и  (или)  научно  - технической  деятельности  доступ  к
   указанной  информации,  право на ее приобретение и обеспечивает им
   доступ  в международные  информационные  фонды и системы в области
   науки и техники.
       3.  В  случае  ликвидации государственных научных организаций,
   при  которых  функционируют  банки  данных и базы данных научной и
   (или) научно - технической информации,  обеспечиваются сохранность
   указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
   в установленном порядке.

       Статья 10.  Ограничение  и  лицензирование   отдельных   видов
   научной и (или) научно - технической деятельности

       Правительство Российской Федерации вправе:
       устанавливать   порядок   проведения  научных  исследований  и
   использования  научных  и (или)  научно - технических результатов,
   которые  могут  создать  угрозу безопасности Российской Федерации,
   здоровью граждан, окружающей природной среде;
       лицензировать   отдельные   виды   научной  и (или)  научно  -
   технической деятельности;
       вводить    в  предусмотренных   законодательством   Российской
   Федерации  случаях  ограничения  на  право использования отдельных
   научных и (или) научно - технических результатов, распространяя на
   них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
       вводить сертификационные   и   метрологические   требования  к
   отдельным видам научной и (или) научно - технической деятельности.

          Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

       Статья  11.  Основные цели и принципы государственной научно -
   технической политики

       1.   Основными  целями  государственной  научно  - технической
   политики являются развитие,  рациональное размещение и эффективное
   использование научно - технического потенциала,  увеличение вклада
   науки  и техники  в развитие  экономики  государства,   реализацию
   важнейших социальных задач,  обеспечение прогрессивных структурных
   преобразований в области материального производства, повышение его
   эффективности   и  конкурентоспособности   продукции,    улучшение
   экологической   обстановки   и  защиты   информационных   ресурсов
   государства,    укрепление    обороноспособности   государства   и
   безопасности   личности,    общества   и  государства,   упрочение
   взаимосвязи науки и образования.
       2.    Государственная    научно    -   техническая    политика
   осуществляется исходя из следующих основных принципов:
       признание науки   социально   значимой  отраслью, определяющей
   уровень развития производительных сил государства;
       гласность   и  использование   различных   форм   общественных
   обсуждений  при  выборе  приоритетных направлений развития науки и
   техники  и экспертизе  научных  и научно  - технических программ и
   проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
       гарантия   приоритетного   развития   фундаментальных  научных
   исследований;
       интеграция  научной,  научно  - технической  и образовательной
   деятельности   на   основе   различных  форм  участия  работников,
   аспирантов   и  студентов   образовательных   учреждений   высшего
   профессионального    образования    в  научных   исследованиях   и
   экспериментальных   разработках   посредством  создания  учебно  -
   научных  комплексов  на  базе  образовательных  учреждений высшего
   профессионального образования,  научных организаций академий наук,
   имеющих  государственный  статус,   а  также  научных  организаций
   министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
       поддержка конкуренции  и  предпринимательской  деятельности  в
   области науки и техники;
       концентрация ресурсов на  приоритетных  направлениях  развития
   науки и техники;
       стимулирование  научной,  научно - технической и инновационной
   деятельности через систему экономических и иных льгот;
       развитие   научной,   научно   -  технической  и инновационной
   деятельности  посредством создания системы государственных научных
   центров и других структур;
       стимулирование  научной,  научно - технической и инновационной
   деятельности  субъектов   Российской  Федерации  и  интеграция  их
   научно - технического потенциала;
       развитие   международного   научного  и научно  - технического
   сотрудничества Российской Федерации.

       Статья   12.   Полномочия   органов   государственной   власти
   Российской  Федерации  и органов  государственной власти субъектов
   Российской   Федерации   в  области   формирования   и  реализации
   государственной и научно - технической политики

       1. К  ведению  органов   государственной   власти   Российской
   Федерации относятся:
       разработка   и  проведение  единой  государственной  научно  -
   технической политики;
       выбор приоритетных направлений  развития  науки  и  техники  в
   Российской Федерации;
       формирование   и реализация  федеральных  научных  и научно  -
   технических  программ и проектов,  а также определение федеральных
   органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
       финансирование    научной   и  (или)   научно   -  технической
   деятельности за счет средств федерального бюджета;
       установление   системы   экономических  и иных  льгот  в целях
   стимулирования научной и (или) научно - технической деятельности и
   использование ее результатов;
       содействие   развитию   научной,   научно   -  технической   и
   инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
       управление государственными       научными       организациями
   федерального значения,  в том числе их создание,  реорганизация  и
   ликвидация;
       реализация  обязательств  по  научным  и научно  - техническим
   программам  и проектам,  предусмотренным международными договорами
   Российской Федерации;
       охрана прав интеллектуальной собственности;
       формирование   единых   систем   стандартизации,   обеспечения
   единства измерений, сертификации, научно - технической информации,
   патентно - лицензионного дела и управление ими;
       установление  государственной  системы  аттестации  научных  и
   научно - технических работников.
       Правительство   Российской   Федерации  определяет  полномочия
   федеральных органов исполнительной власти в области формирования и
   реализации  единой  государственной научно - технической политики,
   утверждает  федеральные научные и научно - технические программы и
   проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
       Формирование   и  практическое  осуществление  государственной
   научно - технической политики гражданского назначения обеспечивают
   Министерство науки и технической политики Российской Федерации или
   его   правопреемник   совместно   с  Российской   академией  наук,
   отраслевыми академиями наук,  федеральными органами исполнительной
   власти.
       Формирование и  практическое   осуществление   государственной
   политики поддержки      приоритетных     направлений     оборонной
   промышленности, отраслей оборонного значения и  связанных  с  ними
   науки и  образования  обеспечивают  органы  исполнительной власти,
   ведущие государственные оборонные заказы.
       2. К   совместному   ведению  органов  государственной  власти
   Российской Федерации и органов  государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации относятся:
       формирование экономического      механизма       осуществления
   государственной научно - технической политики;
       организация научно - технического прогнозирования;
       размещение   объектов   научно   - технического  потенциала  и
   создание   инфраструктуры   научно  - технической  и инновационной
   деятельности;
       формирование   рынков  научной  и (или)  научно  - технической
   продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
       формирование  научно  - технической  базы  научных организаций
   федерального   значения,   находящихся  на  территориях  субъектов
   Российской Федерации;
       разработка  и реализация  мер  по  социальной защите научных и
   научно  - технических  работников,  в  том  числе  их материальное
   обеспечение;
       формирование совместных фондов научного, научно - технического
   и технологического развития;
       международные научные связи.
       3. К  ведению   органов   государственной   власти   субъектов
   Российской Федерации относятся:
       участие  в выработке  и реализации  государственной  научно  -
   технической политики;
       определение приоритетных направлений развития науки и  техники
   в субъектах Российской Федерации;
       формирование   научных   и  научно  - технических  программ  и
   проектов субъектов Российской Федерации;
       финансирование  научной и научно - технической деятельности за
   счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
       формирование  органов  управления  в сфере  научной и научно -
   технической   деятельности   субъектов   Российской   Федерации  и
   межрегиональных органов;
       управление     государственными     научными     организациями
   регионального значения,  в том числе их создание,  реорганизация и
   ликвидация;
       контроль за деятельностью государственных научных  организаций
   федерального значения   по  вопросам,  относящимся  к  полномочиям
   органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
       создание условий    для   более   эффективного   использования
   имеющихся материальных и информационных ресурсов;
       формирование  межрегиональных  и региональных фондов научного,
   научно - технического и технологического развития;
       осуществление иных   полномочий,  не  отнесенных  федеральными
   законами к  ведению  органов  государственной  власти   Российской
   Федерации.
       4. По  вопросам  совместного  ведения  органы  государственной
   власти Российской  Федерации  при  осуществлении  своих полномочий
   взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти
   субъектов Российской Федерации в форме:
       подготовки    совместных    предложений   о  совершенствовании
   организационно  - экономического механизма научной и инновационной
   деятельности;
       участия представителей соответствующих органов государственной
   власти   субъектов   Российской  Федерации  в составах  научных  и
   координационных  советов  по  проблемам науки и техники,  научно -
   технических  комиссий,  экспертных  и рабочих  групп,  создаваемых
   органами государственной власти Российской Федерации;
       взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно -
   технической   деятельности,   затрагивающей   совместные  интересы
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
       подготовки и   реализации   совместных  мер  по  содержанию  и
   развитию социальной сферы научных организаций.

       Статья  13.  Порядок  формирования  государственной  научно  -
   технической политики

       1.  Направления  государственной научно - технической политики
   на  среднесрочный  и долгосрочный периоды определяются Президентом
   Российской  Федерации на основе специального доклада Правительства
   Российской Федерации,  формируемого с учетом предложений субъектов
   Российской Федерации.
       2.  Законодательный  орган  государственной  власти Российской
   Федерации   ежегодно   в  соответствии   с  посланием   Президента
   Российской   Федерации   о  положении   в Российской  Федерации  и
   предложениями  Правительства  Российской  Федерации определяет при
   утверждении   федерального   бюджета   годовые   объемы   средств,
   выделяемых   для   выполнения   федеральных  научно  - технических
   программ  и проектов,  объем  финансирования научных организаций и
   размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной
   и  (или)  научно  - технической  деятельности,   а  также  систему
   экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
       3.  Определение  основных направлений государственной научно -
   технической политики,  научно - техническое прогнозирование, выбор
   приоритетных  направлений  развития  науки  и техники,  разработка
   рекомендаций   и  предложений   о реализации  научных  и научно  -
   технических программ и проектов, об использовании достижений науки
   и  техники  осуществляются в условиях гласности,  с использованием
   различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
       Государственная   научно  - техническая  политика  в отношении
   отраслей  разрабатывается  и реализуется соответствующими органами
   исполнительной  власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их
   объединений  с учетом  единой государственной научно - технической
   политики.
       4.  Государственная  научно  - техническая  политика субъектов
   Российской  Федерации  формируется и проводится при взаимодействии
   органов  государственной  власти  Российской  Федерации  и органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Государственная  научно - техническая политика на региональном
   уровне   разрабатывается  и реализуется  органами  государственной
   власти    субъектов    Российской   Федерации   с  учетом   единой
   государственной   научно   -  технической   политики   и интересов
   регионов.
       5.   Органы   государственной  власти  содействуют  сохранению
   высокого  уровня  научно  - технического  потенциала  организаций,
   выпускающих продукцию оборонного назначения,  и других организаций
   в  условиях конверсии,  оказывают экономическую,  организационную,
   социальную и иную поддержку их научным коллективам.
       Федеральный  орган  исполнительной  власти,  ответственный  за
   выполнение   работ   по   федеральной  научной  и (или)  научно  -
   технической  программе,  осуществляет  по отношению к организациям
   оборонных  отраслей,  работающим  по указанной программе,  функции
   государственного  заказчика  и обеспечивает необходимые меры по их
   государственной поддержке.

       Статья 14.  Организация  и  проведение  экспертиз   научной  и
   научно - технической деятельности

       1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
   государственной  власти  субъектов Российской Федерации организуют
   проведение  экспертиз  научных  и научно  - технических программ и
   проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
       2.   Экспертиза   проводится  организациями,   осуществляющими
   независимую экспертизу,  другими организациями, а также экспертами
   с   участием   представителей   субъектов   Российской  Федерации,
   организаций,  финансирующих  научную  и (или) научно - техническую
   деятельность, при:
       выборе   приоритетных  направлений  государственной  научно  -
   технической политики, а также развития науки и техники;
       формировании   научных   и  научно  - технических  программ  и
   проектов;
       проведении   конкурсов   на   участие   в научных  и научно  -
   технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и
   использованием  полученных  научных  и (или)  научно - технических
   результатов в экономике государства.
       3.   В   экспертизе   научной   и (или)  научно  - технической
   деятельности  не  может  участвовать  специалист,  имеющий  личную
   заинтересованность в ее результатах.
       4.  По  результатам  экспертиз  научных и научно - технических
   программ   и  проектов  органы  исполнительной  власти  Российской
   Федерации  и органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации   обязаны   заблаговременно  информировать  население  о
   безопасности,  в  том  числе  экологической,  об экономической и о
   социальной   значимости   создаваемых   производств   и  объектов,
   использующих достижения науки и техники.
       5.  В  случаях,  предусмотренных  законодательством Российской
   Федерации,   в   установленном   порядке  проводится  обязательная
   государственная   экспертиза   научно   - технических  программ  и
   проектов.


       Статья 15. Финансирование научной и (или) научно - технической
   деятельности

       1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно - технической
   деятельности    основывается   на   его   целевой   ориентации   и
   множественности  источников  финансирования.  Финансирование  этой
   деятельности  осуществляется за счет средств федерального бюджета,
   бюджетов  субъектов Российской Федерации,  внебюджетных источников
   (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
   объединений,  а также средств заказчиков работ), иных источников в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Средства на     финансирование    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из
   федерального бюджета   в   размере   не  менее  четырех  процентов
   расходной части федерального бюджета.
       2.  Правительство Российской Федерации организует разработку и
   исполнение   федерального  бюджета  в части  расходов  на  научные
   исследования  и экспериментальные  разработки,  определяет порядок
   создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно -
   технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных
   федеральным  бюджетом  средств  на эти цели между государственными
   заказчиками  федеральных  целевых программ,  федеральными органами
   исполнительной   власти,   научными   организациями   и указанными
   государственными фондами.
       3.    Фундаментальные   научные   исследования   финансируются
   преимущественно  за  счет  средств  федерального бюджета.  В целях
   содействия    инициативным    проектам   фундаментальных   научных
   исследований,   отбираемым   на   основе   конкурса,   в  порядке,
   устанавливаемом  Правительством  Российской  Федерации,  создаются
   фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности.
       4.  Федеральные  научно - технические программы,  приоритетные
   прикладные  научные  исследования  и экспериментальные  разработки
   финансируются   за  счет  средств  федерального  бюджета,   фондов
   поддержки  научной  и (или)  научно - технической деятельности и в
   порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
   банков  и других  хозяйствующих  субъектов.   В  порядке  долевого
   участия   могут   финансироваться   также   научно   - технические
   программы,  сформированные и реализуемые на основе международных и
   межотраслевых   научно   -  технических   соглашений,   научно   -
   технические программы создания новых техники и технологии двойного
   применения.
       5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет
   средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
   региональных фондов поддержки научной и (или) научно - технической
   деятельности   и  в  порядке  долевого  участия  за  счет  средств
   организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
       За счет средств федерального бюджета могут финансироваться,  в
   том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные
   научные  и научно  - технические  программы и проекты,  результаты
   осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.
       Совместное  использование средств,  выделенных из федерального
   бюджета,   бюджетов   субъектов   Российской  Федерации  и местных
   бюджетов   на  финансирование  научных  исследований  федерального
   значения,  осуществляется на долевых началах по согласованию между
   соответствующими   органами   Российской   Федерации,    субъектов
   Российской Федерации и органами местного самоуправления.
       6.   Финансирование   научной   и (или)  научно  - технической
   деятельности   осуществляется  государством  на  основе  сочетания
   финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования
   конкретных научных и научно - технических программ и проектов.
       7. В    Российской    Федерации   действуют   государственные,
   негосударственные и международные фонды поддержки научной и  (или)
   научно - технической деятельности.
       Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
   государственной  власти  субъектов Российской Федерации в порядке,
   установленном  законодательством  Российской  Федерации,   создают
   государственные   фонды   поддержки   научной   и (или)  научно  -
   технической    деятельности    как   некоммерческие   организации,
   деятельность     которых    финансируется    за    счет    средств
   соответствующего  бюджета  или  иных  источников,  не  запрещенных
   законодательством   Российской  Федерации.   Государственный  фонд
   поддержки   научной   и (или)  научно  - технической  деятельности
   является   самоуправляемой   организацией   и  осуществляет   свою
   деятельность   в  соответствии   с  законодательством   Российской
   Федерации и уставом.
       Государственные  фонды  поддержки  научной  и (или)  научно  -
   технической деятельности организуют независимую экспертизу научных
   и   научно   - технических  программ  и проектов,   представляемых
   субъектами научной и (или) научно - технической деятельности, и на
   основе  конкурса  выделяют  средства  на  финансирование указанных
   программ  и проектов.  Государственные  фонды  поддержки научной и
   (или)  научно  - технической  деятельности  ведут  раздельный учет
   средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их
   уставами, и на иные цели.
       8.  В федеральных органах исполнительной власти,  коммерческих
   организациях,  а также в органах государственной власти  субъектов
   Российской  Федерации могут создаваться внебюджетные фонды за счет
   относимых  на  себестоимость  производимой  продукции   отчислений
   организаций для     финансирования    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок.
       Порядок образования   и   использования   внебюджетных  фондов
   федеральных   органов   исполнительной   власти   и   коммерческих
   организаций   определяется  Правительством  Российской  Федерации,
   внебюджетных  фондов  органов  государственной  власти   субъектов
   Российской  Федерации  -  законодательством  субъектов  Российской
   Федерации.
   (п. 8 в ред. Федерального закона от 17.12.1998 N 189-ФЗ)
   (см. текст в предыдущей редакции)
       9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
   государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
   контроль  за расходованием средств,  выделенных из соответствующих
   бюджетов  или  внебюджетных  фондов  на  научную  и (или) научно -
   техническую деятельность, определяют формы и способы использования
   ее результатов.
       10.  Научная  и (или)  научно - техническая деятельность может
   осуществляться за счет грантов.
       Гранты передаются  научным  работникам,  научным организациям,
   образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
   другим юридическим лицам и гражданам.
       Получатели грантов   распоряжаются    ими    в    соответствии
   с законодательством   Российской   Федерации   или   в  случае  их
   использования на    территории    иностранного    государства    в
   соответствии с  законодательством  этого  государства,  а также на
   условиях, на которых эти гранты выделяются.

       Статья   16.   Международное  научное  и научно  - техническое
   сотрудничество Российской Федерации

       1.  Органы государственной власти Российской Федерации создают
   необходимые   условия   для  международного  научного  и научно  -
   технического сотрудничества.
       Субъект  научной  и (или)  научно  - технической  деятельности
   вправе  вступать  в международные  научные  и научно - технические
   организации  и объединения,  участвовать в международных научных и
   научно  - технических  программах  и проектах,  научных и научно -
   технических   программах   и  проектах   иностранных   государств,
   заключать  договоры  (контракты)  и иные соглашения с иностранными
   юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за
   пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном
   законодательством Российской Федерации.
       На территории Российской  Федерации  в  установленном  порядке
   могут создаваться  научные организации и научные центры с участием
   иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
   лиц.
       2. Иностранные  инвестиции   в   область   науки   и   техники
   осуществляются в   порядке   и  в  формах,  которые  предусмотрены
   законодательством Российской Федерации.
       3.   Российская  Федерация  поддерживает  научное  и научно  -
   техническое  сотрудничество с иностранными государствами на основе
   соответствующих   международных  договоров  Российской  Федерации,
   международных  научных и научно - технических программ и проектов,
   а    также    содействует    расширению   научно   -  технического
   сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.
       Органы  государственной власти Российской Федерации,  учитывая
   наличие  высокоинтегрированного  научно  - технического потенциала
   Содружества  Независимых  Государств  и других государств - бывших
   республик   СССР,   сложившиеся   научно   -  технические   связи,
   содействуют   развитию  научно  - технического  сотрудничества  на
   основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.
       4.   Органы   государственной   власти   Российской  Федерации
   осуществляют  контроль  за  передачей  научных  и (или)  научно  -
   технических   результатов,   а  также  научной  и (или)  научно  -
   технической продукции за пределы территории Российской Федерации в
   порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

                   Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 17.    О  приведении   нормативных   правовых   актов в
   соответствие с настоящим Федеральным законом

       Президенту Российской  Федерации  и  Правительству  Российской
   Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.

       Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   23 августа 1996 года
   N 127-ФЗ


   ------------------------------------------------------------------