Семенов Н.М. Музеи городского транспорта (новейший зарубежный опыт). – ВИЕТ. 2000. №4. С. 26-43.

Автор: Семенов Николай Михайлович – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Семенов Н.М. Музеи городского транспорта (новейший зарубежный опыт). – ВИЕТ. 2000. №4. С. 26-43.

Тематика материала: история техники в Х1Х и ХХ вв.; научно-техническая политика.

Реферат: В 90-е гг. ХХ в. общественный городской транспорт испытал подлинно революционный скачок своего развития. Появился транспорт с низким расположением пола, более удобный для входа и выхода (особенно инвалидов), чем легковые автомобили. Непрерывно совершенствуемые электронные системы управления и диагностики сделали эксплуатацию транспортных систем гораздо более экономичной, надежной, отвечающей непрерывно ужесточающимся экологическим стандартам. Важную роль во многих городах начинает играть трамвай, позволяющий отказаться от гораздо более дорого строительства дополнительных линий метро и переживающий ныне подлинный ренессанс. Бурное развитие общественного транспорта порождает у общественности интерес к истории его развития и стремление сохранить для потомков образцы сегодняшней техники. Ответом на этот интерес стало развитие музеев городского транспорта или, как минимум, создание соответствующих экспозиций в составе технических музеев. Соответствующие отраслевые музеи начинают формироваться в таких крупнейших городах России, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург. В связи с этим данная статья ставит перед собой задачу ознакомить сотрудников музеев, а также всех интересующихся данной проблемой с новейшим зарубежным опытом организации экспозиций транспортных средств. Статья основана на ряде публикаций международных ассоциации легкого рельсового транспорта (Light Rail Transit Association) и Ассоциации троллейбусных музеев (Trolleybus Museum Association), а также личном знакомстве автора со многими профильными музеями Западной Европы. В статье отмечено, что быстрое пополнение этих музеев привело к острой нехватке выставочных площадей. Решение этой проблемы достигается, во-первых, за счет передачи музеям пустующих строений, а, во-вторых, за счет более интенсивного использования уже имеющегося пространства. В частности, такая интенсификация достигается благодаря использованию экспонируемых транспортных средств как выставочных помещений. Так, от раздела к разделу посетители переходят через вагоны метро, в которых выставлены более мелкие экспонаты. Используются также проходы под днищами приподнятых автобусов, что позволяет познакомиться с обычно невидимыми деталями и механизмами. С другой стороны, такая интенсификация утомляет посетителей и мешает ориентироваться. В связи с этим в музеях все чаще применяются аудиовизуальные средства, при помощи которых удается показать, как транспортные средства выглядели на улицах городов. Стремление увидеть эти средства «в натуре» приводит также к реставрации некоторых транспортных линий. Еще одной проблемой транспортных музеев является высокая стоимость их эксплуатации. Эти музеи обычно работают лишь в летнее время года, по выходным дням. Поэтому, для того чтобы познакомить с материалами экспозиций больше людей, используют соответствующие страницы в Интернете. Кроме того фасады музеев делают из специального стекла, что позволяет прохожим получить хотя бы общее представление о характере музейных экспозиций. В статье подробно описаны музеи транспорта в Берлине, Брюсселе, Париже и ряде других городов Европы.