Дорога в никуда. Материалы о строительстве железной дороги Салехард-Игарка. 1947-1953 гг.

Автор: Берзин Артур Альфредович - научный сотрудник, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Берзин А.А. Дорога в никуда. Материалы о строительстве железной дороги Салехард-Игарка. 1947-1953 гг. - ВИЕТ, №1, 1990. С.38-49.

Тематика материала: История развития техники в СССР; научно-техническая политика в СССР; история развития железнодорожного транспорта в СССР; история освоения Сибири.

Реферат: В первые десятилетия советской власти продолжилось строительство железных дорог в неосвоенных и труднодоступных районах России, начало которому было положено Транссибирской магистралью. К 1940 г. протяженность железнодорожной сети в восточной части страны удвоилась по сравнению с 1913 г. Однако, если Туркестано-Сибирская и Печерская магистрали сразу после завершения стали важными звеньями народного хозяйства, то, наряду с этими и другими несомненно полезными дорогами, советским правительством было начато создание гигантских магистралей в экстремальных географических условиях, завершившееся провалом. К подобным проектам относится и прокладка грандиозной железной дороги у Полярного круга - от Салехарда до Игарки. История этого непродуманного и трагического по своим последствиям проекта до сих пор оставалась "белым пятном", ликвидации которого посвящена данная статья, основанная на материалах Фондов Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Идея строительства околополярного пути возникла у руководства страны в послевоенные годы. При этом первоочередной задачей считались перенос головного порта на трассе Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительство железнодорожного подхода к нему. Постановления Совета Министров СССР от 4 февраля и 22 апреля 1947 г. предписывали начать строительство морского порта и судоремонтного завода на берегу Обской губы, у Мыса Каменного и сооружения железной дороги из Воркуты длиной 710 км с примыканием к Северо-Печерской магистрали у станции Чум и веткой к поселку Лабытнанги на левом берегу Оби. К 1949 г. строительство завершилось провалом. В январе 1949 г. состоялось совещание с участием Сталина, Берии и Френкеля - начальника Главного управления лагерного железнодорожного строительства. На совещании было принято решение о ликвидации начатой стройки и переносе головного порта и других объектов Главсевморпути в Игарку, о прокладке дороги Салехард-Игарка длиной 1263 км с паромными и ледовыми переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем к этой линии планировалось присоединить участок Игарка-Дудинка-Норильск, завершив формирование Великой Северной магистрали. В статье подробно рассмотрены основные этапы этого строительства, которое тоже велось непродуманно с колоссальными человеческими жертвами и тоже завершилось провалом. После 1953 г. стройка была брошена вместе со всем оборудованием и техникой.