Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека. - Вопросы философии. 1986. №7. С. 13-27.

Автор: Брагина Наталья Николаевна - доктор медицинских наук, Институт нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко АМН СССР; Доброхотова Тамара Амплиевна - доктор медицинских наук, Институт нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко АМН СССР.

Источник: Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека. - Вопросы философии. 1986. №7. С. 13-27.

Тематика материала: история медицины; научное творчество.

Реферат: По своей морфологии человек зеркально симметричен. Он представляет собой единство правых и левых частей, как бы зеркально отражающих друг друга. Поэтому принцип симметрии-асимметрии правого и левого может служить важной методологической основой при изучении человека. Данная статья посвящена анализу феномена функциональной асимметрии человеческого мозга с точки зрения нарушения закона симметрии правого и левого в природе. Учение об асимметрии мозга зародилось в рамках медицины в 19-м веке. Кроме того, к настоящему времени открыто множество признаков асимметрии правых и левых частей парных органов человека. Чисто условно эти признаки можно объединить в три группы - моторные, сенсорные и психические асимметрии, выражающие собой неравенство правых и левых частей органов движений, чувств и целостной нервно-психической деятельности человека. Присущее данному человеку сочетание признаков определяет его индивидуальный профиль асимметрии, который включает в себя, наряду с асимметрией рук, ног и органов чувств, характерные только для данного субъекта особенности психики. В статье анализируются различные подходы к проблеме описания асимметрии полушарий человеческого мозга и указывается на то, что распространенные в научной и научно-популярной литературе описания функций полушарий (образной, чувствующей и логической) скорее отдаляют, чем приближают нас к пониманию феномена асимметрии мозга. Авторы статьи пишут, что мыслит все-таки весь мозг, как целое, а не его отдельные полушария. Каждое полушарие работает при наличии другого; асимметрия же полушарий проявляется в ходе их парной работы. Существенным недостатком имеющихся подходов к анализу этой проблемы является и то, что феномен асимметрии рассматривается лишь на уровне человека, причем за определившие эту асимметрию причины подчас принимаются ее проявления. Так, асимметрию мозга обычно связывают с развитием речи и праворукости, а также различных способов обработки информации и т.д. Но асимметрия есть и в мозге животных, не имеющих речи, кроме того во всех человеческих обществах наряду с большинством праворуких есть леворукое меньшинство. Таким образом резоннее было бы думать, что полушария мозга не потому стали асимметричными, что по-разному обрабатывали информацию, а потому обрабатывают ее различно, что в ходе эволюции стали асимметричными. Асимметрия функций полушарий мозга появляется задолго до того, как возникли высшие формы человеческой деятельности, использующие эту асимметрию. По мнению авторов, асимметрия мозга не может быть понята вне фундаментальных законов живой и неживой природы. Она выражает собой скорее кульминационное проявление действия закона нарушения симметрии правого и левого в природе. Помимо этого необходимость асимметрии функций полушарий мозга вытекает из социальной природы человека. Дело в том, что симметрии функций сопутствует врожденное слабоумие, главным проявлением которого оказывается необучаемость - неспособность усваивать влияния социальной среды. Для нормального же нервно-психического развития ребенка абсолютно необходима нарастающая асимметрия функций полушарий мозга, которая открывает возможность воздействия факторов социальной среды на функциональное состояние мозга.