Сокулер З.А. Институты власти и наука эпохи модерна. - Науковедение. 2000. №2. С. 86-106.

Автор: Сокулер Зинаида Александровна - доктор философских наук, Отдел социологии и социальной психологии ИНИОН РАН.

Источник: Сокулер З.А. Институты власти и наука эпохи модерна. - Науковедение. 2000. №2. С. 86-106.

Тематика материала: научно-техническая политика; научно-техническая политика во Франции в 18 в.; наука и культура.

Реферат: Представления о зависимости развития науки от влияния всевозможных социальных и культурных факторов уже давно и прочно вошли в современное науковедение. Тем не менее вопросы о характере и степени такой зависимости в различные эпохи продолжают оставаться малоизученными. Данная статья содержит попытку выяснить, какие социальные факторы содействовали переходу науки Нового времени (эта эпоха называется в статье модерном) в ту стадию развития, когда к наука начинает соответствовать тем критериям "нормальности", которые были сформулированы Т.Куном (Th.Kuhn) в его знаменитой книге "Структура научных революций". Важнейшей особенностью "нормальной науки", по Куну, является наличие принятой сообществом ученых парадигмы - совокупности как явно выраженных, так и подразумеваемых представлений о характере науки и стоящих перед ней задач. Автор статьи полагает, что говорить о "нормальности" науки можно лишь с конца 18-го - начала 19-го вв. Именно в это время имеющийся массив научного знания начинает рассматриваться как открытый, содержащий указания на существование еще нерешенных проблем, которые стоит сделать предметом исследований. В эпоху же античности, средневековья и даже 16-17 вв. такой подход к научному знанию был еще не характерен, более того, открытость системы знания, явное присутствие в ней нерешенных проблем являлись тогда в глазах ученых недостатком. Появление в науке парадигм является признаком ее профессионализации, т.е. проявлением не столько зрелости научной дисциплины, сколько формирования в научном сообществе иерархических структур, пронизанных отношениями власти и подчинения. В начале 19 в. формируется система допусков, определяющих возможность заниматься научными исследованиями. Между тем, раньше такими исследованиями мог заниматься любой желающий и результаты его работы не могли априорно рассматриваться ни обществом в целом, ни сообществом ученых как принципиально ненаучные. В статье показано, что важную роль в превращении науки Нового времени в "нормальную науку" сыграл опыт Парижской Политехнической школы и ряда других французских высших учебных заведений конца 18 в., осуществлявших массовую подготовку инженеров различного профиля в военных условиях. Именно в таких школах удалось выделить в особую организационную структуру математическое (а также физическое и химическое) образование, ценное не само по себе, а для решения конкретных задач. Такое образование требовало создания стандартных и достаточно стабильных учебников, подготовки соответствующих преподавателей, внедрения системы экзаменов и т.п. В свою очередь, такая система образования выдвигала соответствующие требования к системе научного знания: наличие надежных основ, преемственность, кумулятивность и другие качества, которые Кун в наше время сделал отличительными признаками "нормальной науки". Таким образом "нормальная наука" - это наука, способная контролировать деятельность ученых при помощи парадигм, выступающих как своеобразный институт власти. Несоответствие проделанной работы принятым в сообществе парадигмам рассматривается как признак ненаучности такой работы и карается изгнанием ученого из сообщества профессионалов.