Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 116-126.

Автор: Визгин Виктор Павлович - доктор философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 116-126.

Тематика материала: социология науки; наука и культура; наука и идеология; биография М.Фуко (M.Foucault).

Реферат: Статья посвящена анализу концепции знания, разработанной Мишелем Фуко (1926-1984) в книгах "Слова и вещи", "История безумия в классическую эпоху", "Рождение клиники" и др. Работы М.Фуко (M.Foucault) интересны прежде всего тем, что позволили выявить новые степени интеллектуальной свободы (и принуждения) человека европейской культуры. Эти степени связаны с понятием "политический материализм", которое, по Фуко, позволяет преодолеть ограничения исторического - в основе своей экономического - материализма. Фуко полагал, что политика или язык - ничуть не менее базисные категории, чем экономика. При этом политика и язык существенно переосмысливались Фуко, который отказался от чисто юридической интерпретации политики. Для него политика - это не часть идеологии, не феномен общественного сознания и т.п., а вездесущая, всепроникающая социо-культурная квазиматерия, анонимная и всеобщая. По Фуко, политическая квазиматерия возникает из-за того, что слова, вещи и индивиды включены в разнообразные системы отношений господства. Эти системы властных отношений буквально пронизывают цивилизацию Запада. Причем для Фуко понятия "власть" и "знание" являются неразрывными. Знание не есть особый внеполитический продукт, который может лишь внешним образом использоваться властью. Знание само по себе есть власть, оно насквозь пропитано отношениями господства, построено с самого начала так, чтобы была возможна его политическая утилизация. И наоборот, власть всегда есть, по сути дела, знание. Никакое знание не формируется без системы коммуникации, регистрации, накопления и трансляции, которая сама по себе есть форма власти и связана в своем сущестивовании с другими формами власти. В свою очередь, никакая власть не существует без извлечения, усвоения и присвоения знания. Согласно Фуко, властные отношения пронизывают всю цивилизацию на всех ее уровнях и именно на базе политики, рассматриваемой в контексте властных отношений, возможно относительное обособление политики как специального института, возникновение и эволюция государства. Однако суть политики задает не государственно-юридическая модель, а модель всепроникающих властных отношений, неразрывно связанных с различными системами знания. Фуко в своих работах показывает, что знания всегда производятся, хранятся и используются в определенных коммуникативных системах с установленным внутри них порядком вопрошания, правилами категоризации возможных ответов и способами их фиксации т.п. Причем все эти системы и правила не являются внешними по отношению к самому знанию. Иными словами, познающий субъект видит природу в рамках определенной системы социальных (прежде всего, властных) отношений. В соответствии с этим подходом Фуко выделяет три основные матрицы генерации знания, характерные для Античности ("мера" или "измерение"), Средних веков ("опрос" или "дознание") и Нового времени ("осмотр" или "обследование"). Так, Фуко показывает, что принцип изономии (одинаковости действия законов во все Космосе) был заимствован греками из политики и распространен практически на все виды знания. Аналогично, "опрос-дознание" как систематическая процедура извлечения знания в судах сложился в 12-13 вв. вместе с ростом княжеств и реорганизацией церкви. В то же время, опрос стал матрицей для формирования эмпирических наук о природе и обществе. Поэтому Фуко называет западную цивилизацию инквизиторской. В Новое время процедуры осмотра-обследования как способа выявления всевозможных патологий стали матрицей для формирования всевозможных наук о человеке.